Напоминание

В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЮ. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДНЯ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.


Авторы: Виноградова Наталья Витальевна, Калужская Елена Григорьевна
Должность: директор и преподаватель-организатор обж
Учебное заведение: Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 504 с углубленным изучением английского языка
Населённый пункт: Кировского района г. Санкт-Петербурга
Наименование материала: методическая разработка
Тема: В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЮ. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДНЯ БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
Раздел: среднее образование





Назад




Государственное бюджетное

общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 504

с углубленным изучением английского языка

Кировского района Санкт-Петербурга

В ПОМОЩЬ РУКОВОДИТЕЛЮ.

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ДНЯ БЕЗОПАСНОСТИ

В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

ВИНОГРАДОВА НАТАЛЬЯ ВИТАЛЬЕВНА

Директор ГБОУ СОШ № 504

с углубленным изучением английского языка

Кировского района Санкт-Петербурга

КАЛУЖСКАЯ ЕЛЕНА ГРИГОРЬЕВНА

Преподаватель-организатор ОБЖ ГБОУ СОШ № 504

с углубленным изучением английского языка

Кировского района Санкт-Петербурга

1.

Общие положения

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 02 ноября 2000 г. №

841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской

обороны», от 4 сентября 2003 г. № 547

«О подготовке населения в области защиты от

чрезвычайных

ситуаций

природного

и

техногенного

характера»

в

образовательном

учреждении ежегодно проводится «День безопасности» (мероприятие известное педагогам

под

названием

«День

защиты

детей»).

Одновременно

«День

безопасности»

является

объектовой

тренировкой

по

гражданской

обороне

и

является

одним

из

центральных

мероприятий, проводимых образовательным учреждением в течение учебного года. При этом

отрабатываются разделы «Плана гражданской обороны и действий по предупреждению и

ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) в мирное время». День безопасности организуется и

проводится

руководством

учебного

заведения

во

главе

с

директором

начальником

гражданской обороны учебного заведения. Практическая направленность и соревновательный

характер мероприятия «Дня безопасности» способствует формированию у учащихся навыков

распознания и оценки опасных и вредных факторов среды обитания человека, нахождения

способов защиты от них, безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях

дома, на улице и на природе, выработке умения защищать свою жизнь и здоровье, оказывать

само- и взаимопомощь.

2.

Цели и задачи «Дня безопасности»

Основными целями и задачами “

Дня безопасности ” являются:

формирование и развитие у учащихся высоких морально-психологических качеств,

психологической устойчивости к опасностям и ЧС;

бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью;

любви к своей Родине, готовности к ее защите;

всесторонняя проверка готовности учебного заведения к проведению мероприятий по

обеспечению безопасности персонала и учащихся в чрезвычайных ситуациях и по

гражданской обороне;

совершенствование

учащимися

теоретических

знаний,

полученных

в

процессе

обучения предмету “Основы безопасности жизнедеятельности”;

воспитание

у

учащихся

уверенности

в

эффективности

мероприятий

ГО

и

убежденности в необходимости принимать в них участие;

формирование и развитие у педагогов и учащихся сознательного и ответственного

отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.

пропаганда передового опыта организации и осуществления учебного процесса по

курсу ОБЖ и методического мастерства учителей, преподающих этот предмет;

3.

Планирование подготовки и проведения «Дня безопасности».

Успех

проведения

«Дня

безопасности»

во

многом

зависит

от

его

заблаговременной

подготовки,

правильного

распределения

обязанностей

между

организаторами,

четкого

руководства и качества разработки документов на его проведение.

По

срокам

проведения

«День

безопасности»

должен

совпадать

со

временем

проведения

плановой ежеквартальной объектовой тренировки.

Прежде всего, готовится приказ директора, в котором обязательно указываются:

- цели, задачи и время проведения тренировки;

- состав участников, порядок их подготовки по классам и категориям;

- объем работ по материально-техническому обеспечению;

- ответственные организаторы за эстафеты, викторины, соревнования, конкурсы, состязания,

военизированные игры, сдачу нормативов;

- состав общей комиссии, подкомиссий (жюри);

- дата общей готовности и день проведения.

