Напоминание

Методика проведения практических занятий по автотренажёрной подготовке водителей категорий "В"


Авторы: Подкопаев Владимир Николаевич, Коротких Александр Васильевич
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: МАОУ "Средняя политехническая школа №33"
Населённый пункт: город Старый Оскол, Белгородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Методика проведения практических занятий по автотренажёрной подготовке водителей категорий "В"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Методика проведения практических занятий

по автотренажёрной подготовке

водителей категорий «В»

Подкопаев Владимир Николаевич,

Коротких Александр Васильевич,

мастера производственного обучения

МАОУ «Средняя политехническая школа №33»

г. Старый Оскол Белгородской обл.

Использование

автотренажеров

стало

неотъемлемым

элементом

современной

подготовки

водителей.

Автотренажеры

позволяют

приблизить

условия обучения к реальным, не подвергая ученика и инструктора опасности.

Кроме того, они позволяют использовать индивидуальный подход к каждому из

обучаемых

и

допускают

многократное

повторение

отдельных

операций

по

управлению автомобилем, добиваясь четкого их выполнения.

Используя автотренажерные комплексы, можно разбить сложный процесс

вождения

на

отдельные

элементы

и

воспроизвести

аварийные

ситуации,

отработка которых на автодроме и на дороге сопряжена с опасностью.

Основная

задача

тренажерного

этапа

подготовки

выработать

у

учащегося

в

безопасных

условиях

элементарные

начальные

зрительно-

двигательные навыки управления автомобилем и восприятия среды движения.

Поэтому при обучении на автотренажерах изучаются основные, базовые навыки

управления

автомобилем,

которые

отрабатываются

более

подробно

на

следующих этапах подготовки водителей.

Объем и разнообразие учебного материала, изучаемого на автотренажере,

весьма велик, поэтому овладевать им следует поэтапно:

На первом этапе приобретаются и закрепляются знания о назначении и

расположении

органов

управления

автомобилем,

приборов

сигнализации

и

контрольно-измерительных

приборов,

расположенных

в

кабине

автомобиля

(тренажере);

На втором этапе знакомство с правильной посадкой водителя на рабочем

месте, с приемами регулирования сиденья, зеркал заднего вида, правильным

положением рук на рулевом колесе и ног на педалях управления;

На

третьем

этапе

знакомство

с

действиями

органов

управления

автомобиля;

На

четвертом

этапе

знакомство

с

приемами

подготовки

органов

управления автомобиля к пуску двигателя, трогании автомобиля с места, его

движения и остановки, а также основными приемами маневрирования.

Для

проведения

практических

занятий

разработан

ряд

методических

рекомендаций, а цикл занятий разбит на отдельные темы.

Занятие

№1

«Задачи

обучения

по

автотренажерной

подготовке.

Краткое содержание программы. Порядок проведения занятий. Проведение

инструктажей по технике безопасности, пожарной безопасности»

1

Учебно-материальное

оснащение:

Содержание

учебного

материала

(дидактические единицы). Инструкция по технике безопасности при занятии в

кабинете автотренажеров. Инструкция по пожарной безопасности.

Ученик должен приобрести прочные знания, умения и навыки, которые

являются основными принципами обучения, и уметь применять их на практике.

Занятие

№2

«Назначение

и

расположение

органов

управления

автомобиля. Контрольно-измерительные приборы»

Цели и задачи занятия: показать расположение и назначение органов

управления автомобиля, контрольно-измерительных приборов.

Должны уметь: читать показания приборов.

Учебно-материальное

оснащение:

автомобильный

тренажер,

мультимедийная

система,

учебное

пособие

«Вождение

автотранспортных

средств» Ваганов В.И., Рывкин А.А.

Занятие №3 «Посадка и расположение водителя на рабочем месте.

Приемы регулирования сиденья, правильное расположение рук на рулевом

колесе и ног на педалях управления»

Цели

и

задачи

занятия:

рассказать

и

показать

на

автотренажере

стандартное

расположение

органов

управления,

контрольно-измерительные

приборы.

