Напоминание

"Я - медиатор"


Автор: Соколова Ирина Николаевна
Должность: метотист
Учебное заведение: Муниципальное казенное учреждение системы дополнительного образования "Вичугский районный Дом детского творчества"
Населённый пункт: пос. Старая Вичуга Ивановская область
Наименование материала: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально - педагогической направленности
Тема: "Я - медиатор"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Отдел образования администрации Вичугского муниципального района

Муниципальное казенное учреждение системы дополнительного образования

«Вичугский районный Дом детского творчества»

Принята на заседании

Педагогического совета

от « »_____________________20 г.

Протокол №

Утверждаю:

Директор МКУСДО ДДТ

Широкова Вера Витальевна

« »_________________20 г.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

социально-педагогической направленности

«Я - медиатор»

Возраст обучающихся:

1 2 -1 6

лет

Срок реализации: 3 года

Автор-составитель:

Соколова Ирина Николаевна, педагог дополнительного образования

п. Старая Вичуга, 2014 г.

1

1.

Комплекс

основных характеристик дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программы

1.1. Пояснительная записка

В

настоящее

время

очень

остро

стоит

вопрос

о

росте

детской

и

молодежной преступности. Профилактикой занимаются специалисты многих

учреждений – проводят с подростками беседы, тестируют их, встречаются с

их

родителями,

помогают

в

решении

материальных

проблем

семьи,

успеваемости

и

посещаемости

уроков

и

т.д.

В

ряде

случаев

эта

работа

приносит положительные результаты. Подростки и их семьи откликаются на

помощь, постепенно меняют свою жизнь, отказываются от противоправного

поведения.

Но

так

происходит

далеко

не

во

всех

случаях.

Реакция

правонарушителей

на

оказываемую

помощь

зачастую

не

соответствует

ожиданиям

специалистов

и

управленцев,

они

не

исправляются,

не

испытывают благодарности, очень часто избегают сотрудников учреждений и

относятся

к

ним

отчужденно

или

даже

враждебно.

Подросток,

не

удовлетворив позитивным путем свои потребности в безопасности, признании

и самореализации, реализует их через совершение противоправных действий.

Школа

является

мини-социумом, и от того, как научатся дети

взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на

территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом

социуме. Многие конфликты между обучающимися скрыты от глаз взрослых

- ведь дети не всегда охотно пускают их на свою «территорию». Тлеющий

конфликт может проявиться внезапно и в обостренной форме. Такой конфликт

урегулировать

сложнее,

чем

«по

горячим

следам»,

к

тому

же

он

чреват

серьезными последствиями. Иметь свой круг общения и быть частью группы,

объединенной общностью интересов, - естественное желание подростка. В

школьном

возрасте

это

является

насущной

потребностью,

и

ребенок

настойчиво ищет группу сверстников, с которой бы его что-то связывало. Эта

потребность настолько высока, что зачастую дети оказываются в компаниях,

исповедующих асоциальные идеалы, лишь потому, что

у них не остается

выбора.

Известные формы воздействия на участников конфликта не разрешает

сам

конфликт:

открытые

проявления

конфликта

заглушаются,

а

обида

и

другие негативные чувства остаются, что может привести к новой вспышке

конфликта.

Медиация

ровесников

может

стать

достаточно

результативным

подходом к управлению межличностными конфликтами в школьной среде.

Программы

примирения

предоставляют уникальную

возможность

самым

2

разным учащимся эффективно использовать коммуникационные механизмы,

навыки человеческих отношений и навыки разрешения проблем в обычной

жизни.

Школьная

служба

примирения

является

альтернативой

другим

способам реагирования на спор, конфликты, противоправное поведение или

правонарушения несовершеннолетних.

Муниципальное

казенное

учреждение

системы

дополнительного

образования «Вичугский районный Дом детского творчества» вступил в

проект «Внедрение медиативного подхода в образовательные организации» в

2014 году и стал региональной пилотной площадкой по развитию данного

направления деятельности.

В соответствии с

-

Федеральным

законом

Российской

Федерации

«Об

альтернативной

процедуре

урегулирования

споров

с

участием

посредника

(процедуре

медиации)» от 27.07.2010 № 139 – ФЗ;

-

Федеральным

законом

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

(от

29.12.2012 г. № 273-ФЗ, редакция от 23.07.2013 г.);

- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской

Федерации» (от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ, редакция от 02.07.2013 г.);

- Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы,

утверждена Указом Президента РФ от 1.06.2012 г. № 761.

службы примирения должны появиться в каждом регионе страны и в

каждом образовательной организации.

Что же такое «Школьная служба примирения» (ШСП), и действительно

ли она нужна в образовательной организации?

Оказывается, нужна. Количество конфликтов среди детей растет.

Много конфликтов происходит между родителями и педагогами, учениками и

учителями. Но самое страшное - это конфликты в подростковой среде. Решая

конфликтные

ситуации,

дети

проявляют

агрессию,

конфронтацию,

противоправные

действия.

Все

это

перерастает

в

перераспределение

и

завоевание власти и статуса, борьбу за свое место в коллективе и стремление

действовать безнаказанно, и становится способом самоутверждения. В то же

время

конфликты

являются

своего

рода

бизнесом

для

части

подростков,

которые провоцируют «стрелки», снимают их на видео и шантажируют ими, и

даже организуют ставки на участников драки.

Служба примирения — это новая технология решения конфликтных

ситуаций в школе с привлечением детей-медиаторов. Она создает условия не

карательного,

а

конструктивного

разрешения

конфликтов.