На основе приказа разрабатывается план подготовки и проведения дня защиты детей. В

нем определяются: все подготовительные мероприятия, последовательность действий, сроки и

исполнители. Желательно согласовать приказ с соответствующим органом образования и

местным органом управления по делам ГО и ЧС. Общий замысел (контуры плана) проведения

"

Дня безопасности " необходимо обсудить на заседании педагогического коллектива, чтобы

это было всем понятное совместное творчество. Здесь же можно решить, как лучше воплотить

в жизнь все намеченное, определить ответственных и сроки выполнения. Особое внимание

нужно

уделить

материально-техническому

обеспечению.

Целесообразно

обсудить

с

педагогами,

подумать,

как

привлечь

родителей,

ближайшие

воинские

части,

соседние

предприятия, подразделения поисково-спасательной службы МЧС, органы управления по

делам ГО и ЧС, учебно-методические центры и курсы ГО.

Основные мероприятия

«Дня безопасности»

планируются как общие для всего личного

состава учебного заведения, так и раздельные – дифференцированно с постоянным составом и

учащимися по возрастным группам.

Все учащиеся школы в процессе подготовки делятся по параллелям

и до них доводится

перечень мероприятий, в которых данная группа участвует, их содержание, место и время

проведения.

Параллель 5-х классов:

- Станция « Пожарная безопасность »

- Станция «Знающий осилит дорогу» ( Профилактика детского дорожно-транспортного

Травматизма – проводит инспектор ГИБДД по ППДД)

- Станция « Урок безопасности » ( Правила безопасного поведения в быту – проводят

Студенты НГУ им. Лесгафта, кафедра гражданской защиты)

Параллель 6-х классов:

- Станция « Зимние опасности » (Правила безопасного поведения на улице в зимний период –

проводят

Преподаватели ЦДЮТТ )

- Станция « Мы идем в поход » (Правила безопасного поведения на природе – проводят

учащиеся 10 Б класса)

- Станция « Один на один с природой » ( Автономное выживание – проводят учащиеся 10 А

и 10 Б классов)

Параллель 7-х классов

- Станция « Перевязочный кабинет » ( Правила оказания первой доврачебной помощи –

проводят мед.сестра школы учащиеся 10 Б и 11 Б классов)

- Станция « Наводнения в Санкт-Петербурге » (Алгоритм действий по сигналу

« Внимание всем!» - проводят Учитель истории СПб, учащиеся 11 Б класса)

- Станция « Назло стихиям

» ( Правила безопасного поведения в ЧС природного характера –

проводят

учащиеся 11 Б класса )

Параллель 8-х классов

- Станция «Урок мужества» ( Правила безопасного поведения в ЧС – проводят преподаватели

Военно-морской академии им. Кузнецова )

- Станция « Как не стать жертвой преступления» ( Правила безопасного поведения в ЧС

криминогенного характера – проводят Преподаватели СПбУ МВД РФ)

- Станция « Безопасность на воде » ( Правила безопасного поведения на водоемах. Оказание

ПМП

при

утоплении

проводит

инструктор

УМЦ

допризывной

подготовки

и

военно-

патриотического воспитания «Ориентир»)

-Станция «Rescue Yourself» ( Правила безопасного поведения в ЧС на английском языке –

проводит учитель английского языка, учащиеся 10 Б и 11 Б классов)

- Станция « Как сказать «НЕТ»» ( Психологический тренинг – проводит ученица 10 Б класса)

Параллель 9-х классов

- Станция « Экзамен ПДД» ( Безопасность дорожного движения – проводят учителя ИКТ)

- Станция « Основы военной службы » ( Военизированная эстафета – проводят инструктора и

воспитанники

УМЦ

допризывной

подготовки

и

военно-патриотического

воспитания

«Отчизна»)

- Станция «Первая помощь» ( реанимационные действия - проводят преподаватели и

студенты СЗГМУ им. Мечникова)

Главными условиями успешного проведения «Дня безопасности» являются:

- разнообразие форм и методов проведения мероприятий, создание атмосферы праздника;

- максимальное насыщение практическими мероприятиями, состязательный характер;

- борьба за право называться лучшим классом (группой) по курсу ОБЖ;

При

проведении

мероприятий

предусматриваются

необходимые

меры

по

обеспечению

безопасности учащихся и медицинский контроль.

