Напоминание

Интонационная составляющая общения с детьми с ОНР в условиях группы детского сада


Автор: Чертенкова Алексеевна Чертенкова
Должность: воспитатель 1 квалификационной категории
Учебное заведение: МКДОУ д/с №271 компенсирующего вида
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Интонационная составляющая общения с детьми с ОНР в условиях группы детского сада
Раздел: дошкольное образование





Назад




Интонационная составляющая общения с детьми с ОНР в

условиях группы детского сада

С конца девяностых годов поиск средств гуманизации специального

образования

наиболее

отчетлив:

прослеживается

ориентация

на

ценность

человеческой личности, ее скрытые внутренние возможности, готовность к

росту и саморазвитию.

Гуманистические

направления,

главная

цель

специального

учебно-

воспитательного

процесса

которых

-

социализация

детей

в

российском

обществе наметили его

через психолого-педагогическую помощь детям с

ограниченными возможностями здоровья, начиная с раннего возраста.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее «дети с ОВЗ»),

приобщаясь к процессу общения, должны иметь представление о способах

выхода

из

конфликтных

ситуаций,

уметь

ориентироваться

в

них,

своевременно

получать

и

применять

свой

социальный

опыт,

иметь

представление о позитивном решении многообразных ситуаций общения,

правильно идентифицировать поведение другого человека.

Вопросами невербальной коммуникации и невербального поведения

интересовались многие исследователи отечественной и зарубежной науки. В

частности,

Лабунская В.А. обозначила невербальное поведение личности,

как

«социально

и

биологически

обусловленный

способ

организации

усвоенных индивидом невербальных средств общения, преобразованных в

индивидуальную, конкретно-чувственную форму действий и поступков».

С к р ы т ы е

р е с у р с ы

н е в е р б а л ь н о г о

п о в е д е н и я

к а к

мультифункционального процесса раскрывают перспективы более глубокого

изучения

детей

с

проблемами

в

развитии,

обеспечивая

им

новые

возможности социально-адаптационных механизмов.

В совместной деятельности

люди могут не только

познавать и

оценивать друг на друга, но и влиять взаимным образом. Люди по-разному

воспринимают и понимают, т.е. интерпретируют, невербальное поведение

окружающих,

их

внешний

облик,

следствием

этого

процесса

является

разность характера взаимоотношений и результата, к которому они приходят

в совместной деятельности.

От чего же зависит позитивный и отрицательный результат процесса

коммуникации?

В

подавляющем

большинстве

случаев

первый

связан

с

адекватным

чувственным

отражением

общающихся

субъектов.

Это

не

единожды

подчеркивалось

А.А.

Бодалевым

[1995].

Отрицательный

же

результат

в

общении

часто

возникает

в

итоге

неправильного

отражения

внешней

экспрессии

общающихся.

В

первую

очередь

воспринимаются

в

человеке

те

черты

и

качества,

которые

в

данный

конкретный

момент

взаимодействия

несут

наибольшее

количество

информации

и

являются

наиболее характерными, выраженными. К таковым можно смело отнести:

тактильные, акустические, визуальные, ольфакторные невербальные средства

общения.

Как известно, акустическая система состоит из двух компонентов:

экстралингвистического и паралингвистического. К паралингвистическому

компоненту относятся: ритм, высота, качество голоса, диапазон, тональность,

громкость,

тембр,

фразовые

и

логические

ударения.

Данные

показатели

формируют

ритмико-мелодическую

характеристику

речи,

т.е.

ее

интонационную

сторону.

Особое

информативное

значение

придает

речи

экстралингвистическая

система:

речевые

паузы;

плач,

смех,

вздохи,

покашливания, хлопанье и т.д.

Вокальная мимика относится к выразительным движениям. Понятие

«выразительные

движения»

включается

как

составная

часть

в

понятие

«экспрессия». Под выразительными движениями И. А. Сикорский понимает:

«широко

разлитые

периферические

изменения,

охватывающие

при

эмоциональных состояниях весь организм.

Стимулировал

изучение

вопросов

восприятия

и

понимания

эмоциональных состояний по экспрессии лица человека всемирно известный

ученый Ч.Дарвин [1872].

