Автор: Голокоз Ирина Игнатьевна
Должность: преподаватель хореографии
Учебное заведение: МБУ ДО "Губкинская детская школа искусств им.Г.В.Свиридова"
Населённый пункт: ЯНАО г.Губкинский
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Этапы формирования балетной осанки"
Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ГУБКИНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
ИМЕНИ Г.В. СВИРИДОВА»
Методический доклад
«Этапы формирования балетной осанки»
преподаватель хореографии
Голокоз И.И.
г. Губкинский 2017 год
В формировании балетной осанки можно выделить 7 основных
этапов. Каждый из них имеет три периода в зависимости от того, какова
опора тела: 1-й период- выборка правильной позы тела, стоя лицом к
станку и придерживаясь двумя руками за полку станка; 2-й период-
выработка позы, стоя боком к станку и придерживаясь одной рукой за
полку станка; 3-й период- выработка правильной позы тела на сери дине
зала.
Кроме того, каждый период имеет три фазы:
а)
ознакомление
и
разучивание
элементов
движений
-
формирование первичного умения;
б) углубленное
разучивание
элементов
движения-
уточнение
и
совершенствование
двигательного
умения,
когда
вырабатывается
динамический стереотип;
в)
стабилизация
навыка
исполнения
движения
-
закрепление
динамического стереотипа (ученик овладевает навыком и движения его
делаются экономными и достаточно точными)
Первый этап
Первый этап- это формирование балетной осанки в позициях с
неполным
(на
100°
-
120°)
разворотом
ног,
когда
тяжесть
тела
распределяется равномерно на обе ноги. Это наиболее ответственный
этап. Здесь внимательно изучают данные каждого ученика, а ученики
знакомятся с первыми элементами положения тела во время исполнения
маршировок,
бега,
упражнений
на
полу,
в
простейших
движениях
экзерсиса у станка и на середине зала. Постепенно ученики начинают
понимать
и
сознательно
фиксировать
правильность
исполнения
движений
через
суставно-
мышечного
ощущения
и
учат ся
коорденировать
движения
под
музыку.
На
этом
же
этапе
следует
приступить к исправлению отклонений в осанке и развитию у детей
двигательных функций и профессиональных данных (выворотности ног,
подъема ног, шага, гибкости корпуса) в упражнениях на полу.
В первый период первого этапа начинается детальная постановка
позы тела в первой позиции с разворотом ног 100° - 120°’ лицом к
станку, держась за него двумя руками. Этому предшествует объяснения,
в котором положении должны находится все части тела: тело должно
быть на таком расстоянии от станка, чтобы кисти рук свободно, без
упора, лежали на нем и были на уровне талии. Руки в локтях слегка
согнуты и не прижаты к телу. Стопы должны плотно прилегать к толу
(без
упора
на
переднюю
часть),
чтобы
тяжесть
тела
равномерно
распределялась на обе ноги. Ноги должны быть выпрямлены. Коленные
чашечки
подтянуты
вверх
и
должны
располагаться
так,
чтобы
перпендикулярные линии точно падали на среднюю линию стоп. Бедра
подтянуты,
ягодичные
мышцы
собраны
в
области
копчика
и
зафиксированы. Живот слегка втянут за счет сокращения и напряжения
прямой мышцы живота, наружной и внутренних косых мышц. Плечи
свободно
опущены,
ключицы
расправлены.
Нижние
края
лопаток
оттянуты
вниз
к
пояснице.
Грудная
клетка
находится
в
положении
выхода.
Таким
образом,
состояние
всех
корсетных
мышц
должно
придавать
корпусу
непринужденность,
легкость,
естественность.
Для
осанки имеет важное значение положения корпуса относительно ног: таз
должен быть в центре, на средней линии, не наклоняться ни вперед, ни
назад.
Позвоночник
должен
быть
вытянуть
так,
чтобы
появилось
ощущение
стремления
тела
вверх,
а
талия
как
бы
схвачена.
Голова
должна
спокойно,
непринужденно
держаться
прямо.
Подбородок
не
должен
быть
опущен
или
поднят
вверх.
Шея
не
должна
быть
напряженной.