Для классов разрабатываются маршрутные листы и оценочные ведомости. Каждая учебная

группа должна знать не только замысел общешкольной тренировки, но и те мероприятия, в

которых она участвует, их содержание, место и время проведения. Учащихся 10-х и 11-х

классов

целесообразно

использовать

в

качестве

инструкторов,

помощников

на

учебных

местах,

в

подготовке

и

организации

ДНЯ

безопасности

и

выставить

им

отметки

по

результатам проведения мероприятия и с учетом оценки педколлективом их деятельности.

ЗАДАНИЯ:

- Проведение классных часов в рамках подготовки к этому дню

-

Подготовка

уроков

или

игры

по

станциям,

составление

методических

разработок

и

необходимых материалов

-Проведение уроков или игры по станциям, помощь в проведении линеек

-подготовка грамот маршрутных листов и тд

- Сопровождение класса в течение дня и помощь классному руководителю

Желательно привлечь сторонние организации: ближайшие воинские части, подразделения

поисково-спасательной

службы

МЧС,

органы

управления

по

делам

ГО

и

ЧС,

учебно-

методические центры и курсы ГО, пожарно-спасательные отряды и т.д.

Можно

организовать

экскурсии

в

музеи,

центры,

связанные

с

безопасностью

жизнедеятельности

человека,

посетить

интерактивные

учебные

мероприятия

в

рамках

программы ОБЖ.

«ДЕНЬ

БЕЗОПАСНОСТИ»

ДОЛЖЕН

БЫТЬ

ПОЛЕЗНЫМ,

ИНТЕРЕСНЫМ,

ПРАКТИЧНЫМ,

ЗАПОМИНАЮЩИМСЯ И ЖЕЛАННЫМ МЕРОПРИЯТИЕМ ДЛЯ ВСЕХ УЧАЩИХСЯ !!!!!

4.

Организация и методика проведения «Дня безопасности»

«День безопасности» нужно начинать со сбора личного состава учебного заведения до

начала

занятий.

При

этом

директор

доводит

порядок

проведения

«Дня

безопасности»,

заслушивает доклады своих заместителей о готовности постоянного состава и учащихся к

проведению мероприятий, предусмотренных планом.

Открытие «Дня безопасности» обычно проводится до начала первого урока и начинается

торжественной линейкой.

Весь личный состав учебного заведения (педагогический состав, технический персонал,

учащиеся) активно участвуют во всех основных мероприятиях.

Важное значение в мероприятиях «Дня безопасности» должно быть отведено отработке

действий персонала и учащихся по сигналу “Внимание всем!” и последующим речевым

информациям.

При

этом

руководство

учебного

заведения

осуществляет

контроль

за

прохождением учебного сигнала и его своевременным доведением до исполнителей. Сигнал

“Внимание

всем!”

целесообразно

подавать

при

отработке

одного

из

разделов

“Плана

гражданской обороны и действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций

(ЧС) в мирное время”, например проведения эвакомероприятий.

Заканчивается «День безопасности» подведением итогов, которые планируются раздельно: с

учащимися

-

после

завершения

намеченных

для

проведения

с

ними

мероприятий;

с

педагогическим

коллективом

и

техническим

персоналом

-

в

конце

рабочего

дня

с

заслушиванием ответственных должностных лиц, разбором и анализом ошибок и недостатков,

допущенных в ходе проведения «Дня безопасности», поощрением отличившихся.

