Напоминание

"Легкая атлетика как средство развития физических качеств в воспитании школьников"


Автор: Зинченко Татьяна Владимировна
Должность: тренер-преподаватель по легкой атлетике
Учебное заведение: МБОУ ДО ДЮСШ "Феникс"
Населённый пункт: Приморский край, город Артем
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: "Легкая атлетика как средство развития физических качеств в воспитании школьников"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Легкая атлетика как средство развития физических качеств в

воспитании школьников.

Тренер-преподаватель по легкой атлетике Зинченко Т.В.

Всестороннее физическое воспитание – одна из важнейших сторон

воспитания

общества.

Отличное

здоровье,

крепкое

и

закаленное

тело,

сильная воля, формируемые в процессе занятий физической культурой и

спортом, являются хорошей основой для интеллектуального и умственного

развития человека. Достигнуть физическое совершенство и избавиться от

некоторых врожденных и приобретенных физических недостатков можно

лишь

путем

правильного

и

систематического

использования

физических

упражнений.

При развитии физических качеств

необходимо учитывать возраст

занимающихся. Учет возрастных особенностей имеет важное значение для

формирования тех ил иных физических качеств. Многие специалисты, на

основании проведенных исследований пришли к выводу, что в младшем и

среднем

школьном

возрасте

не

следует

формировать

развитие

силовых

способностей. Необходимо обратить внимание на всестороннее развитие всех

групп мышц: содействовать образованию достаточно прочного мышечного

корсета и укрепить дыхательную систему.

Среди

физических

упражнений,

способствующих

всестороннему

физическому

развитию,

главенствующая

роль

принадлежит

упражнениям

легкой атлетики. Действительно, различные вида бега, прыжков и метаний

входят в составную часть в каждый урок физической культуры. Известно, что

хорошая

легкоатлетическая

подготовка

позволяет

достигнуть

успехов

во

многих видах спорт.

Упражнения легкой атлетики практически доступны всем школьникам.

Они

равномерно

развивают

основные

мышечные

группы,

способствуют

формированию правильной осанки, позволяют регулировать вес тела. Зная

результаты

воздействия

легкоатлетических

упражнений

на

организм

школьника, можно целенаправленно влиять на их физическое развитие.

Развивая физические качества, совершенствуются функции организма,

осваиваются определенные двигательные навыки. Как известно, на уроках

физической

культуры

развиваются

следующие

двигательные

навыки:

гибкость, быстрота, сила, выносливость, ловкость. В развитии двигательных

качеств

заметны

два

направления.

Во-первых,

применяются

упражнения,

обеспечивающие повышение общей физической подготовки, а во-вторых,

повышается

специальная

двигательная

подготовка,

связанная

с

определенным

видом

конкретной

двигательной

деятельности.

Первое

направление – основное и занимает на уроках физической культуры ведущее

место. Добавим, что физических качеств в «чистом» виде не бывает, все они

взаимосвязаны

и

дополняют

одно

другое.

Используя

ограниченный

круг

упражнений, мы не сможем достигнуть разностороннего эффекта.

Рассмотрим, какие же физические качества необходимо развивать в

школьном возрасте.

Развитие

быстроты.

Быстрота

является

физическим

качеством,

которое

позволяет выполнять движения с большой скоростью и частотой. Высокий

уровень

развития

быстроты

содействует

успешному

росту

других

двигательных способностей. Чем выше уровень проявления быстроты, тем

быстрее

удается

достигнуть

положительных

результатов

при

обучении.

Начинать развитие быстроты у школьников надо с 10 – летнего возраста,

учитывая,

что

именно

в

этом

возрасте

наступают

благоприятные

физиологические предпосылки для ее формирования.

Развитию качества быстроты способствует выполнение упражнений в

постепенно ускоряющемся темпе, при интенсивной кратковременной работе,

связанной с чередованием беговых и прыжковых упражнений.

Развитие силы.

Сила, как одно из основных физических качеств, имеет

большое значение в двигательной деятельности. Ни одно движение не может

быть выполнено без проявления силы, степень развития которой определяет

его качественную сторону. Качество силы необходимо при выполнении всех

видов легкоатлетических упражнений. Мышечная сила может развиваться без

изменения длины мышц при выполнении упражнения, с укорочением мышц

(преодолевая сопротивление) и с удлинением мышц (уступающая работа).

Развивая силу, мы создаем лучшие условия для развития быстроты.

В условиях школьных занятий основное место занимает режим работы

мышц

с

укорочением

их

длины,

т.е.

