Напоминание

"ВИДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"


Автор: Каримова Мария Ришатовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №5
Населённый пункт: Саратовская область, город Балаково
Наименование материала: статья
Тема: "ВИДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ВИДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Каримова М. Р.-

воспитатель высшей категории

МАДОУ «Детский сад

комбинированного вида №5 «Умка»

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в

жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества,

развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту

в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство –

чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна

жизнь человека.

В. А. Сухомлинский

Удельный

вес

отдельных

видов

труда

в

детском

саду

на

разных

возрастных этапах не одинаков. Каждый из них обладает определенными

возможностями для решения воспитательных задач.

В старшей группе, кроме 3 основных видов труда (самообслуживания,

хозяйственно – бытового труда, труда в природе) добавляется ещё ручной

труд.

В данной возрастной группе делается больший акцент на

формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах

труда, их совершенствование.

Процессы, связанные с формированием навыков самообслуживания в

старшей группе используются для решения более сложных воспитательных

задач: формирования у детей привычки к опрятности и чистоте, навыков

поведения в окружении сверстников, осознанное отношение и интерес к

трудовой деятельности,

готовность участвовать в труде, не избегая

неприятной работы, умение достигать результата.

В старшей группе мы по-прежнему учим детей выполнять работу по

самообслуживанию. Но теперь мы уже помогаем им правильно подойти к

реализации сложной задачи, показываем, как проще и лучше выполнить ее.

Советовать надо в меру, чтобы оставалось место для собственной

инициативы детей.

Главным приёмом, которым мы пользуемся в руководстве

самообслуживанием детей старшего возраста, является контроль.

Например, придя с зимней прогулки, дети начинают раздеваться. Я

напоминаю им о том, что нужно помогать друг другу развязывать шарфы,

расстёгивать пуговицы, что за оказанную помощь надо благодарить.

Я наблюдаю, как дети раскладывают свои варежки, штаны для

просушки в сушильный шкаф. Хвалю детей, которые стараются аккуратнее

разложить вещи. Особое внимание обращаю на тех детей, у которых

недостаточно сформированы навыки самообслуживания, подбадриваю их:

-Смотрите, ребята, как сегодня аккуратно сложил Кирилл свои вещи в

шкаф.

-Какой молодец у нас Ваня, очень быстро разделся и аккуратно

развесил свои вещи.

Заметив непорядок, я подзываю ребёнка:

- Дима, ты сегодня поспешил и не очень аккуратно повесил вещи. Они

могут не просохнуть. Давай – ка постарайся, наведи порядок. Я на тебя

надеюсь.

Могу оценить проявления положительных качеств:

- Посмотрите, какая у нас Саша умница. Она и сама быстро разделась,

и подружке помогает, даже воротничок ей поправила.

Так ненавязчиво

я стараюсь научить их проверять самих себя: хорошо

ли они выполняют обязанности по самообслуживанию, выполняют ли

требования взрослого, не слишком ли замедляют темп, достаточно ли

тщательно и аккуратно делают свое дело; выясняю, кто из детей способен

выполнять свою задачу быстрее, с наименьшей затратой сил.

Особое внимание мы обращаем на то, чтобы ребёнок осознанно

пользовался навыками, понимал, что небрежное выполнение трудовых

действий по самообслуживанию приводит к плохим последствиям (плохо

застегнул пальто – можешь простудиться, не почистил ботинки – они будут

иметь неряшливый вид, плохо вымыл руки – запачкаешь полотенце).

В практике воспитания детей старшего дошкольного возраста огромное

значение мы придаем длительным обязанностям по самообслуживанию и

близкому к нему бытовому труду:

приучаем детей бережно относиться к

вещам (чистить одежду, обувь).

Это очень важно, потому что постоянные поручения повышают

чувство ответственности, дают возможность ребятам, ощутить значение

своего труда для окружающих, вырабатывают необходимую для обучения в

школе, в жизни привычку к трудовому усилию, воспитывает в детях

аккуратность. Кроме того, мы постоянно подчёркиваем, что беречь одежду и

обувь следует не только потому, что надо быть всегда опрятным, но и из

чувства благодарности к родителям, купившим эти вещи. С этого начинается

воспитание в детях уважения к предметам труда человека, а позднее —

бережного отношения к общественной собственности.