Это

форма

социально-психологической

помощи

всем

участникам

образовательного

процесса

в

конфликтах,

тяжелых

жизненных

ситуациях,

случаях

правонарушений обучающихся.

Создание такой

модели

может

помочь

не только

в профилактике

и

коррекции

девиантного

поведения

обучающихся,

но

и

в

создании

благоприятного

психологического

климата

образовательного

учреждения.

3

Именно школьная медиация на сегодняшний день способна грамотно помочь

в

разрешении

национальных

и

иных

социокультурных

конфликтов

при

помощи независимого посредника — школьного медиатора.

Идея

создания

Службы

примирения

возникла

в

2012

году

при

разработке

социального

проекта

«Преодоление»

для

поддержки

детей,

оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

В

2013-2014

учебном

году

аппарат

Уполномоченного

по

правам

ребенка в Ивановской области совместно с Институтом развития образования

организовал

ряд

семинаров

для

Уполномоченных

по

правам

ребенка

в

образовательной организации, одной из ведущих тем была «Организация

школьных

служб

примирения».

Эти

события

и

послужили

стартовой

площадкой

для

создания

Службы

медиации

ровесников

в

Вичугском

муниципальном районе.

Модель и этапы внедрения

«Школьной службы примирения (медиации)»

в Вичугском муниципальном районе

Отличительными особенностями программы является то, что:

- обучение осуществляется и в летний период в рамках районного слета

лидеров ученического самоуправления «Исток»;

•Изучение опыта

создания ШСП

•Курсовая подготовка

куратора

•Обучение группы

волонтеров -

медиаторов

2014-2015

учебный год

• Просветительская

работа

среди

участников

образовательных

отношений

по данному вопросу

• Обучение медиаторов во всех

общеобразовательных

организациях района

2015-2016

учебный год

•Организация

районной

службы

примирения в МКУСДО ДДТ;

•Оказание помощи в организации

школьных служб примирения во

всех

общеобразовательных

организациях

Вичугского

муниципального района

•Создание

школных

служб

примирения

во

всех

образовательных

организациях

Вичугского

муниципального

района

2016-2017

учебный год

4

Обучение медиаторов на

районном слете лидеров

ученического

самоуправления «Исток»

Обучение медиаторов в

образовательных организациях

Вичугского муниципального

района

Деятельность районная служба

примирения

-

медиаторы,

прошедшие

обучение,

пропагандируют

в

своих

образовательных организациях восстановительный метод примирения;

- обучение осуществляется через органы ученического самоуправления.

Программа рассчитана на 3 года с обучающимися от 12 до 16 лет.

1-й год обучения - «Введение в медиацию», посвящен изучению теории,

2-й год и 3-й - «Примирительные практики» - реализация примирительных

технологий,

трансляция

опыта,

внедрение

примирительных

практик

в

социальное

пространство

общеобразовательных

организаций

Вичугского

муниципального района.

Особенностью организации и проведения занятий является активная

работа обучающихся. Для эффективности работы объединения желательно,

чтобы работа проводилась в малых группах, используя групповые формы

работы и индивидуальную деятельность с последующим общим обсуждением

полученных результатов.

Количественный состав группы – не более 10 - 15 человек. В объединение

принимаются

желающие

социально-активные

обучающиеся

и

волонтёры

школы. Занятия проводятся 1 раз в месяц по 2 часа (18 часов в год ) в течение

учебного года и ежедневно по 2 часа (12 часов) на слете лидеров ученического

самоуправления «Исток». Всего 30 часа в год и 90часов – за полный курс (3

года). Выход на классные часы (в просветительских целях) не менее 1 раза в

полгода (с 3 по 9 классы). Занятия могут проводиться со всем составом, с

подгруппами и индивидуально. Ход занятий предусматривает чередование

5

различных

обучающих

приемов:

беседа,

упражнение,

игра-упражнение,

просмотр видеоматериалов, тренинги.

Программа

предусматривает

проведение

мероприятия

самими

детьми

либо их

непосредственное

участие в

нем,

что

способствует

закреплению

полученных

знаний,

умений,

навыков.

Это

и

медиативные

практики,

и

теоретические занятия по классам (классные часы).

Используемые методы:

Дискуссии, мини-лекции, тренинговые упражнения, игры - активаторы.

Условия проведения занятий и оборудование:

- изолированное помещение;

- стулья по числу участников;

- доска;

- ватманы;

- маркеры;

- плакаты.

Программа

предполагает

использование

таких

методов

и

приемов,

которые могут обеспечить эффективное усвоение знаний, тренировку умений

и закрепление ранее полученных навыков. Это, прежде всего, активные и

интерактивные

формы

проведения

занятий.

Активным

методом

обучения,

используемым

на

занятиях,

является

лекция

с

элементами

обсуждения

с

использованием

вспомогательных

технических

средств,

например,

флипчартов

для

схематичного

изображения

материала

лекции.

При

реализации

данной

программы

используются

различные

интерактивные

формы проведения занятий: тематическая дискуссия, дебаты, мозговой штурм,

ролевая

игра,

анализ

ситуаций,

упражнения.

Широкое

использование

интерактивных технологий в обучении обусловлено особенностями метода

медиации

и

медиативного

подхода,

представляющего

собой,

в

первую

очередь,

тесное

взаимодействие

и

общение

между

всеми

участниками

процедуры урегулирования спора.

Принципы деятельности службы примирения

Деятельность службы примирения основана на следующих принципах:

Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие

учащихся в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон,

вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.

Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы

примирения

не

разглашать

полученные

в

ходе

программ

сведения,

за

исключением примирительного договора (по согласованию с

участниками

встречи и подписанный ими).

