Экологическая тропа как естественный кабинет природы
Автор: Михайлова Вера Николаевна Должность: учитель географии Учебное заведение: МБОУ "Теректинская СОШ" Населённый пункт: посёлок Теректа Наименование материала: элективный курс Тема: Экологическая тропа как естественный кабинет природы Раздел: среднее образование
1. Пояснительная записка.
Курс
«Экологическая
тропа
-
естественный
«кабинет»
природы»
рассчитан на 13 часов. Он предназначен
для
обучающихся
9
класса.
Этот
курс
рекомендуется изучать в начале учебного
года или в конце учебного года (осеннее -
весенний
период).
Предусмотрено
изучение
теоретических
вопро сов,
проведение
лабораторного
практикума,
экскурсии
и
составление
творческого
отчёта в виде проекта.
Данный курс направлен на развитие
экологической
культуры
учащихся,
расширение и углубление экологических
знаний,
на
развитие
интеллектуальной
д е я т е л ь н о с т и
и
п о з н а в а т е л ь н о й
а к т и в н о с т и .
В
с ф е р е
с о з н а н и я
о бу ч а ю щ и х с я
в о з н и к а ю т
т а к и е
отношения к окружающей среде, которые
вырабатываются
не
только
на
основе
познания.
Необходима
т р уд о в а я ,
пропагандистская,
художе ственная,
э ко л о г и ч е с к и
о р и е н т и р о в а н н а я
деятельность, которая требует создания в
природе специального «кабинета».
Таким «кабинетом» может выступать
учебная
экологическая
тропа,
где
создаются
условия
для
выполнения
системы
заданий,
о р г а н и зу ю щ и х
деятельность
обучающихся
в
природе.
З а д а н и я
в ы п ол н я ю т с я
в о
в р е м я
комплексной экологической экскурсии и
полевого
практикума,
которые
по
сути
выступают
новыми
межпредметными
ф о рм а м и
о р г а н и з а ц и и
у ч е б н о
-
воспитательного процесса.
Тропа даёт возможность осуществить
комплексный подход к изучению и охране
природных комплексов на определённом
природном участке. Кроме того, в ходе
изучения
объектов
и
явлений
природы
п о з н а ю т с я
р а з л и ч н ы е
с п о с о б ы ,
приобретается
опыт
оценки
характера
взаимодействия человека и природы. Так
ж е
у ч е б н а я
т р о п а
с п о с о б с т в у е т
расширению кругозора. При составлении
творческого
отчёта
по
итогам
данного
курса
обучающиеся
предст авляют
творческие проекты, которые позволяют
обучающимся
самостоятельно
и
охотно
приобретать недостающие знания из разных
и с т о ч н и к о в ,
р а з в и в а ю т
н а в ы к и
с а м о с т о я т е л ь н о й
п о з н а в а т е л ь н о й
деятельности,
коммуникативные
умения,
учат детей сотрудничать, чувствовать свою
ответственность.
Ц е л ь :
С о з д а н и е
у с л о в и й
д л я
ц е л е н а п р а в л е н н о г о
в о с п и т а н и я
экологической культуры обучающихся.
Основными
задачами
данного
ку р с а
является:
- изучение причинно - следственных связей в
природе,
взаимодействие
природы
и
человека;
- комплексный подход к изучению и охране
природных
комплексов
на
определённом
природном участке;
-
ознакомить
с
различными
способами
природопользования;
-
н а у ч и т ь
в е с т и
п р о п а г а н д у
природоохранных идей среди населения;
-
формировать
навыки
исследовательской
деятельности;
-
формировать
умения
вести
наблюдения,
делать прогнозы;
- формировать умения создавать творческие
проекты.
Тр е бов а н и я к
з н а н и я м
и
у м е н и я м
обучающихся.
После
изучения
данного
курса, обучающиеся должны знать:
•понятие «природопользование» и его виды;
• п р и р о д о о х р а н я е м ы е
т е р р и т о р и и :
заповедники, заказники, памятники природы
республики Алтай и своего района;
• виды экологических троп;
• взаимодействие общества и природы;
• факторы загрязнения окружающей среды.
должны уметь :
•
п л а н и р о в ат ь
р а б о т у
и
п о э т а п н о
осуществлять её;
• работать с дополнительной литературой;
• проводить экскурсии;
• описывать объекты на тропе;
•
составлять
план
-
схему
экологической
тропы;
• уметь составлять проекты и защищать их.
2.Содержание курса.
Тема 1 . Природопользование - 1 час.
Взаимодействие
общества
и
природы.
С о с т о я н и е
п р и р о д н о й
с р е д ы .
Природопользование:
рациональное
и
нерациональное.
Виды
географических
прогнозов.
Тема
2 .
История
заповедного
дела.
Природоохранная деятельность в России
и республики Алтай - 5 часов.
Заповедники. Заказники. Памятники
природы. Катунский заповедник.
