Напоминание

"ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАЗВИТИЕ  СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"


Автор: Никитина Надежда Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад №2 " Колосок"
Населённый пункт: пгт. Урмары, Чувашская Республика
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РАЗВИТИЕ  СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Доклад на тему: «ВЛИЯНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

НА РАЗВИТИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 2 « КОЛОСОК»

Подготовила:

воспитатель

старшей

группы»

А»

Никитина

Надежда

Юрьевна.

«Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь

исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному

взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны

ее вершины. Удивительное искусство – детская книжка!»

Л.Токмаков.

В.Г.

Белинский

считал,

что

«книги,

которые

пишутся

собственно для детей, должны входить в план воспитания как

одна из важнейших его сторон».

О.С.Ушакова

отмечает,

что

художественная

литература

открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы,

мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает

мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции,

дает прекрасные образцы русского литературного языка.

По

мнению

В.В.Гербовой,

из

книги

ребенок

узнает

много

новых

слов,

образных

выражений,

его

речь

обогащается

эмоциональной лексикой.

Вот что писал о силе слова К.Д. Ушинский: «Не условным

звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет

духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова.

Проблема формирования словаря дошкольников занимает важнейшее место в современной

педагогике и является одной из актуальнейших проблем.

Во-первых,

формирование

лексического

запаса

имеет

большое

значение

для

развития

познавательной деятельности ребёнка, так как слово, его значение является средством не

только речи, но и мышления.

Во-вторых, для овладения детьми чтением, письмом и счётом необходим достаточный

уровень овладения лексической системой языка.

В-третьих,

словарный

запас

оказывает

существенное

влияние

на

развитие

языковой

компетенции и речевой коммуникации ребёнка в целом.

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Дошкольный

возраст

возраст

интенсивного

формирования

речи,

это

благоприятная

пора

для

выработки

навыков

эффективного

общения.

Не

маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка

играет художественная литература.

В

ряду

задач,

стоящих

перед

дошкольным

учреждением,

важное

место

занимает задача подготовки детей к школе. Одним из основных показателей

готовности ребенка к успешному обучению является правильная, хорошо

развитая речь.

Словарь

один

из

компонентов

речевого

развития

ребенка.

Овладение

словарем

является

важным

условием

умственного

развития,

богатство

словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого

уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из

важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

Значение художественной литературы в воспитании и развитии

дошкольного возраста.

Как влияет художественная литература

на развитие словаря дошкольного возраста?

Художественная

литература

служит

могучим,

действенным

средством

умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает

огромное

влияние

на

развитие

и

обогащение

речи

ребенка.

В

поэтических

образах

художественная

литература

открывает

и

объясняет

ребенку

жизнь

общества

и

природы,

мир

человеческих

чувств

и

взаимоотношений.

Она

обогащает

эмоции,

воспитывает

воображение

и

дает

ребенку

прекрасные

образцы

русского

литературного

языка.

Эти

образцы

различны

по

своему

воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах

улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные

сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают,

как

богата

родная

речь

юмором,

живыми

и

образными

выражениями,

сравнениями.

В русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образности,

сказка

оказывает

большое

воспитательное

и

обучающее

влияние

на

ребенка.

Русская

народная

сказка

легко

воспринимается

детьми,

на

её

основе

у

детей

развиваются

мышление и воображение. Чтение русских народных сказок раскрывает перед детьми

неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным

средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве.

Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова.

О с о б о е

з н ач е н и е

д л я

р а з в и т и я

р е ч и

д о ш ко л ь н и к а

и м е е т

з а г а д к а .

Отгадывание и придумывание загадок

оказывает влияние на развитие словаря детей.

Загадки

обогащают

словарь

детей

за

счет

многозначности

слов,

помогают

увидеть

вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова.

Потешки

и

колыбельные

песни

-

бесценный

материал,

который

позволяет

ребёнку

«почувствовать» язык, ощутить его мелодичность и ритм. Они обогащают словарь детей за

счёт того, что содержат много сведений о предметах окружающего мира, обучают детей

однокоренные

слова

(«котя»,

«коток»).

Повторяющиеся

звукосочетания,

фразы,

звукоподражания

развивают

фонематический

слух,

помогают

запоминать

слова

и

выражения.

Таким образом, художественная литература имеет огромное значение в

воспитании

детей и является одним из могучих средств развития и

обогащения

их

речи

.

Перед

дошкольным

учреждением

стоит

увлекательная задача – заложить семена любви и уважения к книге, к

художественному слову.

Список литературы:

1.Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе.

Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез,

2005. – 72 c.

2. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного

возраста. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010.



В раздел образования