Автор: Столбова Галия Туктасыновна
Должность: воспитатель дошкольного учреждения
Учебное заведение: МБДОУ №14 "Берёзка"
Населённый пункт: г.Ханты-Мансийск, Тюменская обл.
Наименование материала: Конспект
Тема: "Мастера и рукодельницы"
Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по программе
«Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте»
с детьми подготовительной группы на тему:
«Мастера и рукодельницы»
Тема: Чтение
рассказа
К.Д.
Ушинского
«Как
рубашка
в
поле
выросла».
Показ
презентации «Путь от зернышка до рубашки».
Методическое
обеспечение: «Мастера
и
рукодельницы».
Книга
4
для
развития
детей подготовительной группы детского сада. И.А. Кузьмин.
Цель: осознание детьми истоков мастерства (любовь к делу, смекалка, терпение,
усердие, наблюдательность) в русской народной традиции.
Задачи:
1. Познакомить детей с социокультурной категорией «Традиции дела»;
2. Развивать у детей умение договариваться, приходить к согласию;
3. Воспитывать у детей уважение к людям труда (мастерам, рукодельницам).
Программное
содержание:
в
процессе
ознакомления
с
рассказом
обеспечить
формирование у детей целостной картины, развивать способность воспринимать
реальную
действительность
и
способность
ее
отображать
в
художественной
литературе. Приобщать к социально- нравственным ценностям.
Обеспечить возможность проявления самостоятельности.
Интеграция
с
другими
разделами
программы:
«
Коммуникация,
познание,
социализация», «Музыка», «Художественное творчество».
Методическое обеспечение: книга 4 «Мастера и рукодельницы»»
Предварительная
работа:
рассматривание
одежды
-
картинок;
картинок-
иллюстраций к книге К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».
Ход НОД.
1
. Подготовительный этап:
Разговор в круге.
Воспитатель:
Ребята
посмотрите
сколько
у
нас
гостей,
поздороваемся
с
гостьями. (делают поклон). Пошлём им свои улыбки.
Мы снова с вами собрались в нашем музее « Русская горница». Пройдёмся по
нашему музею. Подойдём к изделиям русских мастеров и мастериц.
Что вы видите в нашем музее, какими мастерами выполнены эти изделия: (из
льна,
природного
камня
и
изделия
расписанные
узорами
хохломы,
гжели
и
жостовской росписью).
Ребята, что можно сказать про мастеров, которые выполнили эти изделия? как вы
думаете какие у них руки? (золотые)
Какими качествами нужно обладать, чтобы выполнить эти изделия
2. Присоединение.
Во все времена люди особенно почитали умелых и талантливых мастеров. И это не
удивительно. Их труд укреплял наше Отечество, обогащал душу человека. Именно
радость труда побуждала людей встать на путь мастерства.
Кого считали на Руси мастером своего дела ( талантливые и любящие своё дело
мастера).
-Это
люди
мастера,
имеющие
знания
о
своём
деле
и
умеют
этими
знаниями
распоряжаться.
Например,
столяр-краснодеревщик хорошо мастерит мебель и
передаёт своё
мастерство сыновьям и внукам.
А
какие
мастера
существовали
на
Руси ?
(гончары,
кожевники,
столяры,
плотники, кузнецы)
А кого считали рукодельницей ( выполняют своими руками вышивают, шьют
плетут, ткут, прядут и пекут)
Раньше на Руси каждая девушка, женщина могли плести кружева, вышивали,
таким образом, одевали свою семью.
Каждая крестьянка должна была за жизнь
сплести хотя бы одно массивное и красивое полотно — чтобы показать, какая
она мастерица. Используя свои наборы для вышивания крестом, женщины
иногда создавали такие шедевры, что их могли купить за границей.
Какая
вышивка
считалась
самой
дорогой
у
мастериц?
(
вышивка
золотыми нитями и
серебряными
нитями)
Мастера и рукодельницы -
это люди, которые выполняют свою работу с любовью,
с радостью в сердце. Радость труда, побуждает людей, талантливых в деле, вставать
на путь мастерства.
Назовите пословицы о труде.: Какова пряха, такова на ней рубаха.
Кто любит труд, того люди чтут.
Мастер дела за всё берётся смело.
Красна птица пением, а человек уменьем.
4.- Давайте сядем рядком и поговорим ладком
Ребята скажите, пожалуйста, в каких сказках встречали мастеров своего дела
в каких произведениях? ( «Каменный цветок» Бажова, «Морозко».)
Кто считался мастером своего дела в сказке «Каменный цветок»?