За детьми старшего дошкольного возраста закрепляется ряд более

сложных обязанностей по самообслуживанию: уборка постели, уход за

волосами, обувью.

Ознакомление детей со способом выполнения нового действия всегда

требует детального показа и подробного объяснения каждого движения в их

последовательности. «Посмотри, Соня, как я буду заправлять постель―

аккуратно, без складок. Я сначала расстелю покрывало, затем разглажу. Вот

так». Решающее значение при этом имеет активное поведение ребенка, т.е.

его практическое участие в выполнении данного действия. Без этого

овладение навыками останется безрезультатным.

Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по

самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в

работе научит их точно следовать необходимому способу действий, т.е.

исполнительности.

В старшей группе мы постепенно переходим от показа к подробным

словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков,

выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать

согласно каждому слову воспитателя. Позднее мы придаём своему

объяснению более общий характер: «Я сейчас посмотрю, кто правильно

повесил одежду в шкаф»; «Завяжи шарф хорошо, как я тебя учила». Такое

общее напоминание активизирует мысль детей, побуждает их вспомнить,

какой способ выполнения нужно применить, какие действия в него входят,

какова их последовательность.

Большую помощь в напоминании правил самообслуживания играют

алгоритмы (схемы) различных процессов самообслуживания

.

У нас имеются

в группе алгоритм последовательности мытья рук, алгоритм

последовательности одевания.

Совершенствовать навыки самообслуживания нам помогают

различные игровые ситуации:

Игровая ситуация «Покажем Карлсону, зачем нужна расчёска».

Карлсон прилетел весь растрёпанный, и мы его знакомили с правилами

пользования расческой. Было предложено детям вспомнить соответствующие

правила.

Игровая ситуация: «О чём рассказало Кирюшино полотенце», которая

помогает закрепить правила умывания, воспитать

желание следить за

чистотой своего тела, воспитывает опрятность.

Игровая ситуация: «Расскажем куклам, как приводить себя в

порядок». Дети показывают куклам, как они одеваются после сна, как

приводят в порядок свой внешний вид.

Упражнения:

После прогулки:

-Через 10 минут у нас будет проверка ваших шкафчиков, дежурные

будут проверять шкафы и те дети, у которых всё сложено правильно получат

фишки. Пожалуйста, сложите одежду в шкафчик так, как нарисовано на

схеме.

Перед сном:

-Покажите, как надо складывать одежду перед сном. Дежурные отметят

аккуратно сложенную одежду.

Формированию навыков самообслуживания способствуют

сюрпризные моменты, связанные с приходом различных гостей, героев

сказок, сюжетно – ролевые игры, в ходе которых дети выполняют различные

ролевые действия, игры «Шнуровка», «Пуговки» .

Ребенок обслуживает себя, находясь рядом с другими, в связи, с чем он

должен понимать нужды и затруднения окружающих. Мы на конкретных

примерах разъясняем, как надо поступать, учитывая нужды других:

посторониться в раздевальной, чтобы дать пройти тому, кто уже разделся;

при умывании пропустить вперед дежурных (им важнее умыться поскорее,

чтобы приступить к своим обязанностям и т.п. Все это формирует у детей

элементарную предупредительность, уважительное отношение к

окружающим, гуманные чувства и положительные взаимоотношения.

В старших группах детского сада хозяйственно-бытовой труд еще

более обогащается по содержанию, становится систематическим, во многом

переходя в постоянные обязанности дежурных.

Он включает в себя умение поддерживать и наводить порядок в

групповой комнате

(протирать пыль, мыть игрушки, расставлять легкую

мебель); принимать участие в приготовлении пищи (салатов, винегрета,

изделий из теста), в труде по ремонту книг, игрушек, одежды, подготовке к

занятиям, прогулкам. Старшие дошкольники помогают няне принести чистое

бельё и разложить его, помогают раскладывать няне мыло в мыльницы. На

участке поддерживают порядок: подметают дорожки, помогают убрать

мусор, а в зимнее время – расчищать снег. Особенность хозяйственно-

бытового труда старших дошкольников состоит в умении самостоятельно

организовать его: подобрать необходимый инвентарь, удобно его разместить,

привести всё в порядок после работы.

В процессе хозяйственно – бытового труда создаются возможности для

формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать

малейший беспорядок и по собственной инициативе устранять его.