«День безопасности» проводится обычно в конце третьей четверти, в рамках предметной

недели. Следовательно, проводить его можно на протяжении всей недели или в течение одного

дня. Все проводимые мероприятия разрабатываются на базе пройденного на уроках ОБЖ

учебного материала и направлены на его закрепление и обобщение.

Наибольший интерес для учащихся представляют встречи с интересными людьми, которые

делятся своими практическими навыками в области безопасности в реальных жизненных

ситуациях.

ПРИЛОЖЕНИЕ

1.

План-график проведения уроков в «ДЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ» в ГБОУ СОШ № 504 в

2016-2017 учебном году в форме игры по станциям

2.

Методическая разработка учащихся 11 класса на тему «Наводнения в Санкт-

Петербурге» для учащихся 7 класса

3.Фотоотчет о проведении «Дня безопасности» и объектовой тренировки.

ПЛАН-ГРАФИК ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ В ДЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ

8:00 – 8:15 – каб. 107 – общий сбор учителей

Класс

Линейка

вводная

1 урок

2 урок

3 урок

Итоговая линейка

Классный час

«Действия

при

обнаружении

очага

возгорания в

ОУ»

8:45 – 9:00

9.00 – 9.30

9.35 – 10.05

10.10 – 10.40

10.40 – 11.00

11.00 – 11.20

11.20 – 12.00

12.

00

12.

20

5 а

Зам.

директора

Рекреация 1

этажа

(правая

сторона)

«Пожарная

безопасность»

(ПСО Кировского

района – Актовый

зал)

«Знающий осилит

дорогу» (инспектор

ГИБДД по ППДД

каб.107)

«Урок безопасности»

(Студенты НГУ им.

Лесгафта каб.209)

Обед

Линейка -

Зам.

Директора

Рекреация 2

этажа

(правая

сторона)

Забирают

верхнюю

одежду и

сменную

обувь из

раздевалки

Учитель

Английкого

языка

Каб. 210

ОБ ЪЕ КТ ОВАЯ

Т Р Е НИР ОВКА

5 б

«Урок безопасности»

(Студенты НГУ им.

Лесгафта каб.112)

«Знающий осилит

дорогу» (инспектор

ГИБДД по ППДД

каб.107)

Кл.

руководитель

Каб.312

5 в

«Знающий осилит

дорогу» (Студенты

НГУ им. Лесгафта

каб. 209)

«Урок безопасности»

(Студенты НГУ им.

Лесгафта каб.112)

Зам.

директора

.405

6 а

Зам.

директора

Рекреация 4

этажа

(правая

сторона)

«Зимние опасности»

Преподаватели

ЦДЮТТ

каб. 411

«Мы идем в поход»

Учащиеся

10 Б класса

каб.409

«Один на один с

природой»

Учащиеся 10 А

и 10 Б классов

каб.410

Обед

Линейка -

Зам.

директора

Рекреация 4

этажа

(правая

сторона)

Учитель

физической

культуры

Спортивный

зал

6 Б

«Один на один с

природой»

«Зимние опасности»

Преподаватели

«Мы идем в поход»

Учащиеся

Зам.

директора

Учащиеся 10 А

и 10 Б классов

каб.410

ЦДЮТТ

каб. 411

10 Б класса

каб.409

Забирают

верхнюю

одежду и

сменную

обувь из

раздевалки

Каб. 408

6 В

«Мы идем в поход»

Учащиеся

10 Б класса

каб.409

««Один на один с

природой»

Учащиеся 10 А

и 10 Б классов

каб.410

«Зимние опасности»

Преподаватели

ЦДЮТТ

каб. 411

Кл.

руководитель

Каб. 302

7 А

Зам.

директора

Рекреация 3

этажа

(правая

сторона)

«Перевязочный

кабинет»

мед.сестра школы

учащиеся 10 Б и 11 Б

классов

каб. 311

«Наводнение в СПб»

Учитель Истории

СПб

учащиеся 11 Б

класса

каб. 313

«Назло стихиям»

учащиеся 11 Б

класса

каб. 312

Обед

Линейка -

Зам.