6

Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать

сторону

какого-либо

участника

конфликта

том

числе

администрации).

Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о

виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым

посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.

Деятельность ШСП позволяет:

-своевременно

выявлять

школьные

конфликты

и

латентные

правонарушения;

- своевременно вмешиваться в назревающий конфликт и предотвращать

его;

-

осуществлять

конструктивное

разрешение

конфликтов

между

участниками образовательного процесса (которое не только решает проблему,

но и снижает эмоциональное напряжение, восстанавливает доверие между

участниками конфликта);

-

осуществлять

профилактику

агрессивных

способов

разрешения

неизбежных конфликтов и противоречий между обучающимися;

- формировать способность всех участников образовательного процесса

цивилизованно

договариваться,

разрешать

споры

и

противоречия

мирным

путем, не прибегая к насилию и крайним мерам.

Риски

Дети не могут разрешать конфликты. Действительно, без подготовки -

не могут. Но обученные

подростки

гораздо

лучше понимают

своих

сверстников и справляются со многими сложными ситуациями.

Программа примирения приучает нарушителей к безответственности.

Но

главный

вопрос

программы

личная

ответственность.

И,

если

стороны

сами

пришли

к

соглашению,

то,

скорее

всего,

они

его

выполнят. В случае отказа выполнять соглашение дело передается в

традиционные

структуры

(педсовет,

совет

по

профилактике

правонарушений

и

пр.).

То

есть

программа

примирения

является

альтернативой существующим способам реагирования.

Школьникам опасно давать в руки власть. Они используют ее в своих

целях.

Каждый

подросток

стремится

к

самоутверждению,

и

это

естественное желание. Но, чтобы это стремление не вышло за этические

границы,

службу

курирует

взрослый,

который

помогает

в

сложных

случаях, а также обсуждает результаты проведенных программ. Кроме

того,

на

этические

моменты

нужно

обратить

внимание

в

процессе

подготовки юных медиаторов.

7

Участники встречи могут отомстить ведущему. Если ведущий не

будет сохранять нейтральность и учитывать интересы сторон, то такая

опасность существует. Поэтому юные медиаторы работают только при

добровольном согласии сторон и не выносят каких-либо решений. В

сложных случаях предполагается участие взрослого.

Эффекты

Ровесники склонны друг другу доверять; коммуникации между ними

оказываются более эффективными;

Общие

представления

ровесников

о

предметах

и

проблемах

их

окружения;

Ровесники понимают жизненные позиции, принципиальные установки,

нормы и ценности друг друга;

Ровесники

понимают

границы,

за

которые

не

следует

выходить

в

процессе взаимодействия;

Чаще

школьники

гораздо

более

откровенны

с

ровесниками,

чем

с

профессиональными психологами;

Медиаторы не воспринимаются как непререкаемый авторитет;

Неожиданные (непрогнозируемые) повороты беседы могут одинаково

воодушевить и медиаторов, и участников конфликта.

Нормативно-правовое обеспечение работы Школы службы примирения

- Федеральный закон Российской Федерации «Об альтернативной процедуре

урегулирования

споров

с

участием посредника

(процедуре

медиации)»

от

27.07.2010 № 139 – ФЗ;

-

Федеральный

закон

«Об

образовании

в

Российской

Федерации»

(от

29.12.2012 г. № 273-ФЗ, редакция от 23.07.2013 г.);

- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской

Федерации» (от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ, редакция от 02.07.2013 г.);

- Конвенция о правах ребенка;

- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы,

утверждена Указом Президента РФ от 1.06.2012 г. № 761

1.2. Цель и задачи программы:

Цель проекта

Создание

условий

для

разрешения

максимального

числа

конфликтов

восстановительным способом.

Задачи

8

Образовательные:

обучение волонтеров навыкам разрешения конфликтных ситуаций

в рамках проекта «Школьной службы примирения (ШСП)»;

обучение

волонтёров

навыкам

проведения

восстановительных

программ;

обучение методам урегулирования конфликтов;

обучение навыкам бесконфликтного общения через игры;

обучение

действенно

выполнять

намеченную

примирительную

задачу;

обучение приемам снятия эмоционально-волевого напряжения;

совершенствование речи и дикции обучающихся;

обучение логически мыслить в предложенных обстоятельствах;

обучение

навыкам

делового

общения,

умению

вести

конструктивный диалог;

обучение

реализации

восстановительных

программ

в

работе

с

участниками школьных конфликтов.

Развивающие:

формирование позитивного отношения подростка к самому себе и

окружающему миру в прошлом, настоящем, будущем;

развитие коммуникативных навыков через занятия, направленные

на развитие общения;

развитие мышления и социальных способностей обучающихся;

развитие

коммуникативных,

интерактивных

и

перцептивных

сторон общения с целью предупреждения возникновения коммуникативных

барьеров;

развитие наблюдательности;

развитие

способности

к

адекватной

оценке

фрустрационной

ситуации и умения находить конструктивные пути выхода из нее;

создание условий, позволяющих обучающимся найти свое место в

социуме;

развитие терпимости к различным мнениям и адекватной оценке

поведения людей и событий;

включение

подростка

в

активное

познание

мира

социально-

этических категорий, простых норм нравственности, ориентируясь на рост его

самосознания, стремление разобраться в самом себе и окружающих;

помощь в выборе путей нравственного самосовершенствования;

развитие

творческого

воображения

на

основе

соотношения

индивидуального и коллективного;

повышение адаптивности обучающихся, исходя из их социального

опыта, возможностей и психического состояния.

