Автор: Соколова Ирина Николаевна
Должность: метотист
Учебное заведение: Муниципальное казенное учреждение системы дополнительного образования "Вичугский районный Дом детского творчества"
Населённый пункт: пос. Старая Вичуга Ивановская область
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности
Тема: "Я - медиатор"
Раздел: дополнительное образование
Отдел образования администрации Вичугского муниципального района
Муниципальное казенное учреждение системы дополнительного образования
«Вичугский районный Дом детского творчества»
Принята на заседании
Педагогического совета
от « »_____________________20 г.
Протокол №
Утверждаю:
Директор МКУСДО ДДТ
Широкова Вера Витальевна
« »_________________20 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
социально-педагогической направленности
«Я - медиатор»
Возраст обучающихся:
1 2 -1 6
лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:
Соколова Ирина Николаевна, педагог дополнительного образования
п. Старая Вичуга, 2014 г.
1
1.
Комплекс
основных характеристик дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
1.1. Пояснительная записка
В
настоящее
время
очень
остро
стоит
вопрос
о
росте
детской
и
молодежной преступности. Профилактикой занимаются специалисты многих
учреждений – проводят с подростками беседы, тестируют их, встречаются с
их
родителями,
помогают
в
решении
материальных
проблем
семьи,
успеваемости
и
посещаемости
уроков
и
т.д.
В
ряде
случаев
эта
работа
приносит положительные результаты. Подростки и их семьи откликаются на
помощь, постепенно меняют свою жизнь, отказываются от противоправного
поведения.
Но
так
происходит
далеко
не
во
всех
случаях.
Реакция
правонарушителей
на
оказываемую
помощь
зачастую
не
соответствует
ожиданиям
специалистов
и
управленцев,
они
не
исправляются,
не
испытывают благодарности, очень часто избегают сотрудников учреждений и
относятся
к
ним
отчужденно
или
даже
враждебно.
Подросток,
не
удовлетворив позитивным путем свои потребности в безопасности, признании
и самореализации, реализует их через совершение противоправных действий.
Школа
является
мини-социумом, и от того, как научатся дети
взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на
территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом
социуме. Многие конфликты между обучающимися скрыты от глаз взрослых
- ведь дети не всегда охотно пускают их на свою «территорию». Тлеющий
конфликт может проявиться внезапно и в обостренной форме. Такой конфликт
урегулировать
сложнее,
чем
«по
горячим
следам»,
к
тому
же
он
чреват
серьезными последствиями. Иметь свой круг общения и быть частью группы,
объединенной общностью интересов, - естественное желание подростка. В
школьном
возрасте
это
является
насущной
потребностью,
и
ребенок
настойчиво ищет группу сверстников, с которой бы его что-то связывало. Эта
потребность настолько высока, что зачастую дети оказываются в компаниях,
исповедующих асоциальные идеалы, лишь потому, что
у них не остается
выбора.
Известные формы воздействия на участников конфликта не разрешает
сам
конфликт:
открытые
проявления
конфликта
заглушаются,
а
обида
и
другие негативные чувства остаются, что может привести к новой вспышке
конфликта.
Медиация
ровесников
может
стать
достаточно
результативным
подходом к управлению межличностными конфликтами в школьной среде.
Программы
примирения
предоставляют уникальную
возможность
самым
2
разным учащимся эффективно использовать коммуникационные механизмы,
навыки человеческих отношений и навыки разрешения проблем в обычной
жизни.
Школьная
служба
примирения
является
альтернативой
другим
способам реагирования на спор, конфликты, противоправное поведение или
правонарушения несовершеннолетних.
Муниципальное
казенное
учреждение
системы
дополнительного
образования «Вичугский районный Дом детского творчества» вступил в
проект «Внедрение медиативного подхода в образовательные организации» в
2014 году и стал региональной пилотной площадкой по развитию данного
направления деятельности.
В соответствии с
-
Федеральным
законом
Российской
Федерации
«Об
альтернативной
процедуре
урегулирования
споров
с
участием
посредника
(процедуре
медиации)» от 27.07.2010 № 139 – ФЗ;
-
Федеральным
законом
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
(от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ, редакция от 23.07.2013 г.);
- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» (от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ, редакция от 02.07.2013 г.);
- Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы,
утверждена Указом Президента РФ от 1.06.2012 г. № 761.
службы примирения должны появиться в каждом регионе страны и в
каждом образовательной организации.
Что же такое «Школьная служба примирения» (ШСП), и действительно
ли она нужна в образовательной организации?
Оказывается, нужна. Количество конфликтов среди детей растет.
Много конфликтов происходит между родителями и педагогами, учениками и
учителями. Но самое страшное - это конфликты в подростковой среде. Решая
конфликтные
ситуации,
дети
проявляют
агрессию,
конфронтацию,
противоправные
действия.
Все
это
перерастает
в
перераспределение
и
завоевание власти и статуса, борьбу за свое место в коллективе и стремление
действовать безнаказанно, и становится способом самоутверждения. В то же
время
конфликты
являются
своего
рода
бизнесом
для
части
подростков,
которые провоцируют «стрелки», снимают их на видео и шантажируют ими, и
даже организуют ставки на участников драки.
Служба примирения — это новая технология решения конфликтных
ситуаций в школе с привлечением детей-медиаторов. Она создает условия не
карательного,
а
конструктивного
разрешения
конфликтов.
Это
форма
социально-психологической
помощи
всем
участникам
образовательного
процесса
в
конфликтах,
тяжелых
жизненных
ситуациях,
случаях
правонарушений обучающихся.