директора

Рекреация 3

этажа

(правая

сторона)

Забирают

верхнюю

одежду и

сменную

обувь из

раздевалки

Кл.

руководитель

Каб. 208

7 Б

«Назло стихиям»

учащиеся 11 Б

класса

каб. 312

«Перевязочный

кабинет»

мед.сестра школы

учащиеся 10 Б и 11 Б

классов

каб. 311

«Наводнение в СПб»

Учитель Истории

СПб

учащиеся 11 Б

класса

каб. 313

Кл.

руководитель

Каб. 308

7 В

«Наводнение в СПб»

Учитель Истории

СПб

учащиеся 11 Б

класса

каб. 313

«Назло стихиям»

учащиеся 11 Б

класса

каб. 312

«Перевязочный

кабинет»

мед.сестра школы

учащиеся 10 Б и 11 Б

классов

каб. 311

Кл.

Руководитель

Каб. 206

8 А

Зам.

директора

Рекреация 2

этажа

(правая

сторона)

«Как не стать

жертвой

преступления»

Преподаватели

СПбУ МВД РФ

каб. 203

«Урок Мужества»

Преподаватели

Военно-морской

академии

им. Кузнецова

каб.205

«Безопасность

на воде»

Инструктор УМЦ

допризывной

подготовки и

военно-

патриотического

воспитания

Линейка -

Зам.

директора

Рекреация 2

этажа (правая

сторона)

Обед

Забирают

верхнюю

одежду и

сменную

обувь из

раздевалки

Кл.

Руководитель

Каб. 303

«Ориентир»

каб. 204

8 Б

«Rescue Yourself»

Учитель

английского языка,

учащиеся 10 Б и 11 Б

классов

каб. 210

«Как сказать нет» -

Тренинг

Ученица 10 Б класса

каб. 211

«Антиреклама»

учащиеся 11 А и 11 Б

классов

каб. 212

Кл.

Руководитель

Каб. 404

8 В

«Безопасность на

воде»

Инструктор УМЦ

допризывной

подготовки и

военно-

патриотического

воспитания

«Ориентир»

каб. 204)

«Как не стать

жертвой

преступления»

Преподаватели

СПбУ МВД РФ

каб. 203

«Урок Мужества»

Преподаватели

Военно-морской

академии

им. Кузнецова

каб.205

Кл.

Руководитель

Каб. 211

8 Г

«Урок Мужества»

Преподаватели

Военно-морской

академии

им. Кузнецова

каб.205

«Безопасность на

воде»

Инструктор УМЦ

допризывной

подготовки и

военно-

патриотического

воспитания

«Ориентир»

каб. 204)

«Как не стать

жертвой

преступления»

Преподаватели

СПбУ МВД РФ

каб. 203

Кл.

руководитель

Каб. 107

9 А

Зам.

директора

Рекреация 3

этажа

(левая

сторона)

«Экзамен ПДД»

Учителя ИКТ

каб. 303, 304

«Первая помощь»

Преподаватели

и студенты СЗГМУ

им. Мечникова

каб. 316

«Основы

Военной Службы»

Инструктора и

воспитанники

УМЦ допризывной

подготовки и

Линейка -

Зам.

директора

Рекреация 3

этажа

(левая

Обед

Забирают

верхнюю

одежду и

сменную

обувь из

Кл.

руководитель

Каб. 311

военно-

патриотического

воспитания

«Отчизна»

спортзал

сторона)

раздевалки

9 Б

«Основы

ВоеннойСлужбы»

Инструктора и

воспитанники

УМЦ допризывной

подготовки и

военно-

патриотического

воспитания

«Отчизна»

спортзал

«Экзамен ПДД»

Учителя ИКТ

каб. 303, 304

«Первая помощь»

Преподаватели

и студенты СЗГМУ

им. Мечникова

каб. 316

Кл.

