Напоминание

Музыкальное воспитание в 1 мл.гр


Автор: Налимова Лариса Борисовна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 43"
Населённый пункт: г.Сыктывкар
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Музыкальное воспитание в 1 мл.гр
Раздел: дошкольное образование





Назад




МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ 1мл.группа. Музыкальный руководитель МБДОУ детский сад №43 г.Сыктывкара Налимова Лариса Борисовна

Музыкальное воспитание в 1 младшей группе

1. Актуальность

Музыка-
самое яркое, эмоциональное, а потому и очень действенное средство воздействия на детей. Она обладает удивительной силой, и поэтому является одним из самых сильных средств развития внутреннего мира ребёнка. Специфика музыкального воспитания состоит в том, что оно включает в сферу педагогического воздействия, прежде всего, чувства ребёнка, обогащает их, способствует развитию эмоциональной отзывчивости. Занятия музыкой расширяют кругозор детей,
активизируют

познавательные

процессы, развивают образное мышление, творческое воображение, без

музыки невозможно и полноценное умственное развитие ребёнка
. Она способна пробудить энергию мышления даже у самых инертных детей.Основы любви любви к музыке закладываются в детском возрасте, причём в очень раннем. И здесь важно не упустить этот период. Основная
Ц Е Л Ь
образовательной области «Музыка» в этом возрасте- развитие музыкальности детей, способность эмоционально воспринимать музыку через решение следующих
задачи:
-развитие музыкально-художественной деятельности -приобщение к музыкальному искусству -воспитывать интерес к музыке, желание слушать музыку и подпевать -выполнять простейшие танцевальные движения. Выдающийся музыкальный педагог А.Артболевская в статье «Первая встреча с музыкой» утверждает, что «…музыкальные способности детей проявляются и развиваются прежде всего через движение с музыкой. Необходимо поэтому раньше начать вовлечение детей в интересную для них, увлекательную деятельность – музыкальное движение, ритмику». А, по мнению швейцарского музыканта и педагога Эмиля Жана Далькроза «с первых лет жизни ребёнка следовало бы начинать с воспитания в нём «мышечного чувства», что, в свою очередь, способствует более живой и успешной работе мозга». При этом Далькроз считал важным и то, как организован сам процесс занятий с детьми, который должен «приносить детям радость, иначе он теряет половину своей
цены».Привитие интереса и любви к музыке, развитие музыкальной восприимчивости и музыкальной активности ребенка – все это тесно связано с радостными переживаниями, которые музыка вызывает у детей. Только на основе радостных эмоций возникает интерес и любовь к музыке. Известно, какое значение В. М. Бехтерев придавал музыке, который считал, что с ее помощью «можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденные темпераменты и растормозить заторможенных детей, урегулировать неправильные и лишние движения». Движение под музыку в настоящее время используют очень широко и как средство творческого, музыкального развития детей, и как инструмент их физического воспитания, а также как средство коррекции при различных патологиях.
Раннее детство
-период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребенка особенно зависит от его физического состояния и настроения. Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, внушаемостью. Сосредоточение короткое, внимание малого объема и непроизвольно, распределить его в силу возрастных особенностей они не могут. Поэтому организация внимания полностью зависит от внешних факторов, прежде всего интереса ребенка к объекту. От умения педагога создать условия для положительного эмоционального состояния зависит устойчивость внимания в непосредственной музыкальной деятельности. Для этого при обучении используются приемы наглядности, занимательности, сюрпризных моментов. В раннем детстве нужно создавать условия дл успешного развития природных задатков ребенка. Б.М. Теплов считал, что «способность существует только в движении, только в развитии… И развитие осуществляется не иначе как процесс той или иной практической или теоретической деятельности.» М.Ю.Кистяковская отметила значение потребностей у детей в младшего возраста в зрительных, слуховых, тактильных впечатлениях и движениях. Удовлетворение сенсомоторной потребности вызывает у ребенка интерес к окружающему миру. Двигательная активность способствует быстрому физическому и умственному развитию детей раннего возраста. Обычно в двухлетнем возрасте дети начинают посещать дошкольное учреждение, и наиболее важной задачей является успешная адаптация ребенка в детском саду. В соответствии с ней занятия в 1 младшей группе направлены на развитие коммуникативных качеств: -умение общаться со сверстниками -выполнять вместе простые движения -исполнять песенки -обыгрывать с помощью жестов попевки и простые стихи В раннем возрасте большое внимание уделяется развитию общей моторики, включающей в себя упражнения для крупных мышц. Начинается планомерная