Создание такой
модели
может
помочь
не только
в профилактике
и
коррекции
девиантного
поведения
обучающихся,
но
и
в
создании
благоприятного
психологического
климата
образовательного
учреждения.
3
Именно школьная медиация на сегодняшний день способна грамотно помочь
в
разрешении
национальных
и
иных
социокультурных
конфликтов
при
помощи независимого посредника — школьного медиатора.
Идея
создания
Службы
примирения
возникла
в
2012
году
при
разработке
социального
проекта
«Преодоление»
для
поддержки
детей,
оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
В
2013-2014
учебном
году
аппарат
Уполномоченного
по
правам
ребенка в Ивановской области совместно с Институтом развития образования
организовал
ряд
семинаров
для
Уполномоченных
по
правам
ребенка
в
образовательной организации, одной из ведущих тем была «Организация
школьных
служб
примирения».
Эти
события
и
послужили
стартовой
площадкой
для
создания
Службы
медиации
ровесников
в
Вичугском
муниципальном районе.
Модель и этапы внедрения
«Школьной службы примирения (медиации)»
в Вичугском муниципальном районе
Отличительными особенностями программы является то, что:
- обучение осуществляется и в летний период в рамках районного слета
лидеров ученического самоуправления «Исток»;
•Изучение опыта
создания ШСП
•Курсовая подготовка
куратора
•Обучение группы
волонтеров -
медиаторов
2014-2015
учебный год
• Просветительская
работа
среди
участников
образовательных
отношений
по данному вопросу
• Обучение медиаторов во всех
общеобразовательных
организациях района
2015-2016
учебный год
•Организация
районной
службы
примирения в МКУСДО ДДТ;
•Оказание помощи в организации
школьных служб примирения во
всех
общеобразовательных
организациях
Вичугского
муниципального района
•Создание
школных
служб
примирения
во
всех
образовательных
организациях
Вичугского
муниципального
района
2016-2017
учебный год
4
Обучение медиаторов на
районном слете лидеров
ученического
самоуправления «Исток»
Обучение медиаторов в
образовательных организациях
Вичугского муниципального
района
Деятельность районная служба
примирения
-
медиаторы,
прошедшие
обучение,
пропагандируют
в
своих
образовательных организациях восстановительный метод примирения;
- обучение осуществляется через органы ученического самоуправления.
Программа рассчитана на 3 года с обучающимися от 12 до 16 лет.
1-й год обучения - «Введение в медиацию», посвящен изучению теории,
2-й год и 3-й - «Примирительные практики» - реализация примирительных
технологий,
трансляция
опыта,
внедрение
примирительных
практик
в
социальное
пространство
общеобразовательных
организаций
Вичугского
муниципального района.
Особенностью организации и проведения занятий является активная
работа обучающихся. Для эффективности работы объединения желательно,
чтобы работа проводилась в малых группах, используя групповые формы
работы и индивидуальную деятельность с последующим общим обсуждением
полученных результатов.
Количественный состав группы – не более 10 - 15 человек. В объединение
принимаются
желающие
социально-активные
обучающиеся
и
волонтёры
школы. Занятия проводятся 1 раз в месяц по 2 часа (18 часов в год ) в течение
учебного года и ежедневно по 2 часа (12 часов) на слете лидеров ученического
самоуправления «Исток». Всего 30 часа в год и 90часов – за полный курс (3
года). Выход на классные часы (в просветительских целях) не менее 1 раза в
полгода (с 3 по 9 классы). Занятия могут проводиться со всем составом, с
подгруппами и индивидуально. Ход занятий предусматривает чередование
5
различных
обучающих
приемов:
беседа,
упражнение,
игра-упражнение,
просмотр видеоматериалов, тренинги.
Программа
предусматривает
проведение
мероприятия
самими
детьми
либо их
непосредственное
участие в
нем,
что
способствует
закреплению
полученных
знаний,
умений,
навыков.
Это
и
медиативные
практики,
и
теоретические занятия по классам (классные часы).
Используемые методы:
Дискуссии, мини-лекции, тренинговые упражнения, игры - активаторы.
Условия проведения занятий и оборудование:
- изолированное помещение;
- стулья по числу участников;
- доска;
- ватманы;
- маркеры;
- плакаты.
Программа
предполагает
использование
таких
методов
и
приемов,
которые могут обеспечить эффективное усвоение знаний, тренировку умений
и закрепление ранее полученных навыков. Это, прежде всего, активные и
интерактивные
формы
проведения
занятий.
Активным
методом
обучения,
используемым
на
занятиях,
является
лекция
с
элементами
обсуждения
с
использованием
вспомогательных
технических
средств,
например,
флипчартов
для
схематичного
изображения
материала
лекции.
При
реализации
данной
программы
используются
различные
интерактивные
формы проведения занятий: тематическая дискуссия, дебаты, мозговой штурм,
ролевая
игра,
анализ
ситуаций,
упражнения.
Широкое
использование
интерактивных технологий в обучении обусловлено особенностями метода
медиации
и
медиативного
подхода,
представляющего
собой,
в
первую
очередь,
тесное
взаимодействие
и
общение
между
всеми
участниками
процедуры урегулирования спора.
Принципы деятельности службы примирения
Деятельность службы примирения основана на следующих принципах:
Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие
учащихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон,
вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы
примирения
не
разглашать
полученные
в
ходе
программ
сведения,
за
исключением примирительного договора (по согласованию с
участниками
встречи и подписанный ими).
6
Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать
сторону
какого-либо
участника
конфликта
(в
том
числе
администрации).
Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о
виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым
посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.