Воспитательные:

просвещение субъектов образовательного процесса;

воспитание уважения к человеку;

9

воспитание социальной культуры обучающихся;

развитие культуры общения подростков;

содействие

профилактике

правонарушений

и

социальной

реабилитации

участников

конфликтных

ситуаций

на

основе

принципов

медиации;

формирование готовности к оказанию помощи сверстникам по

разрешению конфликтных ситуаций.

1.3. Содержание программы:

Учебно-тематический план ( первый год обучения)

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

промежуточной

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

Техника безопасности на

занятиях. Входной

контроль

1

1

0

Заполнение

документации по

ТБ

2.

Раздел I.

Особенности работы

школьной службы

примирения

2

1

1

Тема 1: Кто такой

медиатор и для чего он

нужен?

2

1

1

Устный опрос

3.

Раздел II.

Конфликтология

6

3

3

Тест «Самооценка

конфликтности»

Тема 1. Понятие

«конфликт».

Классификация

конфликтов

2

1

1

Тема 2. Модели решения

конфликтов, их

положительные и

отрицательные стороны

4

2

2

4.

Раздел III. Активное

слушание.

4

1

3

Игра «Приемы

активного

Тема 1: Понятие

«активное слушание».

Приемы активного

слушания

2

1

1

10

Тема 2: Отработка

приемов активного

слушания

2

0

2

5.

Раздел IV. Чувства и

эмоции

4

2

2

Письменный опрос

Тема 1: Чувства и

эмоции: сходство и

различие

2

1

1

Тема 2: Как управлять

своими эмоциями

2

1

1

6.

Раздел V. Эффективное

проведение переговоров

4

2

2

Игровые ситуации

по проведению

переговоров

.

Тема 1: Понятие

«переговоры»,

рекомендации для

организации и

проведения успешных

переговоров

2

1

1

Тема 2: Как провести

беседу с участниками

конфликта

2

1

1

7.

Раздел VI. Проведение

технологии

посредничества

4

2

2

Игровые

упражнения

Тема 1: Порядок работы

медиатора. Этапы

проведения

примирительной

процедуры

2

1

1

Тема 2: Проведение

подготовительного этапа

и этапа встречи с

конфликтующими

сторонами.

2

1

1

8.

Раздел VII. Нормативно-

правовое обеспечение

работы школьной

службы примирения

4

2

2

Тест

11

9.

Итоговое занятие

1

0

1

Написание и

защита проектов

«Организация

службы

примирения в моей

школе»

Итого:

30

13

17

Содержание Программы (первый год обучения )

Вводное занятие (1 час)

Теория (1 час): цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий.

Правила

внутреннего

распорядка

учреждения,

экскурсия.

Инструктаж

по

технике безопасности при работе на занятиях. Устав учреждения.

Ознакомление с программой «Я - медиатор».

Входной контроль: анкетирование

I Раздел. Особенности

работы школьной службы примирения

(2 часа)

Тема 1: Кто такой медиатор и для чего он нужен?

Теория (1 час):

знакомство с притчей «Апельсин», знакомство с понятием

«медиация», «медиатор». Знакомство с функциями медиатора, его качествами.

Особенности работы школьной службы примирения. Знакомство с целями и

задачами школьных служб примирения.

Практика (1час): определение качеств медиатора. Этапы и правила выборов

будущих медиаторов - ровесников.

Форма проведения занятия: тренинг.

Приемы и методы: создание

ситуации успеха, демонстрация видеоролика,

словесный, игровой.

Дидактический материал: видеоролик.

Формы подведения итогов: беседа. Диагностика эмпатии.

II Раздел. Конфликтология (6 часов)

Тема 1: Понятие «конфликт». Классификация конфликтов.(2 часа)

Теория (1

час):

знакомство

с

понятиями

«конфликт»,

«конфликтная

ситуация».

Классификация

конфликтов:

на

ценностных

основаниях,

на

личностно-психологических основаниях, на ресурсно-средовых основаниях.

Практика (1час):

рассмотрение конфликтных ситуаций и их классификация.

Форма проведения занятия: лекция, беседа.

Приемы и методы: работа в группах, демонстрация презентации, словесный.

Дидактический материал: презентация.

12

Формы подведения итогов: беседа. Диагностика враждебности (по шкале

Кука-Медлей)

Тема 2: Модели решения конфликта, их положительные и отрицательные

стороны (4 часа)

Теория (2 часа):

знакомство с моделями поведения в конфликтной ситуации

по

классификации

психолога

Томаса-Кильмена:

конкуренция,

избегание,

приспособление,

компромисс,

сотрудничество.

Характеристика

каждой

модели.

Практика (2 часа):

определение положительных и отрицательных сторон в

каждой модели поведения в конфликтной ситуации.

Форма проведения занятия: тренинг.

Приемы и методы: работа

в малых группах, демонстрация презентации,

словесный, игровой.

Дидактический материал: презентация.

Формы подведения итогов: беседа.

III раздел. Активное слушание (4 часа)

Тема 1: Понятие «активное слушание». Приемы активного слушания (2 часа)

Теория (1 час):

знакомство с понятием «активное слушание» и приемами

активного

слушания:

активная

демонстрация

интереса

к

личности

собеседника,

выражение

сопереживания,

поощрение

собеседника

к

продолжению повествования, уточнение, повторение последней или ключевой

фразы, перефразирование, вопросы на понимание, вопросы на интерпретацию,

резюмирование.

Практика (1час):

практическое задание «Будь внимателен».

Форма проведения занятия: тренинг.

Приемы и методы: создание ситуации успеха, рассказ, беседа, упражнения.

Дидактический материал: карточки для упражнений.

Формы подведения итогов: беседа.