руководитель

Каб. 403

9 В

«Первая помощь»

Преподаватели

и студенты СЗГМУ

им. Мечникова

каб. 316

«Основы

ВоеннойСлужбы»

Инструктора и

воспитанники

УМЦ допризывной

подготовки и военно-

патриотического

воспитания «Отчизна»

спортзал

«Экзамен ПДД»

Учителя ИКТ

каб. 303, 304)

Кл.

Руководитель

Каб. 212

10 А

Работа по утвержденному плану по проведению занятий Дня защиты детей

Работа по утвержденному плану по проведению занятий Дня защиты детей

Дежурный

учитель

Каб. 313

10 Б

дежурный

учитель

Каб. 316

11 А

дежурный

учитель

Каб. 209

11 Б

дежурный

учитель

Каб. 112

Выездные учебные мероприятия

Сопровождаю

щий

1 А

Музей пожарной охраны

Кл.

руководитель

Экскурсия в пожарную часть №

Кл.

руководитель

Экскурсия в пожарную часть №

Кл.

руководитель

Экскурсия в музей милиции

Кл.

руководитель

Экскурсия в музей подводных сил России

Кл.

руководитель

Экскурсия в музей ГАИ

Кл.

руководитель

Экскурсия в музей гигиены

Кл.

руководитель

Экскурсия в Военно-медицинский музей МНО РФ

Кл.

руководитель

Экскурсия в Центральный военно-морской музей

Кл.

руководитель

4 А

Музей Воды

Кл.

руководитель

4 Б

Центр Атомной энергии

Кл.

руководитель

4 В

Интерактивный обучающий 3D комплекс ТРАНЗАС

Кл.

руководитель

Приложение 2

Станция – НАВОДНЕНИЯ В СПб

НАВОДНЕНИЯ ПЕТЕРБУРГА

Неотъемлемой частью жизни Петербурга на протяжении более 300 лет были приходы высокой

воды. Первое затопление произошло в конце августа 1703. В этот день случилось первое в

городской истории катастрофическое наводнение. Вода поднялась на 321 см.

Наводнение 10 сентября 1777 года привело к большим разрушениям и немалым жертвам. По

подсчетам самой Екатерины Великой, погибли тысячи людей. По мнению императрицы, в том

были повинны городские власти, проявившие нерасторопность и не принявшие соответствующих

мер для облегчения участи людей. Огромный урон был нанесён дворцам, жилым домам, садам и

рощам Петербурга. На Петергофской дороге две тысячи мачтовых деревьев вырвало с корнем. В

Летнем саду повредило и поломало множество лип. Некоторые сохранившиеся до сих пор деревья

с железными скобами и костылями пострадали именно тогда.

После наводнения 1777 года Екатерина II подписала Указ об учреждении специальных знаков и

сигналов, по которым петербуржцы могли заблаговременно узнать о надвигающейся стихии.

«После

сего

наводнения

определено

было

от

Адмиралтейства

давать

впредь

сигналы

при

случающихся

чрезвычайных

возвышениях

воды

для

предостережения

людей

от

подобных

бедствий. Когда вода возвышается в большой Неве до такой высоты, что оною поемлются берега

реки в Коломне, то тогда производятся там 3 пушечные выстрела, повторяемые при постепенном

оной возвышении. Сколь же скоро вода начинает наводнять город, то с Адмиралтейской крепости

палят

из

5

пушек

и

во

время

дня

в

Адмиралтейской

башне

по

четырем

углам

галереи

поставляются

4

белые

флага,

а

ночью

4

фонаря;

также

и

возвращается

приумножающаяся

опасность

беспрестанным

тихим

колокольным

звоном.

В

наиопаснейших

местах

всегда

в

готовности имеются суда для спасения людей в случае нужды».

И. Г. Георги

Интересный факт

Великолепием

гранитных

набережных

Петербург

обязан

наводнению

1777

года.

После

стихийного бедствия, чтобы впредь избежать разлива береговой линии на городских реках и

каналах были завершены работы защите набережных гранитом.

Стихия

полностью

уничтожила

Петергофскую

дорогу,

шедшую

низом

от

Стрельны

до

Ораниенбаума. После наводнения была обустроена верхняя дорога, служащая нам и поныне.

