Автор: Маннапова Римма Рафаэлевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБОУ ДО "Детская музыкальная школа №3"
Населённый пункт: г.Альметьевск
Наименование материала: Адаптированную дополнительную общеразвивающую программу
Тема: "Основы инструментального исполнительства для детей с ОВЗ" сроком обучения 5 лет
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Детская музыкальная школа №3» г.Альметьевск
Программа
«Музыкальное образование
детям с повышенной потребностью»
(Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа
«Основы инструментального исполнительства для детей с ОВЗ»)
2017 г.
«Рассмотрено»
Методическим советом
МБОУДО «Детская музыкальная шко-
ла №3»
« » 2017 г.
протокол №
«Утверждаю»
Директор МБОУДО «Детская музыкальная
школа №3»
______________
«» 2017 года
Разработчик: Маннапова Р.Р.
2
СОДЕРЖАНИЕ
I.
Введение…………………………………………………………………4
I.1.
Законодательная база адаптированной дополнительной общеразви-
вающей программы «Основы инструментального исполнительства
для детей с ограниченными возможностями
здоровья»………………………………………………………………4
I.2.
Цель и задачи программы……………………………………….…..6
I.3.
Срок освоения программы, условия приёма учащихся……...........5
II.
Учебный план……………………………………………………………8
III.
График образовательного процесса …………………………………....
IV.
Система и критерии промежуточной и итоговой аттестации……
V.
Планируемые результаты освоения программы учащимися.........
VI.
Условия реализации программы…………………………………...13
VII.
Литература……………………………………………
VIII.
Приложение……………………………………………………………..
1.
План творческих мероприятий……………………………….
2.
План методической работы…………………………….
3.
План культурно – просветительской деятельности школы………….
4.
Список учебных программ…………………………………………….
3
I.
Введение
«Музыка лечит душу и тело»
Пифагор Самосский
"Музыка, ее первый звук, родилась одновременно с творением мира", – так
утверждали древние мудрецы. Древние трактаты утверждают: «Вселенная
звучит, но привычный человеческий слух не улавливает небесных звучаний.
Их воспроизводит музыка – отражение космической гармонии. Человек, как
часть Вселенной, настраиваясь посредством прекрасных мелодий на
гармонические звучания Космоса, обретает духовные силы и физическое
здоровье »
В новых социально-экономических условиях нашего общества остро и акту-
ально встал вопрос о приоритетном значении обучения и воспитания детей
с ограниченными возможностями здоровья, их становлении и развитии.
Дети-инвалиды и дети с ОВЗ имеют различного рода отклонения
(психические и физические), обуславливающие нарушения естественного
хода их общего развития, в связи с чем они не всегда могут вести
полноценный образ жизни и получать дополнительное образование.
С целью решения данной социальной проблемы на базе муниципального
бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования
«Детской музыкальной школы №3» г.Альметьевска педагогическим советом
было принято решение о разработке проекта – программы «Музыкальное
образование детям с повышенной потребностью» а, также о создании отде-
ления по обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.
С внедрением детей с ОВЗ в учебный процесс перед учреждением встала
проблема
–
улучшение
материально-технических
условий
для
обучения
детей с ОВЗ и обучение педагогического коллектива для дальнейшей работы
с детьми данной категории.
Актуальность проекта - программы
Адаптированная дополнительная обшеразвивающая программа «Основы
инструментального исполнительства для детей с ОВЗ» в рамках проекта
«Музыкальное образование детям с повышенной потребностью» направлена
на коррекцию учебно-познавательной деятельности, социализацию
жизнедеятельности, адаптацию в современном мире.
Данная программа имеет личностно-ориентированную направленность,
предполагает индивидуальную, а также групповую форму занятий,
основные элементы которых направлены на развитие познавательных
процессов, эмоционально-волевой сферы личности, мелкой моторики,
4
стимулирования умственной и речевой активности.
Основная особенность данного проекта - программы заключается в
индивидуальном подходе к учащемуся с целью наиболее полно раскрыть его
возможности. Программа предполагает большую гибкость построения курса
(вариативность) с учетом индивидуальных особенностей обучающегося.