Экскурсия в Катунский заповедник.
Тема 3. Экологическая тропа.
Классификация экологических троп - 3
часа.
Основные требования: доступность,
привлекательность, информативность,
практическая направленность. История
экологической тропы. Основные
остановки на тропе: горное обнажение,
река Теректа, мельница, кострище,
муравейник, экологические памятники,
растительность горных систем, каменный
уголь.
Экскурсия: Знакомство с экологической
тропой. Работа на остановках.
Практическая работа. Растительность
горных систем. Влияние деятельности
человека на изменение природных
комплексов.
Тема 4 . Итоговое занятие - 2 час.
Тематическое планирование
№
п/
п
Тема
Количес
тво
часов
Форма
заняти
я
Образовател
ьный
продукт
1
Введение.
Понятие о
природопользо
вание. Виды
природопользо
вания.
1
лекция
Опорный
конспект
2
История
природоохранн
ой
деятельности в
России и
Республики
Алтай.
1
лекция
Опорный
конспект
3
Заповедники,
заказники.
Памятники
природы Усть –
Коксинского
района.
2
семинар
Сообщение
4
Экскурсии в
Катунский
заповедник.
2
экскурс
ия
Путевой
дневник
5
Экологическая
тропа,
классификация
троп.
1
Лекция
Опорный
конспект
6
Знакомство с
экологической
тропой.
2
Экскурс
ия
Практи
кум
Путевой
дневник
Конкурс
плакатов,
фото
7
Создание
творческих
проектов
2
Практи
кум
Творческие
проекты
8
Итоговое
занятие
«Путешествие
по тропе»
2
Защита
проекто
в
Природоохран
ные знаки и
щиты,
остановки,
рефераты
3. Методический блок.
Элективный курс «Экологическая тропа»
предусматривает
использование
различных
организационных форм обучения: семинары,
лекции,
практические
работы,
экскурсии,
познавательные игры.
Значительное
место
отводится
практическим
работам
на
ме стно сти,
творческой
деятельности
обучающихся:
выпуск листовок, обращений к населению,
учащимся. Практические работы по своему
содержанию приближены к жизни, в ходе их
в ы п ол н е н и я
о бу ч а ю щ и е
и с с л е д у ю т
природные
объекты.
Будет
проведено
2
экскурсии с целью знакомства с Катунским
заповедником и знакомство с экологической
тропой.
Формами
отчётности
обучающихся
за
данный курс могут быть:
1. Тетради с конспектами лекций.
2. Фотоальбом «Экологическая тропа».
3. Плакаты, рисунки, листовки.
4. Мини сочинение «Чем мне был полезен
данный курс».
5.Проект.
Вопросы семинаров:
1) История создания Катунского заповедника.
2) Памятники природы республики Алтай,
Усть - Коксинского района.
3) Заказники Усть - Коксинского района.
4) Памятники окрестности села Теректа.
Темы проектов:
1. Памятники природы своей местности.
2. Растительность горных систем.
З. Растения местной флоры, занесённые в
Красную книгу.
4. Муравьи - лесные санитары.
5. Правила поведения в природе.
6. Характеристика реки Теректа.
7. Мельница - история развития
мукомольной отрасли.
Информационный щит.
«Вода - жизнь».
«Вода не просто необходима. Она и есть
сама жизнь».
А. Сент - Экзюпери.
«Вода это самое драгоценное ископаемое.
Вода - это не просто минеральное сырьё,
Это
не
только
средство
для
развития
промышленности и сельского хозяйства:
вода
-
это
действенный
проводник
культуры,
это
живая
кровь,
которая
создаёт жизнь там, её не было».
А. Карпинский. Запомните!
Что
каждый
кубический
метр
воды
неочищенной
фактически
портит
до
десяти кубометров чистой воды в реке и
даже 50 кубометров, когда сбрасываются
в
реки
и
ручьи
неочищенные
сточные
воды. Будем охранять наши водоёмы от
загрязнения!
5
граммов
нефтепродуктов,
затягиваю
плёнкой
50
метров
квадратных
водной
поверхности
вызывая,
кислородное
голодание
и
от равление
в од н ы х
организмов,
приводя
к
гибели
икры
и
мальков.
Литература:
1 .
Д е м и н а
Т . А .
Э к о л о г и я .
П р и р о д о п о л ь з о в а н и е ,
о х р а н а
окружающей среды. - М., 1998 г.
2.
Захлёбный
А.Н.
«Экологическое
образование школьников во внеклассной
работе». М. 1984 г.
З.Костенков
П.П.
« Эколо гиче ско е
воспитание школьников». Барнаул. 1990г.
4. Михеев А.В. «Охрана природы». М.
1990 г.
5.Новиков Ю.В. Природа и человек. М.
Просвещение, 1991 г.
6. Энциклопедия для детей. География. Т.З. -
М. Аванта +, 2000г.