Напоминание

"Воспитание ученика-пианиста в начальных классах".


Автор: Курилова Светлана Александровна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: КГКП "Денисовская детская музыкальная школа"
Населённый пункт: Казахстан, с.Денисовка
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитание ученика-пианиста в начальных классах".
Раздел: дополнительное образование





Назад




Воспитание ученика-пианиста в начальных классах.

Курилова Светлана Александровна

преподаватель по классу фортепиано

КГКП "Денисовская детская музыкальная школа"

«Любите и изучайте великое искусство музыки.

Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей.

Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее.

Вы увидите жизнь в иных тонах и красках….» (Д.Д.Шостакович)

Первые

годы

воспитания

пианиста

являются

тем

своеобразным

этапом,

на

котором постепенно раскрываются особенности общемузыкального и музыкально –

профессионального развития ребенка.

В процессе воспитания – обучения младшего школьника – пианиста уже в

начальных

классах

остро

встают

вопросы

музыкально

творческого

и

психологического контакта педагога с учеником. Опыт лучших педагогов помогает

выявить

стержневые

стороны

этого

контакта,

в

равной

степени

влияющего

на

творческое развитие ученика и на профессиональный уровень преподавания.

Что же является источником сближения ученика с педагогом на общей основе

увлеченности музыкой, стремление познать и раскрыть ее художественные богатства?

У вдумчивого педагога-музыканта такое сближение происходит на всех этапах его

работы

с

учеником

над

музыкальным

произведением.

Чем

методически

последовательнее

он

поведет

своего

воспитанника

к

«секретам

»

овладения

произведением, тем активнее исполнительское внимание и творческая воля последнего

включается во все процессы работы. Нередко безынициативность и вялость ребенка

является следствием ремесленной работы педагога, не сумевшего пробудить у него

интерес к музыке и ее исполнению.

Зная общие и музыкально- психологические особенности развития младшего

школьника

и

уже

имеющиеся

в

его

опыте

элементарные

навыки

восприятия

и

исполнения

музыки,

педагог

должен

тонко

улавливать

реакцию

ребенка

на

поставленные перед ним творческие и учебные задачи.

Дети младшего школьного возраста воспринимают музыку непосредственно,

конкретно

и

эмоционально.

В

связи

с

их

ограниченной

возможностью

долго

сосредотачивать

свое

внимание

на

отдельных

деталях

нотного

текста,

педагог-

воспитатель должен постоянно стимулировать их интерес к новому, давать толчок

воображению.

Общаясь с учеником, педагог должен выявить особенности дарования своего

воспитанника, понять причины недостатков в исполнении разучиваемых произведений.

На

этой

основе

зарождается

индивидуальный

подход

к

отбору

форм

и

приемов

воздействия на ребенка, важный для его успешного продвижения в музыке.

Естественно,

в

первую

очередь

педагога

привлекает

такой

ученик,

который

обладает не только хорошими творческо-слуховыми данными, но и быстро, интересно

развивается в исполнительской сфере. Он мгновенно реагирует на объяснения и показ,

хочет сам поскорее сесть за инструмент и тут же воплотить услышанное им в действие..

Иногда темпераментные дети с естественной для них непосредственностью не дают

педагогу до конца показать отрывок произведения, стараясь поскорей сыграть его

самостоятельно.

Нельзя,

однако,

довольствоваться

способностями

ученика,

его

умением

схватывать

все

на

лету.

Подобную

творческую

увлеченность

надо

всячески

поддерживать, разъясняя и показывая ему при этом те формы работы над деталями

авторского текста, трудностями фортепианной фактуры, овладение которыми будет

способствовать росту его рабочей исполнительской самостоятельности.

Пытаясь

разгадать

индивидуальность

ученика,

педагог,

невзирая

на

все

недостатки его игры, старается найти в ней крупицы оригинального, интересного, хоть

порой и спорного в истолковании отдельных деталей. Не подавляя инициативу ученика

своим исполнительским решением, он, возможно, должен даже в чем-то уступить ему,

не пресекая его собственных устремлений. Уже последующие уроки дадут возможность

после тактичного исправления имеющихся у ученика недостатков закрепить лучшее из

найденного им самим.

Общение

педагога

с

ребенком,

не

обладающим

ярким

музыкально-

исполнительскими данными, но любящим музыку и стремящимся познать ее, протекает

иначе. В этом случае педагогу приходится искать такие возможности воздействия,

которые представляли бы художественный интерес для него самого и одновременно

были доступны и понятны ученику. Трудность работы заключается здесь в том, чтобы

выявить то звено в общем направлении обучения, которое на данном этапе тормозит

усвоение

музыки

ребенком.