работа по развитию мелкой моторики. Выполняются упражнения по подражанию, благодаря которым, дети овладевают способами действия с предметами, речью, осваивают правила поведения. Замечено, что период адаптации у детей раннего возраста проходит лучше, если с первых дней проводить в группе образовательную деятельность «Музыка». Очень важно, чтобы первое знакомство с музыкальным руководителем было положительным, вызвало желание встретиться еще раз, дало положительные эмоции детям. Поэтому первое знакомство я начинаю с упражнения « Ладошечка» на мелодию русской народной песни « Я на горку шла». чтобы определить детей, которые не идут на контакт сразу. Я предлагаю показать свои ладошки и я глажу ладошки детей. На следующей встрече предлагаю погладить мои ладошки. Это упражнение способствует установлению теплых доверительных отношений с педагогом. Это еще и небольшая диагностика для меня, чтобы определить детей, которые не сразу идут на контакт. Пространство в группе для детей привычное, дети чувствуют себя комфортно. Есть дети которые плачут, плохо переносят разлуку с родными. Создание интереса для таких детей-залог успеха. Они отвлекаются и начинают наблюдать за происходящим. Здесь очень важно разнообразить раздаточный материал и вводить сюрпризные моменты. Первые занятия провожу без музыкального сопровождения под пение а капелла. Через несколько занятий группе использую синтезатор. Дети очень любят музыкальные инструменты, поэтому с первого же занятия я вношу их в группу. Знакомство с треугольником и барабаном, колокольчиками, погремушками, бубном, музыкальными палочками, ложками и другими шумовыми инструментами. Вношу инструменты постепенно на каждом занятии. Любимое упражнение «Треугольник и барабан» муз.Филипенко позволяет быстрее познакомиться с именами детей (мы их пропеваем) и про диагностировать природные ритмические данные детей. «Пляска с погремушками» (белорусская плясовая «Бульба») помогает освоить разные приемы игры на погремушках. «Танец с ложками» (муз.Спадавеккиа «Добрый жук») помогает осваивать простейший ритмический рисунок по показу взрослого и разные приемы игры на ложках. Музыкально-ритмические движения беру с пением. Это помогает детям ориентироваться в выполнении движений в соответствии с текстом, концентрироваться на пении взрослого. Для танцев использую сборник Н.В. Зарецкой «Танцы для детей» младшего дошкольного возраста. Движения с предметами обогащают музыкально-ритмические движения, вносят красочность и оригинальность. Это кубики, листья, ленты, платочки, клубочки, снежки, грибочки, подсолнухи и многое другое. А также образные танцы зайцев, белочек, червячков, бабочек и т. д. Танцы со словами сначала даю в разделе слушание, что помогает полнее воспринимать музыкальны о б р а з произведения и его характер.
Пение в этом возрасте основано на подпевании отдельных фраз вместе со взрослым, постепенно подводя к самостоятельному исполнению. Репертуар беру в соответствии с возрастом, указанный в программе. Учимся различать высокие и низкие звуки. Хочется отметить еще один момент в адаптационном периоде. При переходе из группы в музыкальный зал нужно учитывать изменение пространства помещения. Зал большой для малышей и они его сначала пугаются. Поэтому зону для занятия ограничиваю около пианино и вас виды деятельности проводим в ограниченном стульчиками пространстве. Знакомимся с пианино, так как резкие звуки могут быть не приятны для детей. Постепенно вводим грамзапись. Обязательно ввожу в образовательную деятельность «Музыка» игрушечного персонажа (кошечка, собачка, медведь, еж и т. д.),создавая с ним игровые ситуации. Постепенно дети осваивают большое пространство, начиная с игр «Прятки» (ищут игрушки), маршируют и бегают. Развлечения в этом возрасте провожу с участием детей подготовительной группы и взрослых. Старшие дети с большим удовольствием принимают участие в праздниках для малышей, вместе с ними поют и танцуют. Праздники проводятся в соответствии с годовым планом. Для родителей проводятся консультации об особенностях музыкального воспитания в раннем возрасте, организации досуга и проведения праздников своими силами дома, готовятся папки передвижки. Родители с удовольствием снимают праздники на видео, делают фото, размещая в Контакте. В процессе музыкального образования решаются следующие задачи:
Слушание
Учить детей внимательно слушать спокойные и бодрые песни, музыкальные пьесы разного характера, понимать и эмоционально реагировать на содержание (о чем, о ком поется). Учить различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, Фортепьяно, металлофона).
Пение
Вызывать активность детей при подпевании и пении, стремление внимательно вслушиваться в песню. Развивать умение подпевать фразы в песне (совместно с воспитателем). Постепенно приучать ребенка к сольному пению.
Музыкально-ритмические движения
Развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения. Продолжать формировать способность воспринимать и воспроизводить
движения, показываемые взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты кистей рук и т.д.). Учить детей начинать движение с началом музыки и заканчивать с ее окончанием; передавать образы (птичка летает, зайка прыгает, мишка косолапый идет). Совершенствовать умение ходить и бегать (на носках, тихо; высоко и низко поднимая ноги; прямым галопом), выполнять плясовые движения в кругу, врассыпную, менять движения с изменением характера музыки или содержания песни.
Игра на ДМИ
Различать и называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен, треугольник, барабан, колокольчики Различать высоту звуков Осваивать приемы игры на ДМИ
К концу года дети могут
• Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий — низкий), • Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы. • Двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки. • Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук. • Различать и называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен и др.