Спецификой проекта - программы «Музыкальное образование детям с
повышенной потребностью» («Основы инструментального
исполнительства для детей с ОВЗ») является совместное,
интегрированное обучение детей с ОВЗ со здоровыми сверстниками
музыкальной школы. Количество часов, заложенных в программу,
определяется спецификой познавательных процессов детей с ОВЗ и
представляется авторам наиболее оптимальным. Используемый на всех
занятиях разнообразный теоретический, практический и художественный
материал позволяет расширить кругозор, получить конкретные знания,
умения и навыки, которые будут способствовать коррекции, социализации и
адаптации детей с ОВЗ.
1.1.Законодательная база адаптированной дополнительной
общеразвивающей программы «Основы инструментального
исполнительства для детей с ОВЗ»:
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа (ДОП)
«Основы инструментального исполнительства для детей с ОВЗ», далее
«программа», разработана с учетом требований следующих нормативных
документов:
1.
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»,
№ 273-ФЗ от 29.12 2012 года;
2.
Типового положения об образовательном учреждении
дополнительного образования детей, приказ Министерства
образования и науки РФ от 26 июня 2012 г. N 504;
3.
Устава МБОУ ДО «Детской музыкальной школы №3»
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми
– инвалидами дополнительного образования в сообществе сверстников и
взрослых является их неотъемлемым законодательно закреплённым правом
и основополагающим условием успешной социализации. Обеспечение
полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в
доступных видах социальной деятельности закреплено Федеральным
законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации». Эта категория детей обладает
дополнительными образовательными правами на особые педагогические
подходы и специальные образовательные условия, закреплёнными в ст. 2, 5,
16, 29, 31 ФЗ № 273.
Программа устанавливает требования к минимуму содержания,
5
структуре и условиям реализации данной программы.
Данная программа определяет содержание и организацию образовательного
процесса в школе:
-
создание условий для реабилитации и полноценного развития детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ);
-
организацию эстетического воспитания детей;
-
привлечение наибольшего количества детей города к музыкальному
образованию,
-
творческое, эстетическое, духовно-нравственное развитие учащихся;
Для адаптации образовательной программы для обучения детей-инвали-
дов и детей с ограниченными возможностями здоровья используются
следующие методы работы:
-
проведение опросов, бесед, тестирования для определения
особенностей психической деятельности и личностных характеристик
детей-инвалидов и детей с ОВЗ для занятий по программе;
-
проведение педагогом дополнительного образования консультаций
детей и родителей о направленностях и особенностях
общеразвивающих программ ДМШ;
-
организация участия учащихся по плану коллективной творческой
деятельности школы.
1.2. Цель и задачи программы
Целью реализации образовательной программы является:
-
раскрытие творческого потенциала личности ребёнка с ОВЗ в детско-
взрослом сообществе, формирование жизненных и социальных
компетенций через общение с миром музыкального искусства.
Задачи адаптации проекта – программы «Музыкальное
образование детям с повышенной потребностью» призваны
решать следующие проблемы:
-
помочь детям с ограниченными возможностями здоровья в оценке их
личностных характеристик, формировании адекватного представления
о социальных ограничениях и возможностях их преодоления;
-
организоватьиндивидуальный маршрут обучения ребёнка,
ориентированного на его интересы и возможности;
-
развить творческие формы обучения и взаимодействия со
сверстниками;
-
выявить творческий потенциал обучающихся-инвалидов, детей с ОВЗ
путём включения в разнообразные виды деятельности совместно со
здоровыми детьми (участие в творческих коллективах, посещение
6
зрелищных мероприятий, участие в конкурсах и фестивалях).
Задачи образовательные:
-
реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья сред-
ствами музыкального искусства;
-
формирование активной оптимистической жизненной позиции;
-
формирование потребности художественного самовыражения;
-
приобретение детьми знаний, умений и навыков основ игры на одном
из инструментов (фортепиано, баян, аккордеон, флейта), позволяющих
творчески исполнять музыкальные произведения;
-
приобретение детьми основ музыкальных и общекультурных теорети-
ческих знаний.
Задачи развивающие:
-
развитие навыков коллективногомузицирования;
-
общее интеллектуальное и музыкальное развитие детей;
-
развитие способностей к социализации и адаптации к жизни в обще-
стве;
-
развитие общей культуры учащихся.
Задачи воспитательные:
-
формирование у обучающихся нравственных черт характера посред-
ством проживания и осмысления художественных образов;
-
формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных
установок и потребности общения с духовными ценностями;
-
формирование у учащихся умения самостоятельно воспринимать и
оценивать культурные ценности;
-
формирование общей культуры учащихся.
