Автор: Чернян Наталья Александровна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: МКДОУ "Сказка"
Населённый пункт: Кодинск, Красноярского края
Наименование материала: Конспект ООД в подготовительной группе
Тема: Составление рассказа "Зима. Зимние забавы"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное Казенное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Сказка»
ООД Составление рассказа «Зима. Зимние забавы»
Подготовительная группа
Составила: Чернян Н.А
воспитатель высшей
квалификац. категории
г. Кодинск
Тема: Составление рассказа «Зима. Зимние забавы»
Задачи:
Образовательные:
Учить
со ст авлять
рассказ
по
м н е м о т а бл и ц е .
Активизировать словарь детей по теме «Зима». Обогащать представления о
сезонных изменениях в природе зимой. Совершенствовать грамматический
строй речи.
Развивающие: Развивать логическое мышление детей и доказательную форму
монолога в детской речи.
Воспитательные:
Воспитывать
терпение
в
беседе
и
умение
выслушивать
собеседника.
Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,
«Социально-коммуникативное».
Предварительная работа.
Наблюдение зимней погоды. Чтение художественной литературы на зимнюю
тематику. Участие в зимних играх, забавах.
Материалы и оборудование.
Конверт с письмом, снежки (по количеству детей), разрезные картинки для
деления на две команды, мнемотаблицы, картинки: санки - горка, мешок –
дед мороз, сосульки - солнышко, коньки - каток, снеговик – морковка, птица
– кормушка, лыжи – палки, шишка – елка, снег – тучка, картинки: звезда,
санки, месяц, узор, шуба, коньки, елочка, письмо, игрушка -
снеговик,
«волшебная палочка».
Ход:
1. Введение в тему.
-Ребята, к нам пришел снеговик, и принес письмо от лесных обитателей.
Давайте
сядем
поудобнее
на
ковер
и
прочтем
его.
Воспитатель
читает
отрывок из сказки К. Д. Ушинского «Проказы старухи-зимы»:
«Разозлилась старуха—зима, задумала она всякое дыхание со света сжить.
Прежде всего, она стала до птиц добираться: надоели ей они своим криком и
писком.
Подула зима холодом, посорвала листья с лесов и дубрав и разметала их по
дорогам. Некуда птицам деваться; стали они стайками собираться, думушку
думать. Собрались, покричали и полетели за высокие горы, за синие моря, в
теплые страны. Остался воробей, и тот под стреху забился.
Видит зима, что птиц ей не догнать: накинулась на зверей. Запорошила
снегом
поля,
завалила
сугробами
леса,
одела
деревья
ледяной
корой
и
посылает мороз за морозом».
- Ребята, лесные жители просят помочь им разгадать волшебное слово, от
которого злая старуха-зима станет добрее. Для этого вам нужно выполнить
задания снеговика.
— Ребята, вы хотите помочь?
-Здорово! За правильно выполненные задания снеговик будет вручать вам
карточки с различными изображениями.
2. Д/У «Дружная семейка» Первое задание.
- Подумайте и назовите несколько слов, которые образованы от слова снег.
(снежок,
снежинка,
снеговик,
снежная,
снегопад,
снегоход,
снегирь,
Снегурочка, подснежник, заснеженный)
Наводящие вопросы:
- Как называются цветы, первыми появляются из-под снега?
- Какую бабу слепили из снега?
- Когда идет сильный снег, он падает, как мы это называем?
- Девочка, которая приходит с Дедом Морозом?
- Комочки из снега?
- Как по-другому называют снежную бабу?
(дети получают картинку – звезда, с цифрой 1)
3. Работа в парах Второе задание.
Д/ и « Парочки» объяснить, почему так объединились картинки: санки -
горка, мешок – дед мороз, сосульки - солнышко, коньки - каток, снеговик –
морковка, птица – кормушка, лыжи – палки, шишка – елка, снег – тучка,
(дети получают картинку –санки, с цифрой 5)
4. Зрительная гимнастика
В руки вы снежок возьмите,
На него вы посмотрите
Вверх снежок вы поднимите
Глазками за ним следите.
Вниз снежок вы опустите,
Снова на него взгляните.
Снежок вправо,
Снежок влево.
«Нарисуйте» круг умело.
Снежок близко, вот вдали,
Ты внимательно смотри.
Вот такой у нас снежок,
Улыбнись ему, дружок.
Быстро, быстро вы моргайте,
А теперь в игру вступайте.
5. Д/У «Какое, какая, какой?» Третье задание.
Воспитатель: Хотите попробовать построить горку?