Перспективный план

младшей группы.

1 квартал

Вид деятельности Программное содержание

Репертуар
Музыкально- ритмические движения
1. Музыкально-ритмические

навыки:
Учить реагировать на начало и конец музыки, двигаться в соответствии с контрастным характером музыки (спокойная- плясовая); слышать двухчастную форму произведения.
2. Навыки выразительного

движения:
ритмично ходить под музыку, бегать в рассыпную, не наталкиваясь, друг на друга. Хлопать в ладоши, притопывать ногами, вращать кистями рук, кружиться на шаге, легко подпрыгивать, собираться в круг.
Марши:
«Марш» Э. Парлова, «Марш» Е. Тиличеевой.
Упражнения:
»Ладошечка»« Кто хочет побегать?» литовская нар. мел., «Устали наши ножки» Т. Ломовой; «Пойду ль я, выйду ль я» русская нар. мел., «Погуляем» Т. Ломовой; «Бег» Е. Тиличеевой.
Пляски:
«Танец с листочками» Г. Вихаревой, «Стукалка» украинская нар. мел. обр. Т. Ломовой, «Снежинки» А. Жилиной.
Игры:
Солнышко и дождик» М. Раухвергера; «Игра с флажками» латвийская нар. мел.. Восприятие Учить детей слушать музыкальное произведение от начала до конца, понимать, о чем поется в песне, различать характер музыки, узнавать двухчастную форму. А. Лядов «Дождик, дождик», В. Ребиков «Лягушка», Л. Бетховен «Весело-грустно», М. Красев «Падают литья», а также песни для исполнения. Пение Учить «подстраиваться» к интонации взрослого, подводить к устойчивому навыку точного интонирования несложных мелодий. Добиваться ровного звучания голоса, не допуская крикливого пения. Учить сидеть прямо, опираясь на спинку стула, руки свободны, ноги вместе. «В огороде заинька» муз. В. Карасевой, ел. Н. Френкель; «Да-да-да-да» муз. Е. Тиличеевой, ел. Ю. Островского; «Птичка» муз. Т. Попатенко, ел. Н. Найденовой, «Дождик» муз. Ю, Слонова ел. А. Барто, «Елочка» муз. ел. М. Быстровой. Музыкальные игры и на ДМИ «Треугольник и барабан» Муз.Филлипенко Игра с платочком! Муз. Ломовой«Игра с погремушками»
Бел.нар.муз.
2 квартал