развитие

силы

большинством

легкоатлетических

упражнения

в

динамических

движениях

(беговых,

прыжковых), что является более полезным для растущего организма. Другие

формы

силовой

подготовки,

связанные

со

статической

нагрузкой,

с

медленным

преодолением

сопротивлений,

редко

и

в

малых

дозах.

Упражнения, развивающие значительную силу и вызывающие длительные

статические

напряжения,

можно

применять

в

возрасте

15-17

лет,

когда

вегетативные

функции

достигают

высокого

уровня

развития,

а

функция

системы кровообращения приближается к показателям взрослых.

Применяя

силовые

упражнения,

нужно

учитывать,

что

работа

с

преодолением собственного веса представляет большую нагрузку. Дети 8 – 9

лет

способны

относительно

легко

справиться

с

грузом,

равным

½

от

собственного веса, дети 12 – 13 лет легко поднимают и переносят груз,

равный 2/3, а в 14 – 15 лет ¾ своего веса.

Развитие гибкости. Гибкость тела, как и сила, и выносливость представляют

собой разнообразные характеристики человеческого организма. Физическая

гибкость оказывает значительное влияние на параметры тела, мышечный

тонус, показатели здоровья, достижению спортивных результатов, позволяет

избежать

травм

во

время

тренировок

и

в

повседневной

жизни.

Гибкость позволяет делать движения по большей амплитуде и является

важным условием для реализации техники упражнений. Следует различать

гибкость общую и специальную. Общая гибкость на начальном этапе до 13

лет приобретает общую направленность.

Дети обладают большей гибкостью по сравнению с взрослыми. Согласно

различным данным, максимальная гибкость варьирует от 5-7 лет до 11-14 лет.

Гибкость детей зависит от пола: девочки обладают лучшей гибкостью, чем

мальчики.

Упражнения для развития гибкости позволяют не только увеличить

амплитуду движений, но и специфично воздействовать на формирование

мышечного

волокна,

что

в

целом

способствуют

развитию

правильной,

пропорциональной, атлетической фигуры.

Развитие

выносливости. Выносливость

это

способность

производить

длительную

работу

или

работу

с

различной

интенсивностью.

Принято

различать общую и специальную выносливость. Как двигательное качество

выносливость развивается на более поздних этапах физического воспитания.

В

процессе

развития

выносливости

у

подростков

происходит

совершенствование ряда функций их организма – кровообращение, дыхание,

основного обмена и многих других. На основании исследований ученых

доказано, что выносливость наиболее продуктивно начинает развиваться с

13-14

лет.

На

более

раннем

развитии

также

следует

уделять

внимание

развитию

выносливости,

которая

может

достигаться

при

использовании

скоростных и силовых упражнений путем изменения режима работы или

путем

уменьшения

интервалов

отдыха

и

увеличения

общего

объема

применяемых средств.

Развитие выносливости может осуществляться различными методами –

методами равномерной, повторной, переменной, интервальной тренировки,

многократного повторения преимущественно циклических упражнений.

При применении тренировок на выносливость, необходимо помнить, что

одним из действенных факторов в развитии выносливости является не длина

пробегаемого

отрезка,

т.е.

длительность

работы,

а

интервал

отдыха,

с

помощью которого лучше регулируется режим работы по интенсивности.

Развитие ловкости. Ловкость - это способность быстро овладеть сложными

движениям

и

точно

перестраивать

двигательную

деятельность.

Развитию

ловкости

способствуют

следующие

легкоатлетические

упражнения:

барьерный бег, прыжки в высоту и длину, метания и другие.

Упражнения на развитие ловкости включают в занятия по общей

физической подготовке и по специализации. Их выполняют во вводной части

или

на

разминке,

а

также

в

основной

части

урока

после

упражнений,

направленных на развитие быстроты. Для большего разнообразия полезно

включать эти упражнения в паузы между серийным выполнением других

упражнений.

Руководствуясь тем, что развитие физических качеств взаимосвязано,

следует применять различные упражнения, посредством которых кроме

совершенствования

физических

качеств

формируются

разнообразные

двигательные

навыки,

повышается

пластичность

нервной

системы,

создается

обширный

фонд

временных

связей

и

тем

самым

обеспечиваются хорошие предпосылки для освоения других, не известных

еще навыков. Используя же ограниченный круг упражнений, допустим,

для развития одного физического качества, мы не сможем достигнуть

такого разностороннего эффекта.

Поэтому легкая атлетика, с ее разнообразием видов, является одним

из

важнейших

инструментов

в

развитии

физических

качеств

школьников.



В раздел образования