Автор: Дмитриева Наталья Анатольевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР детский сад №104 "Ладушка"
Населённый пункт: Республика Саха Якутия, город Якутск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Коррекция и профилактика эмоционального состояния ребенка в период адаптации в ДОУ".
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Центр развития ребенка – Детский сад № 104 «Ладушка»
Городского округа «Город Якутск»
677000, г. Якутск, ул. Октябрьская, 27/3 тел. (факс): 35-15-95, detsad-104@mail
Дмитриева Наталья Анатольевна
педагог-психолог
Конкурс творческих работ и методических разработок
«Коррекция и профилактика эмоционального состояния ребенка в
период адаптации в ДОУ».
Малыш подрос и уже скоро станет посещать детский сад. Для ребенка сложно понять ,
почему его оставляют родители в детском саду. Родители тревожатся о том , будет ли
ребенок болеть, капризничать, плакать при расставании.
Адаптационный период – один из ответственных моментов в жизни ребенка. От того, как
он пройдет, зависит формирование основных базисных новообразований этого возраста.
Мы знаем, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира
его чувств и переживаний. Маленькие дети часто находятся в плену эмоций, поскольку
еще не могут управлять своими чувствами, это может приводить к импульсивности
поведения, осложнениям в общении. Особенно трудным у ребенка бывает период, когда в
его жизни происходят существенные изменения - он начинает ходить в детский сад или
школу.
В адаптационный период педагог и родители должны уметь строить отношения с
ребенком. Необходимо учитывать индивидуальные особенности, максимально точно
диагностировать уровень нервно - психического развития малыша.
Знаменитый детский психолог, доктор Луиза Дюсс, составила специальный тест для
работы с детьми. Этот тест называется «Сказка».
Цель теста - выявить спонтанно возникающие эмоциональные явления, которые
присутствуют у ребенка, но явно не проявляются в его поведении.
Работая с тестами, мы пришли к идеи с помощью сказки не только тестировать детей но и
корректировать эмоциональное состояние ребенка. Дети учатся поступать в разных
ситуациях правильно, в сказке только положительные эмоции и отношения.
Педагог рассказывает сказку, а ребенка просит продолжить. Если у ребенка сказка
заканчивается плохо и это происходит часто, следует обратить на это внимание.
Предлагается провести с ребенком ряд занятий с использованием сказок.
Варианты сказок:
« Свеча».
Жила – была свеча, она праздничная и необычная. Свеча с нетерпением ждала, когда
начнется праздник, когда ее поставят на праздничный торт. И вот праздник наступил.
Свечу зажгли и поставили на стол!
Что было дальше?
«Волшебник»
Волшебнику встретился мальчик. Он сказал: « Дорогой мальчик настало время для
волшебства, и ты можешь стать невидимкой». Только сначала ответь мне, почему у тебя
появилось желание стать невидимкой?
«Дуб».
На лесной поляне стоял красавиц дуб. Все лесные жители любили его, а особенно
бельчата, которые жили в дупле. Непогода не пугала их. В дупле было тепло и уютно.
В один день пришли в лес люди, им нужны были дрова. «Может быть, срубим дуб?» -
спросил один из них.
Что было дальше?
«Ежики».
В лесу жили два ежика. Им стало скучно. В какую игру им поиграть? Один ежик сказал -
«Давай поиграем в игру, я играю в нее каждый день, она мне очень нравится».
В какую игру предложил играть снеговик? Что было дальше?
Рекомендации:
Этот тест можно использовать для проведения в семье, он не требует особых условий.
Следует проявить некоторую изобретательность, для получения результата.
Ребенок не должен чувствовать себя «подопытным», эта игра как все остальные.
Никогда не нужно комментировать его ответы и торопиться, говорить: «Слушай другую
сказку».
Обратите внимание на эмоции ребенка во время чтения сказки: тревожный, возбудимый,
безразличный.
Обратите внимание на тон голоса, на реакцию ( излишнее покраснение или бледность).
Следует помнить, что из теста следует отбирать как положительные, так и отрицательные
результаты, и пользоваться ими в качестве ориентира для применения в процессе прямого
наблюдения за развитием личности ребенка.