Напоминание

"Мастера и рукодельницы"


Автор: Столбова Галия Туктасыновна
Должность: воспитатель дошкольного учреждения
Учебное заведение: МБДОУ №14 "Берёзка"
Населённый пункт: г.Ханты-Мансийск, Тюменская обл.
Наименование материала: Конспект
Тема: "Мастера и рукодельницы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект занятия по программе

«Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»

с детьми подготовительной группы на тему:

«Мастера и рукодельницы»

Тема: Чтение

рассказа

К.Д.

Ушинского

«Как

рубашка

в

поле

выросла».

Показ

презентации «Путь от зернышка до рубашки».

Методическое

обеспечение: «Мастера

и

рукодельницы».

Книга

4

для

развития

детей подготовительной группы детского сада. И.А. Кузьмин.

Цель: осознание детьми истоков мастерства (любовь к делу, смекалка, терпение,

усердие, наблюдательность) в русской народной традиции.

Задачи:

1. Познакомить детей с социокультурной категорией «Традиции дела»;

2. Развивать у детей умение договариваться, приходить к согласию;

3. Воспитывать у детей уважение к людям труда (мастерам, рукодельницам).

Программное

содержание:

в

процессе

ознакомления

с

рассказом

обеспечить

формирование у детей целостной картины, развивать способность воспринимать

реальную

действительность

и

способность

ее

отображать

в

художественной

литературе. Приобщать к социально- нравственным ценностям.

Обеспечить возможность проявления самостоятельности.

Интеграция

с

другими

разделами

программы:

«

Коммуникация,

познание,

социализация», «Музыка», «Художественное творчество».

Методическое обеспечение: книга 4 «Мастера и рукодельницы»»

Предварительная

работа:

рассматривание

одежды

-

картинок;

картинок-

иллюстраций к книге К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

Ход НОД.

1

. Подготовительный этап:

Разговор в круге.

Воспитатель:

Ребята

посмотрите

сколько

у

нас

гостей,

поздороваемся

с

гостьями. (делают поклон). Пошлём им свои улыбки.

Мы снова с вами собрались в нашем музее « Русская горница». Пройдёмся по

нашему музею. Подойдём к изделиям русских мастеров и мастериц.

Что вы видите в нашем музее, какими мастерами выполнены эти изделия: (из

льна,

природного

камня

и

изделия

расписанные

узорами

хохломы,

гжели

и

жостовской росписью).

Ребята, что можно сказать про мастеров, которые выполнили эти изделия? как вы

думаете какие у них руки? (золотые)

Какими качествами нужно обладать, чтобы выполнить эти изделия

2. Присоединение.

Во все времена люди особенно почитали умелых и талантливых мастеров. И это не

удивительно. Их труд укреплял наше Отечество, обогащал душу человека. Именно

радость труда побуждала людей встать на путь мастерства.

Кого считали на Руси мастером своего дела ( талантливые и любящие своё дело

мастера).

-Это

люди

мастера,

имеющие

знания

о

своём

деле

и

умеют

этими

знаниями

распоряжаться.

Например,

столяр-краснодеревщик хорошо мастерит мебель и

передаёт своё

мастерство сыновьям и внукам.

А

какие

мастера

существовали

на

Руси ?

(гончары,

кожевники,

столяры,

плотники, кузнецы)

А кого считали рукодельницей ( выполняют своими руками вышивают, шьют

плетут, ткут, прядут и пекут)

Раньше на Руси каждая девушка, женщина могли плести кружева, вышивали,

таким образом, одевали свою семью.

Каждая крестьянка должна была за жизнь

сплести хотя бы одно массивное и красивое полотно — чтобы показать, какая

она мастерица. Используя свои наборы для вышивания крестом, женщины

иногда создавали такие шедевры, что их могли купить за границей.

Какая

вышивка

считалась

самой

дорогой

у

мастериц?

(

вышивка

золотыми нитями и

серебряными

нитями)

Мастера и рукодельницы -

это люди, которые выполняют свою работу с любовью,

с радостью в сердце. Радость труда, побуждает людей, талантливых в деле, вставать

на путь мастерства.

Назовите пословицы о труде.: Какова пряха, такова на ней рубаха.

Кто любит труд, того люди чтут.

Мастер дела за всё берётся смело.

Красна птица пением, а человек уменьем.

4.- Давайте сядем рядком и поговорим ладком

Ребята скажите, пожалуйста, в каких сказках встречали мастеров своего дела

в каких произведениях? ( «Каменный цветок» Бажова, «Морозко».)

Кто считался мастером своего дела в сказке «Каменный цветок»?

Кого приметил Прокопьич из всех

ребят, которых присылали к нему для

учения? (Данилко)

Какие качества у Данилки понравились Прокопьичу? (Прозорливость)

А в сказке «Морозко» какими качествами обладала падчерица, и за что

Мороз

Иванович её наградил.

За что наказал Мороз Иванович дочь мачехи. Значит, какими качествами обладали

ребята в этих сказках. (Данилко и падчерица проявили старанье и терпение).