Вид деятельности Программное содержание

Репертуар
Музыкально- ритмические движения
1. Музыкально-ритмические навыки:
Слышать двухчастную форму произведения, приучать двигаться в соответствии с маршевым, спокойным и плясовым характером музыки, реагировать сменой движений на изменение силы звучания (громко- тихо).
2. Навыки выразительного

движения:
двигаться по кругу, взявшись за руки, на шаге, исполнять пружинистое покачивание на двух ногах; учить двигаться парами; Кружиться в парах и по одному, выставлять ногу на каблучок; работать над образностью движений.
Марши:
«Марш» Е. Тиличеевой, «Марш» Э. Парлова.
Упражнения:
«Прогулка» М. Раухвергера, «Автомобиль» М Раухвергера, «Зайчики» Т. Ломовой, «Кошечка» Т. Ломовой.«Наши ножки» В.Агафонников «Устали наши ножки»
Т.Ломовой

Пляски:
«Снежинки» Жилина, «Сапожки» русская нар. мел.
Игры:
«Кошка и Котята» М. Раухвергера, «Прятки» русская нар. мел. Восприятие Дать послушать детям больше инструментальных произведений. Продолжать учить навыку: слушать П. Чайковский «Марш деревянных солдатиков, Р. Шуман «Солдатский марш», А. Лядов «Зайчик», Д. Кабалевский «Зайчик дразнит медвежонка» «Игра с колокольчиками» Пение Развивать навык точного интонирования несложных мелодий, построенных на постепенном движении звуков вверх и вниз. Добиваться слаженного пения; учить вместе начинать и заканчивать пение; Правильно пропевать гласные в словах, четко произносить согласные в конце слов. «Маленькая елочка» муз. И ел. В. Вихаревой; «Зима» муз. В. Красевой, ел. Н. Френкель; «Маму поздравляют малыши» муз. Т. Попатенко, ел. Л. Мироновой; «Пирожок» муз. Е. Тиличеевой, ел. Е. Шмаковой. Музыкальные игры и на ДМИ «Игра с колокольчиками» «Игра с платочками» « Скворушки» «Вальс снежинок» 1 часть, металлофоны

3 квартал.
Вид деятельности Программное содержание Репертуар Музыкально- ритмические движения
1. Музыкально-ритмические навыки:
продолжать работать над ритмичностью движений; упражнять в умении слышать, различать трехчастную форму; самостоятельно менять движения со сменой характера музыки, переходя от одного вида движений к другому без помощи воспитателя.
2. Навыки выразительного