1.3. Срок освоения программы, условия приёма учащихся
Срок освоения дополнительной общеразвивающей программы в
области музыкального искусства «Основы инструментального
исполнительства для детей с ОВЗ» составляет:
-
для детей, поступивших в первый класс школы в возрасте от
восьми до 13 лет - составляет 5 лет.
Срок обучения может быть увеличен, исходя из реальных условий
развития обучающегося, состояния его здоровья.
При приёме детей в ДМШ создаётся комиссия и проводится
собеседование с поступающим ребенком для обучения на отделение
«Основы инструментального исполнительства для детей с ОВЗ». Зачисление
детей в музыкальную школу производится на основании заявления
родителей и собеседования с поступающим ребенком.
7
На всех этапах освоения общеразвивающих программ для обучающих-
ся с ОВЗ, проявляющих специальные способности и повышенную мотива-
цию, предусмотрена возможность их подготовки и перевода на освоение
предпрофессиональных программ.
Переход обучающихся по их желанию и заявлению родителей с обще-
развивающей образовательной программы на предпрофессиональную об-
разовательную программу может осуществляться на основании творческих
испытаний.
Объем общеразвивающей программы рассчитывается с учетом доступ-
ного для его реализации ресурса времени обучающегося, допустимой учеб-
ной нагрузки при одновременном освоении программ общего (обязательно-
го) и дополнительного образования, состояния здоровья ребёнка с ОВЗ.
Общеразвивающая программа предусматривает внеаудиторную работу
с учащимися. Отводимое для внеаудиторной работы время используется
для организации посещения учащимися учреждений культуры, участия обу-
чающихся в культурно - творческих мероприятиях школы.
II.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа
«
Основы инструментального исполнительства
для детей с ОВЗ»
Срок обучения – 5 лет
№
п/п
Наименование предмета
Количество часов в
неделю
Классы
Промежуточная
аттестация
(годы обучения)
Итоговая
аттестация
(годы
обучения)
I.
I
II.
III.
III
IV.
V.
IV
1.
Учебный предмет
музыкальный
инструмент
2
2
2
2
2
I, II,III,IV
V
2.
Учебный предмет теория
музыки
1
2
2
2
2
II,III,IV
V
2.1.
Основы музыкальной
грамоты и слушания
музыки
1
1
-
-
-
II
-
2.2.
Занимательное сольфеджио
-
1
1
1
1
II,III,IV
V
2.3.
Музыка и окружающий мир
-
-
1
1
1
III,IV
V
3.
Учебный предмет по
выбору:
1
1
1
2
2
3.1..
Коллективное
музицирование (хоровое
пение, оркестр)
1
1
1
1
1
II,III,IV
V
3.2
Ансамбль
-
-
-
1
1
IV
V
ВСЕГО
4
5
5
6
6
8
Примечание:
1.Возраст детей, приступающих к освоению программы - от 8 до 13 лет.
2.Младшими классами следует считать I-II классы, средний – III класс,
старший –IV класс.
3. Выпускники V класса считаются окончившими полный курс
образовательного учреждения.
4.Предмет по выбору вводится в учебный план, исходя из состояния
здоровья ребёнка, и с учётом его пожеланий. Возможно занятие предметом
«Коллективное музицирование», либо предметом «Ансамбль».
5.Основной формой занятий по предмету «Коллективноемузицирование» в
I-II классах являются занятия хоровым пением. В III-IV классах часы,
отведенные на данный предмет, могут быть используются для занятий
хоровым пением или оркестром (по выбору).
6.Количественный состав групп по предмету «Основы музыкальной
грамоты и слушания музыки» для детей с ОВЗ – от 3-х человек (возможны
также мелкогрупповые формы работы от 2-х человек), по хору в среднем –
12 человек, по оркестру – 4-6 человек, по ансамблю - от 2-х человек.
7.Школа может предусматривать репетиционные часы и сводные занятия
оркестром и хором для подготовки общешкольных концертов и других
мероприятий, направленных на совершенствование образовательного
процесса.
III.
График образовательного процесса
Продолжительность учебного года при реализацииобщеразвивающей
программы «Основы инструментального исполнительства для детей с ОВЗ»
составляет 39 недель, продолжительность учебных занятий 34 – 35 недель.