При постановке тела ученика в I-й позиции ног с разворотом на
100°-120° у станка необходимо соблюдать следующее правило: все тело
нужно слегка подать вперед, придав ему «отвесное» положение так,
чтобы вертикальная линия от груди падала на носки (пальцы стоп). Тогда
общий центр тяжести будет проецироваться на середине площади опоры
между
стопами
ног,
то
есть
примет
правильное
положение.
Такое
положение
корпуса
т
головы
придает
телу
устойчивость.
Дети
запоминают мышечные ощущения тела в правильной позе у станка в I -
й позиции, придерживаясь двумя руками за станок.
Формирование
осанки
у
станка
при
ее
отклонении
от
нормы.
Поскольку
некоторые
дети
имеют
отклонения
от
нормы,
для
формирования
осанки
требуется
индивидуальность
тренировочных
упражнений. У детей, которые имеют сутулость (кифоз), есть тенденция
оттягивать
корпус
от
станка.
Поэтому
корпус
нужно
слегка
подать
вперед, а тазобедренную часть- чуть назад, при этом расправить плечи и
слегка
растянуть
мышцы
груди,
стараясь
оттянуть
лопатки
вниз
к
пояснице и, слегка втянув мышцы живота, вытянуть позвоночник. У
детей,
имеющих
седлообразную
спину
(лордоз),
наоборот,
есть
тенденция подавать корпус вперед (наваливаться на станок) и отводить
ягодицы назад. Этим детям рекомендуется слегка подавать корпус назад,
втянуть ягодичные мышцы и мышцы живота, а поясничные мышцы
растянуть.
При асимметрии лопаток (незначительном сколиозе), когда одно
плечо выше другого, обычно дети наклоняются на опущенное плечо,
смещая таз в его сторону. Необходимо выравнивать бедра и плечи путем
растягивания боковых мышц стороны опущенного плеча и сокращения
мышц другой стороны.
У
детей
с
«X»-
образными
ногами
бедра
приближены
одно
к
другому, колени прикасаются, задевая друг, друга, а между стопами
имеется некоторое расстояние. При этом внутренняя связка колена
длиннее, а наружная короче, чем он должен быть. Все тела не проходит
через центры коленей и стоп, а распределяется большей частью на
внутренней стороне колен и стоп. У таких детей выворотность больше в
коленном
суставе,
а
не
в
бедре.
При
«X»-
образных
ног
следует
стремится раздвинуть тело примыкающие друг к другу бедра, развернуть
их
так,
чтобы
головки
бедренной
кости
свободно
вращались
в
вертлужной
впадине
тазобедренного
сустава.
Колени
необходимо
держать
слегка
расслабленными,
сохраняя
видимость
крайней
напряженности, и приучится к таким мышечным ощущениям.
«О»- образные ноги в процессе роста ребенка могут выравниваться
в
результате
тренировок.
При
постановке
тела
необходимо
придерживаться
следующих
правил:
стремиться
к
сближению
ног,
вытягивая их вверх, соединять колени и бедра мышцам- супинаторам,
при
этом
ягодичные
мышцы
и
мышцы
живота
слегка
напрягаются.
Нужно добиваться, чтобы такое положение стало привычным.
Второй период первого этапа- это постановка правильной позы
тела в положении стоя правым боком к станку и держась одной рукой за
него в I-й позиции с некоторым разворотом ног.
После того, как дети поняли, как нужно правильно держать тело у
станка, держась за него двумя руками, начинается постановка тела при
поддержке за станок одной рукой. Учащиеся подходят к станку, ставят
левую ногу в положение неполной выворотности, кладут кисть руки
перед собой на станок и одновременно приставляют правую ногу к левой
в 1-ю позицию (с разворотом на 100°-120°). Рука, согнута в локте,
находиться в впереди корпуса так, чтобы, не поворачивая головы, можно
было видеть кисть руки. Кисть свободно лежит на станке, не опираясь на
нее, четыре пальца собраны вместе, большой палец слегка обхватывает
палку. Опора не должна исходить от плеча, она находится между кистью
и
локтем.
Другая
рука
находится
в
подготовительном
положении.
Тяжесть тела остаются те же, что и в первом периоде.
