Авторы: Подкопаев Владимир Николаевич, Коротких Александр Васильевич
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: МАОУ "Средняя политехническая школа №33"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методика проведения практических занятий по автотренажёрной подготовке водителей категорий "В"
Раздел: дополнительное образование
Методика проведения практических занятий
по автотренажёрной подготовке
водителей категорий «В»
Подкопаев Владимир Николаевич,
Коротких Александр Васильевич,
мастера производственного обучения
МАОУ «Средняя политехническая школа №33»
г. Старый Оскол Белгородской обл.
Использование
автотренажеров
стало
неотъемлемым
элементом
современной
подготовки
водителей.
Автотренажеры
позволяют
приблизить
условия обучения к реальным, не подвергая ученика и инструктора опасности.
Кроме того, они позволяют использовать индивидуальный подход к каждому из
обучаемых
и
допускают
многократное
повторение
отдельных
операций
по
управлению автомобилем, добиваясь четкого их выполнения.
Используя автотренажерные комплексы, можно разбить сложный процесс
вождения
на
отдельные
элементы
и
воспроизвести
аварийные
ситуации,
отработка которых на автодроме и на дороге сопряжена с опасностью.
Основная
задача
тренажерного
этапа
подготовки
–
выработать
у
учащегося
в
безопасных
условиях
элементарные
начальные
зрительно-
двигательные навыки управления автомобилем и восприятия среды движения.
Поэтому при обучении на автотренажерах изучаются основные, базовые навыки
управления
автомобилем,
которые
отрабатываются
более
подробно
на
следующих этапах подготовки водителей.
Объем и разнообразие учебного материала, изучаемого на автотренажере,
весьма велик, поэтому овладевать им следует поэтапно:
На первом этапе приобретаются и закрепляются знания о назначении и
расположении
органов
управления
автомобилем,
приборов
сигнализации
и
контрольно-измерительных
приборов,
расположенных
в
кабине
автомобиля
(тренажере);
На втором этапе знакомство с правильной посадкой водителя на рабочем
месте, с приемами регулирования сиденья, зеркал заднего вида, правильным
положением рук на рулевом колесе и ног на педалях управления;
На
третьем
этапе
знакомство
с
действиями
органов
управления
автомобиля;
На
четвертом
этапе
знакомство
с
приемами
подготовки
органов
управления автомобиля к пуску двигателя, трогании автомобиля с места, его
движения и остановки, а также основными приемами маневрирования.
Для
проведения
практических
занятий
разработан
ряд
методических
рекомендаций, а цикл занятий разбит на отдельные темы.
Занятие
№1
«Задачи
обучения
по
автотренажерной
подготовке.
Краткое содержание программы. Порядок проведения занятий. Проведение
инструктажей по технике безопасности, пожарной безопасности»
1
Учебно-материальное
оснащение:
Содержание
учебного
материала
(дидактические единицы). Инструкция по технике безопасности при занятии в
кабинете автотренажеров. Инструкция по пожарной безопасности.
Ученик должен приобрести прочные знания, умения и навыки, которые
являются основными принципами обучения, и уметь применять их на практике.
Занятие
№2
«Назначение
и
расположение
органов
управления
автомобиля. Контрольно-измерительные приборы»
Цели и задачи занятия: показать расположение и назначение органов
управления автомобиля, контрольно-измерительных приборов.
Должны уметь: читать показания приборов.
Учебно-материальное
оснащение:
автомобильный
тренажер,
мультимедийная
система,
учебное
пособие
«Вождение
автотранспортных
средств» Ваганов В.И., Рывкин А.А.
Занятие №3 «Посадка и расположение водителя на рабочем месте.
Приемы регулирования сиденья, правильное расположение рук на рулевом
колесе и ног на педалях управления»
Цели
и
задачи
занятия:
рассказать
и
показать
на
автотренажере
стандартное
расположение
органов
управления,
контрольно-измерительные
приборы.