Учебные четверти
Сроки
Продолжительность
I.
Четверть
С 01 сентября- 28 октября
9 недель
II.
Четверть
С 07 ноября -24 декабря
7 недель
III.
Четверть
С 09 января -19 марта
10 недель
IV.
Четверть
С 29 марта – 26 мая
9 недель
Итого за учебный год:
35 недель
В течение учебного года предусматриваются каникулы в объёме не ме-
нее 4 недель.
Летние каникулы устанавливаются в объёме 13 недель.
Каникулы проводятся в сроки, установленные при реализации основ-
ных образовательных программ начального общего и основного общего об-
разования.
Осенние каникулы
С 29 октября - 06 ноября
1 неделя
Зимние каникулы
С 25 декабря - 08 января
2 недели
Дополнительные ка-
С20 февраля- 26 февраля
1 неделя
9
никулы для учащихся
1 класса
Весенние каникулы
С 20 марта – 28 марта
9 дней
Летние каникулы
С 27 мая – 31 августа
13 недель
Итого за учебный год:
Для учащихся 1
классов -18 недель
Для учащихся 2-5
классов – 17 недель
При реализации общеразвивающих программ продолжительность учеб-
ных занятий, равная одному академическому часу составляет 45 минут.
Изучение учебных предметов учебного плана осуществляется в форме
индивидуальных занятий, мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 8
человек, по ансамблевым учебным предметам – от 2 человек), групповых за-
нятий (численностью от 12 человек).
Некоторым детям может понадобиться дополнительная помощь,
учитывая характер нарушения – дополнительное сопровождение или
оборудование.
Текущий контроль знаний, умений и навыков осуществляется в течение
урока (группа, класс, индивидуальное занятие) в системе прямых и
косвенных поощрений, а также в традиционной бальной системе.
Формами педагогического контроля служат вопросы, беседы, рефераты и
выступления учащихся.
IV.
Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации
Оценка качества реализации образовательной программы включает в
себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую
аттестацию обучающихся.
В качестве средств текущего контроля успеваемости могут
использоваться контрольные работы, устные опросы, письменные работы,
тестирование, академические концерты, прослушивания, зачеты. Текущий
контроль успеваемости учащимися проводится в счет аудиторного времени,
предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная аттестация проводится в форме контрольных уроков,
зачётов, концертных выступлений. Контрольные уроки, зачёты и экзамены
могут проходить в виде технических зачетов, академических концертов,
исполнения концертных программ, письменных работ и устных опросов.
При проведении академических концертов, зачётов следует учитывать
состояние здоровья обучающегося с ОВЗ, его развитие. Возможно
проведение зачёта в классном порядке.
Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации
проводятся на завершающих полугодие учебных занятиях в счет
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. По окончании
10
полугодий учебного года, как правило, оценки выставляются по каждому
изучаемому предмету.
Текущий контроль и промежуточная аттестация проводятся в счёт
аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств,
учитывающие специфику физических и интеллектуальных данных детей с
ОВЗ, особенности их развития. Они включают в себя типовые задания,
контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить
приобретенные знания, умения и навыки. Фонды оценочных средств
призваны обеспечивать оценку качества приобретенных выпускниками
знаний, умений, навыков в области музыкального искусства.
Освоение учащимися дополнительной общеразвивающей программы
«Основы иснтрументального исполнительства» для детей с ОВЗ
завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой школой.
Итоговая аттестация проводится в форме итоговых зачётов (экзаменов)
по предметам:
1)
Музыкальный инструмент (аккордеон, баян, флейта, фортепиано)
2)
Коллективное музицирование (хор, оркестр)
2) Сольфеджио
3) Музыкальная литература
При прохождении итоговой аттестации выпускник должен
продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с
программными требованиями, в том числе:
1.
общие знания о композиторах, музыкальных произведениях;
2.
общие знанияоб основах музыкальной терминологии, инструменталь-
ного репертуара, ансамблевого и оркестрового репертуара;
3.
достаточный для ребёнка с ОВЗ уровень владения инструментом для
воссоздания художественного образа и стиля исполняемых произведе-
ний разных форм и жанров;
4.
владение навыками слухового восприятия;
5.
некоторые творческие умения и навыки: пение гаммы, навыки дири-
жировани;
6.