Деятельность ШСП позволяет:
-своевременно
выявлять
школьные
конфликты
и
латентные
правонарушения;
- своевременно вмешиваться в назревающий конфликт и предотвращать
его;
-
осуществлять
конструктивное
разрешение
конфликтов
между
участниками образовательного процесса (которое не только решает проблему,
но и снижает эмоциональное напряжение, восстанавливает доверие между
участниками конфликта);
-
осуществлять
профилактику
агрессивных
способов
разрешения
неизбежных конфликтов и противоречий между обучающимися;
- формировать способность всех участников образовательного процесса
цивилизованно
договариваться,
разрешать
споры
и
противоречия
мирным
путем, не прибегая к насилию и крайним мерам.
Риски
Дети не могут разрешать конфликты. Действительно, без подготовки -
не могут. Но обученные
подростки
гораздо
лучше понимают
своих
сверстников и справляются со многими сложными ситуациями.
Программа примирения приучает нарушителей к безответственности.
Но
главный
вопрос
программы
–
личная
ответственность.
И,
если
стороны
сами
пришли
к
соглашению,
то,
скорее
всего,
они
его
выполнят. В случае отказа выполнять соглашение дело передается в
традиционные
структуры
(педсовет,
совет
по
профилактике
правонарушений
и
пр.).
То
есть
программа
примирения
является
альтернативой существующим способам реагирования.
Школьникам опасно давать в руки власть. Они используют ее в своих
целях.
Каждый
подросток
стремится
к
самоутверждению,
и
это
естественное желание. Но, чтобы это стремление не вышло за этические
границы,
службу
курирует
взрослый,
который
помогает
в
сложных
случаях, а также обсуждает результаты проведенных программ. Кроме
того,
на
этические
моменты
нужно
обратить
внимание
в
процессе
подготовки юных медиаторов.
7
Участники встречи могут отомстить ведущему. Если ведущий не
будет сохранять нейтральность и учитывать интересы сторон, то такая
опасность существует. Поэтому юные медиаторы работают только при
добровольном согласии сторон и не выносят каких-либо решений. В
сложных случаях предполагается участие взрослого.
Эффекты
Ровесники склонны друг другу доверять; коммуникации между ними
оказываются более эффективными;
Общие
представления
ровесников
о
предметах
и
проблемах
их
окружения;
Ровесники понимают жизненные позиции, принципиальные установки,
нормы и ценности друг друга;
Ровесники
понимают
границы,
за
которые
не
следует
выходить
в
процессе взаимодействия;
Чаще
школьники
гораздо
более
откровенны
с
ровесниками,
чем
с
профессиональными психологами;
Медиаторы не воспринимаются как непререкаемый авторитет;
Неожиданные (непрогнозируемые) повороты беседы могут одинаково
воодушевить и медиаторов, и участников конфликта.
Нормативно-правовое обеспечение работы Школы службы примирения
- Федеральный закон Российской Федерации «Об альтернативной процедуре
урегулирования
споров
с
участием посредника
(процедуре
медиации)»
от
27.07.2010 № 139 – ФЗ;
-
Федеральный
закон
«Об
образовании
в
Российской
Федерации»
(от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ, редакция от 23.07.2013 г.);
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации» (от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ, редакция от 02.07.2013 г.);
- Конвенция о правах ребенка;
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы,
утверждена Указом Президента РФ от 1.06.2012 г. № 761
1.2. Цель и задачи программы:
Цель проекта
Создание
условий
для
разрешения
максимального
числа
конфликтов
восстановительным способом.
Задачи
8
Образовательные:
обучение волонтеров навыкам разрешения конфликтных ситуаций
в рамках проекта «Школьной службы примирения (ШСП)»;
обучение
волонтёров
навыкам
проведения
восстановительных
программ;
обучение методам урегулирования конфликтов;
обучение навыкам бесконфликтного общения через игры;
обучение
действенно
выполнять
намеченную
примирительную
задачу;
обучение приемам снятия эмоционально-волевого напряжения;
совершенствование речи и дикции обучающихся;
обучение логически мыслить в предложенных обстоятельствах;
обучение
навыкам
делового
общения,
умению
вести
конструктивный диалог;
обучение
реализации
восстановительных
программ
в
работе
с
участниками школьных конфликтов.
Развивающие:
формирование позитивного отношения подростка к самому себе и
окружающему миру в прошлом, настоящем, будущем;
развитие коммуникативных навыков через занятия, направленные
на развитие общения;
развитие мышления и социальных способностей обучающихся;
развитие
коммуникативных,
интерактивных
и
перцептивных
сторон общения с целью предупреждения возникновения коммуникативных
барьеров;
развитие наблюдательности;
развитие
способности
к
адекватной
оценке
фрустрационной
ситуации и умения находить конструктивные пути выхода из нее;
создание условий, позволяющих обучающимся найти свое место в
социуме;
развитие терпимости к различным мнениям и адекватной оценке
поведения людей и событий;
включение
подростка
в
активное
познание
мира
социально-
этических категорий, простых норм нравственности, ориентируясь на рост его
самосознания, стремление разобраться в самом себе и окружающих;
помощь в выборе путей нравственного самосовершенствования;
развитие
творческого
воображения
на
основе
соотношения
индивидуального и коллективного;
повышение адаптивности обучающихся, исходя из их социального
опыта, возможностей и психического состояния.
Воспитательные:
просвещение субъектов образовательного процесса;
воспитание уважения к человеку;
9
воспитание социальной культуры обучающихся;
развитие культуры общения подростков;
содействие
профилактике
правонарушений
и
социальной
реабилитации
участников
конфликтных
ситуаций
на
основе
принципов
медиации;
формирование готовности к оказанию помощи сверстникам по
разрешению конфликтных ситуаций.