Педагог

должен

проявить

исключительный

такт

и

выдержку при оценке отрицательных сторон услышанного. Упреки или оскорбления в

адрес

ученика,

даже

в

случаях

лености

последнего,

не

способствуют

усилению

авторитета педагога и рождают у ребенка чувство неуверенности в себе, подавляют его

инициативу.

Сближение педагога с учеником в значительной степени зависит от мастерства

педагога и меры самостоятельности ученика. Воспитание самостоятельности должно

стать неустанной заботой педагога, начиная с младших классов. Если в первые два года

обучения

возможности

ее

проявления

при

разучивании

произведений

крайне

ограниченны,

то

уже

у

учащихся

3-4

классов

активизируется

стремление

к

самостоятельному прочтению нотного текста хотя бы таких произведений, которые

близки им по музыкальному языку и приемам пианистического изложения. Опасны все

еще

существующие

формы

обучения,

когда

ребенку

все

расшифровывается

без

предъявления

ему

требований

принятия

самостоятельных

решений

даже

в

самом

малом. Это и есть то «натаскивание», которое, к сожалению, больше по форме, чем, по

сути, порицается педагогами.

Воспитание

самостоятельности

учащегося

является

важнейшей

частью

преподавательской работы крупнейших пианистов. Г. Г. Нейгауз считает, что «одна из

главных

задач

педагога

скорее

быть

ненужным

ученику,

то

есть

привить

ему

самостоятельность мышления, методов работы, самопознание и умение добиваться

цели».

Таким образом, мастерство педагога музыкальной школы включает большой

комплекс средств воздействия на ученика, предусматривающий, в том числе и развитие

его самостоятельности.

Воспитание

у

ребенка

самостоятельности

должно

строиться

на

основе

доступности,

конкретности,

художественной

яркости

методических

приемов

преподавания.

Контакт педагога с учеником на уроке наступает тогда, когда каждый из них

испытывает интерес к занятиям, удовлетворенность его результатами, когда ученик

увлечен все новыми и новыми художественно -

образными переживаниями и ясно

представляет

себе

стоящие

перед

ним

задачи.

Все

это

становится

стимулом

для

дальнейших занятий.

Важная

роль

принадлежит

удачно

подобранному

репертуару

основному

фактору

в

идейно

художественном

и

исполнительском

формировании

юного

музыканта.

Для

особо

одаренных

и

успевающих

детей

возможны

отступления

от

официальной

программы.

Сознательно

включая

в

их

индивидуальный

план

произведения, значительно превышающие уровень трудностей класса, следует, однако,

ограниченно вводить сложные в жанрово-стилистическом отношении пьесы, так как

дети еще не могут глубоко постичь их образно – эмоциональное содержание, что,

несомненно,

наносит

ущерб

развитию

их

художественной

индивидуальности.

Подобный скачок может быть оправдан лишь в случае яркой музыкальной одаренности

ученика.

В

основном

при

подборе

репертуара

должен

преобладать

принцип

постепенности

усложнения

художественных

и

пианистических

задач.

Для

детей,

воспринимающих

музыку

недостаточно

эмоционально,

желательно

оживлять

программу яркими жанровыми произведениями.

Распознание индивидуальности ученика, типа его музыкально-исполнительского

дарования помогает выработать систему необходимых для него средств воздействия.

Залогом

продуктивной

работы

педагога

и

ученика

является

их

общая

заинтересованность в совместном творческом труде.

Наблюдение

педагога

за

процессом

развития

своего

ученика

один

из

важнейших исходных моментов в решении задач его музыкального обучения.

Целесообразный

подбор

художественно

педагогического

репертуара,

составление

методически продуманных индивидуальных планов являются неотъемлемым условием

успешной работы педагога и учащегося.

Глубоко прав Д.Б. Кабалевский, говоря, что «интерес к музыке, увлечённость

музыкой, любовь к ней – обязательное условие для того, чтобы она широко раскрыла и

подарила свою красоту, для того чтобы она могла выполнять свою воспитательную и

познавательную

роль».

Эти

слова

должны

стать

девизом

каждого

педагога,

работающего с детьми.

Использованная литература:

1. Б. Милич «Воспитание ученика пианиста»

2. А.Артоболевская «Первая встреча с музыкой»



В раздел образования