Автор: Климова Наталия Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Лицей №4"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Есть ли позиции у согласных" ..русский язык. 2 класс
Раздел: начальное образование
Методическая разработка урока
учителя начальных классов МОУ «Лицей № 4»
Климовой Наталии Юрьевны
Дидактическое обоснование
Предмет
: русский язык.
Класс
: 2
Автор учебника
: В.В.Репкин, Т.В.Некрасова, Е.В.Восторгова, «Русский язык» ч. 1
Тема урока:
«Есть ли у согласных звуков сильная и слабая позиции»
Цель: готовность к саморазвитию
Задачи урока:
1.
образовательная : познакомиться с позициями согласных звуков ; научиться определять позиции парных звуков [ д ], [ т].
2.
развивающая: - развивать умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с нормами родного языка; определение
способов взаимодействия обучающегося с учителем и сверстниками;
- целеполагание;
3. общеучебная: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;
4. воспитательная: ориентирование на личностный результат, самоопределение.
Методы обучения:
деятельностный, исследовательский
Тип урока: открытие нового знания
Формы организации познавательной деятельности:
работа в парах, индивидуальная, фронтальная.
Средства обучения:
презентация, карточки успеха для рефлексии, звуковые модели, учебник, тетради.
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Универсальные
действия
1.Самоопределение к
деятельности
Включение в деловой ритм
Подготовка рабочего места.
Знакомство с цветными карточками:
- во всем разобрался
- были трудности
- нужна помощь
Личностные:
самоопределение
2. Актуализация знаний
- Запишите предложение ( учитель диктует):
На д_ревь_х л_жит ин_й.
- Почему мы записали с пропуском?
- Почему не знаем?
- А какая позиция слабая?
- А сильная?
- Какую позицию можем обозначить буквой на письме?
- А где вынуждены пропускать?
- Как будет называться место, где пропускается буква?
- А что такое орфограмма?
- Молодцы! Усвоили тему. Научились определять
позиции гласных звуков.
1 ученик записывает на доске.
- Не знаем как обозначить гласный звук на
письме.
- Позиция гласного звука слабая.
- Без ударения.
- Под ударением.
- Сильную.
- Где звук в слабой позиции.
- Орфограмма.
- Место, где есть выбор в обозначении
звука буквой.
Коммуникативные:
планирование учебного
сотрудничества с
учителем и
сверстниками.
Познавательные:
логические: анализ
объектов с целью
выделения признаков.
3. Постановка учебной
задачи.
- Давайте запишем еще одно предложение.
У пруда рос дуб.
- Как написали слово ДУБ?
(на доску записывает варианты)
- Почему по-разному?
- Кто же прав?
- А как вы думаете, у согласных звуков есть сильная и
слабая позиции?
- Какая позиция будет сильной для согласных?
- Какая слабой?
Учитель фиксирует моделью ответы детей:
?
Записывают самостоятельно.
ДУБ, ДУП (обсуждение)
- Мы не знаем позиции согласных.
Выслушиваются мнения детей.
Графическое моделирование.
Регулятивные:
целеполагание.
Коммуникативные:
выявление проблемы,
постановка вопросов.
Познавательные:
формулирование
проблемы.
- Как же развеять наши сомнения?
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
- Чем же будем заниматься сегодня на уроке?
- Приступим к наблюдению.
- Надо познакомиться с позициями
согл.звуков.
- Есть ли у согласных звуков сильная и
слабая позиции.
- Наблюдать за согласными звуками и
выяснять, какая позиция сильная и слабая.
4. Построение проекта
выхода из затруднения.
- Запишем в транскрипцию слово годы. (учитель пишет
на доске)
- А теперь измените его так, чтобы оно называло один
предмет. Запишите звуковую схему. (Затем тоже самое
со словами пруты – прут)
[ г о д ы] [ д ]
= = ≠
[ г о т] [ т ] [ д ] / / [ т ]
[ п р у т ы] [ т ]
= = = =
[ п р у т] [ т ]
- Давайте сравним первые звуки, вторые, третьи…
- Какие последние согласные звуки в каждой паре слов?
- Запишем их.
- Одинаковые ли они в первой паре?
- Почему? Что происходит?
- Правильно. Отметим это чередование.
- Почему звук [ д ] заменился звуком [ т ]?
- Работая в паре, попробуйте найти слово, в котором
последний звук – звонкий [ д ].
- Смогли мы это сделать?
- Может ли вместо звука [ д ] появиться какой-нибудь
другой звук, кроме [ т ]?
- Давайте сравним позиции чередующихся звуков.
Посмотрим на «соседей» этих звуков.
- Одинаковые ли «соседи» слева?
- А «соседи» справа ?