Такое положение корпуса, ног, рук и головы, стоя боком к станку и
держась
за
него
одной
рукой
обеспечивает
всего
тела,
а
дети
запоминают. Это положение через мышечное ощущение.
В конце каждого движения рекомендуется снять опорную руку со
станка
и
опустить
обе
руки
в
подготовительную
позицию,
проконтролировав равновесие.
Третий период первого этапа представляет собой формирование
балетной осанки, то есть постановки корпуса ног, рук и головы на
середине
зала
в I-й позиции с разворотом ног на 100°-120°' к этому
периоду
обучения
переходят
после
того,
как
дети
уже
усвоили
положения
тела
у
станка
и
умеют
сохранять
равновесие.
Правила
постановки тела на середине зала совладают в основном те же, что и в
первом и втором периодах.
На
середине
зала
особое
значение
придается
рукам,
как
регулятором равновесия.
Второй этап
Второй этап- это формирование балетной осанки и выворотных
позициях ног. На этом этапе, так же, как и на последующих, движения
изучаются по трем периодам с соблюдением описанных выше правил.
Как известно, классический танец строится на пяти выворотных
позициях- 1-й, П-й, Ш-й, IV-й, V-й. Они представляют собой различные
виды положения ног, когда бедра, голени и стопы своей внутренней
стороной повернуты наружу, образуя одну линию или две параллельные
линии по отношению к фронтальной части корпуса. При этом вес тела
должен равномерно распределяться на всю поверхность стоп (без упора
на большой палец), а общий центр тяжести тела (на рис.1-а обозначен
точкой в области таза)- проецироваться на середине площади опоры.
Подготовительные
упражнения
на
полу,
а
также
тренировка
движений в I - й позиции с разворотом ног на 100°-120° помогают
перейти к разучиванию учащимися движений в выворотных позициях
ног,
так
как
мышцы-
супинаторы
постепенно
привыкают
к
этому
положению. Но обычно не все ученики могут к этому времени освоить
сразу 1-ю позицию ног с разворотом на 180°’ так как мышцы их еще не
настолько
развиты,
чтобы
ощущать
эту
позицию
без
напряжения,
и
поэтому
некоторые
учащиеся
выполняют
движения
при
неполном
развороте ног.
В начале некоторые дети делают разворот ног только на 100°-120°’
когда
удобно
удержать
колено
и
видно
верхнюю
часть
ноги
в
выворотной позиции и можно избежать опасного поворачивания колена
внутрь. Основная задача педагога- научить ученика делать поворот всей
ноги
в
тазобедренном
суставе
наружу.
Этот
поворот
производится
мышцами бедер, ягодичными мышцами и др. поскольку поворот голени
происходит за счет растяжения внутренних связок в коленном суставе, а
поворот
голеностопного
сустава-
за
счет
растяжения
ахилловых
сухожилий,
то
в
подготовительной
части
урока
даются
упражнения,
направленные на тренировку этих связок и сухожилий.
По
мере
того,
как
стопа
у
учащихся
принимает
выворотное
положение, становится все труднее и труднее сохранить правильное
положение
тела.
В
связи
с
этим
мышцы
ног
должны
усиленно
тренироваться в упражнениях на полу, направленных на выработку ног и
устраняющих навал на большой палец. Полную выворотность ног от
некоторых
учеников
сразу
требовать
не
следует.
Для
правильной
постановки тела в выворотных позициях ног в экзерсисе соблюдаются
следующие правила:
а) тяжесть тела должна распределяться на всю поверхность стоп
без упора на большой палец;
б) стопы должны свободно, плотно и равномерно опираться на три
точки-
пятку,
мизинец
и
большой
палец,
а
положение
стопы
по
отношению к голени и бедру не должно изменяться;
в) следует развернуть как можно больше бедра и голень наружу,
при этом разворот должен быть равномерным с одинаковой силой для
обеих ног, и тогда стопа легко занимает выворотное положение;
г) вертикальная ось, проведенная через общий центр тяжести, не
должна выходить за линию границ площади опоры.
Третий этап
Третий этап- это формирование балетной осанки в движениях с
plies в позициях ног I-й, П-й, Ш-й, IV-й, V-й, по периодам, стоя лицом к
станку. Он имеет ряд особенностей. Ранее постановка тела проводилась
в статике, при этом учащиеся изучали основные положения корпуса, ног,
рук и головы. Теперь начинается постановка тела в динамике - при
приседании.
