Напоминание

"Есть ли позиции у согласных" ..русский язык. 2 класс


Автор: Климова Наталия Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Лицей №4"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Есть ли позиции у согласных" ..русский язык. 2 класс
Раздел: начальное образование





Назад




Методическая разработка урока

учителя начальных классов МОУ «Лицей № 4»

Климовой Наталии Юрьевны

Дидактическое обоснование

Предмет

: русский язык.

Класс

: 2

Автор учебника

: В.В.Репкин, Т.В.Некрасова, Е.В.Восторгова, «Русский язык» ч. 1

Тема урока:

«Есть ли у согласных звуков сильная и слабая позиции»

Цель: готовность к саморазвитию

Задачи урока:

1.

образовательная : познакомиться с позициями согласных звуков ; научиться определять позиции парных звуков [ д ], [ т].

2.

развивающая: - развивать умение достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с нормами родного языка; определение

способов взаимодействия обучающегося с учителем и сверстниками;

- целеполагание;

3. общеучебная: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели;

4. воспитательная: ориентирование на личностный результат, самоопределение.

Методы обучения:

деятельностный, исследовательский

Тип урока: открытие нового знания

Формы организации познавательной деятельности:

работа в парах, индивидуальная, фронтальная.

Средства обучения:

презентация, карточки успеха для рефлексии, звуковые модели, учебник, тетради.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные

действия

1.Самоопределение к

деятельности

Включение в деловой ритм

Подготовка рабочего места.

Знакомство с цветными карточками:

- во всем разобрался

- были трудности

- нужна помощь

Личностные:

самоопределение

2. Актуализация знаний

- Запишите предложение ( учитель диктует):

На д_ревь_х л_жит ин_й.

- Почему мы записали с пропуском?

- Почему не знаем?

- А какая позиция слабая?

- А сильная?

- Какую позицию можем обозначить буквой на письме?

- А где вынуждены пропускать?

- Как будет называться место, где пропускается буква?

- А что такое орфограмма?

- Молодцы! Усвоили тему. Научились определять

позиции гласных звуков.

1 ученик записывает на доске.

- Не знаем как обозначить гласный звук на

письме.

- Позиция гласного звука слабая.

- Без ударения.

- Под ударением.

- Сильную.

- Где звук в слабой позиции.

- Орфограмма.

- Место, где есть выбор в обозначении

звука буквой.

Коммуникативные:

планирование учебного

сотрудничества с

учителем и

сверстниками.

Познавательные:

логические: анализ

объектов с целью

выделения признаков.

3. Постановка учебной

задачи.

- Давайте запишем еще одно предложение.

У пруда рос дуб.

- Как написали слово ДУБ?

(на доску записывает варианты)

- Почему по-разному?

- Кто же прав?

- А как вы думаете, у согласных звуков есть сильная и

слабая позиции?

- Какая позиция будет сильной для согласных?

- Какая слабой?

Учитель фиксирует моделью ответы детей:

?

Записывают самостоятельно.

ДУБ, ДУП (обсуждение)

- Мы не знаем позиции согласных.

Выслушиваются мнения детей.

Графическое моделирование.

Регулятивные:

целеполагание.

Коммуникативные:

выявление проблемы,

постановка вопросов.

Познавательные:

формулирование

проблемы.

- Как же развеять наши сомнения?

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Чем же будем заниматься сегодня на уроке?

- Приступим к наблюдению.

- Надо познакомиться с позициями

согл.звуков.

- Есть ли у согласных звуков сильная и

слабая позиции.

- Наблюдать за согласными звуками и

выяснять, какая позиция сильная и слабая.

4. Построение проекта

выхода из затруднения.

- Запишем в транскрипцию слово годы. (учитель пишет

на доске)

- А теперь измените его так, чтобы оно называло один

предмет. Запишите звуковую схему. (Затем тоже самое

со словами пруты – прут)

[ г о д ы] [ д ]

= = ≠

[ г о т] [ т ] [ д ] / / [ т ]

[ п р у т ы] [ т ]

= = = =

[ п р у т] [ т ]

- Давайте сравним первые звуки, вторые, третьи…

- Какие последние согласные звуки в каждой паре слов?

- Запишем их.

- Одинаковые ли они в первой паре?

- Почему? Что происходит?

- Правильно. Отметим это чередование.

- Почему звук [ д ] заменился звуком [ т ]?

- Работая в паре, попробуйте найти слово, в котором

последний звук – звонкий [ д ].

- Смогли мы это сделать?

- Может ли вместо звука [ д ] появиться какой-нибудь

другой звук, кроме [ т ]?

- Давайте сравним позиции чередующихся звуков.

Посмотрим на «соседей» этих звуков.

- Одинаковые ли «соседи» слева?

- А «соседи» справа ?

-А теперь зафиксируем наши выводы с помощью

Дети работают в тетрадях.

