Автор: Чертенкова Алексеевна Чертенкова
Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МКДОУ д/с №271 компенсирующего вида
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Интонационная составляющая общения с детьми с ОНР в условиях группы детского сада
Раздел: дошкольное образование
Интонационная составляющая общения с детьми с ОНР в
условиях группы детского сада
С конца девяностых годов поиск средств гуманизации специального
образования
наиболее
отчетлив:
прослеживается
ориентация
на
ценность
человеческой личности, ее скрытые внутренние возможности, готовность к
росту и саморазвитию.
Гуманистические
направления,
главная
цель
специального
учебно-
воспитательного
процесса
которых
-
социализация
детей
в
российском
обществе наметили его
через психолого-педагогическую помощь детям с
ограниченными возможностями здоровья, начиная с раннего возраста.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее «дети с ОВЗ»),
приобщаясь к процессу общения, должны иметь представление о способах
выхода
из
конфликтных
ситуаций,
уметь
ориентироваться
в
них,
своевременно
получать
и
применять
свой
социальный
опыт,
иметь
представление о позитивном решении многообразных ситуаций общения,
правильно идентифицировать поведение другого человека.
Вопросами невербальной коммуникации и невербального поведения
интересовались многие исследователи отечественной и зарубежной науки. В
частности,
Лабунская В.А. обозначила невербальное поведение личности,
как
«социально
и
биологически
обусловленный
способ
организации
усвоенных индивидом невербальных средств общения, преобразованных в
индивидуальную, конкретно-чувственную форму действий и поступков».
С к р ы т ы е
р е с у р с ы
н е в е р б а л ь н о г о
п о в е д е н и я
к а к
мультифункционального процесса раскрывают перспективы более глубокого
изучения
детей
с
проблемами
в
развитии,
обеспечивая
им
новые
возможности социально-адаптационных механизмов.
В совместной деятельности
люди могут не только
познавать и
оценивать друг на друга, но и влиять взаимным образом. Люди по-разному
воспринимают и понимают, т.е. интерпретируют, невербальное поведение
окружающих,
их
внешний
облик,
следствием
этого
процесса
является
разность характера взаимоотношений и результата, к которому они приходят
в совместной деятельности.
От чего же зависит позитивный и отрицательный результат процесса
коммуникации?
В
подавляющем
большинстве
случаев
первый
связан
с
адекватным
чувственным
отражением
общающихся
субъектов.
Это
не
единожды
подчеркивалось
А.А.
Бодалевым
[1995].
Отрицательный
же
результат
в
общении
часто
возникает
в
итоге
неправильного
отражения
внешней
экспрессии
общающихся.
В
первую
очередь
воспринимаются
в
человеке
те
черты
и
качества,
которые
в
данный
конкретный
момент
взаимодействия
несут
наибольшее
количество
информации
и
являются
наиболее характерными, выраженными. К таковым можно смело отнести:
тактильные, акустические, визуальные, ольфакторные невербальные средства
общения.
Как известно, акустическая система состоит из двух компонентов:
экстралингвистического и паралингвистического. К паралингвистическому
компоненту относятся: ритм, высота, качество голоса, диапазон, тональность,
громкость,
тембр,
фразовые
и
логические
ударения.
Данные
показатели
формируют
ритмико-мелодическую
характеристику
речи,
т.е.
ее
интонационную
сторону.
Особое
информативное
значение
придает
речи
экстралингвистическая
система:
речевые
паузы;
плач,
смех,
вздохи,
покашливания, хлопанье и т.д.
Вокальная мимика относится к выразительным движениям. Понятие
«выразительные
движения»
включается
как
составная
часть
в
понятие
«экспрессия». Под выразительными движениями И. А. Сикорский понимает:
«широко
разлитые
периферические
изменения,
охватывающие
при
эмоциональных состояниях весь организм.
Стимулировал
изучение
вопросов
восприятия
и
понимания
эмоциональных состояний по экспрессии лица человека всемирно известный
ученый Ч.Дарвин [1872].
