Напоминание

Дополнительная образовательная программа дошкольного образования "Василинка"


Автор: Косенко Ольга Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №183
Населённый пункт: город Оренбург
Наименование материала: Образовательная программа
Тема: Дополнительная образовательная программа дошкольного образования "Василинка"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Дополнительная образовательная программа

дошкольного образования «Василинка»

Выполнила:

Косенко О.А., воспитатель

МБДОУ № 183, г.Оренбург

г. Оренбург

2012

2

Раздел I

Пояснительная записка

1.1

Направленность.

Данная

программа

не

является

компонентом

базовой

программы

ДОУ,

а

является

вариативным

звеном

учебного

плана,

обеспечивающим индивидуальный характер развития воспитанников.

1.2.

Новизна,

актуальность,

педагогическая

целесообразность.

Среди множества факторов, обуславливающих развитие ребёнка-дошкольника,

наиболее мощным является культура. В процессе продуктивной творческой

деятельности,

присвоения

ценностей

культуры,

у

ребёнка

появляются

и

развиваются творческое воображение, коммуникативные навыки, способность

принимать позицию другого человека, основы его будущей рефлексии. В этом

процессе

ребёнок

и

взрослый

совместными

усилиями

превращают

исторический

опыт

человечества

в

систему

открытых

проблем,

которые

подлежат

специфическому

осмыслению

со

стороны

ребёнка.

Чем

раньше

ребёнок

почувствует

свои

корни,

«корни

памяти»,

тем

охотнее

он

будет

обращаться к дальнейшему опыту и знаниям людей, живших в далёкие времена,

научится чтить память своих предков.

Особенностью данного курса является выделение на некоторых занятиях

специального

времени,

направленного

на

реализацию

национально-

регионального

компонента.

Конспекты

занятий

содержат

познавательную

информацию, как для детей, так и для педагога, а так же описание практической

деятельности по созданию тряпичной народной куклы.

Игрушки

важнейшие

составляющие

любой

культуры.

Игрушка

культурное

орудие,

посредством

которого

в

«свёрнутой

форме»

передаётся

состояние современной культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся

сама

суть

человеческих

отношений

и

сложное

мироустроение.

Игрушки

носитель

сакральных

ценностей,

родовой

информации.

Одной

из

наиболее

любимых игрушек всегда была КУКЛА.

Кукла

первая

среди

игрушек.

Она

известна

с

глубокой

древности,

оставаясь вечно юной. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой

3

путь к сердцам детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создаёт человек.

Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своём облике

самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная

ценность традиционной народной куклы.

1.3 Цель и задачи программы

Цель

программы

Развитие

интегративных

качеств

личности

дошкольников через познание русских народных традиций, носителем которых

является древнейшая из игрушек – тряпичная кукла.

Задачи:

Обучающая: изучить народные традиции, связанные с историей русской

тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных

образов.

Развивающая:

спо собствовать

развитию

ручной

ум е л о с т и ,

конструктивных

умений,

творчества

и

способности

к

преобразованию

материалов.

Воспитательная: на народных традициях воспитывать чувство уважения

к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

1.4 Возраст детей

Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста

1.5 Сроки реализации Программы.

Программа реализуется в процессе непосредственно образовательной

деятельности, которая организуется 1 раз в неделю, во второй половине дня,

продолжительность составляет не более 30 мин.

1.6 Формы и режим занятий.

Принципиально

верным

в

организации

занятий

является

единство

познания

и

сопереживания,

активизации

всех

психических

процессов,

обеспечивающих успешное осуществление детской творческой деятельности.

Курс содержит 26 занятий. Занятия кружка проводятся один раз в неделю

во

второй

половине

дня

длительностью

от

30

до

40

минут.

Их

4

продолжительность зависит от содержания и детской увлечённости. Условием

успешной организации занятий является их оптимальный темп, обеспеченный

рациональной сменой активных и пассивных форм познания, динамичности и

статичности в двигательном режиме занятия.