1.3. Содержание программы:
Учебно-тематический план ( первый год обучения)
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы
промежуточной
аттестации/
контроля
Всего
Теория
Практика
1.
Вводное занятие.
Техника безопасности на
занятиях. Входной
контроль
1
1
0
Заполнение
документации по
ТБ
2.
Раздел I.
Особенности работы
школьной службы
примирения
2
1
1
Тема 1: Кто такой
медиатор и для чего он
нужен?
2
1
1
Устный опрос
3.
Раздел II.
Конфликтология
6
3
3
Тест «Самооценка
конфликтности»
Тема 1. Понятие
«конфликт».
Классификация
конфликтов
2
1
1
Тема 2. Модели решения
конфликтов, их
положительные и
отрицательные стороны
4
2
2
4.
Раздел III. Активное
слушание.
4
1
3
Игра «Приемы
активного
Тема 1: Понятие
«активное слушание».
Приемы активного
слушания
2
1
1
10
Тема 2: Отработка
приемов активного
слушания
2
0
2
5.
Раздел IV. Чувства и
эмоции
4
2
2
Письменный опрос
Тема 1: Чувства и
эмоции: сходство и
различие
2
1
1
Тема 2: Как управлять
своими эмоциями
2
1
1
6.
Раздел V. Эффективное
проведение переговоров
4
2
2
Игровые ситуации
по проведению
переговоров
.
Тема 1: Понятие
«переговоры»,
рекомендации для
организации и
проведения успешных
переговоров
2
1
1
Тема 2: Как провести
беседу с участниками
конфликта
2
1
1
7.
Раздел VI. Проведение
технологии
посредничества
4
2
2
Игровые
упражнения
Тема 1: Порядок работы
медиатора. Этапы
проведения
примирительной
процедуры
2
1
1
Тема 2: Проведение
подготовительного этапа
и этапа встречи с
конфликтующими
сторонами.
2
1
1
8.
Раздел VII. Нормативно-
правовое обеспечение
работы школьной
службы примирения
4
2
2
Тест
11
9.
Итоговое занятие
1
0
1
Написание и
защита проектов
«Организация
службы
примирения в моей
школе»
Итого:
30
13
17
Содержание Программы (первый год обучения )
Вводное занятие (1 час)
Теория (1 час): цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий.
Правила
внутреннего
распорядка
учреждения,
экскурсия.
Инструктаж
по
технике безопасности при работе на занятиях. Устав учреждения.
Ознакомление с программой «Я - медиатор».
Входной контроль: анкетирование
I Раздел. Особенности
работы школьной службы примирения
(2 часа)
Тема 1: Кто такой медиатор и для чего он нужен?
Теория (1 час):
знакомство с притчей «Апельсин», знакомство с понятием
«медиация», «медиатор». Знакомство с функциями медиатора, его качествами.
Особенности работы школьной службы примирения. Знакомство с целями и
задачами школьных служб примирения.
Практика (1час): определение качеств медиатора. Этапы и правила выборов
будущих медиаторов - ровесников.
Форма проведения занятия: тренинг.
Приемы и методы: создание
ситуации успеха, демонстрация видеоролика,
словесный, игровой.
Дидактический материал: видеоролик.
Формы подведения итогов: беседа. Диагностика эмпатии.
II Раздел. Конфликтология (6 часов)
Тема 1: Понятие «конфликт». Классификация конфликтов.(2 часа)
Теория (1
час):
знакомство
с
понятиями
«конфликт»,
«конфликтная
ситуация».
Классификация
конфликтов:
на
ценностных
основаниях,
на
личностно-психологических основаниях, на ресурсно-средовых основаниях.
Практика (1час):
рассмотрение конфликтных ситуаций и их классификация.
Форма проведения занятия: лекция, беседа.
Приемы и методы: работа в группах, демонстрация презентации, словесный.
Дидактический материал: презентация.
12
Формы подведения итогов: беседа. Диагностика враждебности (по шкале
Кука-Медлей)
Тема 2: Модели решения конфликта, их положительные и отрицательные
стороны (4 часа)
Теория (2 часа):
знакомство с моделями поведения в конфликтной ситуации
по
классификации
психолога
Томаса-Кильмена:
конкуренция,
избегание,
приспособление,
компромисс,
сотрудничество.
Характеристика
каждой
модели.
Практика (2 часа):
определение положительных и отрицательных сторон в
каждой модели поведения в конфликтной ситуации.
Форма проведения занятия: тренинг.
Приемы и методы: работа
в малых группах, демонстрация презентации,
словесный, игровой.
Дидактический материал: презентация.
Формы подведения итогов: беседа.
III раздел. Активное слушание (4 часа)
Тема 1: Понятие «активное слушание». Приемы активного слушания (2 часа)
Теория (1 час):
знакомство с понятием «активное слушание» и приемами
активного
слушания:
активная
демонстрация
интереса
к
личности
собеседника,
выражение
сопереживания,
поощрение
собеседника
к
продолжению повествования, уточнение, повторение последней или ключевой
фразы, перефразирование, вопросы на понимание, вопросы на интерпретацию,
резюмирование.
Практика (1час):
практическое задание «Будь внимателен».
Форма проведения занятия: тренинг.
Приемы и методы: создание ситуации успеха, рассказ, беседа, упражнения.
Дидактический материал: карточки для упражнений.
Формы подведения итогов: беседа.
Тема 2: Отработка приемов активного слушания (2 часа)
Практика
(2
часа):
упражнения
«Длинный
-
короткий»,
«Послушай
и
повтори», «Вольный перевод», «Хитрый шрифт».