движения:
выполнять шаг на всей стопе (дробный шаг); кружиться на беге по одному и парами, использовать разученные танцевальные движения в свободных плясках, выполнять подготовительные движения к освоению прямого галопа.
Марши:
«Марш» Е. Тиличеева, «Ножками затопали» М. Раухвергера.
Упражнения:
«Погуляем» Т. Ломовой, «Автомобиль» М. Раухвергера, «Лошадка» муз. Е. Тиличеевой, ел. И. Михайловой; «Бег врассыпную и ходьба по кругу» муз. Т Ломовой.
Пляски:
«Подружились» Т. Вилькорейской, «Покружись и поклонись» В. Герчик, «Маленький танец» Н. Александровой.
Игры:
«Дождик» Т. Ломовой; «Кот и мыши» Т. Ломовой. Восприятие Продолжать учить навыку слушать музыкальное произведение от начала до конца. Различать темповые изменения (быстро-медленно). Узнавать трехчастную форму. Д. Кабалевский «Ежик», К. Сен-Сане «Слон», Д. Кабалевский «Клоуны», А. Гречанинов «Верхом на лошадке». Пение Продолжать работать над навыком чистого интонирования мелодии построенной на поступенном движении вверх и вниз, а также включающую терции. Учить начинать пение после вступления, вместе с педагогом. Правильно произносить гласные в словах, согласные в конце слов. «Пирожки» муз. А. Филлипенко, ел. Н. Кукловской; «Праздничная» муз. И. Бахутовой, ел. М. Чарной; «Солнышко» муз. Т. Попатенко, ел. Н. Найденовой; «Белые гуси» муз. М. Красева, ел. М. Клоковой. Музыкальные игры и на ДМИ «Я на лошади скачу» Филлипенко «Зайки ходят в гости» «Полька» А.Спадавекиа «Дождик» Р.н.п Металлофоны «Угадай кто поет» «Вальс снежинок»
(Ручеек)
4 квартал
Вид деятельности Программное содержание Репертуар Музыкально- ритмические движения Повторять упражнения всего год а , закрепляя навыки. Репертуар всего года. Восприятие Слушать понравившиеся и запомнившиеся произведения, составлять программы концертов из них. Репертуар всего года. Пение Петь любимые песни. «Лентяи-поросятки» муз. , ел.; «Про меня и муравья» муз., ел. . Репертуар всего года. Музыкальные игры и на ДМИ «Разминка» Е.Накшанцевой «Где ты зайка» Тиличеевой «Вот как наша Таня»
ЛИТЕРАТУРА
1 . Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Планы занятий / В. В. Гербова. – М. : Мозаика-синтез, 2008. – 112 с. 2 . Гомонова, Е. А. Веселые песенки для малышей круглый год : в помощь музыкальным руководителям, воспитателям и родителям / Е. А. Гомонова. – Ярославль : Академия развития : Академия, Ко : Академия Холдинг, 2000. – 112 с. 3. Губанова, Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада / Н. Ф. Губанова. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 128 с. 4. Дзержинская, И. Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников : пособие для воспитателей и муз. руководителя дет. сада / И. Л. Дзержинская. – М. : Просвещение, 1985. – 160 с. – (Из опыта работы). 5. Ермакова, С. О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет / С. О. Ермакова. – М. : Рипол-Классик, 2010. – 256 с.
6. Зарецкая, Н. В. Календарные музыкальные праздники для детей раннего и младшего дошкольного возраста : пособие для практических работников ДОУ / Н. В. Зарецкая. – М. : Айрис-Пресс, 2005. – 144 с. 7 . Картушина, М. Ю. Логоритмика для малышей : сценарии занятий с детьми 3–4 лет / М. Ю. Картушина. – М. : ТЦ «Сфера», 2005. – 144 с. 8. Ковалько, В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников : практические разработки физминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр / В. И. Ковалько. – М. : ВАКО, 2005. – 176 с. 9. Луконина, Н. Н. Праздники в детском саду : для детей 2–4 лет / Н. Н. Луконина, Л. Е. Чадова. – М. : Айрис-Пресс, 2003. – 112 с. 1 0 . Макшанцева, Е. Д. Детские забавы / Е. Д. Макшанцева. – М. : Просвещение, 1991. – 64 с. 11. Музыка в детском саду. Первая младшая группа / сост. Н. Ветлугина [и др.]. – М. : Музыка, 1990. – 125 с. 1 2 . Музыкально-двигательные упражнения в детском саду : книга для воспитателей и муз. руководителя детского сада / сост. Е. П. Раевская [и др.]. – М. : Просвещение, 1991. – 222 с. 13. Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей : пособие для дефектологов, музык. рук. и воспитателей / авт.-сост. О. В. Клезович. – Минск : Аверсэв, 2005. 14. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н. В. Нищева. – СПб. : Детство-Пресс, 2001. – 352 с. 1 5 . Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. 16. Развернутое перспективное планирование по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Первая младшая группа / авт.-сост. В. И. Мустафаева [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2011. – 87 с. 1 7 . Сауко, Т. Н. Топ – хлоп, малыши. Программа по музыкально- ритмическому воспитанию детей 2–3 лет / Т. Н. Сауко, А. И. Буренина. – СПб. : Музыкальная палитра, 2001. 18. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду : занятия, игры, упражнения / авт.-сост. О. Н. Арсеневская. – Волгоград : Учитель, 2011. – 204 с. 19. Ткаченко, Т. А. Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи : сборник упражнений / Т. А. Ткаченко. – М. : ГНОМ и Д, 2001. – 32 с. 20. Хрестоматия для маленьких / сост. Л. Н. Елисеева. – М. : Просвещение, 1987. – 448 с.


В раздел образования