Ученик
должен
знать:
посадку
и
расположение
водителя
на
рабочем
месте.
Должен уметь: быстро и правильно располагаться в кабине автомобиля,
соблюдая правильное расположение рук на рулевом колесе и ног на педалях
управления.
Учебно-материальное
оснащение:
автомобильный
тренажер,
мультимедийная
система,
учебное
пособие
«Вождение
автотранспортных
средств» Ваганов В.И., Рывкин А.А.
Занятие №4 «Различные приемы руления и выработка навыков на
автотренажере».
Цели и задачи занятия: знать способы и методы различных приемов
руления; уметь: использовать различные приемы руления, практические навыки
на
автотренажере;
рассмотреть «Ошибки
при
рулении»
с
помощью
мультимедийной системы.
Для того, что бы избавиться от этих ошибок, необходимо заниматься
техникой руления.
Упражнение № 1 «Поперечный маятник на четыре счета»
Для выполнения упражнения необходимо следить за тем, что бы
руки в исходном, и своих новых положениях были расположены симметрично.
Для лучшего контроля
своих действий ставится ориентир. Верхняя точка
рулевого
колеса
отмечается
мелом
или
изолентой,
руки
должны
быть
расслаблены.
А
большие
пальцы
кисти
находятся
с
внутренней
стороны
рулевого колеса.
Упражнение
№
2 «Темповой маятник со скрестными перехватами на
восемь счетов»
2
При этом необходимо следить за равномерностью вращения рулевого
колеса.
Сначала
вращаем
рулевое
колесо
с
небольшой
скоростью,
затем
скорость постепенно увеличивается.
Упражнение
№
3 «Круговой
маятник
с
перехватами
через
тыльную
сторону кисти руки»
Выполняется
движениями
вправо,
влево,
скорость
вращения
рулевого
колеса
должна
быть
равномерной.
Изменение
вращения
рулевого
колеса
осуществляется без задержки в исходном положении.
Упражнение № 4 «Круговой маятник со сменой рук»
Выполняется следующим образом: вправо руль вращается правой рукой,
влево – левой. Вращать рулевое колесо при рулении надо плавно без рывков.
Скорость
вращения
руля
левой
и
правой
рукой
должна
быть
одинаковой.
Задерживать рулевое колесо при смене рук нельзя.
Упражнение № 5 «Скоростное руление двумя руками»
Одним циклом считается поворот рулевого колеса от упора влево, до
упора вправо и обратно.
Упражнение № 6 «Скоростное руление правой рукой»
Это
упражнение
осуществляется
скоростным
способом
правой
рукой
вправо, не выпуская рулевое колесо из руки.
Упражнение № 7 «Скоростное руление левой рукой»
Это упражнение осуществляется скоростным методом левой рукой влево,
не выпуская рулевое колесо из руки.
Для закрепления изученного материала
на практике в нестандартных
ситуациях ученики делятся на подгруппы, и самостоятельно контролируют друг
друга,
выявляя
ошибки
при
рулении
с
соблюдением
задач
упражнения.
Выполнение этого задания проходит под четким наблюдением инструктора.
Учебно-материальное
оснащение:
автомобильный
тренажер,
мультимедийная
система,
учебное
пособие
«Вождение
автотранспортных
средств» Ваганов В.И., Рывкин А.А.
Занятие №5 «Приемы управления автомобилем»
Цели и задачи занятия: знать последовательность действий при начале
движения
автомобиля.
Способы
торможения
автомобиля; уметь:
выполнять
приемы управления автомобилем.
Для того, что бы познакомиться с приемами управления автомобилем
необходимо знать, как правильно приводить в действия органы управления
автомобилем. Отработать навыки приемов управления автомобиля: начало
движения, переключение передач в восходящем и нисходящем порядках,
остановка автомобиля.