владение основными вокальными навыками;
7.
наличие кругозора в области музыкального искусства и культуры.
8.
Система оценок в рамках промежуточной и итоговой аттестации
предполагает пятибальную шкалу:
9.
«5» - отлично;
10.«4» - хорошо;
11.«3» - удовлетворительно;
12.«2» - неудовлетворительно.
13.Оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и
14.«-», что даст возможность более конкретно и точно оценить
выступление каждого обучающегося.
11
Общие критерии оценивания выступлений
в рамках промежуточной и итоговой аттестации
Оценка
Критерии оценивания выступления
5 («отлично»)
знания, умения, навыки, отвечающие всем
требованиям на данном этапе обучения
4 («хорошо»)
наличие небольших недочётов в умениях,
навыках, пробелов в знаниях
3 («удовлетворительно»)
неуверенное владение знаниями, умениями,
навыками
2 («неудовлетворительно»)
комплекс серьезных недостатков в развитии
умений, навыков, отсутствие знаний по
предмету
Система оценок в рамках промежуточной и итоговой аттестации
предполагает пятибальную шкалу в абсолютном значении:
«5» - отлично;
«4» - хорошо;
«3» - удовлетворительно;
«2» - неудовлетворительно.
Оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и
«-», что даст возможность более конкретно и точно оценить
выступление каждого обучающегося.
При оценивании обучающегося, осваивающего адаптированную
общеразвивающую программу «Основы инструментального
исполнительства» для детей с ОВЗ, следует учитывать:
-
формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, к
занятиям музыкой;
-
степень индивидуального развития обучающегося с ОВЗ;
-
особенности состояния здоровья, физическое и интеллектуальное
развитие;
-
развитие рефлексивных способностей, умений анализа и самоанализа;
-
развитие творческого потенциала;
-
наличие исполнительской культуры, музыкального мышления;
-
овладение основными практическими умениями и навыками в
некоторых видах музыкально-исполнительской деятельности: сольном,
хоровом, ансамблевом исполнительстве;
-
степень продвижения учащегося, успешность личностных
достижений.
V.
Планируемые результаты освоения программы учащимися
12
Реализация мероприятий проекта – программы «Музыкальное образование
детям с повышенной потребностью» МБОУ ДО «Детской музыкальной
школы №3» позволит:
- повысить уровень квалификации педагогических работников, работающих
по ФГТ и детей – инвалидов и с ОВЗ;
- увеличить количество обучающих и преподавателей, принимающих
участие в региональных, межрегиональных, всероссийских и
международных конкурсных мероприятий.
- организовать дистанционное обучение для детей-инвалидов и с ОВЗ;
- реализовать проект «Мой поселок – мой дом!»;
- провести Фестиваль художественного творчества людей с ОВЗ «Мне через
сердце виден мир».
Минимум содержания адаптированной общеразвивающей программы
«Основы инструментального исполнительства» для детей с ОВЗ должен
обеспечивать развитие значимых для реабилитации, образования,
социализации, самореализации подрастающего поколения
интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребенка, его
личностных и духовных качеств.
Результатом освоения общеразвивающей программы должно быть
приобретение учащимися следующих знаний, умений и навыков:
-
расширение социального опыта детей и их родителей о
компенсаторных способностях организма, расширение
компетентности детей в области государственных социально-
образовательных программ, направленных на доступность
дополнительного образования данной категории детей;
-
развитие рефлексивных способностей, умений анализа и самоанализа;
-
развитие творческого потенциала учащихся;
-
формирование социальных и жизненных компетенций;
-
приобретение детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ социально
значимого опыта взаимодействия со здоровыми сверстниками;
-
совершенствование навыков общения, уменьшение проблем
подростков в сфере межличностного общения, в учебной
деятельности;
-
ознакомление общественности с проблемами детей-инвалидов и детей
с ОВЗ через публичную демонстрацию достижений (конкурсы,
концерты, мастер-классы, открытые уроки, участие в деятельности
школьного ученического актива, в работе ДТО);
В области музыкально – инструментального исполнительства:
В области историко – теоретического искусства:
13
-
навыков исполнения музыкальных произведений (сольное исполне-
ние, коллективное исполнение);
-
умений использовать выразительные средства для создания художе-
ственного образа;
-
умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения раз-
личных жанров и стилей;
-
навыков публичных выступлений;
-
навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музы-
кально-просветительской деятельности школы;
-
первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистиче-
ских направлениях;
-
знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество
великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных
произведений в области музыкального искусства);
-
знаний основ музыкальной грамоты;
-
знаний основных средств выразительности, используемых в музы-
кальном искусстве.