Приседание
в
классическом
танце
имеется plies.
Plies
является
движением
классического
танца
благодаря
которому
укрепляется
ахиллово сухожилие, голеностопные и коленные связки, вырабатывается
выворотность бедра, голени и стоп, а также устойчивость (равновесие)
тела. Первоначально изучается demi- plies н а I-й, П-й, Ш-й, IV-й, V-й
позициях ног лицом к станку придерживаясь двумя руками.
При исполнении demi- plies в движениях классического танца для
устойчивости
положения
тела
все
его
части
должны
быть
скоординированы следующим образом:
а)
корпус
сохраняет
вертикальное
положение
(позвоночник
вытянут),
плечи
опущены,
живот
слегка
втянут,
ягодичные
мышцы
собраны;
б) все части тела асимметричны;
в) тяжесть
тела
равномерно
распределяется
на
две
ноги,
стопы
плотно прижать к полу в трех точках- пятке, мизинце, большом пальце
(недопустимы отрыв пяток от пола);
г) вертикальная линия от общего центра тяжести тела проецируется
на середине площади опоры;
д) бедра как можно больше раскрываются (выворотно) чтобы оба
колена проецировались на серединную линию стоп. При этом мышцы
всей стопы, особенно поясничная, напряжены. Корпус является как бы
противовесом ног, находящихся в пружинистом состоянии;
е) голень со стопой при медленном и равномерном приседании
образуют острый угол;
ж) после равномерного подъема колени выпрямляются, а тело как
бы вытягивается вверх.
Plies разрабатывается и исполняется в различных темпах: на 2 такта
4
/
4
, на 1 такт
4
/
4
, на 4 такта %, на 2такта %, на полтакта
4
/
4
, на % (то есть
глубокие, средние, короткие).
После тщательного изучения demi-
plies приступают к изучению
grand plies (большое или глубокое приседание), при котором колени
сгибаются до предела и пятки отрываются от пола.
Приседание
исполняется
равномерно,
в
медленном
темпе
из
положения demi- plies,
а затем пятки отрываются от пола. Отрыв пяток
должен производиться спокойно, без рывков, при этом бедра и колени
раскрываются с усилием как можно шире, приближаясь к линии плеч. Не
задерживаясь
на
крайней
нижней
точке,
следует
также
медленно
подняться, удерживая бедра и колени в выворотном положении. Пятка
спокойно опускается, колени выправляются, мышцы бёдр подтянуты
вверх.
Grand plies развивает силу и эластичность мышц ног, укрепляет
мышцы спины и особенно поясницы, вырабатывает выворотность ног в
тазобедренных
суставах,
что
весьма
важно,
приучает
тело
к
вертикальной выправке, к равновесию во П-й позиции пятки остаются
на полу. Правила исполнения подробно описаны.
Для облегчения исполнения этих движений делятся подводящие
упражнения на полу на выворотность (упражнение 19, рис. 13,14,15).
Demi - plies и grand - plies первоначально изучаются лицом к станку
придерживаясь двумя руками за палку. По мере усвоения движения
следует поворачиваться боком к станку, держась одной рукой за палку, а
затем
переходить
к
изучению
упражнения
на
середине
зала.
Здесь
важное
значение
приобретает
правильная
постановка
рук
регулятор
равновесия.
Четвертый этап
Четвертый
этап
имеет
некоторые
особенности
в
формировании
балетной осанки в движениях экзерсиса у станка и на середине зала,
когда тяжесть тела находится на одной ноге, другая в динамике на полу
или поднята на высоту 25°,45°,90°, в движениях battements tendus,
jetes,
battement
frappes,
battements
fonolus,
battements
developpes,
grands
battements jetes и др.
Нога, принимающая на себя тяжесть тела, называется опорной, а
находящаяся в движении - работающей. Более сложным в обучении
классическому
танцу
является
постановка
тела
на
одну
ногу,
когда
другая нога находится в движении.
Эти движения изучаются также по периодам: стоя лицом к станку и
придерживаясь двумя руками за полку станка и держась одной рукой,
далее- на середине зала.
