Напоминание

Экологическая тропа как естественный кабинет природы


Автор: Михайлова Вера Николаевна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ "Теректинская СОШ"
Населённый пункт: посёлок Теректа
Наименование материала: элективный курс
Тема: Экологическая тропа как естественный кабинет природы
Раздел: среднее образование





Назад





Михайлова Вера Николаевна, учитель

географии МОУ «Теректинская СОШ»

Усть - Коксинского района»

На уроках географии и во внеклассной

работе наряду с другими методами

обучения использую в своей работе метод

проектов. В процессе своей практической

работы убедилась, что метод проектов при

правильной организации даёт высокий

развивающий эффект процесса обучения.

Он позволяет обучающимся

самостоятельно и охотно приобретать

недостающие знания из разных

источников, развивает навыки

самостоятельной познавательной

деятельности, коммуникативные умения,

учит детей сотрудничать, чувствовать

свою ответственность. Метод проекта даёт

положительный результат в

преподавании элективных курсов.

Элективный курс по географии в 9 классе

«Экологическая тропа - естественный

«кабинет» природы»

1. Пояснительная записка.
Курс «Экологическая тропа - естественный «кабинет» природы» рассчитан на 13 часов. Он предназначен для обучающихся 9 класса. Этот курс рекомендуется изучать в начале учебного года или в конце учебного года (осеннее - весенний период). Предусмотрено изучение теоретических вопро сов, проведение лабораторного практикума, экскурсии и составление творческого отчёта в виде проекта. Данный курс направлен на развитие экологической культуры учащихся, расширение и углубление экологических знаний, на развитие интеллектуальной д е я т е л ь н о с т и и п о з н а в а т е л ь н о й а к т и в н о с т и . В с ф е р е с о з н а н и я о бу ч а ю щ и х с я в о з н и к а ю т т а к и е отношения к окружающей среде, которые вырабатываются не только на основе познания. Необходима т р уд о в а я , пропагандистская, художе ственная, э ко л о г и ч е с к и о р и е н т и р о в а н н а я деятельность, которая требует создания в природе специального «кабинета». Таким «кабинетом» может выступать учебная экологическая тропа, где создаются условия для выполнения системы заданий, о р г а н и зу ю щ и х деятельность обучающихся в природе. З а д а н и я в ы п ол н я ю т с я в о в р е м я комплексной экологической экскурсии и полевого практикума, которые по сути выступают новыми межпредметными ф о рм а м и о р г а н и з а ц и и у ч е б н о - воспитательного процесса. Тропа даёт возможность осуществить комплексный подход к изучению и охране природных комплексов на определённом природном участке. Кроме того, в ходе изучения объектов и явлений природы п о з н а ю т с я р а з л и ч н ы е с п о с о б ы , приобретается опыт оценки характера взаимодействия человека и природы. Так ж е у ч е б н а я т р о п а с п о с о б с т в у е т расширению кругозора. При составлении творческого отчёта по итогам данного курса обучающиеся предст авляют творческие проекты, которые позволяют обучающимся самостоятельно и охотно
приобретать недостающие знания из разных и с т о ч н и к о в , р а з в и в а ю т н а в ы к и с а м о с т о я т е л ь н о й п о з н а в а т е л ь н о й деятельности, коммуникативные умения, учат детей сотрудничать, чувствовать свою ответственность.
Ц е л ь :

С о з д а н и е

у с л о в и й

д л я

ц е л е н а п р а в л е н н о г о

в о с п и т а н и я

экологической культуры обучающихся.
Основными задачами данного ку р с а является: - изучение причинно - следственных связей в природе, взаимодействие природы и человека; - комплексный подход к изучению и охране природных комплексов на определённом природном участке; - ознакомить с различными способами природопользования; - н а у ч и т ь в е с т и п р о п а г а н д у природоохранных идей среди населения; - формировать навыки исследовательской деятельности; - формировать умения вести наблюдения, делать прогнозы; - формировать умения создавать творческие проекты.
Тр е бов а н и я
к з н а н и я м и у м е н и я м обучающихся. После изучения данного курса, обучающиеся должны
знать:
•понятие «природопользование» и его виды; • п р и р о д о о х р а н я е м ы е т е р р и т о р и и : заповедники, заказники, памятники природы республики Алтай и своего района; • виды экологических троп; • взаимодействие общества и природы; • факторы загрязнения окружающей среды.
должны уметь
: • п л а н и р о в ат ь р а б о т у и п о э т а п н о осуществлять её; • работать с дополнительной литературой; • проводить экскурсии; • описывать объекты на тропе; • составлять план - схему экологической тропы; • уметь составлять проекты и защищать их.
2.Содержание курса.

