Автор: Щербинина Ольга Борисовна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГКУ СО "РЦДиПОВ "Светлячок"
Населённый пункт: г Новокуйбышевск, Самарская область
Наименование материала: Программа
Тема: "Программа летних оздоровительных групп для детей с ОВЗ"
Раздел: среднее профессиональное
Программа
летних оздоровительных групп
дневного пребывания
для детей с ограниченными возможностями
«4 стихии».
г.о. Новокуйбышевск, 2013г.
0
I.
ОСНОВНАЯ ИНФОРМАЦИЯ О ПРОГРАММЕ
Проблемы, на решение которых направлена программа.
Основные
проблемы:
изолированность
детей
с
ограниченными
возможностями
от
других
членов
общества;
обеспокоенность
родителей
проблемой
общения
своих
детей,
незнание
родителями
возможных
способов
комплексной
реабилитации
детей
с
ограниченными
возможностями,
отсутствие
историко-патриотических
прикладных
программ
для
детей
и
подростков-инвалидов;
отсутствие
объединений
и
программ
для
проведения
занятий
в
разновозрастных группах с детьми, имеющих различный уровень интеллектуального развития.
Цели и задачи программы.
Цель:
организация
системы
занятости
и
отдыха
детей
и
подростков
с
ограниченными
возможностями, путем создания различных студий по программе «4 стихии», а также оказание
поддержки семьям детей с ОВЗ.
Задачи:
привлечь детей и подростков-инвалидов к значимым видам деятельности согласно возрасту;
улучшить физическое и психическое состояние детей с ограниченными возможностями и их
родителей;
приобрести необходимое оборудование;
привлечь в клуб родителей, воспитывающих детей-инвалидов;
разработать и внедрить программу «4 стихии»;
внедрить развивающие компьютерные технологии;
организовать кружковую работу в летнее время;
организовать систему комплексных реабилитационно-оздоровительных мероприятий;
повысить социальную активность детей-инвалидов и их семей.
Целевые группы, на которые направлена деятельность в рамках программы.
Дети и подростки с ограниченными возможностями в возрасте от 7 до 18 лет в соответствии с
решением городской ПМПК. (40 чел)
Актуальность и значимость программы для города, области.
В
настоящее
время
в
городском
округе
Новокуйбышевск
насчитывается
250
детей-
инвалидов в возрасте от 0 до 18 лет, многие из которых находятся на индивидуальном обучении
на дому и не имеют возможности общаться со сверстниками, участвовать в культурной жизни
нашего города, реализовать свой творческий и интеллектуальный потенциал. Так же существует
проблема летнего отдыха и оздоровления детей-инвалидов в загородных лагерях, пансионатах и
санаториях по причине невозможности создания для них особых условий пребывания. Летние
оздоровительные
группы
на
базе
МКУ
РЦДПОВ
«Светлячок»
являются
единственной
возможностью получить комплексную реабилитацию и просто отдохнуть.
Современная концепция реабилитации детей с отклонениями в развитии предусматривает
интегративный подход к ребенку, комплексную оценку структуры дефекта и установление
функционального
диагноза,
включающего
оценку
как
нарушенных,
так
и
сохранных
компонентов
психики,
взаимосвязь
интеллектуально-познавательных
нарушений,
эмоционально-личностных особенностей и коммуникативного поведения, тесно связанного с
развитием речи.
Реабилитационная
деятельность,
включающая
социальный,
медицинский,
психолого-
педагогический
аспекты,
должна
быть
систематической,
регулярной
и
последовательной,
опираться на основополагающие принципы реабилитационной работы:
принцип ступенчатости позволяет вести реабилитационную работу с постепенным
нарастанием ее интенсивности, переключаться с одного вида реабилитации на другой;
1
принцип
диалектического
единства
создает
возможности
не
только
для
последовательного,
но
и
одновременного
сочетания
медицинской,
социальной
и
психолого-педагогической
реабилитации,
умелого
сочетания
силы
и
сложности
реабилитационных процессов;
принцип
разносторонности
учитывает
многоаспектность
процесса
реабилитации,
сочетания семейно-бытовой, профессиональной, культурно-просветительной и иных
сфер реабилитационной работы;
принцип
партнерства
предполагает
вовлечение
самого
ребенка
или
подростка
с
отклонениями
развития
в
активный
коррекционно-реабилитационный
процесс,
превращение его из объекта в субъект реабилитации с целью восстановления его
социально-психологического статуса и интеграции в общество.