1.7 Ожидаемые результаты

Требования к уровню подготовки воспитанников

Требования к умениям и знаниям, приобретённым в результате

посещения кружка русской народной куклы «Василинка»:

Воспитанни

к

должен

Базовый компонент

Компонент ДОУ

Национально-

региональный

компонент

1

2

3

4

Знать

Историю русской

народной куклы и

связанные с ней

культурные традиции.

Знать о месте

русской

народной куклы

в истории и

культуре.

Знать некоторые

фольклорные

произведения.

Уметь

Создавать

выразительный образ в

народных традициях из

подручного

текстильного

материала.

Представить

тряпичную

куклу, как

музейный

экспонат.

Находить

логические связи

между образом и

традицией.

Способы проверки достижения требований к знаниям, умениям и

навыкам воспитанников.

Месяц

Способ проверки ЗУН

1

2

Декабрь

Итоговое игровое занятие «Обережье» по разделу II

Март

Итоговое практическое занятие «Рукодельницы»

по разделу III

5

Апрель

Обобщающее занятие по курсу «Мастер-класс от «Василинок»

Критерии уровня проявления самостоятельности в изготовлении игрушки:

Высокий - ребёнок включатся в трудовую деятельность самостоятельно,

трудится охотно, с радостью; доводит работу до конца, достигает поставленной

задачи.

Средний - ребёнок трудится охотно, по побуждению взрослого; с помощью

взрослого доводит работу до конца и достигает поставленной цели.

Низкий - не доводит работу до конца или отказывается участвовать в ручном

труде.

1.8 Формы подведения итогов

Выставка работ детей

Раздел II

6

Тематический план

Наименование разделов и тем

Количество

занятий

Срок

Модуль I. Русская народная кукла.

2

Тема 1. Что мы знаем о куклах?

1

Октябрь

Тема 2. История тряпичной куклы.

1

Октябрь

Модуль II. Обереговые куклы

8

Тема 1. Кукла-кувадка.

1

Октябрь

Тема 2. Куклы-пеленашки.

1

Октябрь

Тема 3. Кукла-закрутка.

2

Ноябрь

Тема 4. Ангел.

1

Ноябрь

Тема 5. Кубышка-травница.

2

Ноябрь-декабрь

Тема 6. «Обережье».

1

Декабрь

Модуль III. Обрядовые куклы

9

Тема 1. Зернушка (Крупеничка).

2

Декабрь-январь

Тема 2. Отдарок-на-подарок.

2

Январь

Тема 3. Неразлучники.

2

Февраль

Тема 4. Кукла-десятиручка.

2

Февраль

Тема 5. «Рукодельницы».

1

Март

Модуль IV. Игровые куклы.

7

Тема 1. Кукла-кормилка.

2

Март

Тема 2. Кукла-капустка.

2

Март-апрель

Тема 3. Зольная кукла.

2

Апрель

Тема 4. Мастер-класс от «Василинок».

1

Апрель

Всего:

26

Раздел III

7

Содержание программы

Модуль I. Русская народная кукла.

Что мы знаем о куклах. Куклы из бабушкиного сундука. История

тряпичной куклы и её назначение.

Требования к знаниям и умениям:

- знать когда появились куклы;

- кто и для чего создаёт куклы;

- из чего делают традиционную народную куклу;

- осуществлять основные операции при работе с иглой и

ножницами.

Модуль II. Обереговые куклы.

Что такое «оберег». Назначение обереговых кукол. Свойства ткани.

Тема 1. Кувадка.

Тема 2. Куклы-пеленашки.

Тема 3. Кукла – закрутка.

Тема 4. Ангел.

Тема 5. Кубышка-травница.

Тема 6. «Обережье» (итоговое игровое занятие).

Требования к знаниям и умениям:

- знать назначение обереговых кукол;

- развивать навык работы с тканью;

- уважать традиции русского народа;

- уметь создавать образ, несущий смысловую нагрузку.

Модуль III. Обрядовые куклы.

Народные обрядовые праздники. Кукла – носитель традиционной и

культурной информации. Правила работы с инструментами.