При
переносе
тяжести
тела
с
двух
ног
на
одну
необходимо
выполнять следующие правила:
а)
для
устойчивого
положения
тела
необходимо,
чтобы
вертикальная линия пересекала центр тяжести и располагалась впереди
голеностопного сустава опорной ноги;
б) корпус
должен
сохранять
вертикальное
положение,
при
этом
плечи
опущены,
позвоночник
выпрямлен.
Мышцы
живота
слегка
втянуты,
ягодичные
мышцы
собраны
и
зафиксированы
в
области
копчика;
в) опорная
нога
должна
стоять
выворотно,
бедро
ее
подтянуто
кверху, стопа прижата к полу плотно в трех точках- пятке, мизинце и
большом
пальце.
При
движении
ноги
в
сторону,
вперед
и
назад
в
battements tendus jetes,
fonolus,
frappe и др. перенос тяжести тела на
опорную
ногу
должен
происходить
одновременно
с
движением
работающей ноги в сторону, вперед и назад;
г)
разворот
ноги
в
выворотное
положение
должен
происходить
одновременно и с одинаковой силой для обеих ног;
д) придвижении
ноги
в
сторону
на
высоту
45°,90°
положение
общего центра тяжести меняется, тяжесть тела слегка перемещается в
сторону
работающей
ноги,
и
устойчивость
в
таком
положении
уменьшается. Для сохранения необходимо корпус слегка подать вперед.
Тело удерживается путем сопротивления опорной и работающей ног.
Особое значение придается правильной постановке рук и головы. При
движении ноги вперед на высоту 45°,90° центр тяжести тела слегка
перемещается в сторону работающей ноги. Для сохранения равновесия
корпус в верхнем своем поясе подается назад. При движении ноги назад
для сохранения равновесия корпус в верхнем поясе слегка подается
вперед.
Большое значение имеет сильное сокращение мышц поясницы. Для
равновесия
тела
важно
и
положение
головы.
При
движении
ноги
в
сторону голову рекомендуем сначала держать прямо и перпендикулярно
плечам. При движении ноги вперед голова поворачивается в сторону
работающей
ноги,
тогда
шейная
впадина
оказывается
позади
перпендикулярной линии равновесия. Если же нога отводится назад,
голова поворачивается в сторону работающей ноги, слегка наклоняясь
вперед, тогда шейная впадина должна находиться впереди.
Карло Блазис в 1830 году писал «Тяжесть человека, стоящего на
одной
ноге,
распределяется
на
две
равные
части
в
точке,
которая
поддерживает целое, и как только танцовщик начинает двигаться,
линия, проходящая через центр тяжести, необходимо должна совпадать с
осью опорной ноги».
Более
сложным
вариантом
этого
этапа
является
исполнение
движений, когда работающая и опорная ноги находятся в динамике,
одновременно сгибаются и выпрямляются (в demi-
plies,
reveves,
plie
sautenus,
fonolus и др.), то есть все движения комбинируются с demi-
plies.
При
исполнении
этих
движений
нужно
выполнять
следующие
правила:
а) для устойчивого равновесия положения тела необходимо, чтобы
вертикальная
линия,
пересекающая
общий
центр
тяжести,
падала
впереди голеностопного сустава опорной ноги. Корпус должен сохранять
вертикальное
положение,
плечи
опущены,
позвоночник
выпрямлен.
Важно следить за втянутость мышц живота и сохранностью ягодичных и
поясничных мышц;
б) разворот бедер в выворотное положение должен производится с
одинаковой силой для обеих ног;
в)
сгибание
и
разгибание
колен
должно
быть
плавным
и
одновременно для обеих ног.
Пятый этап
Это новый еще более сложный этап в формировании балетной
осанки.
Он
характеризуется
переходом
к
исполнению
движений
с
полной стопы на полупальцах. Движения на полупальцах изучаются
сначала во всех позициях, стоя лицом к станку и держась двумя руками
за палку станка, затем стоя боком к станку и держась одной рукой, далее-
на середине зала (по периоду).
Подъем тела на полупальцах обозначается в классическом танце
releves.