Необходимость в данном труде возникает постоянно, он сопровождает

любую деятельность детей. Например, в течение нескольких дней дети

обыгрывали постройку, сделанную из крупного строителя - появилась

потребность в том, чтобы стереть с неё пыль; Егор захотел рисовать , а

карандаш поломан – появилась потребность его поточить.

В быту постоянно возникает необходимость потрудиться: кто – то

случайно испачкал игрушку, рассыпал землю, разлил воду. Нужно вымыть,

вытереть или подобрать. Таким образом, создаётся возможность для

воспитания у детей готовности к труду, привычки к трудовому усилию.

Дети этого возраста уже отличают труд от игры и начинают получать

большое моральное удовлетворение от преодоления трудностей, связанных с

физическим и умственным трудом. Правда, в трудовые действия они вносят

элементы игры. Например, занимаясь довольно однообразной работой по

уборке листвы на участке, Кирилл превратил коробку, привязанную за

верёвку, в грузовик. Я поддержала этот игровой настрой. Детскому труду

должны сопутствовать весёлая шутка, поговорка, пословица, стихотворение:

Мощный транспорт – грузовик

Тяжести возить привык.

Для чего машине кузов?

Чтобы в нём возили грузы!

Ну а мой грузовик

Мусор вывезет в тот же миг.

Приучая детей старшего дошкольного возраста к систематическому

хозяйственно – бытовому труду, мы стараемся использовать игру. Включаясь

в любое серьёзное дело, ребёнок в известной мере обыгрывает его, подражая

старшим. Однако ему нравится, когда к этому серьёзно относятся взрослые,

тем более, если они и сами принимают участие в труде, игре как

исполнители или заказчики.

Например, я предлагаю детям поиграть в игру «Дворники» и не только

одним, а вместе с нашим дворником Иваном Сергеевичем. Я помогаю детям

разделиться на бригады, распределяю фронт работы (уборка опавшей листвы

на групповом участке, транспортировка мусора в мусорную тачку дворника,

наведение порядка после игр в песочнице). Заранее предлагаю детям

рассказать, зачем нужно проводить уборку, предлагаю самостоятельно

подобрать необходимый инвентарь, распределить обязанности, оценить свою

работу, сравнить результаты, полученные каждой из бригад. Иван Сергеевич

выбирает лучшего дворника - того, кто справился быстрее всех и подмел

чище. В ходе такой деятельности я учу детей планировать свою деятельность

при выполнении индивидуальных поручений, оценивать соответствие

действий плану. Дети в такой игровой форме убеждаются в необходимости

этого труда, видя результаты труда.

Поскольку навыки самоорганизации у детей еще сформулированы

недостаточно, мы всегда обсуждаем с ними выполнение общего задания.

Подводя итог работы, нужно обязательно дать оценку труда каждого ребёнка.

Например, я создала в группе игровую ситуацию:

-Ребята, в нашей группе открывается служба быта.

Раздаётся стук, я заношу письмо и читаю:

-Службе быта от королевы Кисточки. Заявка на уборку в уголке

изодеятельности после творческой деятельности детей.

- Кто хочет работать в службе быта? (выбираю 4 детей)

-Вы сегодня бригада работников службы быта, а это заявки на вашу

работу (картинки, где нарисованы фломастеры, пластилин, раскраски,

кисточки и непроливайки).

После проведённой трудовой деятельности я подвожу всех детей к

уголку изодеятельности и обращаю внимание, как справились дети с

выполнением трудовых действий (Саша – аккуратно разложила по коробкам

фломастеры, Настя аккуратно разобрала пластилин , Ульяна аккуратно

сложила в стопку раскраски, Карина – очень чисто, не расплескивая воду,

помыла стаканы – «непроливайки»). Я подвожу итог:

- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданиями. Я думаю

Королева Кисточка примет наш выполненный заказ.

В руководстве трудом детей необходим индивидуальный подход.

Ребёнка, который ещё слабо владеет нужными навыками, следует чаще

упражнять в трудовых действиях (например, чаще давать поручение вытирать

пыль с кубиков, или мыть кукольную посуду). Неуверенного ребёнка надо

поддержать, убедить, что неудача временная, и если постараться, то всё

получится (например: «Сегодня Лиза постаралась

и очень осторожно помыла

кисточки, розетки для красок и палитру, не расплескав воду. Она просто

замечательно, старательно и аккуратно справилась с заданием». Детей,

постоянно стремящихся стать лидерами, следует вовлекать в такие ситуации,

в которых они оказались бы в подчиненном положении, объединять для

работы с тем, кто не только умеет трудиться, но и является хорошим

организатором (например: «Влада, помоги Насте правильно разложить

карандаши, которые она поточит»).

