Автор: Богатырева Марина Петровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ с. Сасыколи им.Г.Г. Коноплева"
Населённый пункт: Астрахаанская область,Харблинский район с. Сасыколи
Наименование материала: статья
Тема: Роль культуры народов Астраханской области в формировании нравственных качеств младших школьников
Раздел: начальное образование
Роль культуры народов Астраханской области в формировании
нравственных качеств младших школьников
Сформировать нравственные качества у детей младшего школьного
возраста посредством народной культуры помогут окружающие
национальные предметы, пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в
нем чувство красоты, любознательность.
Понятие термина «культура» многозначно. Культуру понимают и как
способ осуществления каких-либо действий с материальными
предметами, и как способности человека, и как всю совокупность явлений
человеческой действительности. Известно, что в состав культуры
общества входят все объекты, ценности, знания, проявления эстетического
сознания, деятельность людей и ее результаты, а также совокупность
культурных отношений и аспектов жизнедеятельности личности. Кроме
того, важное место занимает процесс трансляции культуры общества на
личность через систему воспитания и образования.
Культура народов Астраханской области - это совокупность
систем ценностей, уровней материальной и духовной деятельности людей,
достигнутых
длительным
историческим
развитием
каждого
народа,
проживающего
на
территории
Астраханской
области
(русского,
татарского, казахского, ногайского, калмыцкого и др.).
Исторический путь народов Астраханской области оставил глубокие
следы в устном народном творчестве.
В русском, татарском, ногайском, казахском народном творчестве
представлены
языческие
заговоры и заклинания, древняя календарная
поэзия
скотоводов
и
землепашцев,
сопровождавшие
их
от
рождения
до
смерти. Среди них широко распространены
песни
колыбельные, детские,
игровые,
трудовые,
лирические,
песни-назидания,
частушки,
казацкие,
исторические.
Обрядовая
поэзия
народов
Астраханской
области
представлена
свадебными и похоронными песнями, а также широко бытующими песнями-
здравицами (алгыс) и песнями-проклятиями (каргыс).
Большой популярностью пользуются у народов Астраханской области
сказки,
легенды,
предания,
«хабары»
—
рассказы
о
реальных
событиях,
лицах и «таварых» (ногайские народные прозаические повести с элементами
художественного вымысла) [17, с. 106- 107].
Особое
место
в
фольклоре
народов
Астраханской
области
принадлежит
народному
эпосу.
Наконец,
большое
развитие
получило
афористическое творчество — афоризмы, пословицы, поговорки,
загадки.
Как и у всех народов, основными носителями и распространителями
фольклорных произведений с древних времен были певцы, сказители
и другие исполнители, выделившиеся из народной среды. Среди них
самое
почетное
место
у
народов
Астраханской
области
(ногайского,
татарского, казахского) занимали
«йырау»— исполнители
героических
поэм.
Лирические
дестаны
исполняли
«бахшы». Популярны были
«энгимеши» — рассказчики легенд и преданий, «эртегиши» — сказочники,
«шешен» — знатоки пословиц, поговорок, загадок и афоризмов [17, с.
108].
Слово
«шешен»
в
ногайском
языке
означает
«мудрый»,
«красноречивый».
Всеобщей
любовью
у
народов
Астраханской
области
пользовались исполнители всех видов песен, особенно частушек.
Во всех торжественных случаях в жизни казаха, ногайца, татарина,
калмыка
звучит
песня,
поучительный
рассказ,
устраиваются
состязания
исполнителей.
Стихотворные
жанры
фольклора
народов
Астраханской
области неразрывно связаны с фольклором музыкальным.
Большинство
музыкальных
инструментов
до
нас
не
дошли,
среди
сохранившихся имеются такие, как кобыз, домбра, дутар, сыбызгы, абал,
карнай, зурна, даулбаз и др.
Эпос народов Астраханской области сложился относительно поздно —
в
XIV—XVII
в е к а . Он
отличается
реалистическим
изображением
действительности, историчностью, отсутствием религиозного фанатизма.
В
эпосе
сильно
выражен
классовый
антагонизм.
Основным
его
содержанием является изображение народного героизма. Народность поэм
прежде всего заключается в идеях защиты Родины от внешних врагов и
борьбы с эксплуататорами. «Только там появлялась народная поэзия,— писал
Н.
Г.