Releves укрепляет аххилово сухожилие, связки и мышцы всех
ног, особенно стоп, а также связки и мышцы бедер. Для устойчивого
положения тела необходимо выполнять следующие правила:
а) начинать
изучение releves
на
низких
полупальцах,
потом
на
средних
и
высоких.
Этот
постепенный
переход
дает
возможность
удержать ноги в выворотном положении;
б)
при
подъеме
тела
на
полупальцах
тяжесть
его
должна
равномерно распределяться на обе ноги и стопы с равномерным упором
на первый, второй и третий пальцы. Вертикальная линия, опущенная от
общего
центра
тяжести,
должна
находиться
между
пятками
ног
и
проецироваться на середину площади опоры;
в) корпус должен быть подтянутым и иметь строго вертикальное
положение (грудь должна находиться чуть под стопами);
г)
руки должны лежать на палке без упора на пол;
д)
ноги
выворотны,
вытянуты
в
коленях
и
голеностопах
(щиколотках), ягодицы потянуть и зафиксировать в области копчика;
е)
опускаться
с
полупальцев
необходимо
сдержано,
сначала
соединить
колени,
а
затем,
опустив
пятки
на
пол,
снова
быстро
подняться на полупальцы.
Releves
можно
исполнять
сразу
с
вытянутых
ног
или
с
предварительным
приседанием plies,
на двух и одной ноге; при этом
тяжесть тела перемещается на опорную ногу, а другая нога находится на
jur le сои de plies спереди или сзади и т.д.
Исполняя releves на одной ноге, необходимо держать корпус и
голову прямо, вес тела должен равномерно распределяться на опорную
ногу с упором на первый, второй и третий пальцы, при этом сохраняется
выворотность как опорной ноги, так и ноги находящейся в jur сои de
plied.
Releves подготавливает к еще более сложному этапу, к изучению
allego (прыжков) и к танцу на пальцах.
Шестой этап
Шестой
этап
имеет
также
особые
трудности
в
выработке
правильной позы тела при изучении allego (прыжков). Прыжки занимают
наиболее
важное
место
в
развитии
двигательных
функций
и
формировании осанки у детей 7-11 лет. Они способствуют укреплению
опорно - двигательного аппарата, развитию мышц ног, спины, брюшного
пресса,
вырабатывает
силу,
выносливость
и
помогают
овладению
сложными в координационном отношении движениями.
В прыжках различают три последовательно сменяющихся фазы:
подготовительную (исходное положение), основную - отталкивание и
полет, заключительную- приземление.
Перед прохождением основных прыжков необходимо научить детей
легко
и
невысоко
подпрыгивать
в
1-й
позиции
с
неполной
выворотностью ног и с небольшим приседанием, как перед прыжком,
так
и
при
приземлении.
Следует
обращать
внимание
на
стройность
корпуса, вытянутость подъема (пальцев стоп) и мягкое приземление. В
конце прыжка учащиеся должны, выпрямив ноги, вытянуть колени и
принять правильное положение тела.
К изучению первых прыжков temps leve в I-й, П-й, V-й позициях
ног нужно приступать после тщательного изучения demi-
plies в этих
позициях. Прыжки выполняются сначала лицом к станку придерживаясь
двумя руками за палку станка. По мере их усвоения и закрепления
можно
переходить
к
исполнению
прыжков
на
середине
зала.
При
изучении прыжков соблюдаются следующие правила.
В подготовительной части обращается внимание:
а) на правильность исполнения demi- plies;
б) на
стройность,
вытянутость
позвоночника
и
всего
тела,
на
положение рук на станке (не должно быть упора на палку станка).
В основной части- при отталкивании следует следить:
а) за тем, чтобы при demi-
plies пятки не отрывались от пола, а
толчок
исходил
именно
от
пяток;
увеличивая demi-
plies,
то
есть
приседая, растянуть аххилово сухожилие, уменьшить угол между стопой
и голенью, а также угол сгибания в коленном суставе (между голенью и
бедром)
и
затем
прыгнуть
вверх,
оторвавшись
от
пола,
поднять
тазобедренную
часть
и
весь
корпус
в
воздух,
при
этом
предельно
вытянуть ноги и особенно пальцы стоп;
б) за выворотностью ног в прыжке, то есть чтобы верхняя часть ног
(бедра), а также голени и стопы ног были повернуты наружу;
в)
чтобы пятки в 1-й позиции ног не соединялись (не стягивались);
г)
чтобы
корпус
был
спокойным,
не
дергался,
особенно
в
пояснице.
