Автор: Загоруйко Елена Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №11 комбинированного вида г. Воркуты"
Населённый пункт: г. Воркута
Наименование материала: статья
Тема: "Авторские игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса".
Раздел: дошкольное образование
Авторские игры для детей старшего дошкольного возраста,
направленные на различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и
звуков по высоте, силе и тембру голоса.
При различении степени громкости звука дети знакомятся с громким и тихим
звучанием предметов, учатся соотносить интенсивность звучания с расстоянием
(тихо — далеко, громко — близко), прислушиваться к звукам (реагировать на
изменение порога чувствительности). Используются игры, направленные на
выработку невербальных и вербальных реакций на громкие и тихие звуки.
1. Игра «Дары леса».
Цель:
развивать
слуховое
внимание,
учить
детей
различать
степени
громкости звука, реагировать на изменение порога чувствительности.
Оборудование: грибы, ягоды, шишки, барабан.
Ход игры: На лесной поляне (на полу) разложены грибы, шишки, ягоды.
Дети
ходят
с
лукошком
(пакетом,
ведёрком)
и
тихим
голосом
напевают
песенку: «За грибами в лес иду, в лес иду, в лес иду. Дары леса соберу, соберу,
соберу». Во время пения детей педагог стучит в барабан. Если взрослый тихо
играет на барабане – дети собирают грибы, если немного громче – ягоды, а
если очень громко – то пошёл дождь, дети должны собраться в круг.
2. Игра «Найди картинки».
Цель:
развивать
слуховое
внимание,
учить
детей
различать
степени
громкости
звука,
реагировать
на
изменение
порога
чувствительности,
развивать навыки составления рассказа по серии сюжетных картинок.
Оборудование: бубен, серия сюжетных картинок (из 3-4 частей).
Ход
игры:
Педагог
предлагает ребенку
найти
спрятанную
картинку,
ориентируясь
на интенсивность
звукового
сигнала
(бубна).
Количество
участников должно соответствовать количеству картинок одной сюжетной
серии.
После
того,
как
все
сюжетные
картинки
будут
найдены,
дети
выкладывают их в логически – временной последовательности и составляют
рассказ по серии сюжетных картинок.
3. Игра «Далеко или близко?».
Цель: развивать слуховое внимание, учить детей различать степени
громкости звука, определять далеко или близко находится объект, расширять
словарный запас по теме «Домашние и дикие животные», развивать связную
речь, тонкую моторику пальцев рук.
Оборудование:
магнитофон,
записи
голосов
домашних
и
диких
животных,
предметные
картинки
животных;
вертикальные
полоски
для
обозначения того, далеко или близко находится объект (по количеству детей),
счётные палочки.
Ход игры: Перед детьми - домашние и дикие животные. Педагог просит
назвать
животных
и
распределить
их
на
две
группы:
лесные
жители
и
домашние звери. Припоминается, кто как голос подаёт. Взрослый включает
запись
голосов
животных, регулятором
увеличивает
или
уменьшает
громкость звучания, а ребёнок определяет, кто так сказал и далеко или близко
находится животное. За каждый правильный ответ ребёнок получает счётную
палочку. Взрослый выставляет отгаданную картинку на панно, а дети на
вертикальной полоске отображают после каждого ответа далеко или близко
находился зверь (палочка в начале полоски, палочка в конце полоски). После
каждого правильного ответа палочка с полоски убирается в сторону, но
остаётся
на
столе
ребёнка.
Когда
все
голоса
животных
будут
отгаданы,
педагог предлагает воспитанникам на своих рабочих местах построить из
счётных палочек любое из перечисленных животных и составить о нем
загадку - описание. Дети конструируют животных, выполняют задания. При
затруднении в составлении загадки-описания, педагог, в качестве подсказки,
выставляет на панно схему описательного рассказа о животном.
4. Игра «Фантазёры».
Цель:
развивать
слуховую
память
и
слуховое
внимание
детей,
воображение, связную речь, тонкую моторику пальцев рук.
Оборудование: листок бумаги на каждого ребёнка, цветные карандаши,
магнитофонная запись звуков природы, животного мира.
Ход игры: Дети, закрыв глаза, слушают магнитофонную запись. Через 2 -3
минуты детям предлагается открыть глаза и нарисовать, что они услышали.
После выполненного задания, каждый ребёнок по своей работе, с помощью
взрослого, составляет творческий рассказ.
5. Игра «Копилочки – шумелочки» (2 вариант игры).
Цель: развивать слуховую память, слуховое внимание детей на материале
неречевых звуков, развивать тонкую моторику пальцев рук.
Оборудование: коробочки с отверстиями разной формы: овальной – для
фасоли, круглой – для шариков, прямоугольной – для монет, треугольной –
для риса; фасоль, шарики, монеты, рис. Коробочки с отверстиями парные.