Ученик

должен

знать:

посадку

и

расположение

водителя

на

рабочем

месте.

Должен уметь: быстро и правильно располагаться в кабине автомобиля,

соблюдая правильное расположение рук на рулевом колесе и ног на педалях

управления.

Учебно-материальное

оснащение:

автомобильный

тренажер,

мультимедийная

система,

учебное

пособие

«Вождение

автотранспортных

средств» Ваганов В.И., Рывкин А.А.

Занятие №4 «Различные приемы руления и выработка навыков на

автотренажере».

Цели и задачи занятия: знать способы и методы различных приемов

руления; уметь: использовать различные приемы руления, практические навыки

на

автотренажере;

рассмотреть «Ошибки

при

рулении»

с

помощью

мультимедийной системы.

Для того, что бы избавиться от этих ошибок, необходимо заниматься

техникой руления.

Упражнение № 1 «Поперечный маятник на четыре счета»

Для выполнения упражнения необходимо следить за тем, что бы

руки в исходном, и своих новых положениях были расположены симметрично.

Для лучшего контроля

своих действий ставится ориентир. Верхняя точка

рулевого

колеса

отмечается

мелом

или

изолентой,

руки

должны

быть

расслаблены.

А

большие

пальцы

кисти

находятся

с

внутренней

стороны

рулевого колеса.

Упражнение

2 «Темповой маятник со скрестными перехватами на

восемь счетов»

2

При этом необходимо следить за равномерностью вращения рулевого

колеса.

Сначала

вращаем

рулевое

колесо

с

небольшой

скоростью,

затем

скорость постепенно увеличивается.

Упражнение

3 «Круговой

маятник

с

перехватами

через

тыльную

сторону кисти руки»

Выполняется

движениями

вправо,

влево,

скорость

вращения

рулевого

колеса

должна

быть

равномерной.

Изменение

вращения

рулевого

колеса

осуществляется без задержки в исходном положении.

Упражнение № 4 «Круговой маятник со сменой рук»

Выполняется следующим образом: вправо руль вращается правой рукой,

влево – левой. Вращать рулевое колесо при рулении надо плавно без рывков.

Скорость

вращения

руля

левой

и

правой

рукой

должна

быть

одинаковой.

Задерживать рулевое колесо при смене рук нельзя.

Упражнение № 5 «Скоростное руление двумя руками»

Одним циклом считается поворот рулевого колеса от упора влево, до

упора вправо и обратно.

Упражнение № 6 «Скоростное руление правой рукой»

Это

упражнение

осуществляется

скоростным

способом

правой

рукой

вправо, не выпуская рулевое колесо из руки.

Упражнение № 7 «Скоростное руление левой рукой»

Это упражнение осуществляется скоростным методом левой рукой влево,

не выпуская рулевое колесо из руки.

Для закрепления изученного материала

на практике в нестандартных

ситуациях ученики делятся на подгруппы, и самостоятельно контролируют друг

друга,

выявляя

ошибки

при

рулении

с

соблюдением

задач

упражнения.

Выполнение этого задания проходит под четким наблюдением инструктора.

Учебно-материальное

оснащение:

автомобильный

тренажер,

мультимедийная

система,

учебное

пособие

«Вождение

автотранспортных

средств» Ваганов В.И., Рывкин А.А.

Занятие №5 «Приемы управления автомобилем»

Цели и задачи занятия: знать последовательность действий при начале

движения

автомобиля.

Способы

торможения

автомобиля; уметь:

выполнять

приемы управления автомобилем.

Для того, что бы познакомиться с приемами управления автомобилем

необходимо знать, как правильно приводить в действия органы управления

автомобилем. Отработать навыки приемов управления автомобиля: начало

движения, переключение передач в восходящем и нисходящем порядках,

остановка автомобиля.