7 ноября1824

Наводнение, пришедшее в город 7 ноября 1824 года, стало самым бедственным за всю историю

Петербурга. К утру 7 ноября уровень воды в Неве поднялся примерно на 4 метра 21 сантиметр

выше ординара и устойчиво сохранялся на этой отметке долгое время. Потери были чрезвычайны.

По

официальным

данным

погибло

около

500

человек,

в

действительности

в

разы

больше.

Историки доводят число погибших до 5 тысяч. Велики были и разрушения.

Погода пуще свирепела,

Нева вздувалась и ревела,

Котлом клокоча и клубясь,

И вдруг, как зверь остервенясь,

На город кинулась. Пред нею

Все побежало; все вокруг

Вдруг опустело – воды вдруг

Втекли в подземные подвалы,

К решеткам хлынули каналы,

И всплыл Петрополь, как тритон

По пояс в воду погружен.

Осада! Приступ! Злые волны,

Как воры, лезут в окна. Челны

С разбега стекла бьют кормой.

Лотки под мокрой пеленой,

Обломки хижин, бревны, кровли,

Товар запасливой торговли,

Пожитки бледной нищеты,

Грозой снесенные мосты,

Гроба с размытого кладбища

Плывут по улицам!

Народ Зрит божий гнев и казни ждет.

А.С.Пушкин «Медный Всадник»

23 сентября1924

Это третий по счету и второй по рейтингу удар водной стихии в городской истории катастроф.

Вода поднялась на 380 сантиметров выше ординара.

Первая половина дня 23 сентября выдалась спокойной, ничто не предвещало трагедии.

Однако с полудня со стороны моря неожиданно налетел порывистый западный ветер. Его сила

росла, что привело к подъему воды в Неве, реках и каналах города.

В

13

часов

20

минут

подъем

воды

составил

152

см.

Петропавловская

крепость

произвела пять предупредительных выстрелов, вестников надвигающейся беды.

К 16 часам вода стала подниматься с необычайной быстротой, затопляя всю низменную

часть города и стремясь в центр.

Наводнение принесло огромные материальные потери. Особенно большой урон был причинен

коммунальному хозяйству города. От замыкания электричества произошло много пожаров. В

негодность пришли многие центральные магистрали, на которых были размыты торцевые и

булыжные мостовые. Под мощным напором воды рухнуло 19 мостов. Было испорчено 120

трамвайных

вагонов;

трамвайные

пути

оказались

в

аварийном

состоянии.

Пострадали

крупнейшие

предприятия

заводы

«Красный

путиловец»,

«Русский

дизель»

и

«Северный

кабельный завод». В Морском порту 40 судов с лесом и другими грузами затонули или оказались

выброшенными на берег. Жертв, к счастью, оказалось немного. По официальным сведениям

погибло 7 человек.

Природа петербургских наводнений

Современные

знания

позволяют

понять

природу

невских

наводнений,

их

механизм.

Всё

начинается глубоко в Атлантике, как раз там, откуда исходит ещё одна глобальная угроза для

жизни

пробуждающиеся

вулканы

и

их

пепел,

летящий

на

разные

континенты

за

тысячи

километров. И здесь же атмосферные процессы формируют область с низким давлением воздуха.

Зарождается

циклон,

мощный

атмосферный

вихрь,

несущий

ненастье

и

сильнейший

ветер.

Перемещаясь в привычном для себя направлении с запада на восток, циклон устремляется в

Балтийское море, разбивая на своём пути равновесие водных масс. При этом возникает особого

рода

длинная

волна.

И

хотя

ее

высота

в

центре

Балтики

не

превышает

пары

десятков

сантиметров, а длина сопоставима с длиной самого моря, именно эта волна при определенных

обстоятельствах становится нашей «героиней». Так случается, когда циклон пересекает море с

юго-запада на северо-восток, выбирая траекторию движения вдоль Балтийского моря.

