Напоминание

"Путешествие в мир часов и времени"


Автор: Цыганова Инна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с №36
Населённый пункт: город Арзамас, Нижегородская область
Наименование материала: Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию
Тема: "Путешествие в мир часов и времени"
Раздел: дошкольное образование





Назад




муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №36»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию на тему:

«Путешествие в мир часов и времени»

(подготовительная группа)

Составила:

воспитатель

1кв.категории,

МБДОУ №36

Цыганова

Инна Сергеевна

г.Арзамас, 2017г.

Цель: познакомить детей с разными видами часов и их назначением.

Задачи:

1. Познакомить детей с историей возникновения часов, их разновидностями;

2. Формировать умение детей ориентироваться во времени по часам;

3. Способствовать развитию логического мышления путём решения

занимательных задач и загадок.

4. Развивать коммуникативные навыки через взаимопомощь и умение

взаимодействовать со сверстниками.

Способы НОД: моделирование игровой ситуации с целью постановки

проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление

творческого характера, беседа по вопросам, работа с интерактивной доской,

дидактическим материалом, рассматривание наглядного материала,

динамическая пауза.

Средства НОД: разрезная картинка «Часы» (9 ЧАСТЕЙ), иллюстрации с

различными видами часов (солнечные, песочные, механические наручные,

настенные, электронные), карточки с нарисованными числами 0 - 12,

игрушечная модель часов, материал для конструирования – картонный

циферблат, цифры, стрелки, клей-карандаш, карандаши и восковые мелки для

раскрашивания и украшения часов.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций часов, чтение

книги Эльмиры Котляр «Часы-часики», дидактические игры: «Назови одним

словом»; «Найди лишнюю картинку»; «Найди лишнее слово»; «Что сначала,

что потом” ; работа с планшетами, с интерактивной доской.

Ход НОД:

1.Вводная часть (введение в проблемную ситуацию)

Воспитатель: Ребята, вчера вечером я оставила на столе конверт с картинкой,

которую хотела вам сегодня показать. Но, по-видимому, кто-то решил с нами

пошутить и разрезал картинку на части. Помогите мне ее собрать. (Дети

подходят к столу и собирают изображение часов из частей).

Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите, что у вас получилось?

Дети: часы

Воспитатель: Правильно, часы.

Воспитатель: Хорошо нам сейчас: и часы есть, и телевизоры, и машины

разные и самолеты… эти вещи - наши помощники. Но было время, когда не

имел человек таких помощников. Давайте мы с вами сядем на стульчики и

посмотрим, как же человек обходился, например, без часов?

2. Основная часть.

Воспитатель: Первыми появились солнечные часы. (изображение

солнечных часов)

Воспитатель: Давным-давно, когда часов ещё не было, люди узнавали время

по солнцу. Человек заметил, что тень от дерева не стоит на месте. Она

движется вслед за солнцем. Смотрел человек и придумал часы: вкопал в

землю столб, а вокруг столба начертил круг, разделил его на части. Каждая

часть равнялась одному часу.

У них не было стрелок, циферблата, солнце светило, часы давали тень и

показывали время.

Воспитатель: Как вы думаете, такие часы удобны?

Дети: да

Воспитатель: да, вы совершенно правы. Их нельзя взять с собой, если

пасмурная погода они не показывают время.

Воспитатель: Дальше изобрели водяные часы (изображение водяных часов)

Воспитатель: В высокий и узкий стеклянный сосуд с дырочкой у дна

наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. Воды в сосуде

становилось всё меньше. На стенках сосуда были сделаны черточки –

отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда

в сосуд налили воду.

- В часы наливали воду и по черточкам определяли время.

Воспитатель: Как вы считаете, такие часы удобны?

Дети: нет

Воспитатель: совершенно верно, в них надо подливать воду, нельзя взять с

собой.

Воспитатель: ребята давайте мы с вами переместимся на ковер и сделаем не

большую разминку:

Физкультминутка.

Мышь полезла как то раз (ребенок сидит на полу на коленях

и пальчиками бежит от пола по телу до макушки)

Посмотреть который час

Вдруг часы сказали: «бом!» (ребенок хлопает ладошками над головой)

Мышь скатилась кувырком (ребенок «скатывает» руки на пол)

Мышь полезла второй раз (ребенок пальчиками бежит по телу до макушки)

Посмотреть который час.

Вдруг часы сказали «бом,бом!» (ребенок хлопает над головой 2 раза)

Мышь скатилась кувырком. (ребенок «скатывает» руки на пол)

Мышь полезла в третий раз (ребенок пальчиками бежит по телу до макушки)

Посмотреть который час

Вдруг часы сказали: «бом. бом. бом!» (ребенок хлопает над головой 3 раза)

Мышь скатилась кувырком. (ребенок «скатывает» руки на пол)

Воспитатель: молодцы, а теперь давайте мы с вами подумаем как еще люди

могли узнать время.