Учебно-материальное обеспечение: Автотренажер, учебное пособие
«Вождение автотранспортных средств» Ваганов В.И. Рывкин А.А., «Вождение
легкового автомобиля» Юрковский И.М, Юрковский О.И.
Занятие
№6
«Пуск
карбюраторного
двигателя.
Пуск
дизельного
двигателя»
3
Цели и задачи занятия:
уметь пускать двигатель; знать способы пуска
двигателей при различных климатических условиях.
Учебно-материальное
обеспечение:
Мультимедийная
система;
сюжеты
«Управление
автомобилей
в
критических
ситуациях»;
учебное
пособие
«Вождение автотранспортных средств» Ваганов В.И., Рывкин А.А. стр. 30-31.
Занятие №7
«Проверка знаний в письменном виде. Контрольная
работа»
Работа выполняется в два варианта на основании дифференцированного
подхода к ученикам. Контрольные материалы оформлены в виде тестов.
Занятие №8 «Маневрирование. Движение задним ходом. Разворот в
обратном направлении. Разворот в ограниченном пространстве»
Цели и задачи занятия: знать способы маневрирования; уметь выполнять
развороты.
Учебно-материальное
обеспечение:
Мультимедийная
система;
сюжеты
«Управление
автомобилей
в
критических
ситуациях»;
учебное
пособие
«Вождение автотранспортных средств» Ваганов В.И. Рывкин А.А. стр.20-21.
Занятие
№9
«Маневрирование.
«Разворот
в
ограниченном
пространстве
с
применением
заднего
хода.
Постановка
автомобиля
на
стоянку»
Цели и задачи занятия: знать способы маневрирования; уметь выполнять
развороты.
Учебно-материальное обеспечение: Мультимедийная система; сюжеты
«Управление автомобилей в критических ситуациях»; учебное пособие
«Вождение автотранспортных средств» Ваганов В.И., Рывкин А.А. стр.20-22.
Занятие №10 «Зачёт»
В результате тренажерного этапа обучения ученик должен уметь:
- Правильно располагаться на рабочем месте водителя;
- Плавно трогаться с места, останавливаться, переключать передачи;
-Совершать повороты, вращая рулевое колесо силовым и скоростным
методами и одной рукой;
- Совершать развороты, в том числе с применением заднего хода в узких
проездах;
- Действовать рычагами, педалями, рулевым колесом не глядя на них, не
прекращая наблюдения за дорогой.
Ответы на контрольные вопросы выполняются письменно.
Варианты вопросов:
1. Контрольные проверки при начале движения автомобиля.
2. Органы управления автомобилем и стандартное расположение.
3. Передняя панель и щиток приборов.
4. Правильная посадка водителя за рулем.
5. Правильное действие органами управления.
6. Правильное положение рук на рулевом колесе и ног на педелях
управления.
7. Пуск карбюраторного двигателя.
4
8. Пуск дизельного двигателя:
9. Ошибки при рулении.
10. Порядок действий при переключении передач в восходящем порядке.
11. Порядок действий при переключении передач в нисходящем порядке.
12. Порядок действий органами управления при начале движения и
остановке автомобиля. Перегазовка.
13. Движение задним ходом.
14. Рассказать последовательность действий органами управления для
разворота в обратном направлении.
15. Рассказать последовательность действий органами управления для
разворота в ограниченном пространстве с применением заднего хода.
16. Рассказать последовательность действий органами управления для
постановки автомобиля на стоянку.
Список используемой литературы
1. В.И. Ваганов, А.А. Рывкин Вождение автотранспортных средств.
М Транспорт1990 г.
2. И.М. Юрковский, О.И. Юрковский Вождение легкового
автомобиля. М 2003 г.
3. Цыганков Э.С. - Управление автомобилем в критической ситуации
Рипол Классик; 2006
4. Цыганков Э.С. - Скоростное руление в критических ситуациях.
Рипол Классик; 2007
5