Чернышевский,—
где
масса
народа
волновалась
сильными
и
благородными чувствами, где совершались силою народа великие события».
Произведения
эпоса
представляют
собой
ценный
источник
наших
знаний о развитии народного мироощущения. Эпос запечатлел не только
ратные подвиги народа, его борьбу против эксплуататоров, но и быт, обычаи
народов Астраханской области.
Красной нитью в эпосе проходит идея бессмысленности и пагубности
для народа междоусобных войн князей и мурз, необходимости укрепления
единства и сплоченности народов для успешной защиты от внешних врагов.
Одним
из
древнейших
жанров
фольклора
народов
Астраханской
области, кладезем мудрости и своего рода кодексом морали являются сказки.
Сказки народов Астраханской области составляют три цикла: о животных,
волшебные и бытовые. В сказках богачу противостоит бедняк, злу - добро,
глупому - сметливый умелец («Три брата, «Храбрец», «Золотая птица») и др.
Создавая
сказочный
эпос,
трудовой
народ
роль
злых,
глупых,
трусливых
и
жестоких
отвел
ханам,
мурзам,
богачам
и
представителям
духовенства,
противопоставляя
им
положительных
героев,
выходцев
из
простого народа.
В
сказках
«О
храбром
молодце»,
«Сорок
небылиц»,
«Находчивый
парень», «Кровожадный хан» и др. бедняку удается победить или убить хана,
во всяком случае, заставить уступить. Сказки «Бугай Озерный», «Карабатыр
и серый конь», «Падишах нечистых сил» и др. показывает борьбу народа в
лице его лучших представителей с враждебными и таинственными силами
природы. Широко распространены и пользуются большой любовью бытовые
сказки. Они многочисленны и в сюжетном отношении разнообразны. Герои
бытовых
сказок
—
обыкновенные
люди,
действующие
с
помощью
не
волшебных
предметов
и
всесильных
помощников,
а
реальных
личных
положительных
качеств
—
ловкости,
смекалки,
ума,
храбрости. Врагами
положительных героев
являются
вполне
реальные
представители
эксплуататорских классов — ханы, баи, кулаки, ростовщики. В большинстве
ногайских бытовых сказок («Одинокий парень», «День — месяцу родня»,
«Охотничья овца», «Старик Женали» и др.) восхваляется ум, трудолюбие,
мастерство, верность в дружбе, осуждается жадность, трусость, жестокость и
другие пороки. Идеи сказок направлены не только против угнетателей, но и
против всех носителей человеческих пороков, что хорошо видно, например, в
сказке «Ленивая дочь бая».
Конец сказки почти всегда счастливый: герой побеждает, зло наказано,
положительные герои и народ начали лучшую жизнь.
Большое
развитие
у
народов
Астраханской
области
получило
афористическое
творчество.
В
пословицах,
поговорках
и
загадках
запечатлены вековые наблюдения народа, его мудрость и жизненный опыт. В
них отразились представления минувших поколений о призвании человека, о
труде, о добре и зле, о религии и т. д.
Среди этих кратких, чрезвычайно метких изречений по любому поводу,
для любого явления и поступка людей имеются готовые, проверенные веками
образцы характеристик, объяснений и советов. «В простоте слов,— говорил
А. М. Горький,— самая великая мудрость, пословицы и песни всегда кратки,
а ума и чувства вложено в них на целые книги».
Любовь к своему народу и Родине выражена в поговорках: «Родная
земля — рай, а вода в ней — щербет», «Чем быть падишахом в Египте, лучше
быть чабаном на Родине», «Пороки дерева исправляет рубанок, пороки чело-
века — народ».
Поговорки и пословицы народов Астраханской области воспитывают
любовь к труду, мужество, гостеприимство, ум, единство, дружбу: «У кого
летом мозг кипит, у того зимою котел кипит»; «Паши сорок лет — дойдешь
до
золота»;
«Смелый
умирает
—
слава
остается»;
«Когда
храбрый
воодушевляется — сила удваивается»; «Когда шестилетний приходит в гости
— шестидесятилетний поднимается навстречу».
Загадки, восходящие к глубокой
древности, служили средством
испытания
ума, развивали наблюдательность, смекалку, помогали
глубже познавать окружающий мир. Они передавали подрастающему
поколению накопленный опыт и знания предков. Загадки были особенно
популярны среди детей. Существовала игра в загадки, один называл
приметы предмета или явления, другой должен точно назвать
последние. Объектом загадок служили явления повседневной жизни и
природы.