Если приемы детям не знакомы, я включаюсь в работу сама,

показываю, как выполнять трудное или не знакомое действие, как

организовать дело, учу умению договариваться друг с другом, оказывать

помощь.

Когда дети научатся трудиться вместе слаженно, дружно, следует

поручать им организовывать работу самостоятельно. У нас для ребят стал

привычным еженедельный труд по уборке групповой комнаты (в

циклограмме деятельности он стоит каждый понедельник и четверг). Я

заранее предлагаю осмотреть групповую комнату и определить, что

необходимо сделать – объединиться по подгруппам, распределить

обязанности: кто будет мыть игровую посуду, кто будет протирать игровые

полки и расставлять красиво игрушки, кто будет протирать кубики в

строительном уголке. Затем определить план работы, наметить этапы работы.

Иногда перед началом общей работы мы проводим беседы, в процессе

которых ненавязчиво советуем детям, как лучше организовать работу.

Например, мы организовали «книжную мастерскую». К нам пришёл

воспитатель с другой группы и рассказал, что

малыши младшей группы

очень расстроены, что у них порвались книги и попросила нас, как более

взрослых «полечить» их. В начале работы была проведена беседа о том,

какой путь проходит книга до того, как попадёт к нам в руки, почему надо

беречь книги, как нужно обращаться с книгой, чтобы она всегда была в

порядке. Дети вспомнили, что им понадобится для ремонта книг, было

предложено подготовить своё рабочее место.

Чтобы у детей было устойчивое положительное отношение к

повседневной, однообразной, но жизненно необходимой работе важно

создать оптимальные условия. Надо продумать расположение инвентаря. Не

обязательно, чтобы он лежал на открытых полках, главное, чтобы ему было

отведено определённое место. Всё это помогает детям легче приготовиться к

работе и приучает к определённому порядку.

В старшей группе круг трудовых обязанностей в природе еще больше

расширяется, дети приучаются к более сложным формам деятельности.

В процессе наблюдения за растениями ребёнок узнаёт, что их рост и

развитие зависят не только от наличия объективных условий – солнечного

света, тепла, влаги, почвы (для растений), но и от ухода; овладевает

определёнными навыками и умениями.

В старшую группу детского сада дети в основном приходят уже с

некоторым запасом знаний, имеют навыки ухода за растениями, осознают

свои обязанности. Поэтому мы имеем возможность с начала года приучать их

к самостоятельному выполнению трудовых обязанностей.

В циклограмме деятельности в нашей группе вторник и четверг стоит

наблюдение и труд в уголке природы: дети моют комнатные растения,

убирают старые листья; закрепляют усвоенные ранее приемы содержания

растений в чистоте и усваивают новые : учатся обрызгивать из

пульверизатора растения с нежными мелкими листочками, очищать

щеточкой пыль с ворсистых листьев, по мере необходимости рыхлят землю.

Предварительно мы проводим с детьми беседу о комнатных растениях,

которые там находятся; о приёмах ухода за ними и об условиях, необходимых

для их роста и развития. Очень тонко и незаметно нужно «подсказывать»

детям выбор объектов, следить за тем, чтобы они бережно обращались с

растениями, работали аккуратно, дружно и доводили начатое дело до конца.

Следует так поставить работу, чтобы дети сообщали воспитателю об

окончании работы и просили проверить сделанное. Вначале работа ребенка

оценивается в конце каждого дня. Дети рассказывают всей группе, как они

ухаживают за растениями, что нового, интересного заметили. Поэтому

целесообразно периодически производить осмотр уголка природы со всеми

детьми. Это вызывает еще больший интерес к работе, повышает

ответственность детей за выполнение своих обязанностей. При оценке

работы следует подчеркнуть хорошее состояние растений, с тем, чтобы

доставить детям удовлетворение и радость от результатов своей работы.

В процессе зимне-весенних посевов и посадок мы знакомим детей с

различным посадочным материалом (луковицы, семена, корнеплоды). Это

укрепляет их умение сеять, сажать, ухаживать. Для этого организуем огород

на окне.