Попробуйте отгадать загадку:

В дверь, в окно стучать не будет,

А взойдет и всех разбудит. (Солнце)

Воспитатель: Как же оно разбудит? ведь солнце говорить не умеет?

Ответы детей.

Воспитатель: молодцы, совершенно верно, после длинной и темной ночи

первый же луч солнца все осветит, согреет. И все сразу поймут - наступило

утро.

Воспитатель: А теперь отгадайте еще одну загадку:

Нарядные сестрицы весь день гостей встречают,

Медом угощают (Цветы)

Воспитатель: Что за гости, которых они потчуют медом?

Ответы детей: (осы, пчелы, шмели)

Воспитатель: А как же цветы помогают узнать время?

Ответы детей.

Воспитатель: правильно, многие цветы, например: одуванчики, тюльпаны,

лилии, - утром раскрывают свои лепестки, а вечером закрывают.

Воспитатель: Еще одна загадка

Он в мундире ярком, шпоры для красы

Днем он - забияка, поутру – часы (Петух)

Воспитатель: совершенно верно. Вы – молодцы, справились с загадками.

- а теперь давайте поговорим о том, какие еще бывают часы.

- Вы сегодня спешили в садик. Кто помог вам не опоздать, кто разбудил

утром?

(Ответы детей).

Воспитатель: давайте я вам подскажу,

Отгадайте загадку:

Я напрасно не стучу,

когда надо, разбужу. (будильник)

Воспитатель: Часов теперь у нас много. Они очень разные.

Посмотрите! (педагог показывает изображения различных часов).

Воспитатель: Какие часы вы здесь видите?

Ответы детей: настенные, напольные, настольные наручные.

Воспитатель: Мы с вами тоже, как и часы, не любим долго находиться

неподвижно. Давайте сделаем

Логоритмика «А часы идут, идут» (движения согласованы речью, с ритмом

стихотворения)

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт. (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети приседают в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Хлопки в ладошки)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Повороты туловища вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Повороты туловища влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Хлопки в ладошки)

Воспитатель: молодцы.

Воспитатель: Как же устроены часы? (Показать игрушечную модель часов)

Воспитатель: Большой круг с цифрами называется циферблатом. Чаще всего

у часов бывает две стрелки (реже три): большая и маленькая. Маленькая

стрелка – часовая, показывает, часы, а большая - минутная, минуты. Самая

тонкая длинная стрелка – самая быстрая, она отсчитывает секунды. Идут

стрелки по кругу. Маленькая и короткая часовая стрелка очень

медленная, «ленивая», пока она еле-еле дойдет от одной цифры до другой,

минутная (длинная) стрелка-«торопыжка» целый круг пробежит. А

мы скажем: «Прошел час!»

Когда длинная (минутная) стрелка смотрит вверх (указывая на 12, мы

говорим слово: «ровно» и добавляем цифру, на которую указывает маленькая

и короткая (часовая) стрелка.

Воспитатель: Ну, а теперь настало время отдохнуть, поиграем в игру «Ходят

стрелочки по кругу»

На полу разложены карточки с цифрами от 1 до 12, дети встают около

карточек, водящий (или воспитатель) встает в середину и говорит слова:

Мы - часы, наш точен ход.

Водят стрелки хоровод.

Ходят стрелочки по кругу

И хотят догнать друг друга.

(дети ходят по кругу, взявшись за руки) .

Стрелки, стрелки, не спешите,

Вы нам время подскажите!

(дети садятся на корточки рядом с ближайшей карточкой) .

Воспитатель: Пять часов!

(встают дети, сидящие рядом с числом 5 и 12). Игра повторяется

Воспитатель: а давайте теперь сядем за столы и сделаем свои часы.

Посмотрите, что это у вас на столах.

Дети подходят к столам. Ответы детей.

Воспитатель: правильно, циферблат, стрелки и цифры.

Дети наклеивают цифры и стрелки на круг. А теперь давайте украсим ваши

часы.

Дети раскрашивают циферблат.

Воспитатель: молодцы, какие замечательные часы у вас получились.

Леша, а сколько времени показывают твои часы?

Ответ ребенка

А твои, Аня?

Ответ ребенка

3. Рефлексия.

- Мы с вами хорошо сегодня постарались, вы много нового, полезного и

интересного узнали. Расскажите, что же больше всего вас заинтересовало,

удивило, что понравилось?

- Давайте устроим выставку из наших часов, чтобы все смогли их увидеть.

Ведь они у вас получились все такие разные, и все очень красивые!

Список литературы:

1.

Арапова-Пискарева Н.А. «Формирование элементарных

математических представлений в детском саду» (программа и

методические рекомендации), издательство «Мозаика-Синтез», Москва,

2008.

2.

Журнал «Дошкольное воспитание» № 1, 2009. Байдалина Е., Илюхина

Н. «Счетные палочки».

3.

Г. Е. Сычева. «Формирование элементарных математических

представлений у дошкольников» Книголюб. - 2004.



В раздел образования