Напоминание

Государственные символы России.


Автор: Сарамотина Любовь Михайловна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 132"
Населённый пункт: Пермский край, г. Пермь.
Наименование материала: урок
Тема: Государственные символы России.
Раздел: начальное образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ

3 класс

Цель:

систематизация

знаний

учащихся,

формирование

ценностных

установок

и

нравственных

ориентиров

общечеловеческих

и

российских

ценностей.

Формирование УУД

Личностные:

осознание себя гражданином РФ, уметь объяснять, что связывает

лично

каждого

ученика

с

земляками,

народом,

с

Родиной,

с

историей,

культурой, судьбой своего народа и всей России.

Регулятивные:

определять

цель

учебной

деятельности

с

помощью

учителя

и

самостоятельно, искать средства её осуществления.

Познавательные:

устанавливать аналогии причинно-следственной связи;

выстраивать логическую цепь рассуждений;

соотносить объекты к известным понятиям.

Оборудование: учебный фильм «Московский Кремль»; ф/г «Гимн» А.

Александрова, «Москва» О. Газманова; репродукция «Государственный герб

России»; Герб СССР; флаги СССР, России и Голландии; репродукция иконы

«Святого

Георгия-Победоносца»;

учебник-хрестоматия

по

истории

«Твоя

Россия» Н. Я. Чутко, Издательство «Духовное возрождение», 1996.

I.

Постановка темы урока.

Игра «Угадай слово»

Баскак, геральдика, герб, дань, стяг, ярлык.

1)

Разделите эти слова на II группы.

I группа: баскак, дань, ярлык.

II группа: геральдика, герб, стяг.

2)

По какому признаку разделили на II группы?

3)

Прочитайте ещё раз слова II группы и попробуйте сформулировать

тему урока.

СИМВОЛЫ (какой страны?)

1)

Вы знакомы с этим словом?

Запишем в словарь: Символ ― то, что служит условным знаком какого-

нибудь понятия.

2)

Что по-вашему является символом нашей страны?

Или, отдыхая за границей, что может напомнить о России.

Каждый из нас думает по-своему: для кого-то это ― бескрайние

просторы: поля и леса, кому-то придут на ум: русская березка или бурый

медведь. Кто-то вспомнит о сувенирах: матрешке, самоваре. И каждый по-

своему будет прав.

Сегодня на уроке мы будем знакомиться именно с государственными

символами.

Для любого современного государства символы существуют в

триединстве: герб, флаг и гимн.

II.

Работа над новым материалом.

Вспомним тему прошлого урока.

1)

Угадайте, о каком городе поется в песне? (Москва)

2)

Почему, начиная разговор о символах России, мы говорим о

Москве? (столица, Москва ― сердце России)

3)

Какое княжество на территории нашей страны образовалось в XV

веке? (Московская Русь во главе с Иваном III)

4)

Можно ли назвать Московскую Русь независимым государством?

Почему? (Освободилась от монголов, укрепили Кремль, объединили города)

Уже в начальный период существования единого русского государства

появляется необходимость в выборе знака, который бы отражал основные

идеи страны и был привычен и понятен тогдашнему жителю Руси. Иваном III

был выбран именно этот знак. (г. Москвы)

1)

Что знаете о гербе Москвы?

2)

Что изображено на гербе?

3)

Существует ли змей-дракон в природе?

4)

Что символизирует?

5)

Где встречается этот герб в обыденной жизни?

6)

Какое слово появилось в русском языке в связи с изображением

всадника? (Копье ― копейка)

7)

Кто знает, что это за всадник?

На

с.

127

учебника

прочитайте

о

Святом

Георгии-Победоносце.

(Репродукция иконы)

1)

Что узнали из текста? (С какого века известен? Почему образ св.

Георгия почитали на Руси?)

Московские князья почитали св. Георгия в качестве покровителя, но и

для поддержания собственного авторитета, перенося при этом на себя не

только деяния святого, но и его внешний вид. Поэтому образы вооруженного

всадника-князя и св. Георгия-змееборца постепенно объединились в одно

целое.

Итак, перед нами все-же изображение святого. Он стал помещаться на

печатях

московских

князей (демонстрация

печати)

и

был

известен

за

границей как отличительный знак Московского государства.

На оборотной стороне печати изображался символ ― двуглавый орел с

распростертыми крыльями.

История

появления

на

Руси

этого

знака

до

сих

пор

не

изучена.

Существует

несколько

версий.

На

с.128

учебника

прочитайте

версию

историков Татищева и Карамзина о появлении двуглавого орла на Руси.

1)

Что узнали из прочитанного?

Этот знак был популярен в Западной Европе.

2)

Посмотрите на этот знак. Как вы думаете, почему орел был знаком

государственной власти?

3)

Вы видели орла? Что это за птица?

4)

Что необычного в этом знаке? (две головы ― почему?)

«Одна голова смотрит на восток, другая ― на запад» ― это одна из

версий объясняет так.

Стремление

Ивана III

поставить

себя

в

один

ряд

с

монархами

(королями) Европы нашло своё выражение в печати.

Впоследствии двуглавый орел дополняется символами царской власти

― короной, скипетром и державой. В эпоху Петра I издается закон о гербе

Российской

империи.

Двуглавый

орел

становится

государственным

символом. Этот герб просуществовал до 1917 года.