Тема 2: Отработка приемов активного слушания (2 часа)

Практика

(2

часа):

упражнения

«Длинный

-

короткий»,

«Послушай

и

повтори», «Вольный перевод», «Хитрый шрифт».

Форма проведения занятия: тренинг.

Приемы и методы: работа в малых группах, словесный, игровой.

Дидактический материал: карточки для выполнения упражнений.

Формы подведения итогов: интервью.

IV раздел. Чувства и эмоции (4 часа)

Тема 1: Чувства и эмоции: сходство и различие (2 часа)

13

Теория (1 час):

знакомство с понятиями «чувства», «эмоции». Знакомство с

десятью

фундаментальными

эмоциями:

интерес,

радость,

удивление,

страдание,

гнев,

отвращение,

презрение,

страх,

вина,

стыд.

Определение

уровней проявления эмоций.

Практика (1час):

определение сходств и различий чувств и эмоций.

Форма проведения занятия: лекция, беседа.

Приемы и методы: создание ситуации успеха, рассказ, беседа, упражнения.

Дидактический материал: карточки с изображением эмоций.

Формы подведения итогов: беседа.

Тема 2: Как управлять своими эмоциями (2 часа)

Теория (1 час):

внешнее и внутреннее проявление эмоций.

Практика

(1час):

упражнения

«Смешанные

лица»,

«Превращения»,

«Грустяшки-улыбашки»,

«Что

мы

чувствуем

и

почему»,

«Комплимент»,

«Признание в любви», «Оптимисты и пессимисты».

Форма проведения занятия: тренинг

Приемы и методы: создание ситуации успеха, рассказ, беседа, упражнения.

Дидактический материал: карточки с изображением эмоций.

Формы подведения итогов: беседа.

V раздел. Эффективное проведение переговоров (4 часа)

Тема 1: Понятие «переговоры», Рекомендации для организации и проведения

успешных переговоров (2 часа)

Теория (1 час):

знакомство с понятием «переговоры» и рекомендациями для

организации и проведения успешных переговоров: установление зрительного

контакта с собеседником, расположение к себе собеседника, воздействие на

все органы чувств, формулирование правильных вопросов, умение слушать и

слышать, стимулирование принятия решения, приведение доводов, умение

работать с аргументами.

Практика (1час):

упражнения «Громче!», «Одно из двух».

Форма проведения занятия: тренинг.

Приемы и методы: рассказ, беседа, упражнения.

Дидактический материал: карточки для выполнения заданий.

Формы подведения итогов: вопросы и задания для закрепления.

Тема 2: Как провести беседу с участниками конфликта (2 часа)

Теория (1 час):

правила и этапы проведения беседы.

Практика (1час):

ролевая игра «Беседа с участниками конфликта».

Форма проведения занятия: лекция.

Приемы и методы: создание ситуации успеха, рассказ, беседа, упражнения.

14

Дидактический материал: карточки с изображением эмоций.

Формы подведения итогов: тест «Моя тактика ведения переговоров».

VI раздел. Проведение технологии посредничества (4 часа)

Тема 1: Порядок работы медиатора. Этапы проведение примирительной

процедуры(2 часа)

Теория (1

час):

знакомство

с

этапами

проведения

примирительной

процедуры: 1. Подготовительный, 2. Встреча со стороной, 3. Встреча сторон,

4. Аналитическая беседа

Практика (1час):

правила проведения каждого этапа.

Форма проведения занятия: лекция.

Приемы и методы: рассказ, беседа.

Дидактический материал: презентация.

Формы подведения итогов: вопросы для закрепления.

Тема

2:

Проведение

подготовительного

этапа

и

этапа

встречи

с

конфликтующими сторонами (2 часа)

Теория (1 час):

правила подготовки и проведения этапов.

Практика (1час):

Разработка первых двух этапов примирительной процедуры

на примере сказки «Теремок».

Форма проведения занятия: тренинг.

Приемы и методы: создание ситуации успеха, рассказ, беседа, упражнения.

Дидактический материал: бланки для заполнения.

Формы подведения итогов: беседа.

VII раздел. Нормативное правовое обеспечение работы школьной службы

примирения (4 часа)

Теория (2 часа):

знакомство с нормативными и правовыми документами,

обеспечивающими работу школьных служб примирения

Практика (2 часа):

разработка проекта «Организация службы примирения в

моей школе».

Форма проведения занятия: лекция, практическое занятие.

Приемы и методы: рассказ, работа в группах.

Дидактический материал: документы.

Формы подведения итогов: вопросы для закрепления.

Итоговое занятие (1 час)

Практика (1час):

работа над проектом «Организация службы примирения в

моей школе». Защита проекта.

15

Форма проведения занятия: практическое занятие

Приемы и методы: рассказ, работа в группах.

Дидактический материал: документы.

Формы подведения итогов: вопросы для закрепления.

Учебно-тематический план (второй год обучения)

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

промежуточной

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

Техника безопасности на

занятиях. Входной

контроль

1

1

0

Заполнение

документации по

ТБ

2.

Раздел I.

Особенности работы

школьной службы

примирения

2

1

1

Тема 1: Результат

медиации. «Лестница»

восстановительной

медиации

2

1

1

Устный опрос

3.

Раздел II.

Конфликтология

6

3

3

Ролевая игра

«Финансовые

авантюристы»

Тема 1. Причины

возникновения

конфликтов

2

1

1

Тема 2. Конфликтные

ситуации

4

2

2

4.

Раздел III. Активное

слушание

4

2

2

Тест по теме

Тема 1: Отработка

приемов активного

слушания

2

1

1

Тема 2: Тренинг

«Основы

бесконфликтного

общения. Учимся

договариваться»

2

1

1

Создание памятки

бесконфликтного

поведения

5.