В заключительной части прыжка нужно следить за тем, чтобы:
а) приземление на пол было мягким, с пальцев ног на подушечки
стоп, переход в demi- plies на пятки должен быть сдержанным, при этом
должно ощущаться напряжение мышц поясницы и всей спины;
б) сохранялось выворотное положение бедер и колоней;
в) корпус
сохранял
вертикальное
положение
и
не
наклонялся
вперед;
г) в заключительной фазе колени были выпрямлены, и учащийся
ощущал стройность фигуры.
При изучении прыжков лицом к станку необходимо следить за
положением рук и кистей на станке, чтобы не было сильного упора на
палку станка. Научив правильно исполнять прыжки у станка можно
переходить к освоению их на середине зала, а затем к изучению более
сложных
прыжков,
таких
как chargements ole plies echappe,
assemble.
Jissonne jimple и др. Вспомогательные упражнения 1-й части урака на
полу,
способствующие
укреплению
стопы,
голеностопных
связок,
эластичности мышц голени и бедра, а также подводящие упражнения у
станка (demi
-
plies,
battements,
boudus,
relevesu
и
др.)
помогают
усвоению прыжков на первом году обучения.
Седьмой этап.
Свои
сложности
по
выработке
балетной
осанки
имеются
и
при
разучивании движений на пальцах. Это один из самых трудных этапов
формирования осанки на I-м году обучения.
Движениям
на
пальцах
предшествовал
целый
комплекс
упражнений подготовительной части урока и движений в экзерсисе у
станка и на середине зала на целой стопе (на двух и одной ноге), затем
комплекс движений на полупальцах.
Укреплению
стопы
способствуют
первоначальные
прыжки,
изучаемые у станка и на середине зала. Правильная постановка тела и, в
частности, постановка стоп является базой для перехода к изучению
движений на пальцах.
Движение на пальцах способствуют укреплению всех групп мышц
тела
и,
вырабатывают
их
силу
и
эластичность
приучают
ноги
к
вытянутости. Движения на пальцах подготавливают тело к равновесию в
условиях наименьшей площади опоры, когда общий центр тяжести тела
смещается вверх, что создает дополнительные трудности в сохранении
равновесии тела. Движения на пальцах придают классическому танцу
легкий и красивый рисунок. К изучению движений на пальцах подходят
индивидуально
и
с
большой
осторожностью.
Для
этого
необходимо
о з н а ком и т ь с я
с о
с т р о е н и е м
с т о п
ка ж д о го
у ч е н и ка ,
и х
подготовленностью.
В
этом
отношении
важное
значение
для
хореографии
имеет
анатомическое
строение
стопы
и
формы
пальцев
ног.
Устойчивая
классическая стопа - это стопа, у которой первый, второй, третий пальцы
имеют
одинаковую
длину
и
хорошо
выраженный
свод.
Отсутствие
продольного свода в подъеме, либо чрезмерно большой подъем или
удлиненный большой палец затрудняют работу.
Движения
на
пальцах
изучаются
сначала
лицом
к
станку
и
держась двумя руками за палку станка; по мере усвоения и закрепления
отдельных движений они исполняются на середине зала.
Перед изучением движений на пальцах рекомендуется в мягких
туфлях исполнять следующее подводящее к ним упражнения; стоя лицом
к станку в первой позиции и держась двумя руками за станок, медленно
подняться
-
сделать releves через полупальцы на подушечки фаланг
пальцев и медленно возвратиться на пол через полупальцы на всю стопу.
Начальными
движениями,
изучаемыми
в
I
-м
классе,
являются releves на пальцах в I-й,
П-й, V-й
позициях, pas echape,
pas
essemble
soutene,
pas
de
bouree,
pas
couru,
pas
glissad
и
др.
Перед
изучением
этих
движений
рекомендуется
надеть
туфли,
подойти
к
станку и встать на пальцы в I-й невыворотной позиции ног. Ощутить
пальцы ног, всю стопу, походить, переступая с пальцев одной ноги на
пальцы и стопу другой. Затем учащиеся становятся в I-ю позицию ног
выворотно, плотно прижав к полу всю стопу. Особенно пятку, мизинец и
большой палец.
