Напоминание

"Использование игровых технологий в обучении и воспитании детей дошкольного с нарушениями слуха".


Автор: Высоцкая Кристина Юрьевна
Должность: педагог- дефектолог
Учебное заведение: МБДОУ № 16 "Ласточка"
Населённый пункт: ст. Новорождественская
Наименование материала: Представление собственного педагогического опыта
Тема: "Использование игровых технологий в обучении и воспитании детей дошкольного с нарушениями слуха".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Представление

собственного педагогического опыта

учителя-дефектолога ВЫСОЦКОЙ КРИСТИНЫ ЮРЬЕВНЫ

Я работаю над проблемой:

«Использование игровых технологий в обучении и воспитании детей

дошкольного с нарушениями слуха».

Актуальность. Взяла эту проблему потому, что игра для ребёнка с нарушенным слухом

имеет огромное значение, т.к. она не только способствует его умственному, речевому,

эмоциональному

развитию,

но

и

позволяет

преодолеть

отставание

в

развитии

от

нормально слышащих детей, связанное с потерей или нарушением слуха, недоразвитием

речи и словесного общения.

Современные тенденции обучения и воспитания детей с нарушениями слуха требуют от

учителя — дефектолога творческого подхода к процессу обучения, поиска новых форм,

приёмов и методов. Я считаю одной из важнейших форм применение игровых технологий

на коррекционных занятиях. Для глухого дошкольника игра является основной ведущей

деятельностью. С её помощью можно развивать те качества и процессы, которые имеют

значение для формирования представлений и усвоения ребёнком знаний, необходимых

для

учёбы

в

школе

и

дальнейшей

жизни.

Опыт

работы

показывает,

что

нужно

разрабатывать специальные игровые упражнения, адаптировать игры для развития речи,

формирования

элементарных

математических

представлений.

Поэтому

проблему

использования игровых технологий в коррекционно—развивающем обучении детей с

нарушениями

слуха

считаю

актуальной

и

перспективной,

имеющей

большую

практическую значимость.

Применение

игр

на

коррекционных

занятиях

способствуют

преодолению

речевого

негативизма, развитию общей, мелкой и артикуляционной моторики, наблюдательности,

внимания, игровых навыков, произвольности поведения, тактильной чувствительности и

зрительно

двигательной

координации,

слухового

и

зрительного

восприятия,

расширению пассивного и активного словаря.

Игру нужно сочетать с обучением соответствующему слову. В играх со звучащим словом

создаю

«ситуации

затруднения»,

когда

ребёнок

ставится

перед

необходимостью

преодолевать

затруднения,

самостоятельно

находить

ответы

на

вопросы,

творчески

размышлять.

Учёными давно доказана тесная связь между развитием движений рук и формированием

произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно

влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга. Активно речь

начинает формироваться, когда движения пальцев рук ребёнка достигают достаточной

силы

и

точности.

Применяя

игровые

упражнения,

мы

создаём

предпосылки

для

становления многих психических процессов и в первую очередь для своевременного

развития речи.

Актуальность названной проблемы усиливается тем, что без игры невозможно обучение и

воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями слуха. Актуальность опыта

основывается

на

разрешении

с

его

помощью

следующих

проблем

и

противоречий:

недостаточное

развитие

словесно

логического

мышления,

отсутствие

навыка

произношения,

быстрая

утрата

усвоенных

знаний

из-

за

малой

практики

речевого

общения, задержка психического развития.

Ведущей

педагогической

идеей моей

работы

является

использование

игр

и

игровых

упражнений на индивидуальных и групповых занятиях, на внеклассных мероприятиях с

целью повышения эффективности коррекционной работы.

Концептуальность. Проблема воспитания и обучения детей с недостатками слуха раннего

возраста

всегда

актуальна

и

требует

комплексных

медико-психолого-педагогических

мероприятий, направленных на раннее выявление дефекта слуха, слухопротезирования,

проведения

психолого-педагогической

коррекционной

работы

с

детьми

раннего

возраста. Принцип моей работы построить её так, чтобы как можно полнее использовать

возможности ребёнка по проведению с ним коррекционной работы. При этом стараюсь

использовать

все

доступные средства, чтобы

добиться

результатов

и

вызвать

интерес

ребёнка

к

процессу

обучения:

игровые

моменты,

дидактические,

подвижные,

музыкальные игры, компьютерные игровые программы. Каждую игру использую для

решения какой-то определённой учебной задачи.

Проведение дидактических игр, направленных на развитие слухового восприятия, речи,

является

необходимой

составной

частью

коррекционно-воспитательного

процесса

в

специальном детском саду, позволяет сделать занятия разнообразными, интересными,

увлекательными, с индивидуальным подходом к каждому ребёнку, что важно для детей с

нарушениями

слуха.

Использование

компьютерных

презентаций

обогащает

занятия

наглядностью,

даёт

возможность

услышать

голоса

животных,

птиц,

звучание

музыкальных инструментов, звуки окружающего мира.