Древней формой словесного искусства народов Астраханской области
была обрядовая поэзия: языческие заговоры и заклинания, древние здравицы,
календарно-обрядовые и семейно-обрядовые песни, которые характеризовали
бытовые устои народа.
Одно
из
центральных
мест
в
песенном
фольклоре
народов
Астраханской области занимали казацкие песни. О долге «казака» сказано в
«Песне жены казака».
В другой песне казак угрожает богачам:
Сытая лошадь голодной зимой
Тоньше веревки станет.
Бай, что кичился толстой сумой,
Нищим, плешивым станет [17, с. 120].
В казацких песнях высмеиваются высокомерие, трусость, жадность,
отражается мечта обездоленного народа о справедливой жизни.
В процессе формирования нравственных качеств у детей младшего
школьного возраста необходимо шире использовать фольклор народов
Астраханской области во всех его проявлениях (сказки, песенки,
пословицы, поговорки, хороводы и т д.). В устном народном творчестве
как нигде сохранились особенные черты характера, присущие трудовому
народу нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде,
храбрости, трудолюбии, верности. Знакомство младших школьников с
поговорками, загадками, пословицами, сказками приобщает их к
общечеловеческим нравственным ценностям. В фольклоре народов
Астраханской области каким-то особенным образом сочетаются слово и
музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки,
заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в
благополучное будущее. В пословицах и поговорках кратко и метко
оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие
недостатки, восхваляются положительные качества. Особое место в
произведениях устного народного творчества занимает уважительное
отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря
этому фольклорные произведения являются богатейшим источником
познавательного и нравственного развития детей.
Большое место в приобщении младших школьников к культуре
народов Астраханской области занимают праздники и традиции. Именно
здесь
фокусируются
тончайшие
наблюдения
за
характерными
особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц,
насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с
трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их
целостности и многообразии.
Традиции
и
обычаи
как
педагогическое
творчество
народа
представляют
разнообразные
формы
и
методы
педагогического
воздействия
на
чувства,
волю,
сознание
и
поведение
детей.
Будучи
общественным явлением, традиции выступают также в виде принципов,
норм и правил, регламентирующих взаимоотношения людей в обществе и
личной
жизни,
они
одобряются
и
поддерживаются
общественным
мнением.
В традиционном воспитании обрядовая система, обычаи и традиции
становятся
основой
самовоспитания,
само совершенствования.
Объективно они есть продукт культуры и традиций этнопедагогики, в
которых закреплены способы передачи духовных ценностей с помощью
установившихся
средств
воспитания.
Духовная
практика
включает
целостную
систему
детской
обрядности.
Участие
в
детских
обрядах
способствует
духовному
осмыслению
ребенком
окружающей
среды,
формированию
у
него
этико-культурных
норм.
Обрядовая
педагогика
народа ориентирована на воспитание целостной личности.
Обзор
педагогических
идей
и
мыслей
показывает,
что
установившиеся
традиции,
обычаи,
порядки
обеспечивают
главное,
а
именно - воспитание. [50, с. 82]
Приобщение к обряду народов Астраханской области имеет очень
важное значение для развития духовного мира детей младшего школьного
возраста и получения необходимых практических знаний и умений. В
настоящее время ознакомление с обрядовой системой и приобщение к
традиционному мировоззрению народа являются основой мировосприятия
и развития младших школьников.
Таким образом, изучение обрядности помогает осознать и решить
многие
актуальные
проблемы
духовного
развития
детей.
Детская
обрядность отражает этические принципы, нормы и правила воспитания в
семье и в коллективе, которые основаны на традиционной педагогике
русского народа.
Национальная
обрядовая
культура
каждого
народа
-
это
форма
проявления преклонения перед силами природы.
Обрядовая
культура
народов
Астраханской
области
отражает
мировоззрение и показывает отношение человека к природе и обществу.