Кого приметил Прокопьич из всех
ребят, которых присылали к нему для
учения? (Данилко)
Какие качества у Данилки понравились Прокопьичу? (Прозорливость)
А в сказке «Морозко» какими качествами обладала падчерица, и за что
Мороз
Иванович её наградил.
За что наказал Мороз Иванович дочь мачехи. Значит, какими качествами обладали
ребята в этих сказках. (Данилко и падчерица проявили старанье и терпение).
-
И эти качества ведут их к вершине мастерства.
Ребята, каждый человек живёт на свете и трудится. Есть дела, где нужно показать
старание и терпение, и умение и трудолюбие.
Как
вы
думаете,
старание
и
терпение
необходимы
во
всех
делах?
Во
всех
профессиях необходимо старание и терпение, а также мастерство. Ваши мамы и
папы тоже проявляют своё мастерство в своей работе и профессии. Расскажите о
своих родителях, кто любит и относится с душой к своей работе.
Теперь стихотворение о людях любящие своё дело расскажет нам
Максим:
Весь день в трудах мой дед Назар
Он замечательный гончар.
И в мастерскую у реки
Спешат его ученики
Мне нравится труд гончара
Мы лепим чайники с утра
Из глины вазы для цветов
Подносы, на которых плов
На стол приносят и цветут
Узоры чайников и блюд.
Кирилл:
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют.
Влад
Маляры пришли втроём
Обновили старый дом
Был облезлый, скучный, голый
Стал нарядным и весёлый
Все ребята со двора
Малярам кричат: «Ура!»
О каких мастерах вы рассказали . (О гончаре, малярах и пекаре)
5. Делу время, потехе час.
Сейчас мы с вами будем водить песню - хоровод « Ленок»
Ребята, что в этом хороводе хотели передать мастерицы?
О том, как работали на полях работники и мастерицы при выращивании льна и
переработки льна лён!
Вспомните, мы с вами читали рассказ Ушинского « Как рубаха в поле выросла»
1.Что увидела Таня в поле?
2.О чем задумалась Таня,
3.Почему Таня не сразу получила рубашку?
4.Сколько времени понадобилось, чтоб получился холст? (От зёрнышка льна и
получения рубахи.) ( два года)
5.Кто принимал участие в работе при получении ткани из льна для Тани и братика.
6.Какие качества проявили крестьянки прядильщицы, ткачихи и швеи.
7. В чем ты видишь проявление терпения у Тани?
6. Работа в паре
Дети садятся за столы.
Педагог предлагает детям открыть книгу.
Сейчас делимся парами. - Рассмотрите иллюстрации.
Проследите путь от зернышка до рубашки. И договоритесь расставить цифры в
нужной последовательности рядом с иллюстрацией. Затем договоритесь, кто от
вашей пары будет объяснять ваш выбор и почему. (3 мин)
А теперь посмотрите презентацию « от зёрнышка до рубашки» и правильно ли вы
справились с этой работой. У кого правильно поднимите руку.
А вам сегодня, в каком деле потребовалось старание и терпение
(договорить, обсудить)
Сегодня вы назвали много разных дел, в которых необходимы мастерство в своём
деле и увидели, как важно проявить старание и терпение по отношению друг другу,
чтобы справиться с общим делом.. Мастерами славен труд. Рукоделье и мастерство
сейчас ценится больше всего.
Рефлексия:
- Что вам понравилось в ходе работы в паре?
- Каким мастерством вы хотели бы овладеть? Почему? Педагог благодарит всех
детей
Пословицы
Какова пряха, такова на ней рубаха.
Кто любит труд , того люди чтут.
Мастер дела за всё берётся смело.
Труд кормит, а лень портит
Красна птица пением, а человек уменьем.
Терпение и труд всё перетрут.
Лён любит поклон.
Лён ручки любит.
Посеешь лён – пожнёшь золото
.
Песня « Ленок»
*А мы сеяли, сеяли лён,
а мы, сеяли, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,
Лён мой, лён, белый лён,
Справа на горе, слева на крутой,
Лён мой зеляной.
*А мы пололи, пололи лён,
Мы пололи, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,
*Вот мы рвали, мы рвали лён,
а мы рвали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,
А мы чесали, чесали лён,
Мы чесали приговаривали
Чеботами приколачивали
Ты удайся , удайся ленок
Ты удайся мой белый кужалёк
*А мы пряли, мы пряли лён,
*Вот мы пряли, мы пряли лён,
а мы пряли, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,
*А мы ткали, мы ткали лён,
*Вот мы ткали, мы ткали лён,
а мы ткали, приговаривали,
чеботами приколачивали:
Ты удайся, удайся, ленок,
ты удайся, мой белый кужалёк,