-А теперь зафиксируем наши выводы с помощью
Дети работают в тетрадях.
Ответы учащихся.
Обсуждение
- Нет.
- Чередование звуков [ д ] , [ т ].
- Так как они парные.
Варианты детей.
- Нет.
- Не может. Это пара звуков по звонкости-
глухости.
- Да, гласные звуки.
- Нет, то есть гласный звук, то его нет.
Графическое моделирование, (предлагают
Регулятивные:
планирование
(составление плана и
последовательности
действий)
Коммуникативные:
инициативное
сотрудничество в поиске
и выборе вариантов.
Познавательные:
моделирование,
выдвижение гипотез, и
их обоснование.
модели. Подумайте, обсудите в паре и предложите
модель.
- Можно ли одну из позиций чередующихся звуков
[ д ] , [ т ] считать сильной, а другую – слабой?
- Какая из этих позиций сильная, какая слабая?
- Давайте сравним работу звуков в словах годы –
пруты. Какой звук работает перед гласным?
- Значит это какая позиция согласного?
- В словах год и прут какие звуки?
- Какой звук не работает?
- Значит это какая позиция?
- Какую же позицию согласного звука можно считать
сильной, а какую слабой?
- В паре составьте модель для сильной и слабой
позиций согласных звуков.
На доску все представленные модели.
- Какую же выберем? Почему?
- Теперь мы будем ею пользоваться.
- Рядом со звуковыми записями сделайте буквенные.
- Можем ли мы в словах год и прут звук [ т ]
обозначить буквами?
- Почему?
- Что же будем делать?
- Молодцы! Я вами довольна.
дети).
- Можно.
- Перед гласным сильная, в конце слова –
слабая.
[ д ] и [ т ]
- Сильная, т.к. работает любой звук из
пары.
[ д ]
- Слабая.
- Если после согласного стоит гласный –
сильная позиция, если согласный в конце
слова – слабая
1 пара к доске и объясняет выбор модели.
Обосновывают выбор составленных
моделей.
- Более точно.
- Нет.
- Пропускать эти буквы, т.к. это
орфограмма, и ее на слух обозначить
нельзя.
5. Первичное закрепление
Установление осознанности восприятия
1)самостоятельная работа.
- А есть ли в словах крот, мед звуки в слабой позиции?
Сделайте звуковые записи этих слов и рядом
буквенные, пропуская орфограммы слабых позиций.
[ крот ] – кро _
[ м’от ] – ме_
- Проверяем.
- Почему звук [ т ] не обозначили буквой?
2) работа в парах.
- Упр.58: измените слова заводы, торты, народы ,сети по
числу, запишите оба изменения каждого слова звуками,
укажите позиции последних согласных звуков. Рядом со
звуковой записью сделайте буквенную с пропуском
орфограмм слабых позиций.
- Проверяем.
Решение типовых задач
1 ученик работает на скрытой доске.
- Звук в слабой позиции и нельзя
обозначить на письме по слуху.
1 пара на скрытой доске, остальные пары
на своих местах.
Исправление ошибок.
Регулятивные:
коррекция.
Коммуникативные:
умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли;
коррекция действий
партнера.
Познавательные:
выбор наиболее
эффективных способов
решения; умение
осознанно строить
речевое высказывание;
рефлексия способов и
условий действия.
6. Рефлексия
деятельности.
- Что нового мы сегодня узнали?
- У всех согласных?
А какие это позиции?
- Как это зафиксировали на модели?
- Что вы знаете о звуках [ д ] , [ т ]?
- По какому признаку?
Работа с лентой букв.
- А какие вы еще знаете парные согласные?
- А у них будут сильные и слабые позиции или только у
[ д ] , [ т ]?
- Мнения у нас разные.
- Какую же задачу нам надо поставить на следующий
урок?
- А дома вы закрепите материал по сильным и слабым
позициям звуков [ д ] , [ т ] и и обозначать их на письме.
(упр.59)
- Мы узнали, что у согласных звуков есть
слабые и сильные позиции.
- У парных согласных [ д ] и [ т ]
- Сильная позиция, если перед гласным,
слабая, если согласный звук в конце слова.
- Что они парные?
- По звонкости-глухости.
Ответы учащихся.
Обсуждение.
- Определять позиции у других парных
согласных.
Личностные:
смыслообразование.
Познавательные:
рефлексия, построение
логической цепи
рассуждений, подведение
под понятие.
Коммуникативные:
интенсивное
взаимодействие
обучающихся с учителем
и сверстником, умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать
свои мысли.
- А теперь возьмите сигнальные карточки.
- Оцените работу вашей пары.
- Оцените свою работу.
- Что получилось?
- Над чем еще нужно поработать?
Работа учащихся с сигнальными
карточками.