Форма проведения занятия: тренинг.
Приемы и методы: работа в малых группах, словесный, игровой.
Дидактический материал: карточки для выполнения упражнений.
Формы подведения итогов: интервью.
IV раздел. Чувства и эмоции (4 часа)
Тема 1: Чувства и эмоции: сходство и различие (2 часа)
13
Теория (1 час):
знакомство с понятиями «чувства», «эмоции». Знакомство с
десятью
фундаментальными
эмоциями:
интерес,
радость,
удивление,
страдание,
гнев,
отвращение,
презрение,
страх,
вина,
стыд.
Определение
уровней проявления эмоций.
Практика (1час):
определение сходств и различий чувств и эмоций.
Форма проведения занятия: лекция, беседа.
Приемы и методы: создание ситуации успеха, рассказ, беседа, упражнения.
Дидактический материал: карточки с изображением эмоций.
Формы подведения итогов: беседа.
Тема 2: Как управлять своими эмоциями (2 часа)
Теория (1 час):
внешнее и внутреннее проявление эмоций.
Практика
(1час):
упражнения
«Смешанные
лица»,
«Превращения»,
«Грустяшки-улыбашки»,
«Что
мы
чувствуем
и
почему»,
«Комплимент»,
«Признание в любви», «Оптимисты и пессимисты».
Форма проведения занятия: тренинг
Приемы и методы: создание ситуации успеха, рассказ, беседа, упражнения.
Дидактический материал: карточки с изображением эмоций.
Формы подведения итогов: беседа.
V раздел. Эффективное проведение переговоров (4 часа)
Тема 1: Понятие «переговоры», Рекомендации для организации и проведения
успешных переговоров (2 часа)
Теория (1 час):
знакомство с понятием «переговоры» и рекомендациями для
организации и проведения успешных переговоров: установление зрительного
контакта с собеседником, расположение к себе собеседника, воздействие на
все органы чувств, формулирование правильных вопросов, умение слушать и
слышать, стимулирование принятия решения, приведение доводов, умение
работать с аргументами.
Практика (1час):
упражнения «Громче!», «Одно из двух».
Форма проведения занятия: тренинг.
Приемы и методы: рассказ, беседа, упражнения.
Дидактический материал: карточки для выполнения заданий.
Формы подведения итогов: вопросы и задания для закрепления.
Тема 2: Как провести беседу с участниками конфликта (2 часа)
Теория (1 час):
правила и этапы проведения беседы.
Практика (1час):
ролевая игра «Беседа с участниками конфликта».
Форма проведения занятия: лекция.
Приемы и методы: создание ситуации успеха, рассказ, беседа, упражнения.
14
Дидактический материал: карточки с изображением эмоций.
Формы подведения итогов: тест «Моя тактика ведения переговоров».
VI раздел. Проведение технологии посредничества (4 часа)
Тема 1: Порядок работы медиатора. Этапы проведение примирительной
процедуры(2 часа)
Теория (1
час):
знакомство
с
этапами
проведения
примирительной
процедуры: 1. Подготовительный, 2. Встреча со стороной, 3. Встреча сторон,
4. Аналитическая беседа
Практика (1час):
правила проведения каждого этапа.
Форма проведения занятия: лекция.
Приемы и методы: рассказ, беседа.
Дидактический материал: презентация.
Формы подведения итогов: вопросы для закрепления.
Тема
2:
Проведение
подготовительного
этапа
и
этапа
встречи
с
конфликтующими сторонами (2 часа)
Теория (1 час):
правила подготовки и проведения этапов.
Практика (1час):
Разработка первых двух этапов примирительной процедуры
на примере сказки «Теремок».
Форма проведения занятия: тренинг.
Приемы и методы: создание ситуации успеха, рассказ, беседа, упражнения.
Дидактический материал: бланки для заполнения.
Формы подведения итогов: беседа.
VII раздел. Нормативное правовое обеспечение работы школьной службы
примирения (4 часа)
Теория (2 часа):
знакомство с нормативными и правовыми документами,
обеспечивающими работу школьных служб примирения
Практика (2 часа):
разработка проекта «Организация службы примирения в
моей школе».
Форма проведения занятия: лекция, практическое занятие.
Приемы и методы: рассказ, работа в группах.
Дидактический материал: документы.
Формы подведения итогов: вопросы для закрепления.
Итоговое занятие (1 час)
Практика (1час):
работа над проектом «Организация службы примирения в
моей школе». Защита проекта.
15
Форма проведения занятия: практическое занятие
Приемы и методы: рассказ, работа в группах.
Дидактический материал: документы.
Формы подведения итогов: вопросы для закрепления.
Учебно-тематический план (второй год обучения)
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы
промежуточной
аттестации/
контроля
Всего
Теория
Практика
1.
Вводное занятие.
Техника безопасности на
занятиях. Входной
контроль
1
1
0
Заполнение
документации по
ТБ
2.
Раздел I.
Особенности работы
школьной службы
примирения
2
1
1
Тема 1: Результат
медиации. «Лестница»
восстановительной
медиации
2
1
1
Устный опрос
3.
Раздел II.
Конфликтология
6
3
3
Ролевая игра
«Финансовые
авантюристы»
Тема 1. Причины
возникновения
конфликтов
2
1
1
Тема 2. Конфликтные
ситуации
4
2
2
4.
Раздел III. Активное
слушание
4
2
2
Тест по теме
Тема 1: Отработка
приемов активного
слушания
2
1
1
Тема 2: Тренинг
«Основы
бесконфликтного
общения. Учимся
договариваться»
2
1
1
Создание памятки
бесконфликтного
поведения
5.