Раздел IV. Чувства и

эмоции

4

2

2

16

Тема 1: Наши эмоции и

чувства

2

1

1

Практическая

работа «Польза и

вред эмоций»

Тема 2: Проявление

чувств и эмоций

2

1

1

6.

Раздел V. Проведение

технологии

посредничества

6

2

4

Тренинги

Тестирование

Тема 1: Этапы

проведения

примирительной

процедуры (встреча

сторон, примирительная

встреча, подписание

примирительного

договора)

3

1

2

Тема 2: Отработка

навыков ведения

медиативных процедур

на практике

3

1

2

7.

Раздел VI. Нормативно-

правовое обеспечение

работы школьной

службы примирения

2

1

1

Разработка

положения о

школьной службе

примирения

8.

Итоговое занятие

1

0

1

Деловая игра

«Технология

посредничества»

Итого:

30

10

20

Содержание Программы (второй год обучения)

Вводное занятие (1 час)

Теория (1 час): цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий.

Правила

внутреннего

распорядка

учреждения,

экскурсия.

Инструктаж

по

технике

безопасности

при

работе

на

занятиях.

Устав

учреждения.

Ознакомление с программой «Я - медиатор» второй год обучения.

Входной контроль: анкетирование.

I Раздел. Особенности

работы школьной службы примирения

(2 часа)

Тема 1: Результат медиации. «Лестница» восстановительной медиации»

17

Теория (1 час):

знакомство с результатами медиации. Основные принципы

проведения восстановительной процедуры.

Практика (1час):

создание буклетов по школьной службе примирения.

Форма проведения занятия: лекция, беседа.

Приемы и методы: создание ситуации успеха, словесный, игровой.

Дидактический материал: материалы для создания буклета, примеры буклетов.

Формы подведения итогов: беседа.

II Раздел. Конфликтология (6 часов)

Тема 1: Причины возникновение конфликтов (2 часа)

Теория

(1

час):

знакомство

с

причинами

возникновения

конфликтов.

Основные структурные элементы конфликта.

Практика (1час):

упражнение «Встреча на узком мостике».

Форма проведения занятия: лекция.

Приемы и методы: мозговой штурм, словесный.

Дидактический материал:

Формы подведения итогов: беседа.

Тема 2: Конфликтные ситуации (4 часа)

Теория (2 часа):

примеры школьных

конфликтов:

между родителями и

детьми; между педагогом и обучающимся; между обучающимся и группой

обучающихся; между двумя учащимися одного класса.

Практика (2 часа):

анализ конфликтных ситуаций и пути решения конкретного

конфликта.

Форма проведения занятия: лекция, беседа.

Приемы и методы: работа в малых группах, словесный.

Дидактический материал: карточки с конфликтными ситуациями.

Формы подведения итогов: беседа.

III раздел. Активное слушание (4 часа)

Тема 1: Отработка приемов активного слушания (2 часа)

Теория (1 час):

повторение приемов активного слушания.

Практика (1час):

упражнения «Почемучки», «Угадай-ка», «Угадай, кто», «Я-

это Я».

Форма проведения занятия: тренинг.

Приемы и методы: беседа, упражнения.

Дидактический материал: карточки для упражнений.

Формы подведения итогов: беседа.

Тема 2: Основы бесконфликтного поведения. Учимся договариваться (2 часа)

Теория (1 час):

Конфликт и пути его решения (повторение).

18

Практика

(1

часа):

Упражнения

«Каждый

уникален»,

«Рефрейминг»,

«Перефразирование», ролевая игра «Шоколадка».

Форма проведения занятия: тренинг.

Приемы и методы: беседа, работа в малых группах, упражнения.

Дидактический материал: карточки для выполнения упражнений.

Формы подведения итогов: создание памятки бесконфликтного поведения.

IV раздел. Чувства и эмоции (4 часа)

Тема 1: Наши эмоции и чувства (2 часа)

Теория (1 час): определение понятий эмоции и чувства, функции эмоций и

чувств, классификация эмоций «Круг эмоций».

Практика (1час): упражнения «Угадай эмоцию», «Скульптор и глина».

Форма проведения занятия: тренинг.

Приемы и методы: рассказ, беседа, упражнения.

Дидактический материал: карточки с изображением эмоций.

Формы подведения итогов: Практическая работа «Польза и вред эмоций».

Тема 2: Проявлений чувств и эмоций (2 часа)

Теория (1 час): внешние проявления эмоций: мимика, жесты.

Практика

(1час):

упражнения

«Хлопки

по

коленям»,

«Муха»,

«Замороженные»,

практическая

работа

с

иллюстрационным

материалом

«Внешние проявления эмоций».

Форма проведения занятия: тренинг.

Приемы и методы: создание ситуации успеха, рассказ, беседа, упражнения.

Дидактический

материал:

карточки

с

изображением

эмоций,

репродукции

картин И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» и «Иван

Грозный и сын его Иван», А. Иванова «Явление Христа народу».

Формы подведения итогов: беседа.

V раздел. Проведение технологии посредничества (6 часа)

Тема

1:

Этапы

проведения

примирительной

процедуры

(встреча

сторон,

примирительная встреча, подписание примирительного договора) (3 часа).

Теория (1 час):

правила подготовки и проведения этапов примирительной

процедуры.

Практика

(2

часа):

разработка

встречи

сторон,

примирительной

встречи,

подписание

примирительного

договора

на

примере

сказки

«Теремок».

Проигрывание разработанных этапов.