Ход игры: Детям предлагается рассмотреть предметы на блюдцах: фасоль,
шарики, рис, монеты и коробочки с отверстиями. Ребята по форме отверстий
определяют, в какую из коробочек будут помещать предметы. И начинают
заполнять
копилочки
рабочим
материалом,
участвуют
большой
и
указательный
палец
руки.
Для
усложнения
задачи,
материал
в
копилку
помещают пальцами другой руки. Ребёнку предлагают потрясти каждую из
копилочек
и
послушать,
как
они
гремят.
Просят
найти
две
одинаково
звучащие копилочки.
Определение
длительности
неречевых
звуков осуществляется
в играх,
направленных на различение длительных и коротких сигналов с помощью
невербальных и вербальных ответов.
6. Игра «Солнышко».
Цель:
развивать
слуховое
внимание,
учить
детей
различать
длительность неречевых звуков, развивать тонкую моторику пальцев рук.
Оборудование: пластилин, лист бумаги.
Ход игры: Детям раздают листочки и пластилин. Педагог загадывает
загадку:
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все ... (Солнце)
Педагог: «Ребята, какой формы солнышко? А по цвету оно какое может
быть?». Дети отвечают на вопросы, педагог поясняет, что солнышко может
быть и красным, и жёлтым, и белым. Дети при помощи пластилина рисуют
круг солнышка, размазывают пальчиком пластилин. Взрослый предлагает
слепить из пластилина 8 маленьких шариков и разместить их по контуру
круга солнышка. Педагог объясняет ребятам, что эти маленькие шарики
будут превращать в длинные и короткие лучики. Взрослый металлофоном
издаёт длинные и короткие звучания, а дети размазывают пластилиновый
шарик, рисуя пальчиком лучик по длительности звука (длинный лучик –
длинный
звук,
короткий
лучик
–
короткий
звук).
Начинают
выполнять
задание с самого верха и далее по часовой стрелке. Задание проверяется. А
потом, дети сами могут по своему рисунку играть длинные и короткие звуки.
Различение
высоты
звука отрабатывается
в
играх,
первоначально не
требующих оречевления ситуации, а затем сопровождающихся
словесными
ответами.
Дети
практически
знакомятся
с понятиями
«высокий»
—
«низкий» звук, «звучит высоко» — «звучит
низко».
Например,
логопед,
демонстрируя на детских музыкальных инструментах и звучащих игрушках
(пианино,
металлофоне, барабане, свистке т.п.) высокие и низкие звуки,
сравнивает их
звучания
с
лесенкой,
высокими
и
низкими
предметами,
голосами и движениями взрослых животных и их детенышей.
7. Игра «Покружились, покружились и в предметы превратились…».
Ц е л ь : развивать
слуховое
внимание,
воображение
детей,
учить
различать высокие и низкие звуки.
Оборудование:
металлофон,
пианино,
предметные
картинки:
дом,
домик, дерево, деревце, стакан, стаканчик, цветок, цветочек, стул, стульчик.
Ход игры: Педагог показывает детям предметную картинку с высоким и
низким предметом, воспроизводит низкие и высокие звуки (например, на
металлофоне, пианино). Услышав высокие звуки, дети изображают высокие
предметы, услышав низкие звуки — низкие предметы.
8. Игра «Кто живёт в нашем хлеву?».
Цель: развивать слуховое внимание, учить детей различать высокие и
низкие звуки.
Оборудование:
предметные
картинки
домашних
животных
и
их
детёнышей (корова, коза, овца, лошадь и их детёныши).
Ход игры: На панно картинки домашних животных и их детёнышей.
Педагог высоким и низким голосом произносит звукоподражания животных, а
дети отгадывают, кто так сказал. Взрослое животное – высокий звук, детёныш
– низкий звук.
9. Игра «Вини - Пух и Пятачок».
Цель: развивать слуховое внимание, учить детей различать и правильно
подбирать высокие и низкие звуки.
Оборудование: Вини – Пух и Пятачок, предметные картинки: шарик
мяч, машинка, варенье, мёд, сок.
Ход игры: В гости к детям приходят Вини – Пух и Пятачок. Они
приветствуют
детей,
спрашивают
их
имена
высоким
и
низким
голосом.
Педагог объясняет ребятам, что Вини – Пух разговаривает с ними низким
голосом, а Пятачок – высоким. Дети выбирают подарки для гостей и дарят
их, произнося «Я дарю тебе этот шарик!» высоким и низким голосом.
Определение количества звучаний и звучащих предметов.
Вначале
используются
звуки,
воспроизводимые
натуральными
предметами,
затем
—
аудиозаписи.
Количество
звуков
и
звучащих
предметов, подсчитывается детьми с помощью символов (палочек,
фишек
и т.п.). Задания нужно предъявлять в игровой форме.
10. Игра «Поезд».
