Напоминание

Роль культуры народов Астраханской области в формировании нравственных качеств младших школьников


Автор: Богатырева Марина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ с. Сасыколи им.Г.Г. Коноплева"
Населённый пункт: Астрахаанская область,Харблинский район с. Сасыколи
Наименование материала: статья
Тема: Роль культуры народов Астраханской области в формировании нравственных качеств младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




Роль культуры народов Астраханской области в формировании

нравственных качеств младших школьников

Сформировать нравственные качества у детей младшего школьного

возраста посредством народной культуры помогут окружающие

национальные предметы, пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в

нем чувство красоты, любознательность.

Понятие термина «культура» многозначно. Культуру понимают и как

способ осуществления каких-либо действий с материальными

предметами, и как способности человека, и как всю совокупность явлений

человеческой действительности. Известно, что в состав культуры

общества входят все объекты, ценности, знания, проявления эстетического

сознания, деятельность людей и ее результаты, а также совокупность

культурных отношений и аспектов жизнедеятельности личности. Кроме

того, важное место занимает процесс трансляции культуры общества на

личность через систему воспитания и образования.

Культура народов Астраханской области - это совокупность

систем ценностей, уровней материальной и духовной деятельности людей,

достигнутых

длительным

историческим

развитием

каждого

народа,

проживающего

на

территории

Астраханской

области

(русского,

татарского, казахского, ногайского, калмыцкого и др.).

Исторический путь народов Астраханской области оставил глубокие

следы в устном народном творчестве.

В русском, татарском, ногайском, казахском народном творчестве

представлены

языческие

заговоры и заклинания, древняя календарная

поэзия

скотоводов

и

землепашцев,

сопровождавшие

их

от

рождения

до

смерти. Среди них широко распространены

песни

колыбельные, детские,

игровые,

трудовые,

лирические,

песни-назидания,

частушки,

казацкие,

исторические.

Обрядовая

поэзия

народов

Астраханской

области

представлена

свадебными и похоронными песнями, а также широко бытующими песнями-

здравицами (алгыс) и песнями-проклятиями (каргыс).

Большой популярностью пользуются у народов Астраханской области

сказки,

легенды,

предания,

«хабары»

рассказы

о

реальных

событиях,

лицах и «таварых» (ногайские народные прозаические повести с элементами

художественного вымысла) [17, с. 106- 107].

Особое

место

в

фольклоре

народов

Астраханской

области

принадлежит

народному

эпосу.

Наконец,

большое

развитие

получило

афористическое творчество — афоризмы, пословицы, поговорки,

загадки.

Как и у всех народов, основными носителями и распространителями

фольклорных произведений с древних времен были певцы, сказители

и другие исполнители, выделившиеся из народной среды. Среди них

самое

почетное

место

у

народов

Астраханской

области

(ногайского,

татарского, казахского) занимали

«йырау»— исполнители

героических

поэм.

Лирические

дестаны

исполняли

«бахшы». Популярны были

«энгимеши» — рассказчики легенд и преданий, «эртегиши» — сказочники,

«шешен» — знатоки пословиц, поговорок, загадок и афоризмов [17, с.

108].

Слово

«шешен»

в

ногайском

языке

означает

«мудрый»,

«красноречивый».

Всеобщей

любовью

у

народов

Астраханской

области

пользовались исполнители всех видов песен, особенно частушек.

Во всех торжественных случаях в жизни казаха, ногайца, татарина,

калмыка

звучит

песня,

поучительный

рассказ,

устраиваются

состязания

исполнителей.

Стихотворные

жанры

фольклора

народов

Астраханской

области неразрывно связаны с фольклором музыкальным.

Большинство

музыкальных

инструментов

до

нас

не

дошли,

среди

сохранившихся имеются такие, как кобыз, домбра, дутар, сыбызгы, абал,

карнай, зурна, даулбаз и др.

Эпос народов Астраханской области сложился относительно поздно

в

XIV—XVII

в е к а . Он

отличается

реалистическим

изображением

действительности, историчностью, отсутствием религиозного фанатизма.

В

эпосе

сильно

выражен

классовый

антагонизм.

Основным

его

содержанием является изображение народного героизма. Народность поэм

прежде всего заключается в идеях защиты Родины от внешних врагов и

борьбы с эксплуататорами. «Только там появлялась народная поэзия,— писал

Н.