Тема 1. Зернушка (крупеничка).

8

Тема 2. Отдарок- на- подарок.

Тема 3. Неразлучники.

Тема 4. Кукла-десятиручка.

Тема 5. «Рукодельницы» (итоговое практическое занятие).

Требования к знаниям и умениям:

- знать назначение обрядовых кукол;

- развивать навык работы с иглой;

- понимать логические связи между куклами и обычаями;

- уметь самостоятельно создавать придуманный образ, наделяя

его смысловым значением.

Модуль IV. Игровые куклы.

Кукла – древнейшая игрушка. Кто делал первую куклу для ребёнка.

Почему у куклы не было лица.

Тема 1. Кукла-кормилка.

Тема 2. Кукла-капустка.

Тема 3. Зольная кукла.

Тема 4. Мастер-класс от «Василинок».

Требования к знаниям и умениям:

- знать историю игровой куклы;

- уметь создавать художественный образ в народных

традициях;

- уметь работать по замыслу.

Конспекты занятий

Модуль I. Русская народная кукла.

9

Занятие 1. «Что мы знаем о куклах?»

Цель: Познакомить с историей русской народной куклы и её назначением.

Оборудование: Экспозиция русских народных кукол в музее «Зауральская

светёлка». Магнитофон.

Предварительная работа: Экскурсия в городской краеведческий музей на

выставку «Народная игрушка».

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.

Занятие 2. «История тряпичной куклы»

Цель:

Познакомить

детей

с

традиционной

тряпичной

куклой

и

материалами, из которых её изготовляют.

Оборудование: Образцы тряпичных кукол. Магнитофон. Ножницы, иглы,

шаблоны прямоугольной формы.

Материалы: Лоскуты тканей, нитки, пряжа, тесьма, ленты.

Литературный ряд: Загадки:

А я тычу-потычу: носик стальной,

носик стальной, хвостик льняной.

Шила барыня-княгиня, весь мир нарядила.

Нарядила, обшила, сама нагая ходила.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.

Модуль II. Обереговые куклы.

Занятие 1. «Кувадка»

Цель: Знакомить детей с народными традициями. Дать понятие «оберега»

и объяснить назначение обереговых кукол.

Оборудование:

куклы

«Кувадки»,

схема

алгоритма

работы

(см.

приложение 1), магнитофон.

Материалы: Лоскуты ткани 6х6 см, 10х22 см, нитки-мулине.

10

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.

Занятие 2. «Куклы-пеленашки»

Цель: Продолжать знакомить с народными традициями. Развивать умение

работать с тканью и нитками.

Оборудование: Образцы кукол Пеленашек, схема алгоритма работы (см.

приложение 1).

Материалы:

Полоса

белой

ткани

15х50см,

лоскуты

цветных

тканей

размером 10х10см и 20х20 см, нитки-мулине, ленточки шириной 0,5-1 см.

Литературный

ряд:

Колыбельная

Е.С.

Хабаровой

«Как

у

бабушки

Варвары»

Словарь: Свивальник, крещение, колыбель.

Занятие 3-4. «Кукла-закрутка»

Цель:

На основе народной сказки познакомить детей с обереговыми

свойствами

куклы.

Учить

уважать

традиции

своего

народа.

Продолжать

развивать навык работы с тканью, ручную умелость и умение пользоваться

схемой.

Оборудование:

Куклы-закрутки,

схема

алгоритма

работы

(см.

приложение 1).

Материалы:

Лоскуты ткани 20х20 см, лоскуты белой ткани 10х10 см,

разноцветные лоскуты для одежды, тесьма, ленточки для украшения костюма

куклы, нитки-мулине, шерст. или х/б пряжа.

Литературный ряд: Сказка Афанасьева «Василиса Прекрасная».

Занятие 5. «Ангел»

Цель: Продолжать развивать навыки работы с тканью, знакомить с её

свойствами.

Оборудование: Образец куклы, схемы складывания ткани.

11

Материалы: Лоскуты белой ткани 20х20 см, лоскуты капрона 15х15 см,

нитки белые.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.

