Автор: Карташова Елена Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ детский сад №17
Населённый пункт: город Балаково, Саратовская область
Наименование материала: методическая разработка по ознакомлению с окружающим
Тема: "ГРИБЫ"
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим
в средней группе детского сада.
Тема: «Грибы»
Автор: Карташова Елена Александровна, воспитатель МАДОУ детский сад №17, г.
Балаково, Саратовской области.
Цель: продолжать формировать представления детей о жизни леса, о природе, о
грибах.
Задачи:
1.
Продолжать знакомить детей с правилами безопасного поведения на природе.
2.
Закреплять
умение
создавать
изображение:
вырезать
овалы
из
прямоугольников, создавать из фигур коллективную композицию.
3.
Развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных
опытов.
4.
Формировать устную речь детей, навыки общения с окружающими.
5.
Воспитывать любовь к природе и бережное, внимательное отношение к ней.
Воспитывать у детей аккуратность во время аппликаций.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, картин о лесе, деревьях, грибах и ягодах. Чтение
художественной
литературы
природоведческого
характера.
Отгадывание
загадок.
Материал:
Дерево,
ёлка,
грибы,
картины
на
тему
«Осень»,
листы
бумаги,
ножницы,
кисточки, клей.
Ход НОД
1.
Организационный момент
Воспитатель: Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес. Хотите
пойти в лес? Одевайтесь потеплее, берите корзины и мы отправимся в путь.
(Дети
идут,
выполняя
задания:
одеваются,
широкие
шаги,
мелкие
шаги,
перепрыгивают через ручей, поднимают колени.)
Воспитатель: Вот и пришли в лес.
2.
Стихотворение «Лесные правила»
А вы знаете, как нужно вести себя в лесу? ( ответы детей)
Послушайте стихотворение о правильном поведении в лесу.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй,
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь –
Испугаются зверюшки ,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай,
Никогда не забывай
Мусор с травки убирать,
Зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять –
Ты пришел не убивать.
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не надо всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить.
Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги, Ведь они нам не враги.
Воспитатель: Прогуляемся по тропинкам нашего леса?
3.
Упражнение
«Приятный
запах».
Развитие
длительного
плавного
выдоха.
Воспитатель: Чувствуете, какой здесь чистый воздух?
Давайте подышим. (Глубокий вдох, одновременно поднимая руки вверх и на
выдохе произносим «Ах»)
4.
Зрительная гимнастика. Снятие зрительного напряжения.
Воспитатель: Посмотрите глазками влево – вправо.
Видите птиц. Почему?
5.
Загадка.
Воспитатель: Если вы отгадаете мою загадку, то узнаете самых главных
обитателей леса.
Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает (дерево).
6.
Дидактическая игра «Закончи предложение»
У берёзы лист маленький, а у клёна…
У тополя листья ровные, а у рябины…(ажурные).
У рябины ствол коричневый, а у березы…
У березы ствол тонкий, а у дуба…
У ели ветки внизу, а у сосны…
У клёна листья, а у ели….
7.
Беседа о грибах.
Воспитатель: В лесу растут грибы, а для роста им необходимы тепло, влага.
Есть
съедобные
грибы.
Какие
грибы
вы
знаете?
Что
можно
из
них
приготовить?
Есть ядовитые грибы. Какие вы знаете? Можно ли их собирать в корзину?
Почему? Люди часто сбивают их ногами, растаптывают, но делать этого
нельзя. Почему? Потому, что они служат лекарством для лесных обитателей:
зайцев, лосей, украшают лес.
Кто знает, как вести себя в лесу при сборе грибов, чтобы эти вкусные
дети леса радовали не только нас, но и других людей через несколько
лет? Почему?
Знаете ли вы, как долго живет гриб? Гриб живет 3-4 дня, а грибница
долго, иногда больше 10 лет. А что такое грибница? Грибница - это корни
гриба. Как у дерева есть корни, так и у гриба грибница. Пойдемте, поищем
грибы.
8.
Физкультминутка.
Все зверюшки на опушке (хоровод)
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали (скачут),
Рыжики срывали (срывают)
Лисичка бежала ( бег на месте, собирают)
Лисички собирала
Скакали зайчатки (скачут, собирают)
Искали опятки
Медведь проходил, (идут в развалку)
Мухомор раздавил. (топаю правой ногой)
9.
Опыты
Машины, автобусы - враги грибов. Они выбрасывают в воздух выхлопные
газы и могут загрязнять грибы. Как это происходит? Давайте проведем опыт.
Возьмем губку и соберем грязную воду с блюдца. Вот так и грибы всасывают
загазованный грязный воздух. И даже съедобные грибы, растущие у дороги,
могут быть опасными. Как вы думаете, можно употреблять в пищу такие
грибы? (нет) Я вижу вы настоящие грибники, идем собирать грибы. (Сели за
столы)
10. Пальчиковая гимнастика.
Топ-топ- пять шагов (шагают)
В туесочке пять грибов (переплели пальцы – туесок, большой палец-ручка)
Мухомор красный-
Гриб опасный.
А второй – лисичка,
Рыжая косичка.
Третий гриб – волнушка,
Розовое ушко.
А четвертый гриб – сморчок,
Бородатый старичок.
Пятый гриб – белый(загибают пальцы)
Ешь его смело! (показывают 5 пальцев)
11.Аппликация «Грибы»
Дети
выполняют
аппликацию.
Самостоятельная
деятельность
детей,
приклеивают изображение на ватман.
Как много грибов выросло на нашей поляне!
12. Загадки
Отгадайте загадки какие грибы вы сделали.
Не спорю – не белый.
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно в березовой роще (Подберезовик).
Этот гриб – любимец мой,
С толстой ножкою прямой,
Красной шапкой он накрылся,
Под осинкой схоронился. (Подосиновик)
Рыжие ушки с лисьей макушки,
В травке лежат для малых ежат. (лисички)
В шапке красно – гриб опасный,
Полюбуйся, погляди,
Да сторонкой обойди. (Мухомор)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек.
В шляпках разноцветных, Издали приметных.
Собирай не мешкай. Это … (Сыроежки).
Рефлексия
Воспитатель: Может ли человек прожить без леса? Что дает лес людям?
(Без леса человеку не прожить, он дает свежий воздух, защищает поля, луга
от сухих ветров, дает древесину для строительства, дрова, грибы, ягоды,
орехи, лекарственные растения).
Воспитатель: Люди сложили много пословиц о лесе.
Ребята, предлагаю вам их вспомнить.
Лес – это богатство страны его надо беречь.
Лес богатство и краса, береги свои леса.
Люби лес, люби природу – будешь вечно мил народу.