Автор: Куштова Наталья Гасанхановна
Должность: воспитатель группы компенсирующей направленности
Учебное заведение: ТМБ ДОУ "Дудинский центр развития ребенка - детский сад "Белоснежка"
Населённый пункт: г. Дудинка, Красноярский край
Наименование материала: Родительское собрание
Тема: "В мире звуков и слов"
Раздел: дошкольное образование
Семинар - практикум в старшей группе
компенсирующей направленности «Пчелки»
на тему «В мире звуков и слов»
Подготовила: воспитатель Куштова Н.Г.
Ц е л ь : повысить
компетентность
родителей
в
вопросах
формирования
фонематического восприятия у детей.
Предварительная работа: объявление о предстоящем собрании с указанием
даты,
времени,
темой,
детьми
изготовлены
и н д и в и д уа л ь н ы е
пригласительные, оформлена папка - передвижка с консультацией учителя -
логопеда,
организована
библиотека
для
родителей,
картотека
игр,
дидактические игры.
Ход:
Предлагаем родителям встать в круг на ковре.
Игра «Да – нет»
Сейчас я вам предлагаю ответить на вопросы «Да», если вы согласны с моим
высказыванием и «нет», если не согласны.
Скажите громко и хором, друзья
Деток своих все вы любите? (да)
С работы пришли, сил совсем нет,
Вам хочется лекции слушать здесь? (нет)
Я вас понимаю… Как быть, господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (да)
Дайте мне тогда ответ
Помочь, откажитесь нам? (нет)
Последнее спрошу вас я
Активными все будем? (да)
Теория «Обучение детей фонематическому анализу слов».
Чтобы научиться читать и писать, ребенок должен понять, что речь рождается
из слов. Для этого ребенку необходимо усвоить звуко - слоговое строение
слов речи и обозначение звуков буквами.
Фонематический
анализ
слова
–
это
установление
последовательности
звуков с их качественными особенностями.
Фонематический анализ слова включает:
определение количества слогов;
ударного и безударного слога;
состава звуков в слове: гласные (ударные и безударные) и согласные
(твердые и мягкие, звонкие и глухие);
порядок следования звуков.
Развитие фонематических процессов включает в себя:
развитие
умения
услышать
звук
и
выделить
его
в
ряду
других
звуков, слогов, слов;
развитие умения разделять слова на звуки;
развитие умения объединять отдельные звуки в слоги и слова;
развитие умения сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.
Данный
вид
работы
очень
труден
для
детей,
особенно
имеющих
недостаточно развитый фонематический слух и фонематическое восприятие.
А.Н. Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных
звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится».
И
действительно,
самостоятельно
выделить
последний
согласный
звук
в
слове, определить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли по
силам
дошкольнику.
И
очень
важно,
чтоб
эта
помощь
была
квалифицированной, целостной, поэтапной.
Изучение звуков происходит в процессе аналитико-синтетической работы над
словом, то есть ребёнок овладевает основными навыками
звукового анализа (мысленного расчленения слова на составляющие
его звуки);
синтеза (соединение звуковых элементов в единое целое).
И только потом происходит знакомство с обозначением звуков буквами.
Неумение воспроизводить звуковой анализ может привести к дислексии.
Овладение
навыками
звуко-слогового
анализа
имеет
первостепенное
значение
для
формирования
фонетической
стороны
речи
и
её
грамматического
строя,
а
также
для
умения
произносить
слова
сложной
слоговой структуры.
Слияние звуков, материализованных с помощью фишек, есть моделирование
чтения, а выкладывание фишек – аналог письма, только то и другое проходит
в игровой, занимательной форме.
Игра «Назови лишний звук»
А теперь от теории перейдем к практике. Предлагаю вам поиграть в игру
«Назови лишний звук». Я вам буду называть подряд несколько звуков, а вы
услышав лишний звук хлопните в ладоши и обоснуйте почему он лишний,
«А-О-Т-И», «У-П-Б-Н», «П-Б-Нь-Р» и т.д.
Посмотрите, как в эту игру играют дети.
Показ видеозаписи.
Игра «Красный, зеленый, синий»
У каждого из вас лежат обозначения гласных, твердых согласных и мягких
согласных звуков. Я буду называть разные слова. Если первый звук в слове
гласный, вы поднимаете красную фишку, если твердый согласный - синюю
фишку, если мягкий согласный - зеленую (арбуз, стол, машина, иголка, утюг,
кит, рука, дом, облако, кирпич).
А теперь давайте посмотрим, как в эту игру играют наши дети.
Показ видеозаписи.
Игра «Ушки на макушке»
Предлагаю следующую игру провести в круге. Она называется «Ушки на
макушке». Я буду много раз называть одно и то же слово и, когда я заменю
один звук в слове на другой. Вы хлопните в ладоши. (шар шар...жар, мак
мак...рак, стол стол...стул, рак рак...лак, сын сын...сыр, коза коза...коса, ночь
ночь...дочь).
А теперь посмотрите, как в эту игру играют наши дети.
Показ видеозаписи.
Игра «Магазин»
Есть у нас для вас еще одна игра «Магазин». Но необычный магазин. В нем
надо расплачиваться за преобретенный товар не деньгами, а первым звуком
слова.
(барабан,
матрешка,
указка,
карандаши,
телефон,
игра,
сито,
зеркало, ананас, гитара).
Посмотрите, как в эту игру играют дети.
Показ видеозаписи.
Рефлексия «Все у меня в руках»
А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи. Сейчас на
листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на
вопросы.
- Больше всего мне понравилось…
- В дальнейшем я буду использовать…
- Здесь я сегодня узнал(а) нового…
- Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …
- Мне не понравилось...
Предложить
озвучить
свои
ответы
(Большой
палец
один
родитель,
указательный другой и т.д.)