На

рубеже

веков

в

литературе

была

широко

представлена

тема

прямого наглядно-образного отражения людьми друг друга (G.W.Allport, ,

А.А.Бодалев,

В.Н.Куницина,

P.Ekman,

А.С.Золотнякова,

Г.В.Дьяконов,

В.Н.Князев, В.Н.Панферов, N.Frijda).

Передовыми

учеными

(А.А.Лабунская,

Х.Х.Миккин,

Р.Вудвортс,

М.С.Шехтер, С.Л.Рубинштейн, В.С.Золотнякова и др.) изучались различные

аспекты

акустических

средств

невербального

общения

личности,

особенностей восприятия и понимания эмоциональных состояний человека

детьми

с

ограниченными

возможностями

здоровья

по

интонационной

характеристике голоса.

Одним из психологических механизмов воздействия на восприятие

человека является установка. Огромную роль в изучении природы установки

сыграл Д.Н.Узнадзе и его школа.

Практическое применение работ по невербальной коммуникации в

педагогической

деятельности

началось

в

80-е

годы.

Авторами

этих

разработок

стали:

В.А.Кан-Калик

[1987],

И.И.Зарецкая

[1 9 9 3 ],

М.А.Панфилова [1995], Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина [1996], Е.И.Фейгенберг,

А.Г.Асмолов [1991], Л.И.Новикова [1985].

Вопреки существованию некоторых работ, посвященных изучению

проблеме восприятия и понимания эмоциональных состояний по внешней

экспрессии,

возможность

распознавания

эмоций

по

интонационным

характеристикам

голоса

недостаточно

изучена.

Одним

из

перспективных

путей успешной социализации детей с ОВЗ становится создание условий для

включения их в межличностное общение, преодоление смысловых барьеров,

снижения конфликтных ситуаций и коррекции собственного поведения.

Список использованной литературы:

1. Агавелян М.Г. Опознание невербального поведения человека умственно

отсталыми школьниками: Автореф. дис. канд. псх наук. - Екатеринбург,

1998.-20с.

2. Агавелян O.K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушением

развития. Челябинск: Изд-во Татьяна Лурье, 1999. 365с.

3. Агавелян

P.O.

Психолого-педагогический

практикум

(Психология

человека, педагогическая психология, основы специальной психологии).

Часть 1. -Новосибирск, 1998. 144с.

4. Агавелян P.O. Формирование эмпатии у студентов-психологов. Челябинск,

1998.- 66с.

5. Акишина

A . A .

и

д р .

Ж е с т ы

и

м и м и к а

р у с с к о й

р е ч и :

Лингвострановедческий словарь. М.: Изд-во Русский язык, 1991. - 115с.

6. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М.: Изд-во АН РСФСР,

1960.

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во Ленинградского

Ун-та, 1968. - 339с.

8. Анохин П.К. Эмоции // БМЭ. М.: Изд-во Советская энциклопедия, 1964.

-Т.5. - С.339-357.

9. Асмолов

А.Г.

Проблемы

установки

в

необихевиоризме:

прошлое

и

настоящее/ЛВероятное

прогнозирование

в

деятельности

человека.

М.,

1977. -С.60-111.

10.

Бажин

Е.Ф.,

Корнева

Т.В.

О

возможности

узнавания

эмоций

по

интонационным

характеристикам

речи

//Вопросы

психологии

познания

людьми друг друга в общении. Краснодар, 1978. - С.148-163.

11.

Барабанщиков

В.А.,

Малкова

Т.Н.

Исследование

во сприятия

эмоционального

состояния

человека

по

выражению

лица.

//Проблемы

общения в психологии.- М.: Изд-во Наука, 1981.- С.9-16.

12.

Бжалава И.Т. Восприятие и установка. Тбилиси: Изд-во Мецниереба,

1965. - 226с.

13.

Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982.

-200с.

14.

Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избр.психол. тр. М.:

Изд-во Ин-т прак. Психологии, - Воронеж: МО ДЕК, 1997. -349с.



В раздел образования