Раздел IV. Чувства и
эмоции
4
2
2
16
Тема 1: Наши эмоции и
чувства
2
1
1
Практическая
работа «Польза и
вред эмоций»
Тема 2: Проявление
чувств и эмоций
2
1
1
6.
Раздел V. Проведение
технологии
посредничества
6
2
4
Тренинги
Тестирование
Тема 1: Этапы
проведения
примирительной
процедуры (встреча
сторон, примирительная
встреча, подписание
примирительного
договора)
3
1
2
Тема 2: Отработка
навыков ведения
медиативных процедур
на практике
3
1
2
7.
Раздел VI. Нормативно-
правовое обеспечение
работы школьной
службы примирения
2
1
1
Разработка
положения о
школьной службе
примирения
8.
Итоговое занятие
1
0
1
Деловая игра
«Технология
посредничества»
Итого:
30
10
20
Содержание Программы (второй год обучения)
Вводное занятие (1 час)
Теория (1 час): цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий.
Правила
внутреннего
распорядка
учреждения,
экскурсия.
Инструктаж
по
технике
безопасности
при
работе
на
занятиях.
Устав
учреждения.
Ознакомление с программой «Я - медиатор» второй год обучения.
Входной контроль: анкетирование.
I Раздел. Особенности
работы школьной службы примирения
(2 часа)
Тема 1: Результат медиации. «Лестница» восстановительной медиации»
17
Теория (1 час):
знакомство с результатами медиации. Основные принципы
проведения восстановительной процедуры.
Практика (1час):
создание буклетов по школьной службе примирения.
Форма проведения занятия: лекция, беседа.
Приемы и методы: создание ситуации успеха, словесный, игровой.
Дидактический материал: материалы для создания буклета, примеры буклетов.
Формы подведения итогов: беседа.
II Раздел. Конфликтология (6 часов)
Тема 1: Причины возникновение конфликтов (2 часа)
Теория
(1
час):
знакомство
с
причинами
возникновения
конфликтов.
Основные структурные элементы конфликта.
Практика (1час):
упражнение «Встреча на узком мостике».
Форма проведения занятия: лекция.
Приемы и методы: мозговой штурм, словесный.
Дидактический материал:
Формы подведения итогов: беседа.
Тема 2: Конфликтные ситуации (4 часа)
Теория (2 часа):
примеры школьных
конфликтов:
между родителями и
детьми; между педагогом и обучающимся; между обучающимся и группой
обучающихся; между двумя учащимися одного класса.
Практика (2 часа):
анализ конфликтных ситуаций и пути решения конкретного
конфликта.
Форма проведения занятия: лекция, беседа.
Приемы и методы: работа в малых группах, словесный.
Дидактический материал: карточки с конфликтными ситуациями.
Формы подведения итогов: беседа.
III раздел. Активное слушание (4 часа)
Тема 1: Отработка приемов активного слушания (2 часа)
Теория (1 час):
повторение приемов активного слушания.
Практика (1час):
упражнения «Почемучки», «Угадай-ка», «Угадай, кто», «Я-
это Я».
Форма проведения занятия: тренинг.
Приемы и методы: беседа, упражнения.
Дидактический материал: карточки для упражнений.
Формы подведения итогов: беседа.
Тема 2: Основы бесконфликтного поведения. Учимся договариваться (2 часа)
Теория (1 час):
Конфликт и пути его решения (повторение).
18
Практика
(1
часа):
Упражнения
«Каждый
уникален»,
«Рефрейминг»,
«Перефразирование», ролевая игра «Шоколадка».
Форма проведения занятия: тренинг.
Приемы и методы: беседа, работа в малых группах, упражнения.
Дидактический материал: карточки для выполнения упражнений.
Формы подведения итогов: создание памятки бесконфликтного поведения.
IV раздел. Чувства и эмоции (4 часа)
Тема 1: Наши эмоции и чувства (2 часа)
Теория (1 час): определение понятий эмоции и чувства, функции эмоций и
чувств, классификация эмоций «Круг эмоций».
Практика (1час): упражнения «Угадай эмоцию», «Скульптор и глина».
Форма проведения занятия: тренинг.
Приемы и методы: рассказ, беседа, упражнения.
Дидактический материал: карточки с изображением эмоций.
Формы подведения итогов: Практическая работа «Польза и вред эмоций».
Тема 2: Проявлений чувств и эмоций (2 часа)
Теория (1 час): внешние проявления эмоций: мимика, жесты.
Практика
(1час):
упражнения
«Хлопки
по
коленям»,
«Муха»,
«Замороженные»,
практическая
работа
с
иллюстрационным
материалом
«Внешние проявления эмоций».
Форма проведения занятия: тренинг.
Приемы и методы: создание ситуации успеха, рассказ, беседа, упражнения.
Дидактический
материал:
карточки
с
изображением
эмоций,
репродукции
картин И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и «Иван
Грозный и сын его Иван», А. Иванова «Явление Христа народу».
Формы подведения итогов: беседа.
V раздел. Проведение технологии посредничества (6 часа)
Тема
1:
Этапы
проведения
примирительной
процедуры
(встреча
сторон,
примирительная встреча, подписание примирительного договора) (3 часа).
Теория (1 час):
правила подготовки и проведения этапов примирительной
процедуры.
Практика
(2
часа):
разработка
встречи
сторон,
примирительной
встречи,
подписание
примирительного
договора
на
примере
сказки
«Теремок».
Проигрывание разработанных этапов.
Форма проведения занятия: тренинг.