Г.

Чернышевский,—

где

масса

народа

волновалась

сильными

и

благородными чувствами, где совершались силою народа великие события».

Произведения

эпоса

представляют

собой

ценный

источник

наших

знаний о развитии народного мироощущения. Эпос запечатлел не только

ратные подвиги народа, его борьбу против эксплуататоров, но и быт, обычаи

народов Астраханской области.

Красной нитью в эпосе проходит идея бессмысленности и пагубности

для народа междоусобных войн князей и мурз, необходимости укрепления

единства и сплоченности народов для успешной защиты от внешних врагов.

Одним

из

древнейших

жанров

фольклора

народов

Астраханской

области, кладезем мудрости и своего рода кодексом морали являются сказки.

Сказки народов Астраханской области составляют три цикла: о животных,

волшебные и бытовые. В сказках богачу противостоит бедняк, злу - добро,

глупому - сметливый умелец («Три брата, «Храбрец», «Золотая птица») и др.

Создавая

сказочный

эпос,

трудовой

народ

роль

злых,

глупых,

трусливых

и

жестоких

отвел

ханам,

мурзам,

богачам

и

представителям

духовенства,

противопоставляя

им

положительных

героев,

выходцев

из

простого народа.

В

сказках

«О

храбром

молодце»,

«Сорок

небылиц»,

«Находчивый

парень», «Кровожадный хан» и др. бедняку удается победить или убить хана,

во всяком случае, заставить уступить. Сказки «Бугай Озерный», «Карабатыр

и серый конь», «Падишах нечистых сил» и др. показывает борьбу народа в

лице его лучших представителей с враждебными и таинственными силами

природы. Широко распространены и пользуются большой любовью бытовые

сказки. Они многочисленны и в сюжетном отношении разнообразны. Герои

бытовых

сказок

обыкновенные

люди,

действующие

с

помощью

не

волшебных

предметов

и

всесильных

помощников,

а

реальных

личных

положительных

качеств

ловкости,

смекалки,

ума,

храбрости. Врагами

положительных героев

являются

вполне

реальные

представители

эксплуататорских классов — ханы, баи, кулаки, ростовщики. В большинстве

ногайских бытовых сказок («Одинокий парень», «День — месяцу родня»,

«Охотничья овца», «Старик Женали» и др.) восхваляется ум, трудолюбие,

мастерство, верность в дружбе, осуждается жадность, трусость, жестокость и

другие пороки. Идеи сказок направлены не только против угнетателей, но и

против всех носителей человеческих пороков, что хорошо видно, например, в

сказке «Ленивая дочь бая».

Конец сказки почти всегда счастливый: герой побеждает, зло наказано,

положительные герои и народ начали лучшую жизнь.

Большое

развитие

у

народов

Астраханской

области

получило

афористическое

творчество.

В

пословицах,

поговорках

и

загадках

запечатлены вековые наблюдения народа, его мудрость и жизненный опыт. В

них отразились представления минувших поколений о призвании человека, о

труде, о добре и зле, о религии и т. д.

Среди этих кратких, чрезвычайно метких изречений по любому поводу,

для любого явления и поступка людей имеются готовые, проверенные веками

образцы характеристик, объяснений и советов. «В простоте слов,— говорил

А. М. Горький,— самая великая мудрость, пословицы и песни всегда кратки,

а ума и чувства вложено в них на целые книги».

Любовь к своему народу и Родине выражена в поговорках: «Родная

земля — рай, а вода в ней — щербет», «Чем быть падишахом в Египте, лучше

быть чабаном на Родине», «Пороки дерева исправляет рубанок, пороки чело-

века — народ».

Поговорки и пословицы народов Астраханской области воспитывают

любовь к труду, мужество, гостеприимство, ум, единство, дружбу: «У кого

летом мозг кипит, у того зимою котел кипит»; «Паши сорок лет — дойдешь

до

золота»;

«Смелый

умирает

слава

остается»;

«Когда

храбрый

воодушевляется — сила удваивается»; «Когда шестилетний приходит в гости

— шестидесятилетний поднимается навстречу».

Загадки, восходящие к глубокой

древности, служили средством

испытания

ума, развивали наблюдательность, смекалку, помогали

глубже познавать окружающий мир. Они передавали подрастающему

поколению накопленный опыт и знания предков. Загадки были особенно

популярны среди детей. Существовала игра в загадки, один называл

приметы предмета или явления, другой должен точно назвать

последние. Объектом загадок служили явления повседневной жизни и

природы.