Революция в октябре 1917 года принесла России новые символы ―

красный флаг и новый герб. Царь был свергнут, были сняты с ворот и шпилей

двуглавые орлы. Власть стала принадлежать народу. Наша страна с 1921 г.

стала называться Советский союз. Союз 15 республик.

Прослушайте стихотворение Я. Смелякова о создании советского герба

и приготовьте ответы на вопрос:

1)

Что появилось нового в гербе нашего государства?

Ярослав Смеляков

НАШ ГЕРБ

Случилось это в тот великий год

Когда восстал и победил народ

В нетопленный кремлевский кабинет

Пришли вожди державы на Совет.

Сидели за одним столом

Кузнец с жнеёй, ткачиха с батраком

А у дверей ― отважен и усат ―

Стоял с винтовкой на посту солдат.

Совет решил: ― Мы на земле живем

И нашу землю сделаем гербом.

Пусть на гербе, как в небе, навсегда

Сияет солнце и горит звезда.

А остальное ― трижды славься труд! ―

Пусть делегаты сами принесут

Принес кузнец из дымной мастерской

Своё богатство ― вечный молот свой.

В куске холста из дальнего села

Свой острый серп крестьянка принесла

И сапогами мерзлыми стуча

Внесла ткачиха свиток кумача.

И молот тот, что кузнецу служил

С большим серпом совет соединил

Тяжелый сноп, наполненный зерном

Совет обвил Октябрьским кумачом.

И лозунг наш по зову Ильича

Начертан был на лентах кумача

Хотел солдат ― не смог солдат смолчать

Свою винтовку для герба отдать.

Но вождь народов воину сказал

Чтоб он её из рук не выпускал

С тех пор солдат ― почетная судьба

Стоит на страже нашего герба!

1)

Какие новые символы появились?

2)

Как выглядит новый герб?

3)

Проверим, правы вы или нет. (Герб СССР)

Герб Советского Союза просуществовал 70 лет до 1991 года.

1)

Кто знает почему?

Подробнее

об

этих

событиях

мы

будем

говорить

на

последующих

уроках.

III.Знакомство с государственным символом ― флагом.

Мы рассмотрели историю создания одного символа ― герба. Сейчас

мы поговорим о флаге. (Флаг СССР)

1)

Знаком ли вам этот флаг? Где видели?

2)

Что вы знаете о нем?

Под этим флагом советские воины громили фашистов в годы Великой

Отечественной

войны.

Государственный

флаг

СССР

был

водружен

над

поверженным фашистским рейхстагом в Берлине в 1945 году и теперь это

Знамя

Победы

хранится

как

священная

реликвия

в

Центральном

Музее

Советской Армии.

Все государственно-исторические символы, в том числе и красный флаг

должны пользоваться равным уважением и иметь право на охрану законом.

1)

Опишите наш государственный флаг?

Флаги России и Нидерландов.

2)

Рассмотрите два флага, сравните. Общее, различие.

3)

Знаете ли вы какой из них российский?

Эти три цвета ― традиционные цвета русского народа (картинка). Они

были

самыми

распространенными

в

народной

одежде.

Эти

же

цвета

преобладали на стягах древнерусских дружин.

4)

Что знаете о флаге?

Этот флаг по праву называется флагом Петра Великого. Именно он

определил форму флага и точный порядок полос. Облик флотского флага

России несомненно похож на флаг Нидерландов. Петр несколько лет учится

корабельному делу в этой стране.

В 1705 году выходит Указ Петра о признании трехцветного флага

государственным.

При

Петре

появился

обычай

вывешивания

флагов

по

праздникам. В 90-е годы XX века мы вновь вернулись к трехцветному флагу.

1)

Национальный флаг служит опознавательным знаком. Докажи. (Где

видели?)

III века прошел наш народ под этим флагом. За это время были созданы

могучее государство и великая культура, которыми могла бы гордиться любая

нация

мира.

Чести

и

гордости

нашего

флага

служит

и

то,

что

он

стал

родоначальником

нескольких

национальных

флагов

мира:

Югославии,

Словении, Хорватии и ряда других государств.

IV. Знакомство с гимном России.

Помимо герба и флага высшим государственным символом является

гимн.

1)

Определите понятие слова «гимн»?

Словарь:

Гимн

торжественное

музыкальное

произведение,

призванное вдохновлять и объединять всю нацию.

Также

как

и

подъем

флага,

исполнение

государственного

гимна

сопровождается проявлением высших форм уважения к нему ― вставанием

гражданских лиц и отданием чести военными.

Мы гражданские лица ― стоя.

Давайте прослушаем мелодию нашего гимна, автором которой является

композитор Александров, которая была написана 60 лет назад.

1)

Что вы знаете об этой музыке?

2)

В каких случаях исполняется гимн?

Автором слов двух вариантов гимна является С. Михалков.

Вашему поколению преумножать достижения России в науке, спорте,

политике, искусстве. Может быть, когда-то в честь кого-нибудь из вас будет

поднят флаг и исполнен гимн нашей страны.

V.

Итог урока.

1)

Где и когда пригодятся нам знания, полученные на уроке?

Историческая память, причастность к деяниям предков воскрешается в

старых символах, которые важны нам прежде всего как памятники прошлого.

Домашнее задание:

1)

Подбор литературы по теме «Государственные символы страны».

2)

Составить вопросы по содержанию урока.



В раздел образования