Форма проведения занятия: тренинг.

Приемы и методы: создание ситуации успеха, рассказ, беседа, упражнения.

Дидактический материал: карточки с описанием этапов.

Формы подведения итогов: Тест.

19

Тема 2: Отработка навыков ведения медиативных процедур на практике (3

часа)

Теория (1 час):

повторение этапов восстановительной процедуры .

Практика (2 часа):

отработка проведения процедуры примирения на практике

на

примере

конкретных

ситуациях

(используя

знания,

приобретенные

в

течение пройденного курса).

Форма проведения занятия: деловая и ролевая игра.

Приемы и методы: рассказ, вопросы, уточнения.

Дидактический материал: карточки с русскими народными сказками «Гуси-

лебеди», «Теремок», «Заюшкина избушка».

Формы подведения итогов: Проведение и анализ примирительной процедуры.

VII раздел. Нормативное правовое обеспечение работы школьной службы

примирения (4 часа)

Теория (2 часа):

изучение и анализ нормативных и правовых документов,

обеспечивающих работу школьных служб примирения.

Практика (2 часа):

разработка Положения о школьной службе примирения.

Форма проведения занятия: лекция, практическое занятие.

Приемы и методы: рассказ, работа в группах.

Дидактический материал: документы.

Формы подведения итогов: анализ составленного Положения.

Итоговое занятие (1 час)

Практика (1час):

деловая игра «Технология посредничества».

Форма проведения занятия: деловая игра.

Приемы и методы: упражнения, работа в группах.

Дидактический материал: материалы для выполнения заданий в ходе игры.

Формы подведения итогов: вопросы для закрепления.

Учебно-тематический план (третий год обучения)

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы

промежуточной

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

Техника безопасности на

занятиях. Входной

контроль

1

1

0

Заполнение

документации по

технике

безопасности

20

2.

Раздел I.

Особенности работы

школьной службы

примирения (повторение)

12

4

8

Устный опрос

Тема 1: Медиация как

процедура решения

споров

6

2

4

Тема 2. Медиативный

подход

6

2

4

Раздел II. Отработка

навыков ведения

медиативных процедур

16

0

16

Тренинги

3.

Итоговое занятие

1

0

1

Промежуточная

аттестация,

проведение

конкурса на

лучшего медиатора

– ровесника

Итого:

30

5

25

Содержание Программы (третий год обучения)

Вводное занятие (1 час)

Теория (1 час): цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий.

Правила

внутреннего

распорядка

учреждения,

экскурсия.

Инструктаж

по

технике

безопасности

при

работе

на

занятиях.

Устав

учреждения.

Ознакомление с программой «Я - медиатор» третьего года обучения.

Входной контроль: анкетирование.

I

раздел.

Особенности

работы

школьной

службы

примирения

(повторение) (12 часов)

Тема 1: Медиация как процедура решения споров (6 часов)

Теория (2 час):

медиатор и процедура медиации,

подготовка к процедуре

медиации, процедура медиации. Цели и задачи медиатора на каждой стадии

(фазе) процедуры медиации, процедура медиации. Цели и задачи медиатора

на

каждой

стадии

(фазе)

процедуры

медиации,

результат

процедуры

медиации.

Практика (4 час):

игра «Что я знаю о медиации», упражнение рейфреминг,

игровые упражнения «Медиация – способ решить конфликт».

Форма проведения занятия: беседа, игра.

21

Приемы и методы: рассказ, беседа, игра.

Дидактический материал: -

Формы подведения итогов: тест.

Тема 2: Медиативный подход (6 часов)

Теория (2 часа):

информация в медиации. Особенности разрешения споров в

школьных

отношениях

с

помощью

медиации.

Продвижение

медиации

и

этические нормы в медиации.

Практика (4 часа):

работа с интересами сторон. Привлечение представителей

сторон, экспертов и других лиц к участию в процедуре медиации.

Форма проведения занятия: тренинг.

Приемы и методы: создание ситуации успеха, рассказ, беседа, упражнения.

Дидактический материал: -

Формы подведения итогов: беседа.

II раздел. Отработка навыков ведения медиативных процедур (16 часов)

Практика

(16

часов):

просветительская

работа,

проведение

занятий

и

тренингов среди ровесников по основам бесконфликтного общения

,

работа в

школьных службах примирения.

Форма проведения занятия: тренинг, ролевые игры.

Приемы и методы: создание ситуации успеха, рассказ, беседа, упражнения.

Дидактический материал: -

Формы подведения итогов: беседа.

Итоговое занятие (1 час)

Промежуточная аттестация.

1.4. Планируемые результаты

Общие:

выстроенная

система

работы

школьной

службы

примирения,

условием существования которой является обученная команда медиаторов;

апробированная и модифицированная (по мере необходимости)

программа обучения школьных медиаторов;

Обучающиеся:

овладеют основами теории и практики медиации;

будут обучены опыту проведения примирительных встреч;

будут обучены восстановительным технологиям;

овладеют

навыками

проведения

программ

примирения

и

приёмами заполнения документации;

примут участие и проанализируют игры в логике бесконфликтного

общения с элементами тренинга по классам.

В образовательном пространстве образовательной организации:

22

снизится уровень конфликтности в школе и в окружающем школу

социуме;

улучшится

психологический

микроклимат

в

педагогическом

коллективе;

расширится арсенал способов работы классных

руководителей,

социальных

педагогов

и

школьных

психологов

и

тем

самым

повысится

неформальный статус сотрудников, осуществляющих воспитательную работу

в школе;

усовершенствуется

взаимодействие

родителей

и

педагогов

в

воспитательной работе, способствующее росту доверия к школе со стороны

населения;

отношения между членами школьного коллектива станут более

доверительными и открытыми;

организуется

неформальный

контроль

над

поведением

членов

школьного коллектива.

