Напоминание

"В мире звуков и слов"


Автор: Куштова Наталья Гасанхановна
Должность: воспитатель группы компенсирующей направленности
Учебное заведение: ТМБ ДОУ "Дудинский центр развития ребенка - детский сад "Белоснежка"
Населённый пункт: г. Дудинка, Красноярский край
Наименование материала: Родительское собрание
Тема: "В мире звуков и слов"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Семинар - практикум в старшей группе

компенсирующей направленности «Пчелки»

на тему «В мире звуков и слов»

Подготовила: воспитатель Куштова Н.Г.

Ц е л ь : повысить

компетентность

родителей

в

вопросах

формирования

фонематического восприятия у детей.

Предварительная работа: объявление о предстоящем собрании с указанием

даты,

времени,

темой,

детьми

изготовлены

и н д и в и д уа л ь н ы е

пригласительные, оформлена папка - передвижка с консультацией учителя -

логопеда,

организована

библиотека

для

родителей,

картотека

игр,

дидактические игры.

Ход:

Предлагаем родителям встать в круг на ковре.

Игра «Да – нет»

Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы «Да», если вы согласны с моим

высказыванием и «нет», если не согласны.

Скажите громко и хором, друзья

Деток своих все вы любите? (да)

С работы пришли, сил совсем нет,

Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)

Я вас понимаю… Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (да)

Дайте мне тогда ответ

Помочь, откажитесь нам? (нет)

Последнее спрошу вас я

Активными все будем? (да)

Теория «Обучение детей фонематическому анализу слов».

Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен понять, что речь рождается

из слов. Для этого ребенку необходимо усвоить звуко - слоговое строение

слов речи и обозначение звуков буквами.

Фонематический

анализ

слова

это

установление

последовательности

звуков с их качественными особенностями.

Фонематический анализ слова включает:

определение количества слогов;

ударного и безударного слога;

состава звуков в слове: гласные (ударные и безударные) и согласные

(твердые и мягкие, звонкие и глухие);

порядок следования звуков.

Развитие фонематических процессов включает в себя:

развитие

умения

услышать

звук

и

выделить

его

в

ряду

других

звуков, слогов, слов;

развитие умения разделять слова на звуки;

развитие умения объединять отдельные звуки в слоги и слова;

развитие умения сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.

Данный

вид

работы

очень

труден

для

детей,

особенно

имеющих

недостаточно развитый фонематический слух и фонематическое восприятие.

А.Н. Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных

звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится».

И

действительно,

самостоятельно

выделить

последний

согласный

звук

в

слове, определить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли по

силам

дошкольнику.

И

очень

важно,

чтоб

эта

помощь

была

квалифицированной, целостной, поэтапной.

Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над

словом, то есть ребёнок овладевает основными навыками

звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие

его звуки);

синтеза (соединение звуковых элементов в единое целое).

И только потом происходит знакомство с обозначением звуков буквами.

Неумение воспроизводить звуковой анализ может привести к дислексии.

Овладение

навыками

звуко-слогового

анализа

имеет

первостепенное

значение

для

формирования

фонетической

стороны

речи

и

её

грамматического

строя,

а

также

для

умения

произносить

слова

сложной

слоговой структуры.

Слияние звуков, материализованных с помощью фишек, есть моделирование

чтения, а выкладывание фишек – аналог письма, только то и другое проходит

в игровой, занимательной форме.

Игра «Назови лишний звук»

А теперь от теории перейдем к практике. Предлагаю вам поиграть в игру

«Назови лишний звук». Я вам буду называть подряд несколько звуков, а вы

услышав лишний звук хлопните в ладоши и обоснуйте почему он лишний,

«А-О-Т-И», «У-П-Б-Н», «П-Б-Нь-Р» и т.д.

Посмотрите, как в эту игру играют дети.

Показ видеозаписи.

Игра «Красный, зеленый, синий»

У каждого из вас лежат обозначения гласных, твердых согласных и мягких

согласных звуков. Я буду называть разные слова. Если первый звук в слове

гласный, вы поднимаете красную фишку, если твердый согласный - синюю

фишку, если мягкий согласный - зеленую (арбуз, стол, машина, иголка, утюг,

кит, рука, дом, облако, кирпич).

А теперь давайте посмотрим, как в эту игру играют наши дети.

Показ видеозаписи.

Игра «Ушки на макушке»

Предлагаю следующую игру провести в круге. Она называется «Ушки на

макушке». Я буду много раз называть одно и то же слово и, когда я заменю

один звук в слове на другой. Вы хлопните в ладоши. (шар шар...жар, мак

мак...рак, стол стол...стул, рак рак...лак, сын сын...сыр, коза коза...коса, ночь

ночь...дочь).

А теперь посмотрите, как в эту игру играют наши дети.

Показ видеозаписи.

Игра «Магазин»

Есть у нас для вас еще одна игра «Магазин». Но необычный магазин. В нем

надо расплачиваться за преобретенный товар не деньгами, а первым звуком

слова.

(барабан,

матрешка,

указка,

карандаши,

телефон,

игра,

сито,

зеркало, ананас, гитара).

Посмотрите, как в эту игру играют дети.

Показ видеозаписи.

Рефлексия «Все у меня в руках»

А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи. Сейчас на

листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на

вопросы.

- Больше всего мне понравилось…

- В дальнейшем я буду использовать…

- Здесь я сегодня узнал(а) нового…

- Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …

- Мне не понравилось...

Предложить

озвучить

свои

ответы

(Большой

палец

один

родитель,

указательный другой и т.д.)



В раздел образования