Занятие 6-7. «Кубышка-травница»

Цель:

Продолжать знакомить с народными «оберегами». Познакомить

детей с лекарственным травами, произрастающими в нашей области. Развивать

навыки владения ножницами и иглой при создании куклы. Учить, создавая

образ, наделять его характерными чертами и свойствами.

Оборудование: Кукла «кубышка-травница», схема алгоритма работы (см.

приложение 3).

Материалы: Лоскут светлой ткани 20 х 20см. – 1 шт. Лоскут светлой

ткани в мелкий рисунок 10 х 10 см. – 2 шт. Треугольный лоскут яркой

однотонной ткани для косынки ½ 30 х 30см. – 1 шт. Полоска ткани красного

цвета 20 х 1см. – 1 шт. Лоскут цветной ткани 40 х 40см. – 1 шт. Лоскут цветной

ткани 5 х 5 см. – 2 шт. Шитье или кружево, или яркая полоска ткани 7 х 10см.

для фартучка – 1 шт. Тесьма для пояса 25см. Красные нитки. Душистые

лекарственные травы 3-5 наименований по 10 гр. каждой. Синтепон для

наполнения куклы.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.

Занятие 8. «Обережье» (итоговое игровое занятие)

Цель: Закрепить понимание свойств «оберега» и назначения обереговых

кукол, способствовать возникновению интереса к народным традициям.

Оборудование: Куклы, изготовленные детьми на предыдущих занятиях.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.

Модуль III. Обрядовые куклы.

12

Занятие 1-2. «Зернушка (крупеничка)»

Цель: Познакомить с одним из обрядовых праздников, используя сказку и

куклу Зернушку. Воспитывать уважение к традициям и понимание народных

обычаев.

Развивать

навык

работы

с

иглой

и

тканью.

Способствовать

активизации речевых центров мозга через тактильное воздействие на кончики

пальцев.

Оборудование:

Кукла Зернушка. Иллюстрации к сказке «Крупеничка»,

схема алгоритма работы (см. приложение 2).

Материалы: Лен – 12х16 см, ситец – 15х15 см, нитки-мулине, нитки х/б,

нитки шерстяные, крупа (перловая, гречишная), горох. Лоскуты цветного ситца,

тесьма, ленты.

Литературный ряд: Русская народная сказка «Крупеничка».

Занятие 3-4. «Отдарок-на-подарок»

Цель:

Знакомство с жизненным обычаем на Руси посредством куклы.

Учить самостоятельно создавать придуманный образ, наделяя его смысловым

значением.

Оборудование: Образцы кукол. Схемы алгоритма работы. Магнитофон.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.

Занятие 5-6. «Неразлучники»

Цель:

Познакомить ещё с одним народным обрядом – свадьбой. Дать

понятие

куклы,

как

носителя

определённой

культурной

информации.

Продолжать развивать и совершенствовать навык работы с тканью. Развивать

художественное творчество при создании костюма.

Оборудование:

Куклы «Неразлучники», схема алгоритма работы (см.

приложение 2).

Материалы: Лоскуты однотонной ткани 10х12см 1 шт., 10х22 см 2 шт.,

цветные

лоскутки,

кусочки

тесьмы,

лент,

бусинки,

бисер,

нитки-мулине,

шерстяная пряжа.

13

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.

Занятие 7-8. «Кукла-десятиручка»

Цель:

Учить понимать логические связи между куклой и традицией.

Развивать конструктивные умения и творческое воображение.

Оборудование: Ножницы, иглы, схема изготовления куклы Кувадки.

Материалы:

Прутики

(можно

соломки

для

коктейля)

по

8см

5

шт.,

шерстяная пряжа, нитки-мулине, лоскут ткани 24х12 см, бусинки.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.

Занятие 9. «Рукодельницы» (итоговое практическое занятие)

Цель:

Совершенствовать

ручную

умелость

при

работе

с

тканью

в

процессе

создания

творческого

образа.

Развивать

логическое

мышление,

закреплять знание обычаев своего народа.