Древней формой словесного искусства народов Астраханской области

была обрядовая поэзия: языческие заговоры и заклинания, древние здравицы,

календарно-обрядовые и семейно-обрядовые песни, которые характеризовали

бытовые устои народа.

Одно

из

центральных

мест

в

песенном

фольклоре

народов

Астраханской области занимали казацкие песни. О долге «казака» сказано в

«Песне жены казака».

В другой песне казак угрожает богачам:

Сытая лошадь голодной зимой

Тоньше веревки станет.

Бай, что кичился толстой сумой,

Нищим, плешивым станет [17, с. 120].

В казацких песнях высмеиваются высокомерие, трусость, жадность,

отражается мечта обездоленного народа о справедливой жизни.

В процессе формирования нравственных качеств у детей младшего

школьного возраста необходимо шире использовать фольклор народов

Астраханской области во всех его проявлениях (сказки, песенки,

пословицы, поговорки, хороводы и т д.). В устном народном творчестве

как нигде сохранились особенные черты характера, присущие трудовому

народу нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде,

храбрости, трудолюбии, верности. Знакомство младших школьников с

поговорками, загадками, пословицами, сказками приобщает их к

общечеловеческим нравственным ценностям. В фольклоре народов

Астраханской области каким-то особенным образом сочетаются слово и

музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки,

заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в

благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко

оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие

недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в

произведениях устного народного творчества занимает уважительное

отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря

этому фольклорные произведения являются богатейшим источником

познавательного и нравственного развития детей.

Большое место в приобщении младших школьников к культуре

народов Астраханской области занимают праздники и традиции. Именно

здесь

фокусируются

тончайшие

наблюдения

за

характерными

особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц,

насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с

трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их

целостности и многообразии.

Традиции

и

обычаи

как

педагогическое

творчество

народа

представляют

разнообразные

формы

и

методы

педагогического

воздействия

на

чувства,

волю,

сознание

и

поведение

детей.

Будучи

общественным явлением, традиции выступают также в виде принципов,

норм и правил, регламентирующих взаимоотношения людей в обществе и

личной

жизни,

они

одобряются

и

поддерживаются

общественным

мнением.

В традиционном воспитании обрядовая система, обычаи и традиции

становятся

основой

самовоспитания,

само совершенствования.

Объективно они есть продукт культуры и традиций этнопедагогики, в

которых закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью

установившихся

средств

воспитания.

Духовная

практика

включает

целостную

систему

детской

обрядности.

Участие

в

детских

обрядах

способствует

духовному

осмыслению

ребенком

окружающей

среды,

формированию

у

него

этико-культурных

норм.

Обрядовая

педагогика

народа ориентирована на воспитание целостной личности.

Обзор

педагогических

идей

и

мыслей

показывает,

что

установившиеся

традиции,

обычаи,

порядки

обеспечивают

главное,

а

именно - воспитание. [50, с. 82]

Приобщение к обряду народов Астраханской области имеет очень

важное значение для развития духовного мира детей младшего школьного

возраста и получения необходимых практических знаний и умений. В

настоящее время ознакомление с обрядовой системой и приобщение к

традиционному мировоззрению народа являются основой мировосприятия

и развития младших школьников.

Таким образом, изучение обрядности помогает осознать и решить

многие

актуальные

проблемы

духовного

развития

детей.

Детская

обрядность отражает этические принципы, нормы и правила воспитания в

семье и в коллективе, которые основаны на традиционной педагогике

русского народа.

Национальная

обрядовая

культура

каждого

народа

-

это

форма

проявления преклонения перед силами природы.

Обрядовая

культура

народов

Астраханской

области

отражает

мировоззрение и показывает отношение человека к природе и обществу.