Лагерь похож на калейдоскоп. Он такой же яркий, и события в нем меняются так же быстро, как
узоры. Лагерная жизнь очень разнообразная, и один день не похож на другой! Время течет
незаметно. Иногда кажется - мы просто развлекаемся, играем. Но, если задуматься, каждая наша
игра, каждое мероприятие имеет вполне серьезный смысл. Все, что мы делаем, чему-то учит
нас. Совсем незаметно для себя мы учимся слушать и понимать других людей, брать на себя
ответственность, выбирать, даже если это очень сложно, быть командой, преодолевать свои
комплексы и страхи… И вдруг к концу смены оказывается, что все мы стали немного другими.
Кто-то сильнее, кто-то меньше, но - все.
Одной из серьезных проблем, стоящих перед подростками, является их неподготовленность к
переходу из школы во "взрослый мир", в полнокровную, многообразную жизнь современного
общества.
Школьное
обучение,
сосредоточенное
на
развитии
рассудочного
интеллекта,
на
усвоении учеником некой стандартной суммы знаний, не редко игнорирует другие стороны
жизни подростка: эмоциональные, психологические, коммуникативные, социальные, душевные
и духовные факторы его существования. В результате он остается один на один со своими
проблемами: что мне делать со своими чувствами, переживаниями, со всем своим внутренним
миром? Что я такое и в чем мои особенности? Как мне общаться с другими людьми? Как
утвердиться среди них? Чем мне заниматься, кем стать? Эти и другие вопросы мучают любого
подростка. Лагерь помогает ребятам разобраться в себе, расширяет диапазон его отношений с
действительностью,
дает
практическую
возможность
освоиться
в
ней,
определить
свою
жизненную роль и гражданскую позицию.
II.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ
Кадры:
Педагогический коллектив
Медицинский персонал
Зам. директора по реабилитационной
работе
Ст. воспитатель 1
Методист 1
1
Заведующая отделением медико-
социальной реабилитации
1
Педагог-психолог
2
Врач-педиатр
1
Воспитатели
9
Врач-невролог
1
Преподаватель
2
Врач-физиотерапевт
1
Музыкальный руководитель
1
Медицинские сестры
6
Инструктор по физ-ре
1
Социальный педагог 1
Учитель-логопед 4
Кадры комплектуются из числа специалистов Центра.
УСЛОВИЯ РАБОТЫ:
2
ОЛГДП «4 стихии» работают с 7.30 до 17.30 на базе МКУ РЦДПОВ.
(суббота и воскресенье – выходные)
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ГРУПП
ДНЕВНОГО ПРЕБЫВАНИЕМ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ «4 стихии»
С СОЦИУМОМ
3
Летние
оздоровительные
группы дневного
пребывания для детей-
инвалидов школьного
возраста «4 стихии»
на базе МКУ РЦДПОВ
«Светлячок»
Летние
оздоровительные
группы дневного
пребывания для детей-
инвалидов школьного
возраста «4 стихии»
на базе МКУ РЦДПОВ
«Светлячок»
СМИ
СМИ
Школа
искусств
Школа
искусств
ГИБДД
ГИБДД
Булочно-кондитерский
комбинат г. Самара
.
Булочно-кондитерский
комбинат г. Самара
.
Управление по вопросам семьи
и демографического развития
г.о. Новокуйбышевск
Управление по вопросам семьи
и демографического развития
г.о. Новокуйбышевск
Центр диагностики и
консультирования
Центр диагностики и
консультирования
ДЮЦ
ДЮЦ
Городская детская
поликлиника
Городская детская
поликлиника
ООО
«Трансвояж»
ООО
«Трансвояж»
РЕЖИМ ДНЯ:
№
Мероприятия
Время
Ответственные
1.
