Напоминание

"Сложение целых чисел"


Автор: Руссева Людмила Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МКОУ "Октябрьский лицей"
Населённый пункт: П. Октябрьский Калачёвского района Волгоградской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Сложение целых чисел"
Раздел: среднее образование





Назад




Урок математики в 6 классе на тему «Сложение целых

чисел».

Цели:

- способствовать формированию у учащихся умения складывать

целые числа, используя игру в цветные кубики;

- развивать умение классифицировать и устанавливать логические связи;

- способствовать рефлексии собственной деятельности.

Тип урока: Изучение нового материала.

Ход урока.

1.

Организационный момент.

2.

Актуализация знаний.

На доске слова, которые надо разделить на две группы: выигрыш,

проигрыш, отдал, взял, прибыль, доход, расход, тепло, мороз.

По каким признакам вы разделили слова на группы? ( «+», «-»). На

предыдущих уроках вы познакомились с отрицательными числами. Чему

мы научились? (сравнивать, изображать на координатной прямой). Сегодня

на уроке мы продолжим работу с целыми числами. Какие числа называют

целыми? Какие числа называют натуральными?

Учитель предлагает выполнить следующее задание (слайд 1).

-15; +10; -3,2; 2; -7; 0; -4; 9,3; +7

Назовите:

1. отрицательные числа

2. натуральные числа.

3. положительные числа.

4. целые числа.

5. противоположные числа.

6. наибольшее целое число.

7. наименьшее целое число.

3. Мотивация к учебной деятельности

-

Какие задания можно придумать с числами данного ряда?

(Сложить, вычесть, умножить, разделить). Вы умеете сложить два

отрицательных числа?

-

Чему вы хотели бы научиться на уроке?

(Складывать целые числа).

-

Какова тема урока? Запишите её в тетрадь.

( «Сложение целых чисел»).

-

Сформулируйте цель урока.

Научиться складывать целые числа.

-

Как вы думаете, как складываются отрицательные числа?

4.Операционально-деятельностный этап.

Учитель предлагает задание: В наших опытах белый кубик будет показывать

выигрышное число очков, а чёрный – проигрышное.

1.Используя знаки «+» и «-», запишите число очков для каждого случая

(слайд 3).

2.С двумя белыми кубиками выполнили несколько опытов

.Найдите в каждом случае получившуюся сумму очков. Запишите сумму

очков для каждого случая(слайд4)

3.Найдите сумму: (слайд 7)

(+3) + (+4)

(+5) + (+2)

(+3) + (+1)

(+5) + (+4)

(-3) + (-4)

(-4) + (-6)

(-3) + (-2)

(-4) + (-5)

4. Заполнить пропуски (карточки у учащихся на партах)

(+5) + (+6) = … (- 1) + ( …) = -5

(…) + ( +5) = +8 (-3) + (…) = -8

(…) + ( +9) = +10 (…) + ( -4) = - 7

Сделайте вывод:

(+) + (+) = (-) + (-) =

Выигрыш да выигрыш — получится …

Проигрыш да проигрыш — получится …

5.Бросили два кубика разных цветов. Запишите сумму для каждого случая.

(слайд 5) Найдите сумму.

(-5)+ (+3) = (-2)

(слайд 6)

(-3)+(+6)=(+3)

6. Используя карточки, учащиеся составляют примеры на сложение целых

чисел .Может оказаться, что на двух разноцветных кубиках выпало

одинаковое число очков. Чему равна сумма в этом случае? Затем выполняют

задания на заполнение пропусков. Восстановите стертые записи:

(-4)+(+4)=… ; (-4)+(+5)= … ;

(…)+(+3)= -2 ; (-5)+(…)= -9 ;

(+6)+(…)=+11 ; (-3)+(…)=0 ;

Каким числом может быть сумма чисел с разными знаками? От чего зависит

знак суммы?

Формулируют правило сложения отрицательных и положительных чисел.

1. сумма двух положительных чисел - положительна, сумма двух

отрицательных чисел - отрицательна.

2. сумма двух чисел с разными знаками может быть как отрицательной так

и положительной; знак суммы зависит от того какое слагаемое

«перевесило».

5 этап. Первичное закрепление.

Выполняем задание из

учебника№739,№ 740.

6 этап. Самостоятельная работа.

Вариант 1 Вариант 2

1)

(+7)+(-15) 1) (-7)+(-23)

2)

(-8)+(-20) 2) (+16)+(-9)

3)

(-23)+(+11) 3) (+12)+(-12)

4)

(+25)+(-25) 4) (-26)+(+14)

5)

5) (-13)+(+17) 5) (-15)+(+24.

взаимопроверка по ответам на слайде.

7.Рефлексивно – оценочный этап.

-

Пришло время подвести итог нашей работы.

-

Чему мы научились на уроке?

(Складывать отрицательные и положительные числа )

-

Каким числом является сумма положительных чисел?

-

Каким числом является сумма отрицательных чисел?

-

Сумма противоположных чисел.

-

Как

определить,

каким

числом

_

положительным

или

отрицательным – является сумма двух чисел с разными знаками?

-

Вот

как

индийский

математик

Брахмагупта

(VII

в)

излагал

правило сложения отрицательных чисел: «Сумма двух долгов есть

долг».

-

Что он имел в виду?

(При сложении отрицательных чисел результат – отрицательное

число)

-

Что важно запомнить с урока?

(Правило сложения целых чисел)

-

Над чем еще надо поработать?

выполнили мы намеченные цели?

-

Оцените свою деятельность на уроке.

.

Учитель предлагает учащимся продолжить предложение:

Сегодня на уроке я чувствовал себя…

Запишите домашнее задание №742,№757.Сообщение на тему: «Когда

впервые начали использовать отрицательные числа».



В раздел образования