Напоминание

"Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках математики как средство формирования интеллектуального опыта обучающихся"


Автор: Ковалева Ирина Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СШ №96
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: Статья
Тема: "Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках математики как средство формирования интеллектуального опыта обучающихся"
Раздел: среднее образование





Назад




Ковалева И.И., учитель математики

МОУ СОШ № 96 г. Волгограда

Организация учебно-исследовательской деятельности на уроках ма-

тематики как средство формирования

интеллектуального опыта обучающихся

Закон РФ “Об образовании” нормативно закрепил приоритетность ин-

тересов личности в процессе обучения и воспитания: “Содержание образова-

ния является одним из факторов экономического и социального прогресса об-

щества и должно быть ориентированно на обеспечение самоопределения лич-

ности, создание условий для ее самореализации…” Идея готовности к само-

развитию получила правовое обоснование.

Однако еще в 30-е годы известный педагог А.С. Макаренко приходит к

пониманию «основного закона педагогики»: Жизнь воспитывает. Причём не

абстрактная жизнь вообще, а реальная жизнь каждого конкретного ребёнка и

есть его воспитание [1].

Выдающийся педагог не только пошёл по пути педагогически целесо-

образной организации жизни детей, но и открыл основную форму такой орга-

низации – воспитывающий коллектив. В то же время А.С. Макаренко в своей

статье «Цель воспитания» писал, что педагогике необходимо создать метод,

который

«даст

возможность

каждой

отдельной

личности

развивать

свои

способности, сохранять свою индивидуальность». В своих творческих педа-

гогических поисках он шёл к реализации идеи соединения образования с тру-

дом, к вовлечению детей и подростков в самоуправление жизнью колонии, в

многообразную,

избираемую

самими

воспитанниками

в

соответствии

со

своими наклонностями творческую деятельность. Целью воспитания считал

формирование гармонически развитой личности. Учил педагогов относиться

к детям как к товарищам, гражданам, учил уважать их права и обязанности,

включая право на радость и обязанность ответственности. Он добивался де-

мократических, а не авторитарных взаимоотношений педагогов с детьми,

основанных на товарищеском общении, дружбе в процессе совместной дея-

тельности – в поле, у станка, в классе. Воспитатель (педагог), – считал

А.С.Макаренко, – это, прежде всего, член коллектива, а потом уже наставник,

старший товарищ [2].

Проблемы саморазвития личности в процессе обучения исследовались

в научных работах П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова и др. Эти

работы объединяет повышенное внимание к деятельности обучаемого:

1)

ученик

включается

в

активную

познавательную

деятельность

как

инструмент для формирования новых способностей;

2)

учитель выполняет функцию управленца, организатора процесса, уче-

ник – субъект деятельности;

3)

теоретическим знаниям отводится ведущая роль в процессе формирова-

ния способностей учащихся к учебной деятельности;

4) реализуются идеи педагогики сотрудничества. [3]

Форма традиционного урока математики мало приспособлена к осуще-

ствлению этих принципов. Поэтому надо решить проблему организации со-

держания учебного материала, обеспечивающего личностную ориентацию

процесса обучения математике; обеспечить возможность учащимся не только

активно овладевать содержанием, но и приобретать умение мыслить твор-

чески; что проявляется, например, в умении изобретать новые приемы для

решения уравнений; в умении конструировать на базе данной задачи новые;

в умении осуществлять самоконтроль, исследовать результаты решения.

Необходимы новые образовательные технологии способствующие раз-

витию личности учащихся. Исследовательская деятельность учащихся как

особая образовательная технология обеспечивает воспроизводство образова-

тельного

результата

развитие

личности

учащихся

на

основе

освоения

культуры исследования как универсального средства освоения действитель-

ности. Это творческий процесс совместной деятельности учителя и ученика

по поиску нахождения неизвестного, в ходе которого осуществляется транс-

ляция между ними культурных ценностей, результатом которой является фор-

мирование мировоззрения. Педагог, в данном случае, выступает как организа-

тор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у

ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникаю-

щей перед ним научной или жизненной проблеме с исследовательской, твор-

ческой позиции.

Необходимо развить ум ребенка, приохотить его к активному, напря-

женному, интеллектуальному труду. Кем бы ни стали ученики после школы,

им всегда будут нужны знания, умение логически мыслить, анализировать,

сравнивать, делать выводы, обобщать факты.

“Математику затем учить сле-

дует, что она ум в порядок приводит”, - писал М.В. Ломоносов.

В XVIII веке

очень широко распространяется идея гармонического развития человека в

указанном природой направлении “В математики есть своя красота, как у жи-

вописи и поэзии”, - писал М.Е. Жуковский. А.С. Пушкин утверждал, что

“Вдохновение нужно поэзии как в геометрии”.

Образовательный процесс лишь тогда способен нести в себе и позна-

ния, и красоту, если он сопряжен с творчеством. Это будет возможным, если

школьник будет включен в педагогически организованную учебно-познава-

тельную деятельность, моделирующую содержание научной области.

На вопрос: “Зачем учить математику, и решать трудные задачи?” Г.В.

Дорофеев отвечает: “Затем, что в глубине души у каждого человека живет

тайная надежда познать свой внутренний мир, совершенствовать себя и тем

самым, возможно, повлиять на действительность. Математика помогает чело-

веку быть готовым к творческому самовыражению”.[4]

О программе “Школа 2100…” и об учебниках Г.В. Дорофеева, Л.Г. Пе-

терсон я впервые услышала от учителей начальных классов в 2002 году. Они

обращались за консультациями по решению задач на логику, комбинаторику,

геометрических задач. Учителя делились своими впечатлениями, достижени-

ями: учащиеся 4 классов стали победителями районной олимпиады по мате-

матике, призерами регионального уровня международной математической

игры “Кенгуру”.