Оборудование: Все схемы-алгоритмы с предыдущих занятий, ножницы,

иглы.

Материалы:

Лоскуты

тканей

разного

размера

и

цвета,

нитки,

пряжа,

тесьма, ленты, вата, синтепон, сухие лекарственные травы, бусинки, бисер.

Листы бумаги, карандаши.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.

Модуль IV. Игровые куклы.

Занятие 1-2. «Кукла-кормилка»

Цель:

Дать понятие куклы, как

древнейшей игрушки. Познакомить с

самой древней игровой куклой – вепсской куклой.

Оборудование: Образец куклы-кормилки. Схема алгоритма работы (см.

приложение 2).

Материалы: Лоскуты ткани 20х20 см: 1-белый, 4-цветных. Вата. Нитки.

14

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.

Занятие 3-4. «Кукла-капустка»

Цель: Совершенствовать конструктивные умения при работе с тканью.

Развивать художественный вкус при подборе материалов.

Оборудование: Кукла-капустка, схема алгоритма работы (см. приложение

3).

Материалы: Прямоугольный лоскут ткани 15х30 см, белый лоскут 20х20

см, вата, нитки-мулине, цветные лоскутики ситца и льна, тесьма.

Музыкальный ряд: Русские народные песни.

Занятие 5-6. «Зольная кукла»

Цель:

Продолжать

знакомить

детей

с

подручными

материалами,

из

которых делали кукол наши бабушки. Воспитывать уважение к культурному

наследию своего народа. Развивать конструктивные навыки.

Оборудование:

Образец

зольной

куклы,

схема

алгоритма

работы

(см.

приложение 3).

Материалы: Два лоскута ткани 20х20 см, песок (вместо золы), цветной

лоскут 20х15 см, нитки, ленточки.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.

Занятие 7. Мастер-класс от «Василинок»

Цель: Выявить уровень умений, знаний и навыков детей по разделам

курса. Способствовать совместному творчеству детей и родителей.

Оборудование:

Схемы-алгоритмы

изготовления

тряпичных

кукол.

Ножницы, иглы.

Материалы: Лоскуты ткани (лён, ситец), синтепон, сухие лекарственные

травы, песок, крупа (перловая, гречневая), нитки, пряжа, тесьма, ленточки,

бусинки.

Музыкальный ряд: Русская народная музыка.

15

Примечание:

Самостоятельная

творческая

деятельность

детей

сопровождается русской народной музыкой (см. приложение 4).

Раздел IV

Контрольно-диагностические материалы

Мониторинг достижения детьми планируемых итоговых результатов

освоения Программы

16

Объект

Форма

(метод/методика)

Периодичност

ь

Сроки

Ответственны

й

Физически

развитый,

овладевший

основными

культурно-

гигиеническими

навыками

Наблюдение

2 раза в год

Октябрь,

май

Воспитатель

Любознательный,

активный

Беседа

2 раза в год

Сентябрь,

май

Воспитатель

Эмоционально

отзывчивый

Наблюдение

2 раза в год

Сентябрь,

май

Воспитатель

Овладевший

средствами

общения и

способами

взаимодействия

со взрослыми и

сверстниками

Беседа

2 раза в год

Сентябрь,

май

Воспитатель

Наблюдение

2 раза в год

Сентябрь,

май

Воспитатель

Способный

управлять своим

поведением и

планировать

действия на

основе

первичных

ценностных

представлений,

соблюдающий

элементарные

общепринятые

нормы и правила

поведения

Задание

на

учет

мотивов

героев

в

решении моральной

дилеммы

(модифицированная

задача Ж. Пиаже)

1 раз в год

Апрель

Воспитатель

Наблюдение

2 раза в год

Октябрь,

май

Воспитатель

Имеющий

первичные

представления о

народных

традициях

Беседа

2 раза в год

Сентябрь,

май

Воспитатель

Наблюдение

2 раза в год

Октябрь,

май

Воспитатель

Овладевший

необходимыми

умениями и

навыками

Анализ продуктов

деятельности

1 раз в год

апрель

Воспитатель

Наблюдение

1 раз в год

май

Воспитатель,

Раздел V

Методическое обеспечение программы

Список средств обучения

17

1.