Воспитатель:
Мы
будем
придумывать,
называть
слова
и
строить
горку.
Посмотрим,
насколько
высокая
горка
у
вас
получится.
(Воспитатель
прикрепляет снежки из ваты на доску, на каждое слово).
Воспитатель: Начинаем -
ЗИМА какая?
Снежная Суровая Морозная Веселая Красивая Нарядная Холодная
Вьюжная Белая и т.д.
СНЕГ какой?
Пушистый Белый Легкий Мягкий Холодный Колючий Рассыпчатый
Липкий
Искристый Хрустящий Серебристый Мокрый
НАСТРОЕНИЕ какое?
Веселое
Радостное
Праздничное
Новогоднее
Грустное
Шаловливое
Хорошее Прекрасное Плохое
СНЕЖИНКИ какие?
– красивые резные маленькие блестящие искрящиеся
(дети получают картинку –месяц, с цифрой1)
6. Загадки Четвертое задание.
Льётся речка - мы лежим, лёд на речке мы бежим.
(Коньки)
Всё лето стояли, зимы дожидались.
Дождались поры, помчались с горы. (Санки)
Этот блинчик клюшкой бей, свои силы не жалей,
Как влетит она в ворота, всем «Ура!» кричать охота. (Шайба)
На прогулке бегуны одинаковой длины.
Кони эти рыжи, а зовут их..(лыжи)
(дети получают картинку –узор на окне, с цифрой 1)
7. Пятое задание. Снеговик предлагает поиграть в игру «Назови действие»,
вам нужно закончить предложение:
-зимой метель… метет
-ночью ветер в трубах… воет, завывает
-из снеговой тучи снежинки… падают, кружатся, летят
-в лесу зимой голодный волк… воет
-зимой медведь в берлоге… спит
-мороз щеки и носы… щиплет
-зимой вода в реке… замерзает
-зимой снег все вокруг… накрывает
-под снегом травка зимой… греется
-зимой мы на санках… катаемся.
-Молодцы, справились с заданием! Снеговик вручает вам еще одну карточку.
(дети получают картинку –шуба, с цифрой 1)
8.Дидактическая игра «Исправь ошибку» Шестое задание.
1. Наступила зима, потому что медведь спит в берлоге
2. Стало холодно, потому что люди надели шубы и шапки.
3. На дороге образовался гололед, потому что пешеход вдруг упал.
4. Каток открылся потому, что Ваня взял коньки.
5. Декабрь закончился потому, что мы стали отмечать новогодний праздник.
6. Выпал мягкий снег, потому что дети решили слепить снеговика.
7. Всю ночь шел снег, потому что люди вывезли снегоуборочные машины.
8. Образовался гололед, потому что дворник посыпает дорогу песком.
(дети получают картинку –коньки, с цифрой 1)
9. Деление на команды с помощью разрезных картинок
10.
Воспитатель
предлагает
составить
рассказ
о
зиме,
используя
мнемотаблицы
Примерное содержание рассказов
1. Наступила зима.
Солнце (светит, но не греет, холодное)
День стал коротким, а ночь длинной.
Часто идет снег.
Деревья (стоят голые, покрыты инеем, на ветках снежные хлопья)
Птицы прилетают на кормушки, чтобы поклевать зерна и хлебных крошек.
Животные (медведь, еж спят; белка, заяц поменяли шкурки на более теплые и
незаметные).
Хорошо зимой! Я люблю зиму, потому что …
2. Наступила зима.
Часто идет снег.
Люди
(надели
теплую
одежду,
расчищают
дороги,
отапливают
дома,
встречают новый год)
Зимой можно кататься на лыжах, санках, коньках, строить снежные крепости.
Мы слепили во дворе снеговика.
Еще мы любим играть в снежки.
Настроение зимой у всех очень веселое.
Хорошо зимой! Я люблю зиму, потому что …
(дети получают картинку – елочка, с цифрой 6)
11. Физминутка
Снег, снег, белый снег. (Дети машут руками перед собой)
Осыпает он нас всех.
Дети все на лыжи встали («встают» на лыжи)
И по снегу побежали. (бегут)
Сегодня из снежного мокрого кома
(дети идут по кругу, «катят» снежный ком)
Мы снежную бабу слепили у дома. («рисуют» руками в воздухе три круга)
Стоит наша баба у самых ворот. (ставят руки на пояс)
Никто не проедет, никто не пройдет. (Грозят указательными пальчиками)
12. Ребус (по буквам из названия картинок)
Зимушка (
з
везда, санк
и
,
м
есяц,
у
зор,
ш
уба,
к
оньки, елочк
а
)
Итог.