Ответы учащихся.

Обсуждение

- Нет.

- Чередование звуков [ д ] , [ т ].

- Так как они парные.

Варианты детей.

- Нет.

- Не может. Это пара звуков по звонкости-

глухости.

- Да, гласные звуки.

- Нет, то есть гласный звук, то его нет.

Графическое моделирование, (предлагают

Регулятивные:

планирование

(составление плана и

последовательности

действий)

Коммуникативные:

инициативное

сотрудничество в поиске

и выборе вариантов.

Познавательные:

моделирование,

выдвижение гипотез, и

их обоснование.

модели. Подумайте, обсудите в паре и предложите

модель.

- Можно ли одну из позиций чередующихся звуков

[ д ] , [ т ] считать сильной, а другую – слабой?

- Какая из этих позиций сильная, какая слабая?

- Давайте сравним работу звуков в словах годы –

пруты. Какой звук работает перед гласным?

- Значит это какая позиция согласного?

- В словах год и прут какие звуки?

- Какой звук не работает?

- Значит это какая позиция?

- Какую же позицию согласного звука можно считать

сильной, а какую слабой?

- В паре составьте модель для сильной и слабой

позиций согласных звуков.

На доску все представленные модели.

- Какую же выберем? Почему?

- Теперь мы будем ею пользоваться.

- Рядом со звуковыми записями сделайте буквенные.

- Можем ли мы в словах год и прут звук [ т ]

обозначить буквами?

- Почему?

- Что же будем делать?

- Молодцы! Я вами довольна.

дети).

- Можно.

- Перед гласным сильная, в конце слова –

слабая.

[ д ] и [ т ]

- Сильная, т.к. работает любой звук из

пары.

[ д ]

- Слабая.

- Если после согласного стоит гласный –

сильная позиция, если согласный в конце

слова – слабая

1 пара к доске и объясняет выбор модели.

Обосновывают выбор составленных

моделей.

- Более точно.

- Нет.

- Пропускать эти буквы, т.к. это

орфограмма, и ее на слух обозначить

нельзя.

5. Первичное закрепление

Установление осознанности восприятия

1)самостоятельная работа.

- А есть ли в словах крот, мед звуки в слабой позиции?

Сделайте звуковые записи этих слов и рядом

буквенные, пропуская орфограммы слабых позиций.

[ крот ] – кро _

[ м’от ] – ме_

- Проверяем.

- Почему звук [ т ] не обозначили буквой?

2) работа в парах.

- Упр.58: измените слова заводы, торты, народы ,сети по

числу, запишите оба изменения каждого слова звуками,

укажите позиции последних согласных звуков. Рядом со

звуковой записью сделайте буквенную с пропуском

орфограмм слабых позиций.

- Проверяем.

Решение типовых задач

1 ученик работает на скрытой доске.

- Звук в слабой позиции и нельзя

обозначить на письме по слуху.

1 пара на скрытой доске, остальные пары

на своих местах.

Исправление ошибок.

Регулятивные:

коррекция.

Коммуникативные:

умение с достаточной

полнотой и точностью

выражать свои мысли;

коррекция действий

партнера.

Познавательные:

выбор наиболее

эффективных способов

решения; умение

осознанно строить

речевое высказывание;

рефлексия способов и

условий действия.

6. Рефлексия

деятельности.

- Что нового мы сегодня узнали?

- У всех согласных?

А какие это позиции?

- Как это зафиксировали на модели?

- Что вы знаете о звуках [ д ] , [ т ]?

- По какому признаку?

Работа с лентой букв.

- А какие вы еще знаете парные согласные?

- А у них будут сильные и слабые позиции или только у

[ д ] , [ т ]?

- Мнения у нас разные.

- Какую же задачу нам надо поставить на следующий

урок?

- А дома вы закрепите материал по сильным и слабым

позициям звуков [ д ] , [ т ] и и обозначать их на письме.

(упр.59)

- Мы узнали, что у согласных звуков есть

слабые и сильные позиции.

- У парных согласных [ д ] и [ т ]

- Сильная позиция, если перед гласным,

слабая, если согласный звук в конце слова.

- Что они парные?

- По звонкости-глухости.

Ответы учащихся.

Обсуждение.

- Определять позиции у других парных

согласных.

Личностные:

смыслообразование.

Познавательные:

рефлексия, построение

логической цепи

рассуждений, подведение

под понятие.

Коммуникативные:

интенсивное

взаимодействие

обучающихся с учителем

и сверстником, умение с

достаточной полнотой и

точностью выражать

свои мысли.

- А теперь возьмите сигнальные карточки.

- Оцените работу вашей пары.

- Оцените свою работу.

- Что получилось?

- Над чем еще нужно поработать?

Работа учащихся с сигнальными

карточками.



В раздел образования