Перед releves необходимо:
1.
Сделать demi-plies, легко встать на пальцы оттолкнувшись пятками от
пола;
2.
Встав на пальцы, подать как можно больше пятки вперед наружу
(выворотно),
напрячь
связки
голеностопного
сустава,
вытянуть
колени, напрячь мышцы бедра;
3.
Корпус держать спокойно, слегка подать грудь вперед, не упираясь
руками о полку станка;
4.
Тяжесть тела равномерно распределить на обе и обе стопы с упором
на первый, второй и третий пальцы стоп;
5.
Следить за тем, чтобы вертикальная линия, проходящая через общий
центр
тяжести,
совпадала
с
серединой
площади
опоры
между
пятками;
6.
Встав на пальцах, проконтролировать правильность положения тела,
т.е. его устойчивость, для того необходимо приподнять кисти рук с
палки, а затем вновь опустить их на станок;
7.
При опускании с пальцев необходимо спокойно перейти сначала на
полупальцы, а также сдержанно прикоснуться пятками к полу и
перейти в demi-plies с последующим выпрямлением ног и всего тела.
Другой
вариант,
более
трудный,
когда releves
исполняется
без
предварительного plies. Все внимание обращается на правильную работу
стопы,
а
частности,
подъема
ног.
Сначала
идет
подъем
тела
на
полупальцах (с низких полупальцев на высокие), а затем начинается
переход
на
пальцы.
Опускаться
следует
также
медленно
через
полупальцы на всю стопу и с последующим приседанием в demi-plies.
Более сложным и трудным вариантом седьмого этапа является
изучение движений на пальцах с переходом с одной ноги на другую в
движениях pas de bourree.
Здесь происходит перемещение тяжести тела
на пальцах, что усложняет сохранение равновесия тела. Для тренировки
устойчивости проводятся контрольные упражнения лицом к станку при
которых
время
от
времени
приподнимаются
кисти
рук
от
станка,
проверяются и запоминаются суставные - мышечные ощущения.
Таким
образом,
по
мере
усложнения
изучаемых
движений
классического экзерсиса становится все труднее и труднее сохранить
правильную позу - балетную осанку, поскольку площадь опоры все
время уменьшается: на полной стопе, на обоих ногах и на одной, на
пальцах (с опорой и без опоры) на обеих ногах и на одной ноге, а
координация движений становится все много образнее. Кроме этого,
исполняются
движения
с
переносом
тяжести
тела
с
одной
ноги
на
другую, т.е. более сложные. Ускоряется также темп движений.
Поэтому качественное освоение движений классического танца и
экзерсиса начиная с простейших имеет особое важное значение для
формирования балетной осанки. В освоении движений экзерсиса не
маловажную роль играют упражнения подготовительной части, части
урока
и
упражнения,
подводящие
к
экзерсису.
Дети
постепенно
овладевают
свободой,
легкостью
движений,
вырабатывают
выносливость и силу. Такой принцип обучения позволяет принимать в
хореографические школы, школы искусств детей, имеющих некоторые
недостатки в осанке, но обладающих творческой одаренностью.
Индивидуальные занятия по исправлению недостатка в осанке в
упражнениях на полу.
При
сутулости
(кифозе)
можно
уменьшить
грудной
прогиб
позвоночника путем упражнений на укрепление глубоких мышц спины,
растягиваемые
и
укрепление
передних
связок
грудного
отдела
позвоночника, укрепления мышц, удерживающих лопатки в правильном
положении, укрепление мышц, увеличивающих наклон таза вперед.
При
седлообразной
спине
(лордозе)
необходимо
делать
упражнения на укрепление мышц брюшного пресса, растягивание мышц
- сгибатели и укрепление мышц - разгибатели тазобедренных суставов,
растягивание
задних
связок
нижнегрудного
и
поясничного
отделов
позвоночника
(растягивание
мышц
и
связок
спины,
особенно
поясничного отдела).
При асимметрии лопаток требуется укреплять мышцы и особенно
мышцы, прилегающие к лопаткам.