На
рубеже
веков
в
литературе
была
широко
представлена
тема
прямого наглядно-образного отражения людьми друг друга (G.W.Allport, ,
А.А.Бодалев,
В.Н.Куницина,
P.Ekman,
А.С.Золотнякова,
Г.В.Дьяконов,
В.Н.Князев, В.Н.Панферов, N.Frijda).
Передовыми
учеными
(А.А.Лабунская,
Х.Х.Миккин,
Р.Вудвортс,
М.С.Шехтер, С.Л.Рубинштейн, В.С.Золотнякова и др.) изучались различные
аспекты
акустических
средств
невербального
общения
личности,
особенностей восприятия и понимания эмоциональных состояний человека
детьми
с
ограниченными
возможностями
здоровья
по
интонационной
характеристике голоса.
Одним из психологических механизмов воздействия на восприятие
человека является установка. Огромную роль в изучении природы установки
сыграл Д.Н.Узнадзе и его школа.
Практическое применение работ по невербальной коммуникации в
педагогической
деятельности
началось
в
80-е
годы.
Авторами
этих
разработок
стали:
В.А.Кан-Калик
[1987],
И.И.Зарецкая
[1 9 9 3 ],
М.А.Панфилова [1995], Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина [1996], Е.И.Фейгенберг,
А.Г.Асмолов [1991], Л.И.Новикова [1985].
Вопреки существованию некоторых работ, посвященных изучению
проблеме восприятия и понимания эмоциональных состояний по внешней
экспрессии,
возможность
распознавания
эмоций
по
интонационным
характеристикам
голоса
недостаточно
изучена.
Одним
из
перспективных
путей успешной социализации детей с ОВЗ становится создание условий для
включения их в межличностное общение, преодоление смысловых барьеров,
снижения конфликтных ситуаций и коррекции собственного поведения.
Список использованной литературы:
1. Агавелян М.Г. Опознание невербального поведения человека умственно
отсталыми школьниками: Автореф. дис. канд. псх наук. - Екатеринбург,
1998.-20с.
2. Агавелян O.K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушением
развития. Челябинск: Изд-во Татьяна Лурье, 1999. 365с.
3. Агавелян
P.O.
Психолого-педагогический
практикум
(Психология
человека, педагогическая психология, основы специальной психологии).
Часть 1. -Новосибирск, 1998. 144с.
4. Агавелян P.O. Формирование эмпатии у студентов-психологов. Челябинск,
1998.- 66с.
5. Акишина
A . A .
и
д р .
Ж е с т ы
и
м и м и к а
р у с с к о й
р е ч и :
Лингвострановедческий словарь. М.: Изд-во Русский язык, 1991. - 115с.
6. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АН РСФСР,
1960.
7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленинградского
Ун-та, 1968. - 339с.
8. Анохин П.К. Эмоции // БМЭ. М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1964.
-Т.5. - С.339-357.
9. Асмолов
А.Г.
Проблемы
установки
в
необихевиоризме:
прошлое
и
настоящее/ЛВероятное
прогнозирование
в
деятельности
человека.
М.,
1977. -С.60-111.
10.
Бажин
Е.Ф.,
Корнева
Т.В.
О
возможности
узнавания
эмоций
по
интонационным
характеристикам
речи
//Вопросы
психологии
познания
людьми друг друга в общении. Краснодар, 1978. - С.148-163.
11.
Барабанщиков
В.А.,
Малкова
Т.Н.
Исследование
во сприятия
эмоционального
состояния
человека
по
выражению
лица.
//Проблемы
общения в психологии.- М.: Изд-во Наука, 1981.- С.9-16.
12.
Бжалава И.Т. Восприятие и установка. Тбилиси: Изд-во Мецниереба,
1965. - 226с.
13.
Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.
-200с.
14.
Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр.психол. тр. М.:
Изд-во Ин-т прак. Психологии, - Воронеж: МО ДЕК, 1997. -349с.