VI.
Условия реализации программы
Для реализации программы в ДМШ создаются специальные условия:
1.
дифференцированные условия (оптимальный режим образовательных
нагрузок для каждого обучающегося);
2.
психолого-педагогические условия (коррекционно-развивающая
направленность образовательного процесса; учёт индивидуальных
особенностей ребёнка; соблюдение комфортного
психоэмоционального режима; использование современных
педагогических технологий, в том числе информационных,
компьютерных для оптимизации образовательного процесса,
повышения его эффективности, доступности);
3.
специализированные условия (выдвижение комплекса специальных
задач обучения, ориентированных на особые образовательные
потребности обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья; дифференцированное и индивидуализированное обучение с
учётом специфики развития ребёнка; комплексное воздействие на
детей, осуществляемое на индивидуальных и групповых занятиях);
4.
здоровьесберегающие условия (оздоровительный и охранительный
режим, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм).
Кадровые условия реализации программы:
Реализация программы обеспечивается педагогическими кадрами, име-
ющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образо-
14
вание, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.
Учебный год для педагогических работников составляет 44 недели, из
которых 32-33 недели - реализация аудиторных занятий, 2-3 недели - прове-
дение консультаций и экзаменов, в остальное время деятельность педагоги-
ческих работников должна быть направлена на методическую, творческую,
культурно-просветительскую работу, а также освоение дополнительных про-
фессиональных образовательных программ.
Непрерывность профессионального развития педагогических работни-
ков должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных
образовательных программ в объеме не менее 72-х часов, не реже чем один
раз в пять лет в ОУ, имеющих лицензию на осуществление образовательной
деятельности. Педагогические работники должны осуществлять творческую
и методическую работу.
Образовательная организация создаёт условия для взаимодействия с
другими образовательными учреждениями, реализующими образовательные
программы в области музыкального искусства, в том числе и
профессиональные, с целью ведения методической работы, получения
консультаций по вопросам реализации программы, использования
передовых педагогических технологий.
Необходимо предусмотреть возможность привлечения специалистов по
коррекционной педагогике, педагогов-психологов и других специалистов из
ОУ города при работе с данной категорией детей.
Материально-технические условия реализации программы:
Материально-техническая база ДМШ соответствует действующим
санитарным и противопожарным правилам и нормам, нормам охраны труда.
Образовательное учреждение располагает материально-технической
базой, обеспечивающей проведение всех видов занятий, предусмотренных
учебным планом.
Учебные классы для проведения индивидуальных, групповых,
мелкогрупповых занятий имеют специальное учебное оборудование:
столы, стулья, шкафы, стеллажи, музыкальные инструменты, пульты для
нот, аудио и видеоаппаратуру, ноутбуки, мультимедийное оборудование
(экран, проектор).
В образовательной организации созданы условия для содержания,
своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и
учебного оборудования.
В школе имеется концертный класс для проведения зачётов,
концертных, культурно-досуговых, воспитательных и просветительских
мероприятий.
Образовательная программа обеспечивается учебно-методической
документацией по всем учебным предметам.
15
В образовательном процессе используются учебники, учебно-
методические пособия, хрестоматии, нотные издания, аудио,
видеоматериалы и другие учебно-методические материалы, перечень
которых содержится в программах учебных предметов.
Библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями, учебной и
учебно-методической литературой, нотными изданиями в объёме,
соответствующем требованиям программы.
VII.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», ст. 83, от
21.12. 2012 г.
2. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного об-
разования детей, приказ Министерства образования и науки РФот 26 июня
2012 г. N 504/
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29
августа 2013 г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»
4. Рекомендации по организации образовательной деятельности при реали-
зации общеразвивающих программ в области искусств в детских школах ис-
кусств по видам искусств от 23 ноября 2013 г. №191-01-39/06 - ги.
5. Фришман И.И. Требования к адаптации программ дополнительного об-
разования с учётом особых образовательных потребностей детей с ограни-
ченными возможностями здоровья. Москва, 2014 г.