Цель:
развивать
слуховую
память,
слуховое
внимание
детей,
учить
детей определять количество повторяющихся одинаковых звучаний.
Оборудование: магнитофон.
Ход
игры:
Педагог
предлагает
детям
поиграть
в
игру
«Поезд».
Взрослый включает магнитофонную запись любой детской песенки. Дети
вслед за взрослым становятся друг за другом, изображая поезд (взрослый –
первый вагон). Поезд едет по кругу, дети говорят «чух-чух-чух», а педагог за
время поездки произносит «Туууу!» от 2 до 4 раз (с некоторым интервалом).
Дети должны посчитать, сколько раз произнесено «Тууу!».
11. Игра «Кошечка».
Цель:
развивать
слуховую
память,
слуховое
внимание
детей,
учить
детей
определять
количество
повторяющихся
одинаковых
звучаний
в
аудиозаписи, развивать навыки языкового анализа и синтеза.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись мяуканья кошечки (7 минут),
схема предложения.
Ход игры: В гости к ребятам приходит кошечка. Она просит послушать
её
предложение
и
определить,
сколько
раз
она
сказала
«мяу».
Педагог
включает аудиозапись, дети определяют количество «слов». Затем, кошечка
предлагает ребятам составить разные предложения с указанным количеством
слов, выложить предложения графически.
12. Игра «Зайка - музыкант».
Цель:
развивать
слуховую
память,
слуховое
внимание
детей,
учить
детей определять количество неречевых звуков и звучащих предметом.
Оборудование: зайка, погремушка, колокольчик, бубен, барабан.
Ход игры: В гости к детям приходит Зайка. Зайка – музыкант. Он
предлагает ребятам поиграть. Ребята должны посчитать, сколько раз за своё
выступление
Зайка
хлопнул
в
ладоши,
топнул
ножкой
и
на
скольких
музыкальных
инструментов
играл,
перечислить
эти
инструменты.
Зрительное восприятие Зайки и звучащих предметов исключается.
13. Игра «На лужайке».
Цель:
развивать
слуховую
память,
слуховое
внимание
детей,
учить
детей определять количество звучаний и звучащих предметов в аудиозаписи.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись голосов животных, птиц.
2
Ход игры: Взрослый предлагает детям отправиться в путешествие на
лужайку.
Ребята
внимательно
слушают
аудиозапись различных
звуков
(голоса
животных,
птиц,
шумы),
определяют
их
число.
Для
упрощения
подсчёта
звучаний
каждому
ребёнку
выдаётся
определенное
количество
фишек.
Развитие
неречевого
слуха
включает
работу
по
активизации
пространственного
слуха. Тренировочные
игры
направлен ы
н а
формирование умений различать направление звучания, источник звучания,
расположенный спереди или сзади, справа или слева от ребенка.
14. Игра «Тише, мишку не будите!».
Цель:
развивать
слуховое
внимание
детей,
формировать
умение
определять направление звука.
Оборудование: шарфик для завязывания глаз.
Ход
игры: Посередине кабинета становится ребенок, ему завязывают
глаза. Он – мишка. Дети идут по кругу и говорят: «Тише, мишку не будите,
мишка
спит
и
нас
не
слышит.
К
мишке
ближе
подойдём,
мишке
мёда
поднесём». Дети останавливаются. Педагог: «Кто принёс мёд?». Один из
детей (по знаку логопеда) звонко хлопает в ладоши. Мишка снимает шарфик,
отгадывает, кто из детей принёс мёд.
15. Игра «Тропинка».
Цель: развивать слуховое внимание, учить детей различать направление
звучания, источник звучания, развивать чувство ритма.
Оборудование: шарфик для завязывания глаз, сундучок со снежинками
(или листьями, в зависимости от времени года), пищащие игрушки – 5 штук,
бубен.
Ход игры: Выбирается ведущий. Он становится в центре кабинета, ему
дают
сундучок
со
снежинками,
завязывают
глаза.
Остальные
дети
располагаются в разных местах кабинета (пространство для игры должно быть
свободным от предметов мебели), в руках у детей пищащие игрушки. По
знаку
взрослого
один
из
детей
озвучивает
свою игрушку.
Ребенок
с
завязанными
глазами
начинает
движение
в направлении
услышанного
звука, и одновременно со своим движением, на каждый шаг, себе под ноги
бросает снежинки. Затем звучание игрушки прекращается и слышится звук,
произведенный игрушкой другого ребенка
(также
по
сигналу
логопеда).
Ребенок с завязанными глазами меняет направление и продолжает двигаться
в сторону следующего источника, бросая снежинки под ноги и т.д. Когда
маршрут
пройден,
дети
смотрят
на
снежную
тропинку
и
начинают
маршировать по тропинке под звук бубна (марш). Затем на середину круга
приглашается другой ребенок.