-

И эти качества ведут их к вершине мастерства.

Ребята, каждый человек живёт на свете и трудится. Есть дела, где нужно показать

старание и терпение, и умение и трудолюбие.

Как

вы

думаете,

старание

и

терпение

необходимы

во

всех

делах?

Во

всех

профессиях необходимо старание и терпение, а также мастерство. Ваши мамы и

папы тоже проявляют своё мастерство в своей работе и профессии. Расскажите о

своих родителях, кто любит и относится с душой к своей работе.

Теперь стихотворение о людях любящие своё дело расскажет нам

Максим:

Весь день в трудах мой дед Назар

Он замечательный гончар.

И в мастерскую у реки

Спешат его ученики

Мне нравится труд гончара

Мы лепим чайники с утра

Из глины вазы для цветов

Подносы, на которых плов

На стол приносят и цветут

Узоры чайников и блюд.

Кирилл:

Хлеб ржаной, батоны, булки

Не добудешь на прогулке

Люди хлеб в полях лелеют

Сил для хлеба не жалеют.

Влад

Маляры пришли втроём

Обновили старый дом

Был облезлый, скучный, голый

Стал нарядным и весёлый

Все ребята со двора

Малярам кричат: «Ура!»

О каких мастерах вы рассказали . (О гончаре, малярах и пекаре)

5. Делу время, потехе час.

Сейчас мы с вами будем водить песню - хоровод « Ленок»

Ребята, что в этом хороводе хотели передать мастерицы?

О том, как работали на полях работники и мастерицы при выращивании льна и

переработки льна лён!

Вспомните, мы с вами читали рассказ Ушинского « Как рубаха в поле выросла»

1.Что увидела Таня в поле?

2.О чем задумалась Таня,

3.Почему Таня не сразу получила рубашку?

4.Сколько времени понадобилось, чтоб получился холст? (От зёрнышка льна и

получения рубахи.) ( два года)

5.Кто принимал участие в работе при получении ткани из льна для Тани и братика.

6.Какие качества проявили крестьянки прядильщицы, ткачихи и швеи.

7. В чем ты видишь проявление терпения у Тани?

6. Работа в паре

Дети садятся за столы.

Педагог предлагает детям открыть книгу.

Сейчас делимся парами. - Рассмотрите иллюстрации.

Проследите путь от зернышка до рубашки. И договоритесь расставить цифры в

нужной последовательности рядом с иллюстрацией. Затем договоритесь, кто от

вашей пары будет объяснять ваш выбор и почему. (3 мин)

А теперь посмотрите презентацию « от зёрнышка до рубашки» и правильно ли вы

справились с этой работой. У кого правильно поднимите руку.

А вам сегодня, в каком деле потребовалось старание и терпение

(договорить, обсудить)

Сегодня вы назвали много разных дел, в которых необходимы мастерство в своём

деле и увидели, как важно проявить старание и терпение по отношению друг другу,

чтобы справиться с общим делом.. Мастерами славен труд. Рукоделье и мастерство

сейчас ценится больше всего.

Рефлексия:

- Что вам понравилось в ходе работы в паре?

- Каким мастерством вы хотели бы овладеть? Почему? Педагог благодарит всех

детей

Пословицы

Какова пряха, такова на ней рубаха.

Кто любит труд , того люди чтут.

Мастер дела за всё берётся смело.

Труд кормит, а лень портит

Красна птица пением, а человек уменьем.

Терпение и труд всё перетрут.

Лён любит поклон.

Лён ручки любит.

Посеешь лён – пожнёшь золото

.

Песня « Ленок»

*А мы сеяли, сеяли лён,

а мы, сеяли, приговаривали,

чеботами приколачивали:

Ты удайся, удайся, ленок,

ты удайся, мой белый кужалёк,

Лён мой, лён, белый лён,

Справа на горе, слева на крутой,

Лён мой зеляной.

*А мы пололи, пололи лён,

Мы пололи, приговаривали,

чеботами приколачивали:

Ты удайся, удайся, ленок,

ты удайся, мой белый кужалёк,

*Вот мы рвали, мы рвали лён,

а мы рвали, приговаривали,

чеботами приколачивали:

Ты удайся, удайся, ленок,

ты удайся, мой белый кужалёк,

А мы чесали, чесали лён,

Мы чесали приговаривали

Чеботами приколачивали

Ты удайся , удайся ленок

Ты удайся мой белый кужалёк

*А мы пряли, мы пряли лён,

*Вот мы пряли, мы пряли лён,

а мы пряли, приговаривали,

чеботами приколачивали:

Ты удайся, удайся, ленок,

ты удайся, мой белый кужалёк,

*А мы ткали, мы ткали лён,

*Вот мы ткали, мы ткали лён,

а мы ткали, приговаривали,

чеботами приколачивали:

Ты удайся, удайся, ленок,

ты удайся, мой белый кужалёк,



В раздел образования