Приемы и методы: создание ситуации успеха, рассказ, беседа, упражнения.
Дидактический материал: карточки с описанием этапов.
Формы подведения итогов: Тест.
19
Тема 2: Отработка навыков ведения медиативных процедур на практике (3
часа)
Теория (1 час):
повторение этапов восстановительной процедуры .
Практика (2 часа):
отработка проведения процедуры примирения на практике
на
примере
конкретных
ситуациях
(используя
знания,
приобретенные
в
течение пройденного курса).
Форма проведения занятия: деловая и ролевая игра.
Приемы и методы: рассказ, вопросы, уточнения.
Дидактический материал: карточки с русскими народными сказками «Гуси-
лебеди», «Теремок», «Заюшкина избушка».
Формы подведения итогов: Проведение и анализ примирительной процедуры.
VII раздел. Нормативное правовое обеспечение работы школьной службы
примирения (4 часа)
Теория (2 часа):
изучение и анализ нормативных и правовых документов,
обеспечивающих работу школьных служб примирения.
Практика (2 часа):
разработка Положения о школьной службе примирения.
Форма проведения занятия: лекция, практическое занятие.
Приемы и методы: рассказ, работа в группах.
Дидактический материал: документы.
Формы подведения итогов: анализ составленного Положения.
Итоговое занятие (1 час)
Практика (1час):
деловая игра «Технология посредничества».
Форма проведения занятия: деловая игра.
Приемы и методы: упражнения, работа в группах.
Дидактический материал: материалы для выполнения заданий в ходе игры.
Формы подведения итогов: вопросы для закрепления.
Учебно-тематический план (третий год обучения)
№
п/п
Название раздела, темы
Количество часов
Формы
промежуточной
аттестации/
контроля
Всего
Теория
Практика
1.
Вводное занятие.
Техника безопасности на
занятиях. Входной
контроль
1
1
0
Заполнение
документации по
технике
безопасности
20
2.
Раздел I.
Особенности работы
школьной службы
примирения (повторение)
12
4
8
Устный опрос
Тема 1: Медиация как
процедура решения
споров
6
2
4
Тема 2. Медиативный
подход
6
2
4
Раздел II. Отработка
навыков ведения
медиативных процедур
16
0
16
Тренинги
3.
Итоговое занятие
1
0
1
Промежуточная
аттестация,
проведение
конкурса на
лучшего медиатора
– ровесника
Итого:
30
5
25
Содержание Программы (третий год обучения)
Вводное занятие (1 час)
Теория (1 час): цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий.
Правила
внутреннего
распорядка
учреждения,
экскурсия.
Инструктаж
по
технике
безопасности
при
работе
на
занятиях.
Устав
учреждения.
Ознакомление с программой «Я - медиатор» третьего года обучения.
Входной контроль: анкетирование.
I
раздел.
Особенности
работы
школьной
службы
примирения
(повторение) (12 часов)
Тема 1: Медиация как процедура решения споров (6 часов)
Теория (2 час):
медиатор и процедура медиации,
подготовка к процедуре
медиации, процедура медиации. Цели и задачи медиатора на каждой стадии
(фазе) процедуры медиации, процедура медиации. Цели и задачи медиатора
на
каждой
стадии
(фазе)
процедуры
медиации,
результат
процедуры
медиации.
Практика (4 час):
игра «Что я знаю о медиации», упражнение рейфреминг,
игровые упражнения «Медиация – способ решить конфликт».
Форма проведения занятия: беседа, игра.
21
Приемы и методы: рассказ, беседа, игра.
Дидактический материал: -
Формы подведения итогов: тест.
Тема 2: Медиативный подход (6 часов)
Теория (2 часа):
информация в медиации. Особенности разрешения споров в
школьных
отношениях
с
помощью
медиации.
Продвижение
медиации
и
этические нормы в медиации.
Практика (4 часа):
работа с интересами сторон. Привлечение представителей
сторон, экспертов и других лиц к участию в процедуре медиации.
Форма проведения занятия: тренинг.
Приемы и методы: создание ситуации успеха, рассказ, беседа, упражнения.
Дидактический материал: -
Формы подведения итогов: беседа.
II раздел. Отработка навыков ведения медиативных процедур (16 часов)
Практика
(16
часов):
просветительская
работа,
проведение
занятий
и
тренингов среди ровесников по основам бесконфликтного общения
,
работа в
школьных службах примирения.
Форма проведения занятия: тренинг, ролевые игры.
Приемы и методы: создание ситуации успеха, рассказ, беседа, упражнения.
Дидактический материал: -
Формы подведения итогов: беседа.
Итоговое занятие (1 час)
Промежуточная аттестация.
1.4. Планируемые результаты
Общие:
выстроенная
система
работы
школьной
службы
примирения,
условием существования которой является обученная команда медиаторов;
апробированная и модифицированная (по мере необходимости)
программа обучения школьных медиаторов;
Обучающиеся:
овладеют основами теории и практики медиации;
будут обучены опыту проведения примирительных встреч;
будут обучены восстановительным технологиям;
овладеют
навыками
проведения
программ
примирения
и
приёмами заполнения документации;
примут участие и проанализируют игры в логике бесконфликтного
общения с элементами тренинга по классам.
В образовательном пространстве образовательной организации:
22
снизится уровень конфликтности в школе и в окружающем школу
социуме;
улучшится
психологический
микроклимат
в
педагогическом
коллективе;
расширится арсенал способов работы классных
руководителей,
социальных
педагогов
и
школьных
психологов
и
тем
самым
повысится
неформальный статус сотрудников, осуществляющих воспитательную работу
в школе;
усовершенствуется
взаимодействие
родителей
и
педагогов
в
воспитательной работе, способствующее росту доверия к школе со стороны
населения;
отношения между членами школьного коллектива станут более
доверительными и открытыми;
организуется
неформальный
контроль
над
поведением
членов
школьного коллектива.
