Авторы: Крихун Зоя Евгеньевна, Коптяева Ирина Владимировна
Должность: директор, председатель школьного управляющего совета
Учебное заведение: МОУ "Сланцевская СОШ №2"
Населённый пункт: город Сланцы, Ленинградская область
Наименование материала: Презентация опыта деятельности
Тема: Из опыта работы школьного управляющего совета
Раздел: полное образование
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО СОВЕТА
Крихун З.Е., Коптяева И.В.
Муниципальное образование Сланцевский муниципальный район Ленинградской области,
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Сланцевская средняя общеобразовательная школа №2»
Личность,
общество
и
государство
—
это
три
заказчика,
определяющих
цели,
содержание
и
предполагаемые результаты образовательного процесса. В идеале все они должны стремиться к совпадению и
гармонии интересов в социальном заказе системы школьного образования.
Необходимость усиления участия общества в управлении общеобразовательной школой диктуется как
социально-экономическими
условиями,
в
которых
оказалось
отечественная
система
образования,
так
и
возрастающими
требованиями
к
качеству
образовательных
услуг.
Формирование
ценностных
ориентаций
школьников
становиться
эффективнее
в
условиях
активного
диалога
государственных
и
общественных
институтов, школы и семьи. Возможности выстраивания партнерских отношений школы, родителей, учащихся и
социума заложены в государственно-общественном управлении образованием.
Одним из направлений формирования государственно-общественного управления образованием является
Управляющий Совет школы.
Наличие Управляющего Совета – это признак школы, устроенной на демократических началах, когда в
управлении, принятии решений участвует не только узкий круг штатных "начальников", но и представители всего
школьного населения – родителей, педагогов, самих школьников.
В МОУ «Сланцевская СОШ №2» Управляющий Совет был создан в 2008 году.
Целью
деятельности
Управляющего
совета
является
реализация
права
участников
образовательного
процесса и общественности на участие в управлении школой.
Задачи:
Скоординировать работу всех участников образовательного процесса
Содействовать администрации школы по направлениям деятельности:
совершенствование условий для выполнения программы развития школы
защита прав и интересов учащихся
укрепление связи семьи и школы
установление единства воспитательного воздействия на детей со стороны педколлектива, семьи, общества
привлечение родительской общественности к активному участию в жизни школы
Управляющий Совет
в нашей школе работает на основании действующего законодательства, Устава
школы и Положения об Управляющем Совете. В состав Управляющего совета входят 11 человек. Среди членов
Совета
–
директор
школы,
представитель
учредителя,
школьники,
учителя,
представители
родительской
общественности. Доля родителей в составе ШУС преобладающая.
Основные функции Управляющего Совета можно объединить по трем направлениям:
стратегическое (разработка нормативной базы школы);
информационное
социальное
(формирование
МТБ
на
основании
запросов
родителей,
работа
с
семьями,
оказавшимися в трудной жизненной ситуации; здоровьесбережение; организация досуга).
Хотелось бы подробнее рассказать о том, как мы работаем.
В качестве председателя управляющего совета я избрана три года назад.
Сначала я воспринимала свои новые обязанности с большой тревогой, что не справлюсь, а теперь
убеждаюсь, что правильно дала согласие на участие в выборах.
Я – мама сына – третьеклассника, осваивающего ФГОС нового поколения. Именно это позволяет мне
быть в курсе школьных событий.
Место моей работы (секретарь школы) и ко мне обращаются родители с вопросами и недовольствами.
Это позволяет узнавать о проблемах, и выносить их решение на Совет.
Как результат, это помогает предотвратить возможные конфликты без участия администрации
школы.
Большое
значение
имеет
стратегическое
направление
работы
нашего
Совета.
В
связи
с
вступлением
в
силу
«Закона
об
образовании
в
Российской
Федерации»
необходимо
было
внести
корректировки в действующие локальные акты и разработать новые, соответствующие изменившимся
нормативным требованиям.
По результатам проверок надзорных органов нарушений в нормативной базе школы не выявлено.
Для того, чтобы наиболее полно реализовать пожелания родителей к организации обучения детей
УС проводит изучение образовательных запросов родителей и степени их удовлетворенности работой
школы в форме анкетирования.
По
результатам
анкет
показатели
удовлетворённости
родителей
достаточно
высокие,
благодаря
постоянной просветительской работе педагогов. По всем показателям прослеживается положительная динамика,
но необходимо отметить те из них, в отношении которых следует усилить работу, а именно:
улучшение психологического климата (между всеми участниками образовательных отношений);
расширение
перечня
мероприятий,
позволяющих
на
практике
знакомится
с
существующими
профессиями;
разнообразие питания.
На основании анализа запросов родителей внесены корректировки в образовательную программу в
соответствии с ФГОС НОО в части формирования учебного плана внеурочной деятельности.
Одной из проблем в нашей школе является профильное обучение.
Советом
было
проведено
изучение
удовлетворенности
запроса
родителей
на
профильное
обучение
В результате проведенного опроса мы выявили, что профильное обучение в школе не всегда
соответствует запросам родителей, поэтому Управляющий Совет внес предложение на рассмотрение
педагогического совета вопроса об Индивидуальном учебном плане в старшей школе.
На слайде вы видите и другие результаты работы ШУС. Это и работа по улучшению школьной
инфраструктуры, и организация и проведение
общешкольных мероприятий, и участие в работе с
семьями социального риска, и реализация программы «Здоровье»
Пространство деятельности УС достаточно обширно. В целом, работа ШУС организована в соответствии
с требованиями. И теперь необходимо совершенствование работы по стратегическим направлениям:
подготовка к аккредитации школы (апрель 2015г)
профильное обучение
переход на ФГОС ООО
С
этой
целью
мы
планируем
приведение
в
соответствие
с
нормативными
требованиями
условий
образовательного процесса.
Готовясь к этому совещанию, Управляющий Совет проанализировал свою работу. Мы считаем,
что нами проделана большая работа. Но необходимо было получить оценку работы УС всех участников
образовательного процесса. Был проведен опрос. Часть результатов опроса представляем Вашему
вниманию
Данная диаграмма показывает, что деятельность Управляющего Совета в школе достаточно
хорошо освещена. Участники образовательного процесса, в основном, имеют верное представление о
его деятельности.
Участниками образовательного процесса дана следующая оценка эффектов (результатов) работы
УС
Участники опроса называют основными эффектами работы Управляющего Совета повышение
открытости и прозрачности ситуации в школе, улучшение психологического климата.
Отмечено и
улучшение МТБ.
Главным эффектом мы считаем, что достигнуто понимание необходимости совместной
работы, работы единой командой.
Не все в нашей работе гладко. Я хочу обратить внимание на проблемы, с которыми сегодня сталкивается
Управляющий Совет.
дефицит времени для погружения в дела школы
недостаток знаний нормативных документов
недостаток
информации
о
правах,
обязанностях,
возможностях
работы
как
общественного
управляющего
дефицит общих знаний о проблемах современного образования
недостаток навыков коллегиальной работы
Сегодня Управляющий Совет стал неотъемлемой частью работы
нашей школы. Наибольшее
число и представителей школьного сообщества, и членов Управляющего совета видит в нем достаточно
серьезный потенциал, связывает с ним серьезные ожидания. При этом все же сохраняется и часть
скептиков, тех, кто относится довольно критически. Для них я процитирую Стивена Кинга
«Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную
мельницу».