Стратегия развития личностной культуры ребенка представляется
нам как основа его патриотических чувств и любви к Родине.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы
по-новому начинаем относиться к старинным праздникам и традициям,
фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному
искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих
культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Педагоги серьезно задумываются над проблемой приобщения
детей к истокам народной культуры как педагогического средства
формирования нравственных качеств у младших школьников. В
некоторых школах небольшие помещения оборудованы в виде русской
избы. В избе размещены предметы, которые часто упоминаются в
народных сказках: коромысло, горшки, лапти и т. д. Обстановка избы
предельно проста, что соответствует деревенскому образу жизни. Вдоль
бревенчатых стен тянутся лавки, над ними - под самым потолком – полки-
полавочники. В переднем, красном углу русской избы, традиционно
размещался большой обеденный стол. На брусчатом опечке установлена
печь. Почти вся хозяйственная утварь сделана из дерева, так как многие
крестьяне, помимо земледелия занимались различными ремеслами, и
наиболее распространенным из них было деревообрабатывающее
ремесло: гнули дуги, вырезали ложки и миски, изготавливали ведра и
кадки, мастерили сани, телеги и т. д.
Особое внимание необходимо уделять расширению активного
словаря детей с учетом того, что зачастую внешне похожие предметы
имеют разные названия (горшок, кринка, кувшин; полка-разинька, полати,
полавочник; скамейка, табурет и пр.)
Народная культура – богатейший
источник и побудитель чувств,
переживаний,
и
именно
высших
чувств,
специфически
человеческих
(нравственных,
интеллектуальных,
эстетических).
Через
народную
культуру проникает знание нравственных норм в душу ребенка.
Приобщение
детей
младшего
школьного
возраста
к
народной
культуре является средством формирования у них патриотических чувств
и развития духовности.
Глубокий, духовный, творческий патриотизм надо прививать с
детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается
самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной
духовностью человека, ее глубиной. Родная культура должна стать
неотъемлемой частью души младшего школьника, началом, порождающим
личность, формирующим нравственные качества ребенка.
Исходя из анализа педагогической и методической литературы (И.Х.
Калмыкова, Р.К. Керейтова, А.И. Сикалиева, Л.М. Фридман, И.Я.
Каплунович, О.Л. Князевой и М.Д. Маханевой), мы определяем следующие
критерии формирования нравственных качеств у детей младшего школьного
возраста: [60, 21].
1.
Представление
детей
младшего
школьного
возраста
о
нравственных качествах и нравственности (из сказок,
легенд, традиций,
обычаев, пословиц, поговорок народов Астраханской области).
2.
Отношение
детей
младшего
школьного
возраста
к
нравственным нормам и качествам.
3.
Сформированность
нравственных
качеств
у
младших
школьников.
На
основе
критериев
выделили
уровни
сформированности
нравственных
качеств
у
детей
младшего
школьного
возраста: низкий,
средний, высокий.
Низкий уровень. Неясное, расплывчатое представление о нравственных
качествах
и
нравственности.
Младшие
школьники
имеют
примитивные
представления
о
культуре
народов
Астраханской
области
(традициях,
обычаев, праздниках, фольклоре) и моральных ценностях народов; не умеют
анализировать
поступки
героев
художественных
произведений;
не
могут
выразить
личное
мнение
в
беседах
на
этические
темы;
не
проявляют
нравственные
чувства;
не
умеют
вести
себя
в
соответствии
с
предъявляемыми требованиями.
Средний
уровень.
Знание
нравственных
норм,
составляющих
суть
нравственного
качества,
но
эти
нормы
не
стали
мотивами
поведения
личности,
отношение
к
ним
либо
отрицательное,
либо
неопределенное.
Младшие
школьники
не
всегда
имеют
четкие
и
ясные
представления
о
культуре народов Астраханской области (традициях, обычаев, праздниках,
фольклоре) и моральных ценностях народов; не всегда умеют анализировать
поступки героев художественных произведений; не всегда могут выразить
личное
мнение
в
беседах
на
этические
темы;
не
всегда
проявляют
нравственные
чувства;
не
всегда
умеют
вестисебя
в
соответствии
с
предъявляемыми требованиями.
Высокий уровень. Четкое и правильное представление о
нравственных ценностях и нормах, определяющих структуру нравственного
качества.
Младшие
школьники
имеют
четкие
и
ясные
представления
о
культуре
народов
Астраханской
области
(знают
традиции,
обычаи,
праздники, фольклор) и моральных ценностях народов; умеют анализировать
поступки
героев
художественных
произведений;
могут
выразить
личное
мнение
в
беседах
на
этические
темы;
проявляют
нравственные
чувства;
умеют вести себя в соответствии с предъявляемыми требованиями.