Учебно-материальное обеспечение: Автотренажер, учебное пособие

«Вождение автотранспортных средств» Ваганов В.И. Рывкин А.А., «Вождение

легкового автомобиля» Юрковский И.М, Юрковский О.И.

Занятие

№6

«Пуск

карбюраторного

двигателя.

Пуск

дизельного

двигателя»

3

Цели и задачи занятия:

уметь пускать двигатель; знать способы пуска

двигателей при различных климатических условиях.

Учебно-материальное

обеспечение:

Мультимедийная

система;

сюжеты

«Управление

автомобилей

в

критических

ситуациях»;

учебное

пособие

«Вождение автотранспортных средств» Ваганов В.И., Рывкин А.А. стр. 30-31.

Занятие №7

«Проверка знаний в письменном виде. Контрольная

работа»

Работа выполняется в два варианта на основании дифференцированного

подхода к ученикам. Контрольные материалы оформлены в виде тестов.

Занятие №8 «Маневрирование. Движение задним ходом. Разворот в

обратном направлении. Разворот в ограниченном пространстве»

Цели и задачи занятия: знать способы маневрирования; уметь выполнять

развороты.

Учебно-материальное

обеспечение:

Мультимедийная

система;

сюжеты

«Управление

автомобилей

в

критических

ситуациях»;

учебное

пособие

«Вождение автотранспортных средств» Ваганов В.И. Рывкин А.А. стр.20-21.

Занятие

№9

«Маневрирование.

«Разворот

в

ограниченном

пространстве

с

применением

заднего

хода.

Постановка

автомобиля

на

стоянку»

Цели и задачи занятия: знать способы маневрирования; уметь выполнять

развороты.

Учебно-материальное обеспечение: Мультимедийная система; сюжеты

«Управление автомобилей в критических ситуациях»; учебное пособие

«Вождение автотранспортных средств» Ваганов В.И., Рывкин А.А. стр.20-22.

Занятие №10 «Зачёт»

В результате тренажерного этапа обучения ученик должен уметь:

- Правильно располагаться на рабочем месте водителя;

- Плавно трогаться с места, останавливаться, переключать передачи;

-Совершать повороты, вращая рулевое колесо силовым и скоростным

методами и одной рукой;

- Совершать развороты, в том числе с применением заднего хода в узких

проездах;

- Действовать рычагами, педалями, рулевым колесом не глядя на них, не

прекращая наблюдения за дорогой.

Ответы на контрольные вопросы выполняются письменно.

Варианты вопросов:

1. Контрольные проверки при начале движения автомобиля.

2. Органы управления автомобилем и стандартное расположение.

3. Передняя панель и щиток приборов.

4. Правильная посадка водителя за рулем.

5. Правильное действие органами управления.

6. Правильное положение рук на рулевом колесе и ног на педелях

управления.

7. Пуск карбюраторного двигателя.

4

8. Пуск дизельного двигателя:

9. Ошибки при рулении.

10. Порядок действий при переключении передач в восходящем порядке.

11. Порядок действий при переключении передач в нисходящем порядке.

12. Порядок действий органами управления при начале движения и

остановке автомобиля. Перегазовка.

13. Движение задним ходом.

14. Рассказать последовательность действий органами управления для

разворота в обратном направлении.

15. Рассказать последовательность действий органами управления для

разворота в ограниченном пространстве с применением заднего хода.

16. Рассказать последовательность действий органами управления для

постановки автомобиля на стоянку.

Список используемой литературы

1. В.И. Ваганов, А.А. Рывкин Вождение автотранспортных средств.

М Транспорт1990 г.

2. И.М. Юрковский, О.И. Юрковский Вождение легкового

автомобиля. М 2003 г.

3. Цыганков Э.С. - Управление автомобилем в критической ситуации

Рипол Классик; 2006

4. Цыганков Э.С. - Скоростное руление в критических ситуациях.

Рипол Классик; 2007

5



В раздел образования