В конце апреля мы с детьми сажаем семена моркови, укропа, петрушки,

в начале мая – гороха, салатов, в конце мая – огурцов, кабачков. В начале

весны сажаем на рассаду семена помидора, перца, баклажанов. Мы смогли

даже вырастить картофель на окне и собрать несколько картофелин.

Наблюдения за прорастанием семян помогают детям увидеть развитие

растения и понять переход семян от одного состояния к другому.

В старшей группе посадку лука и посев овса у нас выполняют

дежурные.

Подготовка детей к предстоящим работам на участке начинается

задолго до посадок в цветнике. Мы беседуем с ними о цветах, предлагаем

вырастить из семян рассаду (анютиных глазок, астр, бархатцев),

Все дети хотят работать на участке, но их действия, как и у детей

средней группы, вначале небрежны, поспешны, недостаточно точны, часто

переходят в игру. В результате трудовые процессы зачастую не

заканчиваются, ребята не стремятся к высокому качеству работы, не

беспокоятся о том, что растения могут погибнуть. В первоначальных работах

очень важно суметь вовремя использовать стремление и интерес ребенка к

трудовым процессам и помочь осознать их роль для роста растений.

Чтобы вызвать у детей интерес к поливке, рыхлению, необходимо

приучать их к более самостоятельному уходу за растениями.

Самостоятельное выполнение работы укрепляет их уверенность в своих

силах, формирует добросовестное отношение, как к интересной, так и

неинтересной работе. На этом этапе воспитатель следит за тем, чтобы

поставленная цель была посильна детям; помогает им при выполнении менее

знакомых трудовых процессов.

Для детей старшего возраста ручной труд имеет особую значимость.

Он становится абсолютно доступным для ребят, они способны не только

увидеть результаты небрежного обращения других детей с игрушками и

пособиями, но и самостоятельно устранить поломки (приклеивать страницу

книжки, починить куклу, машинку, подклеить коробку и т. д.) Этот вид труда

способствует активному формированию различных ручных умений и

навыков, необходимых ребёнку в его повседневной жизни. Например, мы

предлагаем детям отобрать подлежащие ремонту предметы, организовать

место для работы.

Все умения и навыки ручного труда основаны на приобретении детьми

опыта

познания

конструктивных

свойств

различных

материалов

и

их

использования

для

изготовления

поделок,

игрушек,

сувениров,

и

чем

разнообразнее их тематика, используемый для этого материал, тем больший

уровень

навыков

и

умений

ручного

труда

будет

сформирован

у

детей.

Поделки могут стать приятным подарком родным и друзьям. Это имеет

немаловажное

значение

в

нравственном

воспитании,

приучая

детей

оказывать внимание к окружающим, потрудиться ради того, чтобы доставить

им удовольствие .

Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество,

фантазию, выдумку.

Основные

приемы

работы

с

бумагой:

сгибание,

складывание,

разрезание, вырезывание, склеивание, сминание.

В

процессе

ручного

труда

мы

приучаем

детей

работать

с

инструментами, бережно относится к материалам, предметам труда, орудиям.

Конечно, не все дети достигают одинаково больших успехов в этом виде

труда, поэтому большую роль я уделяю индивидуальной работе, которую

планирую как в утренние часы, так и вечером.

Особенностью

ручного

труда

является

то,

что

в

результате

приложенных

усилий

дети

незамедлительно

получают

готовую

поделку.

Ребёнок

имеет

возможность

видеть

результат,

сопоставить

с

образцом,

оценить качество поделки.

Дошкольники с интересом приглядываются к природному материалу,

чтобы

выбрать

форму,

соответствующую

задуманному

предмету:

так,

например,

для оживления летней картинки удивительными насекомыми

наши

дети

с

интересом

подбирали

необходимые

материалы

для

их

изготовления.

Изготовление

задуманных

предметов

всегда

сопряжено

с

приложением сил. Ребенку необходимо проявить настойчивость, терпение,

аккуратность, чтобы предмет получился прочным, имел опрятный, нарядный

вид. Все это оказывает большое воспитательное влияние на детей, формирует

их эстетические чувства и нравственно-волевые качества.

Главное, надо запомнить - необходимо так организовать детский труд

и руководить их трудовой деятельностью

таким образом, чтобы каждый

ребёнок ощущал радость от совместной деятельности.



В раздел образования