Прием детей. Фильтр. Игры.
Индивидуальная работа.
7.30 – 8.00
Воспитатели
Медсестры
2.
Утренняя гимнастика.
8.00 –8.15
Инструктор по физ-ре
3.
Линейка.
8.20 –8.35
Начальник ЛОГДП
4.
Подготовка к завтраку. Завтрак.
8.40 – 9.00
Воспитатели
Медсестры
Младшие воспитатели
5.
Лечебные мероприятия
Кружковая работа
Культурно-досуговые мероприятия
9.00 –12.30
Врачи
Преподаватели
Медсестры
Воспитатели
Инструктор по физ-ре
6.
Подготовка к обеду.
Обед.
12.35 – 13.10
Воспитатели
Медсестры
Младшие воспитатели
7.
Отдых.
Лечение детей.
13.20 – 15.00
Врачи
Медсестры
Воспитатели
8.
Подъем.
Подготовка к полднику.
Полдник.
15.00 – 15.30
Воспитатели
Младшие воспитатели
9.
Культурно-досуговая деятельность:
физкультура
встречи с интересными людьми;
кружковая работа;
поездки на концерты и в театры.
15.40 – 16.45
Инструктор по физкультуре
Преподаватели
10.
Подготовка к ужину.
Ужин.
16.30 – 17.00
Воспитатели
Младшие воспитатели
11.
Свободная деятельность детей:
чтение книг;
игры;
просмотр телепередач.
17.00 – 17.30
Воспитатели
2.2. Содержание работы:
1.
Комплексное
лечение
(медикаментозное,
физиотерапевтическое,
массаж,
теплолечение,
консультации психолога, логопеда, социального педагога).
2.
Создание условий для социальной, трудовой реабилитации подростков с ограниченными
возможностями.
3.
Обеспечение
доступности
предлагаемого
материала
подросткам
с
ограниченными
возможностями.
4.
Формирование устойчивой ориентации подростков с отклонениями в развитии на духовное
развитие личности.
5.
Обеспечение
практической,
теоретической
и
социально-психологической
готовности
к
труду.
6.
Сплочение
молодых
людей,
особенно
с
нарушением
опорно-двигательного
аппарата,
в
коллектив единомышленников и введение их в социальную среду.
7.
Организация групп детей-инвалидов для занятий по вышеперечисленным направлениям,
способствующих реализации поставленных задач.
4
8.
Кружковая работа.
9.
Участие в городских мероприятиях, конкурсах, концертах, соревнованиях.
10. Посещение музеев, выставочного зала, зоопарка, парков культуры и отдыха, кинотеатров,
спортивного комплекса, загородной зоны, экскурсий (г. Самара и г.о. Новокуйбышевск)
2.3. Тематическое направление летних оздоровительных групп дневного пребывания:
Тема: «4 стихии»
Цель:
организация
системы
занятости
и
отдыха
детей
и
подростков
с
ограниченными
возможностями, путем создания различных студий по программе «4 стихии», а также оказание
поддержки семьям детей с ОВЗ.
2.4. Основные источники финансирования программы
городская целевая программа по летнему отдыху детей
III. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ В БЛИЖАЙШЕЙ ПЕРСПЕКТИВЕ.
3.1. В результате воздействия на протяжении летнего отдыха ребенок яснее представляет
свои
цели
и
потребности,
удовлетворяет
свои
интересы,
глубже
и
полнее
осознает
себя,
устанавливает добрые отношения с другими людьми, осознаннее сотрудничает, чувствует себя
значимой
личностью,
обогащает
жизненный
опыт,
улучшается
психосоматическое
самочувствие, появляется внутренняя уравновешенность, повышается работоспособность, воля
в достижении цели и формируется нравственно-патриотическое поведение.
Развитие
в
воспитанниках
ОЛГДП
высокой
социальной
активности,
духовности,
становление
граждан,
обладающих
позитивными
ценностями
и
важнейшими
качествами,
способных проявить их в созидательном процессе в интересах Родины, укрепления государства,
обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.
5