Стратегия развития личностной культуры ребенка представляется

нам как основа его патриотических чувств и любви к Родине.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы

по-новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям,

фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному

искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих

культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Педагоги серьезно задумываются над проблемой приобщения

детей к истокам народной культуры как педагогического средства

формирования нравственных качеств у младших школьников. В

некоторых школах небольшие помещения оборудованы в виде русской

избы. В избе размещены предметы, которые часто упоминаются в

народных сказках: коромысло, горшки, лапти и т. д. Обстановка избы

предельно проста, что соответствует деревенскому образу жизни. Вдоль

бревенчатых стен тянутся лавки, над ними - под самым потолком – полки-

полавочники. В переднем, красном углу русской избы, традиционно

размещался большой обеденный стол. На брусчатом опечке установлена

печь. Почти вся хозяйственная утварь сделана из дерева, так как многие

крестьяне, помимо земледелия занимались различными ремеслами, и

наиболее распространенным из них было деревообрабатывающее

ремесло: гнули дуги, вырезали ложки и миски, изготавливали ведра и

кадки, мастерили сани, телеги и т. д.

Особое внимание необходимо уделять расширению активного

словаря детей с учетом того, что зачастую внешне похожие предметы

имеют разные названия (горшок, кринка, кувшин; полка-разинька, полати,

полавочник; скамейка, табурет и пр.)

Народная культура – богатейший

источник и побудитель чувств,

переживаний,

и

именно

высших

чувств,

специфически

человеческих

(нравственных,

интеллектуальных,

эстетических).

Через

народную

культуру проникает знание нравственных норм в душу ребенка.

Приобщение

детей

младшего

школьного

возраста

к

народной

культуре является средством формирования у них патриотических чувств

и развития духовности.

Глубокий, духовный, творческий патриотизм надо прививать с

детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается

самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной

духовностью человека, ее глубиной. Родная культура должна стать

неотъемлемой частью души младшего школьника, началом, порождающим

личность, формирующим нравственные качества ребенка.

Исходя из анализа педагогической и методической литературы (И.Х.

Калмыкова, Р.К. Керейтова, А.И. Сикалиева, Л.М. Фридман, И.Я.

Каплунович, О.Л. Князевой и М.Д. Маханевой), мы определяем следующие

критерии формирования нравственных качеств у детей младшего школьного

возраста: [60, 21].

1.

Представление

детей

младшего

школьного

возраста

о

нравственных качествах и нравственности (из сказок,

легенд, традиций,

обычаев, пословиц, поговорок народов Астраханской области).

2.

Отношение

детей

младшего

школьного

возраста

к

нравственным нормам и качествам.

3.

Сформированность

нравственных

качеств

у

младших

школьников.

На

основе

критериев

выделили

уровни

сформированности

нравственных

качеств

у

детей

младшего

школьного

возраста: низкий,

средний, высокий.

Низкий уровень. Неясное, расплывчатое представление о нравственных

качествах

и

нравственности.

Младшие

школьники

имеют

примитивные

представления

о

культуре

народов

Астраханской

области

(традициях,

обычаев, праздниках, фольклоре) и моральных ценностях народов; не умеют

анализировать

поступки

героев

художественных

произведений;

не

могут

выразить

личное

мнение

в

беседах

на

этические

темы;

не

проявляют

нравственные

чувства;

не

умеют

вести

себя

в

соответствии

с

предъявляемыми требованиями.

Средний

уровень.

Знание

нравственных

норм,

составляющих

суть

нравственного

качества,

но

эти

нормы

не

стали

мотивами

поведения

личности,

отношение

к

ним

либо

отрицательное,

либо

неопределенное.

Младшие

школьники

не

всегда

имеют

четкие

и

ясные

представления

о

культуре народов Астраханской области (традициях, обычаев, праздниках,

фольклоре) и моральных ценностях народов; не всегда умеют анализировать

поступки героев художественных произведений; не всегда могут выразить

личное

мнение

в

беседах

на

этические

темы;

не

всегда

проявляют

нравственные

чувства;

не

всегда

умеют

вестисебя

в

соответствии

с

предъявляемыми требованиями.

Высокий уровень. Четкое и правильное представление о

нравственных ценностях и нормах, определяющих структуру нравственного

качества.

Младшие

школьники

имеют

четкие

и

ясные

представления

о

культуре

народов

Астраханской

области

(знают

традиции,

обычаи,

праздники, фольклор) и моральных ценностях народов; умеют анализировать

поступки

героев

художественных

произведений;

могут

выразить

личное

мнение

в

беседах

на

этические

темы;

проявляют

нравственные

чувства;

умеют вести себя в соответствии с предъявляемыми требованиями.



В раздел образования