VIII.
Приложение
Высокое качество образования, его доступность, открытость, привлека-
тельность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и
всего общества, духовно-нравственное развитие, эстетическое воспитание и
художественное становление личности обеспечиваются созданием в образо-
вательной организации комфортной, развивающей образовательной среды.
Творческая и культурно-просветительская деятельность обучающихся
направлена на развитие творческих способностей обучающихся, пропаганду
среди различных слоёв населения лучших достижений отечественного и за-
рубежного искусства.
Активное вовлечение детей с ОВЗ, детей-инвалидов в данную деятель-
ность способствует их реабилитации, адаптации к жизни в обществе,
комплексному развитию. Их активное участие в творческих коллективах,
конкурсах и фестивалях, концертной и коллективной творческой деятельно-
сти создаёт необходимые условия для их физического, психологического и
интеллектуального развития, адаптации и реабилитации, социализации.
16
С целью реализации творческой и культурно-просветительской дея-
тельности в образовательном учреждении созданы учебные творческие кол-
лективы (учебные оркестры, вокальные и инструментальные ансамбли, хо-
ровые коллективы).
1.План творческих мероприятий
Месяц про-
ведения
Мероприятия
1.09
День знаний
сентябрь
День здоровья. Коллективный выход на природу.
октябрь
Школьный праздник «Посвящение в первоклассники»
Тематические занятия
День
ноябрь
Школьный конкурс
декабрь
Новогодние мероприятия для учащихся школы и родителей
Школьный конкурс
Тематические занятия и вечера отдыха
Февраль
Школьная олимпиада
Март
Школьные конкурсы
Занятия и творческие встречи
Праздники и творческие мероприятия к Международному
дню 8 марта. Концертные программы для родителей
Апрель
Творческий отчёт отделений и творческих коллективов
Май
Творческий отчёт школы
Выпускной вечер
17
В течение года
Организация выставок, экскурсий………….
В течение года
Организация посещений обучающимися учреждений
культуры и организаций: филармоний, выставочных залов,
театров, музеев
В течение года
Участие обучающихся и преподавателей в конкурсах, фести-
валях и олимпиадах разного уровня.
В течение года
Организация городских и межрайонных конкурсов и фести-
валей на базе ДМШ
В течение года
Организация творческой деятельности совместно с другими
образовательными учреждениями, общественными органи-
зациями, предприятиями города.
2.План методической работы
Месяц про-
ведения
Мероприятия
В течение года
Повышение квалификации преподавателей. Обучение на
курсах ИКТ, участие в творческих школах, семинарах, кон-
ференциях, в том числе, по вопросам инклюзивного образо-
вания и т.д.
В течение года
- Работа над единой методической темой школы ………..?
- Повышение компьютерной грамотности преподавателей
В течение года
Подготовка документов к аттестации преподавателей
В течение года
Разработка адаптированных программ учебных предметов
дополнительных общеразвивающих программ
В течение года
Работа в составе методического совета
В течение года
Консультации, открытые уроки преподавателей
В течение года
Взаимопосещение уроков
Октябрь, декабрь,
февраль, апрель
Открытые уроки, доклады, презентации, творческие отчёты
преподавателей.
Ноябрь, март
?
18
В течение года
Работа преподавателей в качестве членов жюри школьных и
городских конкурсов
Май
Отчёт……………
3.План культурно-просветительской деятельности:
Месяц про-
ведения
Мероприятия
1 раз в четверть
Концерты, концерты-беседы, лекции………
В течение года
Участие в городских творческих проектах и концертных
программах………………..
В течение года
Участие в благотворительных концертах в социальных учре-
ждениях…………………………….
В течение года
Участие в концертах на предприятиях, в учреждениях города
В течение года
Участие одарённых детей в концертных программах
В течение года
Школьные концертные программы, беседы об искусстве для
жителей города
В течение года
Экскурсии по школе ……………
В течение года
Организация выставок, экскурсий
4.СПИСОК ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
№ п/п
Название программы учебного
предмета
Разработчики
1.
Музыкальный инструмент:
-
Фортепиано
-
Аккордеон
-
Баян
-
Флейта
2.
Хор
3.
Основы музыкальной грамоты и
19
слушания музыки
4.
Сольфеджио
5.
Музыкальная литература
20