Это произвело на меня очень хорошее впечатление, я заду-

малась о переходе с традиционного преподавание на преподавание с исполь-

зованием деятельностного метода. Стала посещать уроки начальных классов

и была удивлена достижениями детей: грамотная математическая речь, аргу-

ментированные ответы, интерес, с которым они работали, способность ре-

шать трудные задачи (для их возраста).

В 2004 году первый выпуск начальной школы по программе “Школа

2100…” перешел в 5 класс основной школы.

Впервые столкнулась с таким

хорошим уровнем подготовки учеников 5 класса. Учебник Л.Г. Петерсон со-

держит интересный теоретический материал, очень большой набор самых

разнообразных задач, много геометрического материала (и планиметрия, и

стереометрия, логические задачи, исследования, задачи на смекалку, на раз-

витие общего культурного уровня). Интересно наблюдать за тем как дети вы-

двигают свои гипотезы, вовлекаются в диалоги между учениками и учителем,

учитель незаметно руководит дискуссией. На таких уроках у детей формиру-

ются настоящие бойцовские качества: воля и мужество, честность и спра-

ведливость, умение слушать других и постоять за себя, умение жить в коллек-

тиве единомышленников. Дети не боятся высказывать своё мнение, не боятся

показаться глупыми или смешными, смело включаются в разрешение постав-

ленной проблемы и бывают очень горды, когда справляются с возникшими

затруднениями, одноклассники поправят и всегда придут на помощь.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он

всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы,

научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих

сведений». Эти слова Л. Толстого как нельзя лучше объясняют важность вы-

бранной мною темы. В своей педагогической работе стараюсь развивать

творческие возможности у слабых учеников, не дать остановиться в разви-

тии более способным детям. Но для развития познавательной активности, со-

здания глубокого интереса учащихся к предмету необходимо дополнительные

средства, стимулирующие развитие общей активности, самостоятельности.

Этому способствуют нетрадиционные уроки, как одна из форм активного

обучения. Например, имитационная игра «Биржа задач». Брокер (учитель)

продает и покупает акции. Учащиеся продают свои знания, умения, навыки.

Банкиры (3 ученика) занимаются денежными расчетами. Первоначальный

капитал каждого участника игры - 1000рублей. Можно покупать акции трех

цветов. Красные (высокий уровень сложности), синие (средний уровень), зе-

леные (типовые задачи).

Синие акции:

0,5

4

3

1. log1

2

5

2. log1

2

x

x

x

x

-

>

+

-

>

-

Зеленые акции:

(

)

(

)

1

7

1

3

1. log211

2. log211

x

x

->-

+>-

Красные акции:

(

)

(

)

(

)

(

)

(

)

(

)

(

)

(

)

2

31

3

22

12

2

1. log3167log671

2. log51134log5111

xxx

xxx

--+-

--+-

вешивается таблица

Акции

Покупка

Продажа

Зеленые

Синие

Красные

200р.

400 р.

600р.

400р.

800р.

1000 р.

Критерии оценок: 3600

р.-4800р.-«5»; 3000 р. - 3400р. - «4»;

2400 р. - 2800 р. - «3»

На доске три табло (по рядам). Время работы биржи 35 минут. Брокер

оказывает платные консультации (50 р.) и покупает акции, сверяя ответы по за-

ранее приготовленной «карте ответов». Банкиры заполняют табло, произво-

дят выплату денег. Игра идет быстро, четко, азартно. Итоги работы «Биржи

задач»: оценку «5» получили 18 учащихся,

«4» - 2 ученика.

Учащиеся приобрели опыт решения заданий за короткий срок. Опыт ва-

жен, так как ученикам предстоит сдавать ЕГЭ.

Проверены знания по изу-

ченной теме, каждый знает над чем надо поработать в дальнейшем. Учитель

благодарит учащихся за работу.

Организация соревнования между учащимися создает положительную

мотивацию обучения. В начале действует мотив: победить соперника (зарабо-

тать больше денег), но так как победу приносят знания, то включается мотив

– узнать глубже ту или иную тему. Умение мыслить самостоятельно, найти

подход к решению любого уравнения, способность ориентироваться в новой

нестандартной ситуации – вот основные признаки прочных знаний.

Дальнейшее развитие творческих способностей, закрепление исследова-

тельских навыков осуществляется в работе НОУ старшеклассников. На про-

тяжении нескольких лет мои ученики успешно участвовали в конкурсах ис-

следовательских работ, занимали призовые места. Выполняя большой объем

самостоятельной работы в НОУ, учащиеся усваивают новую информацию,

овладевают умением работать с учебной и научной литературой, решать ши-

рокий спектр задач, встречающихся при проведении исследований.

Вся эта работа успешно осуществляется в условиях оптимального психо-

логического режима – веры учителя в своих учеников, ведь «материал», с ко-

торым мы имеем дело, - материал особого рода, чувствующий, живо воспри-

нимающий отношение к нему.

Список литературы

1. Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8 т.: М. - 1984г., Т.1 - с.261

2. Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8 т.: М. - 1984г., Т.3 – с142

3. Давыдов В.В. “Теория развивающего обучения”, М.- “ИНТОР”, 1996г.

4. Дорофеев Г.В. “Математика для каждого”, М.- “АЯКС”, 1999г.



В раздел образования