В

результате

освоения

обязательного

минимума

содержания

курса

обучающиеся будут

знать:

1.

Понятия:

«конфликт»,

«стили

поведения

в

конфликтной

ситуации», «служба примирения», «посредник», «агрессия», «медиация» и др.;

2.

Теоретические и практические основы примирительных процедур;

3.

Особенности проведения медиативной встречи и ее оформления;

4.

Качества успешного медиатора;

5.

Особенности и этапы разрешения конфликта, стратегии выходы из

конфликта;

уметь:

1.

Применять

на

практике

полученные

знания

в

области

конфликтологии и примирительных практик;

2.

Выстраивать конструктивное общение;

3.

Проводить медиативную встречу;

4.

Оказывать помощь другим в разрешении конфликтных ситуаций;

5.

Уметь находить эффективные стратегии выхода из конфликта в

своем взаимодействии с людьми.

2. Комплекс организационно-педагогических условий:

Методическое обеспечение образовательного процесса

Правила по технике безопасности. Специальная литература.

Формы педагогического мониторинга ЗУН обучающихся

контрольные срезы, зачеты, самостоятельные творческие задания.

Для контроля качества освоения обучающимися программы, а так же

контроля

уровня

воспитанности

обучающихся

используются

следующие

формы педагогического мониторинга:

по времени:

23

-начальный – тест,

-промежуточный - контрольные срезы в зимний период;

-итоговый - контрольные работы, участие в мероприятиях ДДТ, защита

проекта;

по видам:

-образовательный

(определение

уровня

сформированности

теоретических,

практических знаний по программе);

-воспитательный

(определение

уровня

развития

навыков

общения,

толерантности, эмоциональной отзывчивости);

-развивающий (определение уровня психического развития ребенка, развития

творческих способностей).

По окончании всего курса обучения учащиеся проходят промежуточную

аттестацию (тестирование, защита проекта, участие в конкурсе на лучшего

медиатора-ровесника).

Материально- технические условия:

-

наличие

помещения

для

занятий

в

соответствии

с

требованиями

к

естественному

и

искусственному

освещению,

к

воздушно-тепловому

и

температурному

режиму

(СанПиН

2.4.4.3172-14

«Санитарно-

эпидемиологические требования к

устройству,

содержанию и организации

режима работы образовательных организаций дополнительного образования

детей»);

- наличие столов и стульев в соответствии с ростом детей;

- расстановка мебели с учётом естественного освещения кабинета, создания

благоприятных

условий

для

зрительной

работы,

сохранения

правильной

рабочей позы и профилактики травматизма;

- наличие шкафов для хранения материалов и инструментов;

- наличие стендов, наглядного и методического материалов (пособия, тесты,

кроссворды, логические игры);

- наличие дидактического, методического и раздаточного материалов, книги,

иллюстрации, фотографии, папки с рисунками, видеоролики, компакт-диски;

-

техническая

оснащенность

программы:

мультимедийная

установка,

флипчарт;

- наглядно-учебные пособия.

3. Список литературы

Для обучающихся

1. Аллахвердова О.В., Карпенко А.Д. Медиация – переговоры в ситуации

конфликта. СПб, 2010.

2. Аллахвердова О.В., Карпенко А.Д. Медиация – переговоры с

участием

посредника. СПб: «Роза мира», 2007.

3. Иванова Е.Н. Коммуникативные инструменты конфликтолога. СПб: Санкт-

Петербургское философское общество, 2008.

24

4.

Иванова

Е.Н.

Конфликтологическое

консультирование.

Новосибирск:

Издательство НГГУ, 2012.

5.

Камакина

О.Л.,

Шигапова

А.Г.,

«Медиация

в

школе:

возможности

и

перспективы». // Августовский педагогический совет. Система образование

Кировского района: будущее через диалог поколений. СПб: Публикации ИМЦ

Кировского района, 2015. С. 80-84.

6. Коновалов А. Школьная служба примирения и восстановительная культура

отношений. М.: МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2012.

Для педагога

1.

Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб,

“Речь”, 2002.

2.

Коновалов

А.Ю. Служба

примирения

в

системе

школьного

самоуправления. // Журнал “Директор школы” 9 – 2008, с.12–20

3.

Чалдини

Р.,

Кенрик

Д.,

Нейберг

С.

Социальная

психология.

Пойми

других,

чтобы

понять

себя!

(серия

“Главный

учебник”).

СПб.:

прайм_ЕВРОЗНАК, 2002.

.

4.

Шамликашвили

Ц.

Явные

и

незаметные

преимущества

медиации//

Журнал “Медиация и право” , М.. 2 (12) – 2009.

5.

Макартычева Г.И. Тренинr для подростков: профилактика асоциальноro

поведения. СПб.: Речь, 2007,. ..... 192 с.

6.

Программа

социально-психологического

тренинга

межличностного

общения (автор — А.С. Прутченков).

7.

Письмо Министерства Образования и Науки России № ВК-844/07 от

18.11.2013 г

8.

Уварова О.А., Полывянная М.Т., Афонина А.В., Исаева Н.М. Школьная

служба

медиации.

Формирование

социальной

одаренности.

Иваново:

Автономное

учреждение

«Институт

развития

образования

Ивановской

области», 2013. – 201 с.

9.

Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной

процедуре

урегулирования

споров

с

участием

посредника

(процедуре

медиации)».

10.

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации».

25



В раздел образования