Технические

средства

обучения

-

магнитофон, DVD,

теле-

и

видеоаппаратура.

2.

Учебно-наглядные пособия - схемы, модели.

3.

Оборудование – образцы народной тряпичной куклы, иглы, ножницы.

Музыкальное приложение

1.

Русский хоровод.

2.

«Катеринушка» лирический танец.

3.

«Россияночка» девичий игровой танец.

4.

«Вдоль деревни» (В.Голиков, В.Короткова).

5.

«Золотая хохлома» (В.Свешников, М.Вахутинский).

6.

«Утушка луговая» русская народная песня в обработке В.Городовской.

7.

«Комаринская» концертная пьеса на русскую тему для балалайки с

оркестром (А.Курченко).

8.

«Казачок» (М.Вахутинский).

9.

«Северные переборы» на темы гармошечных наигрышей (С.Сметанина,

А.Широков).

10.«Барыня» ярмарочная потеха (А.Курченко).

11.«Русский сувенир» (Д.Лошкин, В.Попонова).

Приложение 1

18

Приложение 2

19

Приложение 3

20

Раздел VI

Список литературы

21

1.

Арапова-Пискарёва

Н.А.

О

развитии

программного

обеспечения

в

среде дошкольного образования // Управление ДОУ. 2005. №5. С. 64-72.

2.

Афанасьева

С.

Дебют.

Программа

по

основам

художественного

ремесла. («Детский сад от А до Я» №6/2005).

3. Грибовская А. Ознакомление дошкольников с народным декоративно-

прикладным искусством. («Ребёнок в детском саду» №6/2006).

4. Жили-были…: Рус.обрядовая поэзия / Сост. Г.Г. Шаповалова, Л.С.

Лаврентьева – СПб.: Русско-Балт. Информац. Центр БЛИЦ, 1998.

5.

Лавриненко

Н.

Этнопедагогика.

Её

роль

в

развитии

творческих

способностей студентов. («Дошкольное воспитание» №12/2006).

6. Локальные традиции народной культуры в конце XX века: Материалы

региональной

научно-практической

конференции

(Курган,

14

декабря

2001

г.) /Мин-во образования РФ; КГУ. – Курган: Изд-во КГУ, 2002.

7.

Максимов

Ю.В.

У

истоков

мастерства:

Народное

искусство

в

художественном воспитании детей. Из опыта работы. – М.: Просвещение.

8. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в

детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.:

Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.

9. Микляева Н. Методика разработки авторской программы. («Детский

сад от А до Я» №3/2006).

10. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А.Н.

Морозовой, О.В. Мельниковой. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 416 с. – (Программа

развития).

11. Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т.С. Комаровой. –

М.: Педагогическое общество России, 2005.

12. Русские обычаи, обряды, предания и суеверия / Сост. А.В. Копылова.

– М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2003.

22

13.

Сажина

С.Д.

Составление

рабочих

учебных

программ

для

ДОУ.

Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006 – 112 с. – (Библиотека

руководителя ДОУ).

14. Сто сказок Южного Зауралья: учебное пособие / М-во образования и

науки

Рос.

Федерации,

Кург.

Гос.

Ун-т;

[Сост.,

науч.

ст.

и

коммент.:

В.П.

Фёдорова; Е.В. Рычкова]. – Курган: Редакционно - изд-ий центр Кург. гос. ун-та,

2005.

15.

Тихонова О.Г. Дошкольнику о музейной культуре.: Методическое

пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей. – М.: АРКТИ, 2006.

16.

Туранина

Н.

Формирование

этнокультурной

компетентности

дошкольника. («Дошкольное воспитание» №8/2006).

17. У кота – баюна: Кн. для семейного и детского досуга: Дет. фольклор

Зауралья / Сост. В.П. Фёдорова – Челябинск: Юж. – Урал. кн. изд-во, 1992.

23

24



В раздел образования