Автор: Саулина Елена Владимировна
Должность: учитель физической кудьтуры
Учебное заведение: МБОУ "Многопрофильный лицей№11 им.В.Г.Мендельсона."
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом через сочетание игровых, соревновательных и современных информационных технологий"
Раздел: полное образование
Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом
через сочетание игровых, соревновательных и современных информационных
технологий
Мотивация – система стимулов, побуждающих человека к выполнению
действий.
Активный интерес к занятиям физической культурой формируется в
результате сочетания внутренней мотивации, внешней мотивации,
мотивации, связанной с перспективой, и минимизирования факторов,
понижающих уровень мотивации. Внутренняя мотивация порождается
предметной деятельностью и связана с конкретным содержанием учебной
дисциплины. Для формирования положительной мотивации к занятиям
физическими упражнениями важно учитывать индивидуальные особенности
и личностный интерес учащихся. Внутренний мотив возникает при
соответствии внешних мотивов целям и возможностям личности. Мотивация,
связанная с перспективой, рождается при получении результата от занятий
физической культурой (улучшение фигуры, увеличение рельефа мышц,
уменьшение количества простудных заболеваний в результате повышения
иммунитета и т. д.). Важно, чтобы учащиеся регулярно видели различные
положительные результаты от уроков физкультуры. Внешняя мотивация не
связана именно с уроком физкультуры, она обусловлена внешними
обстоятельствами по отношению к учащимся. Такие мотивы зависят от
отношения учащихся к учебному процессу в целом.
Так же надо понимать, что методы мотивации у обучающихся разных
возрастов отличаются. Но будут использовать одни и те же средства
повышения мотивации, интереса к занятиям физической культурой и
спортом:
- Беседы, убеждения, объяснения;
- Теоретические основы того или иного действия;
- Изучение в форме игры или путешествия (квестов);
- Различные внеклассные мероприятия и соревнования;
- Элементы самостоятельности при изучении и т.д.
Для ученика младшего школьного возраста мало волнует, как отразятся его
сегодняшние упражнения на его завтрашнем самочувствии, состоянии. Для
него главное – получать сиюминутное удовлетворение своих потребностей.
Поэтому большое значение имеют эмоциональная окрашенность. Школьник,
играя, более активно участвует в обучении. Его повышенный интерес к
уроку физической культуры через выполнение игровых заданий создаёт
благоприятный психо-эмоциональный фон для изучения требуемого
двигательного действия. Поэтому так важно включать в урок игры. По моему
мнению, для данного возраста игровой метод будет самый эффективный.
Обучающихся среднего звена можно замотивировать следующими
способами: 1) Создание ситуаций познавательного спора – данный приём
основывается на том, что спор всегда вызывает повышенный интерес к теме.
Привлечение учащихся к научным спорам способствует углублению их
знаний, приковывает их внимание, вызывает волну интереса и желание
разобраться в оспариваемом вопросе. 2) Создание ситуаций успеха в учении -
этот приём используется, в основном, по отношению к учащимся, которые
испытывают определённые затруднения в обучении. Основан приём на том,
что радостные переживания способствуют преодолению трудностей в
обучении.
Обучающихся старшего звена мотивировать сложнее, так как они ставят
перед собой более сложные цели, и разочаровываются не достигнув их.
Данную категорию следует мотивировать через беседы, убеждения,
объяснения, просмотр мотивирующих роликов (данный вид мотивации
пользуется большим спросом), каждому обучающемуся применять
дифференцированный подход (так как данном возрасте у них сформирован
интерес и они предпочитают заниматься определенным видом спорта, ставят
задачи похудеть, увеличить мышечную массу и т.д.), не редко обучающиеся
старшего возраста используют самомотивацию.
Вывод мой таков: чтобы замотивировать обучающегося к занятиям
физкультурой или любым видом спортивном спорта, надо узнать его
потребности. Только дифференцированный, личностно-ориентированный
подход к тренировочному и учебному процессу и создание атмосферы
доброжелательного общения может способствовать формированию у
подростков мотивации к занятиям физической культурой и спортом. Зная
особенности мотивационной сферы подростка и тенденции ее становления,
учитель будет грамотно строить учебный процесс.