Напоминание

Дидактическая игра как одно из средств социально-нравственного развития дошкольников.


Автор: Бердникова Лидия Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ " Детский сад общеразвивающего вида" № 155
Населённый пункт: г Воронеж
Наименование материала: Статья
Тема: Дидактическая игра как одно из средств социально-нравственного развития дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дидактическая игра как одно из средств социально-нравственного развития

дошкольника.

Дидактическая игра помогает социально- нравственному развитию ребёнка

дошкольника : в такой игре происходит познание взаимоотношений между

детьми, взрослыми, в ней ребёнок проявляет чуткое отношение к

товариществу, учит быть справедливым, уступать в случае необходимости,

помогать в беде, и т д.

В дидактической игре происходит художественное воспитание – совершая

какое –либо действие ребёнок думает, насколько оно красиво, элегантно,

насколько оно вообще уместно в данной конкретной ситуации, следит за

выразительностью своей речи и речи окружающих, происходит развитие

творческой фантазии при яркой проникновенной передаче

художественного образа.

Таким образом, рассмотрев теоретические основы развития познавательной

активности детей старшего дошкольного возраста в дидактической игре, мы

пришли к выводам:

1.

Познавательная активность – это стремление к наиболее полному

познанию предметов и явлений окружающего мира. Развитие

познавательной активности определяется качественными

изменениями, отражающимися в энергетическом и содержательном

показателях. Энергетический показатель характеризует

заинтересованность ребёнка в деятельности, настойчивость в

познании. Содержательный показатель характеризует

результативность деятельности в процессе получения знаний,

выделение различных культурных содержаний в ситуации.

2.

В педагогических словарях понятие познавательной активности

трактуется как « свойство личности, которое проявляется в его

положительном отношении к содержанию и процессу учения, к

эффективному овладению знаниями и способами деятельности за

оптимальное время, в мобилизации нравственно - волевых усилий на

достижение учебно – познавательной цели.

3.

Особенности развития познавательной активности в дошкольном

возрасте состоят в том, что познавательная активность ребёнка

старшего дошкольного возраста характеризуется оптимальностью

отношений к выполняемой деятельности, интенсивностью усвоения

различных способов позитивного достижения результата, опытом

творческой деятельности, направленностью на его практическое

использование в своей повседневной жизни. Основой

познавательной активности ребёнка в экспериментировании являются

противоречия между сложившимися знаниями , умениями, навыками,

усвоенным опытом достижения результата методом проб и ошибок

и новыми познавательными задачами , ситуациями, возникшими в

процессе постановки цели экспериментирования и её достижения.

Дидактическая игра « Составление геометрических фигур».

Цель: упражнять в составлении геометрических фигур на плоскости

стола, анализе и обследовании их зрительно – осязаемым способом.

Игровой материал : счётные палочки ( 15-20 штук), 2 толстые нитки

( длина 25-30см).

Задания:

Составить квадрат и треугольник маленького размера.

Составить маленький и большой квадраты.

Составить прямоугольник, верхняя и нижняя стороны которого будут

равны 3 палочкам, а левая и правая – 2.

Составить из ниток последовательно фигуры: круг, овал, треугольник.

Дидактическая игра « Цепочка примеров».

Цель: упражнять в умении производить арифметические действия.

Ход игры.

Взрослый бросает мяч ребёнку и называет простой арифметический

пример ( 3 +2). Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно,

и т.д.

Дидактическая игра « Только одно свойство».

Цель: закрепить знание свойств геометрических фигур, развивать

умение быстро выбрать нужную фигуру, охарактеризовать её.

Ход игры.

У двоих играющих по полному набору геометрических фигур. Один

кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на

стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком.

Так, если первый ребёнок положил жёлтый большой треугольник, то

второй кладёт, например, жёлтый большой квадрат или синий

большой треугольник. Игра строится по типу домино.

Дидактическая игра как средство развития познавательной

активности детей дошкольного возраста способствует:

Развитию познавательных способностей, получению новых знаний их

обобщению и закреплению, в процессе игры усваивают общественно

выработанные средства и способы умственной деятельности, в

процессе дидактических игр многие сложные явления расчленятся на

простые и наоборот, единичные обобщаются, следовательно,

осуществляется аналитическая и синтетическая деятельность,

некоторые дидактические игры как будто не вносят ничего нового в

знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат

детей применять имеющиеся знания в новых условиях;

Обогащению чувственного опыта ребёнка, развивая при этом его

умственные способности ( умения сравнивать, обогащать,

классифицировать предметы и явления окружающего мира,

высказывать свои суждения, делать умозаключения). Дидактическая

игра – незаменимое средство преодоления различных затруднений в

умственной деятельности у отдельных детей;

Развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь,

формируется правильное звукопроизношение, развивается связная

речь, ряд игр с успехом используется для развития фонематической

стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей

к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое

повторение звуков не утомляет детей, потому, что они заинтересованы

самой игрой, то они выполняют роль птицы, то роль движущего

автомобиля, и больше чем увлечён ребёнок, тем активнее он

воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический процесс.



В раздел образования