Тема 1
. Природопользование -
1 час.
Взаимодействие общества и природы. С о с т о я н и е п р и р о д н о й с р е д ы . Природопользование: рациональное и нерациональное. Виды географических прогнозов.
Тема

2
. История заповедного дела. Природоохранная деятельность в России и республики Алтай -
5 часов.
Заповедники. Заказники. Памятники природы. Катунский заповедник. Экскурсия в Катунский заповедник.
Тема 3.
Экологическая тропа. Классификация экологических троп -
3

часа.
Основные требования: доступность, привлекательность, информативность, практическая направленность. История экологической тропы. Основные остановки на тропе: горное обнажение, река Теректа, мельница, кострище, муравейник, экологические памятники, растительность горных систем, каменный уголь. Экскурсия: Знакомство с экологической тропой. Работа на остановках. Практическая работа. Растительность горных систем. Влияние деятельности человека на изменение природных комплексов.
Тема 4
. Итоговое занятие -
2 час.

Тематическое планирование



п/

п

Тема

Количес

тво

часов

Форма

заняти

я

Образовател

ьный

продукт
1 Введение. Понятие о природопользо вание. Виды природопользо вания. 1 лекция Опорный конспект 2 История природоохранн ой деятельности в России и Республики Алтай. 1 лекция Опорный конспект 3 Заповедники, заказники. Памятники природы Усть – Коксинского района. 2 семинар Сообщение 4 Экскурсии в Катунский заповедник. 2 экскурс ия Путевой дневник 5 Экологическая тропа, классификация троп. 1 Лекция Опорный конспект
6 Знакомство с экологической тропой. 2 Экскурс ия Практи кум Путевой дневник Конкурс плакатов, фото 7 Создание творческих проектов 2 Практи кум Творческие проекты 8 Итоговое занятие «Путешествие по тропе» 2 Защита проекто в Природоохран ные знаки и щиты, остановки, рефераты
3. Методический блок.
Элективный курс «Экологическая тропа» предусматривает использование различных организационных форм обучения: семинары, лекции, практические работы, экскурсии, познавательные игры. Значительное место отводится практическим работам на ме стно сти, творческой деятельности обучающихся: выпуск листовок, обращений к населению, учащимся. Практические работы по своему содержанию приближены к жизни, в ходе их в ы п ол н е н и я о бу ч а ю щ и е и с с л е д у ю т природные объекты. Будет проведено 2 экскурсии с целью знакомства с Катунским заповедником и знакомство с экологической тропой.
Формами

отчётности

обучающихся

за

данный курс могут быть:
1. Тетради с конспектами лекций. 2. Фотоальбом «Экологическая тропа». 3. Плакаты, рисунки, листовки. 4. Мини сочинение «Чем мне был полезен данный курс». 5.Проект.
Вопросы семинаров:
1) История создания Катунского заповедника. 2) Памятники природы республики Алтай, Усть - Коксинского района. 3) Заказники Усть - Коксинского района. 4) Памятники окрестности села Теректа.
Темы проектов:
1. Памятники природы своей местности. 2. Растительность горных систем. З. Растения местной флоры, занесённые в Красную книгу. 4. Муравьи - лесные санитары. 5. Правила поведения в природе. 6. Характеристика реки Теректа. 7. Мельница - история развития мукомольной отрасли.
Информационный щит.
«Вода - жизнь». «Вода не просто необходима. Она и есть сама жизнь». А. Сент - Экзюпери. «Вода это самое драгоценное ископаемое. Вода - это не просто минеральное сырьё, Это не только средство для развития промышленности и сельского хозяйства: вода - это действенный проводник культуры, это живая кровь, которая создаёт жизнь там, её не было». А. Карпинский. Запомните! Что каждый кубический метр воды неочищенной фактически портит до десяти кубометров чистой воды в реке и даже 50 кубометров, когда сбрасываются в реки и ручьи неочищенные сточные воды.
Будем охранять наши водоёмы от

загрязнения!
5 граммов нефтепродуктов, затягиваю плёнкой 50 метров квадратных водной поверхности вызывая, кислородное голодание и от равление в од н ы х организмов, приводя к гибели икры и мальков.
Литература:
1 . Д е м и н а Т . А . Э к о л о г и я . П р и р о д о п о л ь з о в а н и е , о х р а н а окружающей среды. - М., 1998 г. 2. Захлёбный А.Н. «Экологическое образование школьников во внеклассной работе». М. 1984 г. З.Костенков П.П. « Эколо гиче ско е воспитание школьников». Барнаул. 1990г. 4. Михеев А.В. «Охрана природы». М. 1990 г. 5.Новиков Ю.В. Природа и человек. М. Просвещение, 1991 г.
6. Энциклопедия для детей. География. Т.З. - М. Аванта +, 2000г.


В раздел образования