Автор: Руссева Людмила Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Октябрьский лицей"
Населённый пункт: П. Октябрьский Калачёвского района Волгоградской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Сложение целых чисел"
Раздел: среднее образование
Урок математики в 6 классе на тему «Сложение целых
чисел».
Цели:
- способствовать формированию у учащихся умения складывать
целые числа, используя игру в цветные кубики;
- развивать умение классифицировать и устанавливать логические связи;
- способствовать рефлексии собственной деятельности.
Тип урока: Изучение нового материала.
Ход урока.
1.
Организационный момент.
2.
Актуализация знаний.
На доске слова, которые надо разделить на две группы: выигрыш,
проигрыш, отдал, взял, прибыль, доход, расход, тепло, мороз.
По каким признакам вы разделили слова на группы? ( «+», «-»). На
предыдущих уроках вы познакомились с отрицательными числами. Чему
мы научились? (сравнивать, изображать на координатной прямой). Сегодня
на уроке мы продолжим работу с целыми числами. Какие числа называют
целыми? Какие числа называют натуральными?
Учитель предлагает выполнить следующее задание (слайд 1).
-15; +10; -3,2; 2; -7; 0; -4; 9,3; +7
Назовите:
1. отрицательные числа
2. натуральные числа.
3. положительные числа.
4. целые числа.
5. противоположные числа.
6. наибольшее целое число.
7. наименьшее целое число.
3. Мотивация к учебной деятельности
-
Какие задания можно придумать с числами данного ряда?
(Сложить, вычесть, умножить, разделить). Вы умеете сложить два
отрицательных числа?
-
Чему вы хотели бы научиться на уроке?
(Складывать целые числа).
-
Какова тема урока? Запишите её в тетрадь.
( «Сложение целых чисел»).
-
Сформулируйте цель урока.
Научиться складывать целые числа.
-
Как вы думаете, как складываются отрицательные числа?
4.Операционально-деятельностный этап.
Учитель предлагает задание: В наших опытах белый кубик будет показывать
выигрышное число очков, а чёрный – проигрышное.
1.Используя знаки «+» и «-», запишите число очков для каждого случая
(слайд 3).
2.С двумя белыми кубиками выполнили несколько опытов
.Найдите в каждом случае получившуюся сумму очков. Запишите сумму
очков для каждого случая(слайд4)
3.Найдите сумму: (слайд 7)
•
(+3) + (+4)
•
(+5) + (+2)
•
(+3) + (+1)
•
(+5) + (+4)
•
(-3) + (-4)
•
(-4) + (-6)
•
(-3) + (-2)
•
(-4) + (-5)
4. Заполнить пропуски (карточки у учащихся на партах)
(+5) + (+6) = … (- 1) + ( …) = -5
(…) + ( +5) = +8 (-3) + (…) = -8
(…) + ( +9) = +10 (…) + ( -4) = - 7
Сделайте вывод:
(+) + (+) = (-) + (-) =
•
Выигрыш да выигрыш — получится …
•
Проигрыш да проигрыш — получится …
•
5.Бросили два кубика разных цветов. Запишите сумму для каждого случая.
(слайд 5) Найдите сумму.
(-5)+ (+3) = (-2)
(слайд 6)
(-3)+(+6)=(+3)
6. Используя карточки, учащиеся составляют примеры на сложение целых
чисел .Может оказаться, что на двух разноцветных кубиках выпало
одинаковое число очков. Чему равна сумма в этом случае? Затем выполняют
задания на заполнение пропусков. Восстановите стертые записи:
(-4)+(+4)=… ; (-4)+(+5)= … ;
(…)+(+3)= -2 ; (-5)+(…)= -9 ;
(+6)+(…)=+11 ; (-3)+(…)=0 ;
Каким числом может быть сумма чисел с разными знаками? От чего зависит
знак суммы?
Формулируют правило сложения отрицательных и положительных чисел.
1. сумма двух положительных чисел - положительна, сумма двух
отрицательных чисел - отрицательна.
2. сумма двух чисел с разными знаками может быть как отрицательной так
и положительной; знак суммы зависит от того какое слагаемое
«перевесило».
5 этап. Первичное закрепление.
Выполняем задание из
учебника№739,№ 740.
6 этап. Самостоятельная работа.
Вариант 1 Вариант 2
1)
(+7)+(-15) 1) (-7)+(-23)
2)
(-8)+(-20) 2) (+16)+(-9)
3)
(-23)+(+11) 3) (+12)+(-12)
4)
(+25)+(-25) 4) (-26)+(+14)
5)
5) (-13)+(+17) 5) (-15)+(+24.
взаимопроверка по ответам на слайде.
7.Рефлексивно – оценочный этап.
-
Пришло время подвести итог нашей работы.
-
Чему мы научились на уроке?
(Складывать отрицательные и положительные числа )
-
Каким числом является сумма положительных чисел?
-
Каким числом является сумма отрицательных чисел?
-
Сумма противоположных чисел.
-
Как
определить,
каким
числом
_
положительным
или
отрицательным – является сумма двух чисел с разными знаками?
-
Вот
как
индийский
математик
Брахмагупта
(VII
–
в)
излагал
правило сложения отрицательных чисел: «Сумма двух долгов есть
долг».
-
Что он имел в виду?
(При сложении отрицательных чисел результат – отрицательное
число)
-
Что важно запомнить с урока?
(Правило сложения целых чисел)
-
Над чем еще надо поработать?
выполнили мы намеченные цели?
-
Оцените свою деятельность на уроке.
.
Учитель предлагает учащимся продолжить предложение:
Сегодня на уроке я чувствовал себя…
Запишите домашнее задание №742,№757.Сообщение на тему: «Когда
впервые начали использовать отрицательные числа».