Новизна

опыта

заключается

в

том,

что

целенаправленно

применяя

игры

на

индивидуальных и групповых занятиях, учитель-дефектолог:

развивает остаточный слух ребёнка;

создаёт и совершенствует качественно новую слухо-

зрительную основу восприятия устной речи;

побуждает к говорению;

формирует внятную, понятную для окружающих речь;

развивает слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику руки

формирует усвоение значений слов и фраз в быту и на занятиях.

Факторами успешности описываемого опыта на мой взгляд, является знание учителем

закономерностей

физического

и

речевого

развития

детей

с

нарушениями

слуха,

преемственность и совместная работа учителя-дефектолога, воспитателей и родителей.

Теоретическая база. В настоящее время в отечественной и зарубежной сурдопедагогике

используются

игровые

технологии

для

развития

речи,

слухового

восприятия

детей

дошкольного возраста с нарушениями слуха. Работы Э.И. Леонгард, Т.В. Пелымской, Н.Д.

Шматко,

А. Лёве, Л.П. Носковой, Л.А. Головчиц показали эффективность применения игр для

развития внимания, памяти, мышления, речевых навыков глухих детей.

В

своей

работе

опираюсь

на

программу

для

специальных

дошкольных

учреждений

«Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста» (Л.А.Головчиц,

Л.П. Носкова, Н.Д.Шматко), «Дошкольное воспитание глухонемого ребёнка» Н.Р. Рау,

«Формирование

устной

речи

у

глухих

детей»

Ф.Ф.Рау.

При

работе

с

детьми

после

операции КИ пользуюсь учебным пособием И.В.Королёвой «Кохлеарная имплантация и

слуховая реабилитация глухих детей и взрослых».

Оптимальность и эффективность. Специфика работы с глухими детьми дошкольного и

младшего

школьного

возраста

требует

проведения

интересных,

целенаправленных

занятий с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка. Для формирования

произносительной

стороны

речи,

активного

использования

слуха

в

учебно-

воспитательном

процессе

и

успешной

реабилитации

в

среде

слышащих

людей

эффективно проведение игровых упражнений на всех этапах обучения и воспитания

глухих детей. Применяя предложенные отечественными и зарубежными дефектологами

игры, я адаптировала и разработала комплекс игр для групповых занятий по развитию

речи,

развитию

слухового

восприятия,

формированию

элементарных

математических

представлений в сенсорной комнате. Мною созданы презентации к индивидуальным

занятиям

по

развитию

слухового

восприятия

и

формированию

произношения.

Использование игр на занятиях позволяет раскрыть резервные возможности каждого

ребёнка, является эффективным средством профилактики вторичных дефектов.

Практическая значимость опыта. За время работы с глухими детьми дошкольного и

младшего

школьного

возраста

я

применяла

игры

и

игровые

упражнения

на

индивидуальных и групповых занятиях. Мною созданы наглядные пособия для развития

речи-конструктивные картины:

«Кто где живёт?»

«Транспорт»

«Домашние и дикие животные»

«Что где растёт?»

«Комната»

дидактические игры:

«Собери в корзину»

«Кормушка»

«Составь картинку»

«Какой по цвету?»

«Одень куклу»

игры-презентации:

«Звуки осени»

«Кто как кричит?»

«Мир за твоим окном»

«Назови, кто это?»

Разработала программу коррекционно-развивающей

работы

по

формированию

элементарных математических представлений в сенсорной комнате с детьми дошкольного

возраста,

имеющими

нарушения

слуха

2-3

года

жизни.

Комплекс

игр

для

развития

слухового

восприятия

у

дошкольников

1-2

года

обучения, игр

для

формирования

элементарных

математических

представлений,

упражнения

для

развития

мелкой

моторики рук, игры на релаксацию.

Во

время

проведения

коррекционных

занятий

применяю

здоровьесберегающие

технологии. Во внеурочное время провела речевые конференции:

инсценировка сказки Г.Х.Андерсена «Дюймовочка»

драматизация сказок «Репка», «Теремок».

Провела

открытые

индивидуальные

занятия

с

использованием

игр-презентаций,

для

учителей-дефектологов школы, для студентов факультета психологии и дефектологии.

Результаты опыта. Практика показывает, что применение игр и игровых упражнений на

индивидуальных

и

групповых

занятиях

даёт

положительные

результаты.

Дети

с

удовольствием занимаются, привыкают к усидчивости, развивается память, мышление,

слуховое и зрительное внимание. В игре за счёт специальной организации обучения у

дошкольников

осуществляется

переход

от

формирования

действий

в

предметном,

материальном плане в план представлений, в план умственных действий. Дошкольники

учатся

овладевать

обобщёнными

способами

игровых

замещений,

воссоздавать

и

преобразовывать действительность, пользуясь не только реальными предметами, но и

представлениями о них и действиями с ними. В процессе систематического применения

игр успешно формируются произносительные навыки, развивается слуховое восприятие.

Дети активно участвуют во всех общешкольных мероприятиях.



В раздел образования