В
результате
освоения
обязательного
минимума
содержания
курса
обучающиеся будут
знать:
1.
Понятия:
«конфликт»,
«стили
поведения
в
конфликтной
ситуации», «служба примирения», «посредник», «агрессия», «медиация» и др.;
2.
Теоретические и практические основы примирительных процедур;
3.
Особенности проведения медиативной встречи и ее оформления;
4.
Качества успешного медиатора;
5.
Особенности и этапы разрешения конфликта, стратегии выходы из
конфликта;
уметь:
1.
Применять
на
практике
полученные
знания
в
области
конфликтологии и примирительных практик;
2.
Выстраивать конструктивное общение;
3.
Проводить медиативную встречу;
4.
Оказывать помощь другим в разрешении конфликтных ситуаций;
5.
Уметь находить эффективные стратегии выхода из конфликта в
своем взаимодействии с людьми.
2. Комплекс организационно-педагогических условий:
Методическое обеспечение образовательного процесса
Правила по технике безопасности. Специальная литература.
Формы педагогического мониторинга ЗУН обучающихся –
контрольные срезы, зачеты, самостоятельные творческие задания.
Для контроля качества освоения обучающимися программы, а так же
контроля
уровня
воспитанности
обучающихся
используются
следующие
формы педагогического мониторинга:
по времени:
23
-начальный – тест,
-промежуточный - контрольные срезы в зимний период;
-итоговый - контрольные работы, участие в мероприятиях ДДТ, защита
проекта;
по видам:
-образовательный
(определение
уровня
сформированности
теоретических,
практических знаний по программе);
-воспитательный
(определение
уровня
развития
навыков
общения,
толерантности, эмоциональной отзывчивости);
-развивающий (определение уровня психического развития ребенка, развития
творческих способностей).
По окончании всего курса обучения учащиеся проходят промежуточную
аттестацию (тестирование, защита проекта, участие в конкурсе на лучшего
медиатора-ровесника).
Материально- технические условия:
-
наличие
помещения
для
занятий
в
соответствии
с
требованиями
к
естественному
и
искусственному
освещению,
к
воздушно-тепловому
и
температурному
режиму
(СанПиН
2.4.4.3172-14
«Санитарно-
эпидемиологические требования к
устройству,
содержанию и организации
режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей»);
- наличие столов и стульев в соответствии с ростом детей;
- расстановка мебели с учётом естественного освещения кабинета, создания
благоприятных
условий
для
зрительной
работы,
сохранения
правильной
рабочей позы и профилактики травматизма;
- наличие шкафов для хранения материалов и инструментов;
- наличие стендов, наглядного и методического материалов (пособия, тесты,
кроссворды, логические игры);
- наличие дидактического, методического и раздаточного материалов, книги,
иллюстрации, фотографии, папки с рисунками, видеоролики, компакт-диски;
-
техническая
оснащенность
программы:
мультимедийная
установка,
флипчарт;
- наглядно-учебные пособия.
3. Список литературы
Для обучающихся
1. Аллахвердова О.В., Карпенко А.Д. Медиация – переговоры в ситуации
конфликта. СПб, 2010.
2. Аллахвердова О.В., Карпенко А.Д. Медиация – переговоры с
участием
посредника. СПб: «Роза мира», 2007.
3. Иванова Е.Н. Коммуникативные инструменты конфликтолога. СПб: Санкт-
Петербургское философское общество, 2008.
24
4.
Иванова
Е.Н.
Конфликтологическое
консультирование.
Новосибирск:
Издательство НГГУ, 2012.
5.
Камакина
О.Л.,
Шигапова
А.Г.,
«Медиация
в
школе:
возможности
и
перспективы». // Августовский педагогический совет. Система образование
Кировского района: будущее через диалог поколений. СПб: Публикации ИМЦ
Кировского района, 2015. С. 80-84.
6. Коновалов А. Школьная служба примирения и восстановительная культура
отношений. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012.
Для педагога
1.
Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб,
“Речь”, 2002.
2.
Коновалов
А.Ю. Служба
примирения
в
системе
школьного
самоуправления. // Журнал “Директор школы” 9 – 2008, с.12–20
3.
Чалдини
Р.,
Кенрик
Д.,
Нейберг
С.
Социальная
психология.
Пойми
других,
чтобы
понять
себя!
(серия
“Главный
учебник”).
–
СПб.:
прайм_ЕВРОЗНАК, 2002.
.
4.
Шамликашвили
Ц.
Явные
и
незаметные
преимущества
медиации//
Журнал “Медиация и право” , М.. 2 (12) – 2009.
5.
Макартычева Г.И. Тренинr для подростков: профилактика асоциальноro
поведения. СПб.: Речь, 2007,. ..... 192 с.
6.
Программа
социально-психологического
тренинга
межличностного
общения (автор — А.С. Прутченков).
7.
Письмо Министерства Образования и Науки России № ВК-844/07 от
18.11.2013 г
8.
Уварова О.А., Полывянная М.Т., Афонина А.В., Исаева Н.М. Школьная
служба
медиации.
Формирование
социальной
одаренности.
–
Иваново:
Автономное
учреждение
«Институт
развития
образования
Ивановской
области», 2013. – 201 с.
9.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной
процедуре
урегулирования
споров
с
участием
посредника
(процедуре
медиации)».
10.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
25