Влекомая таким циклоном, длинная волна устремляется в Финский залив. Там она обретает четко

выраженные очертания, чему способствуют периферийные восточные ветры. У горла залива

наблюдается вспученность за счёт воды, согнанной из открытых балтийских просторов и отчасти

из центральных районов Финского залива. Высота длинной волны здесь обычно 40-60 см,

скорость распространения 40-60 км/ч. Пока залив глубок, картина меняется мало. Однако, чем

выше по заливу, тем мелководнее, и высота волн растет быстрее. Неровности берегов и дна,

особенно начиная от устья реки Невы, меняют и усложняют форму волны.

От 7 до 9 часов необходимо длинной волне в ее движении по Финскому заливу, чтобы достичь

устья Невы. Свободная длинная волна могла бы привести к подъему воды в Неве на 200-250 см,

но

свободных

волн

почти

не

бывает,

так

как

им

всегда

сопутствуют

ветры

различных

направлений.

Восточный

ветер

не

опасен,

а

вот

при

попутном

западном

волна

неминуемо

увеличивается и ее возрастание особенно значительно.

Как только длинная волна доходит до устья и затем отражается Невой, колебания водных масс

всего моря преобразуются в затухающие инерционные колебания – так называемые сейши. С

интервалом примерно в 26 часов они повторяются, и потому еще несколько раз каждые сутки

может наблюдаться высокий подъем невской воды. Обычно он не превышает 50 см. Но иногда

циклоны не приходят в одиночку, а обрушиваются по очереди с интервалом в 24-28 часов.

Колебания накладываются друг на друга, циклоны словно раскачивают водные массы моря, и

сейши поднимают Неву до 100-150 см. В пределах Финского залива известны случаи повторений

сейшеобразных колебаний каждые 7-9 часов.

Что следует ждать в результате наводнений, каковы их предполагаемые последствия?

Во время нагонных подъёмов уровня воды до 2 м затоплению подвержено 6,5 % площади центра

города, до 3 м – 17,1%, до 4 м – 23,9%, до 5 м – 30%. Это дельта Невы и ее острова, а значит, вся

историческая часть Петербурга с бесценными сокровищами музеев, памятниками архитектуры,

ценнейшими парками.

Укрощение стихии – поиски решения

Проект Петра I

Впервые задумался об угрозе Петербургу со стороны водной стихии его основатель Петр I. Уже в

первые

годы

существования

города

он

предпринимает

ряд

мер

для

защиты

от

грозящей

опасности. Было подмечено, что шведами и финнами, населявшими невские берега до прихода

сюда русских войск, были искусственно подняты и укреплены небольшие участки земли для

своих поселений, там, например, где сейчас Адмиралтейство и стрелка Васильевского острова.

Это привело царя Петра к идее о подсыпке территорий Васильевского острова и Петербургской

стороны для подъема их поверхности на 10,5 фута выше среднего уровня Невы, то есть до

отметки 3,2 м в привычных нам единицах измерения. Несомненно, это стало одним из первых

правильных решений на пути к защите города от наводнений.

Замысел Петра Великого подхватил и воплотил в первом известном нам проекте защиты от

наводнений Бурхард Кристоф Миних. В 1727 году он написал «Пройакт, коим образом Санкт-

Питер-Бурх противо разливания вод укрыть возможно». В этом документе Миних предложил

обвалование островов дельты и низких территорий города защитными дамбами и высокими

набережными, высотою до 13 фунтов (около 4 м) над ординаром дельты Невы. С тех пор подъём

береговой линии на долгое время стал основным способом ограждения города от наводнений, но

полностью защитить Петербург не удалось.

Проект Екатерины II

Во

времена

Елизаветы

и

Екатерины

II

бытовали

ошибочные

представления

как

о

природе

наводнений, так и о мерах защиты от них. Главной виновницей всех бед считалась Нева, и выход

видели в отводе ее вод. Этому должны были служить многочисленные каналы. Особенно большое

внимание их строительству стало уделяться после ужасного наводнения 1777 года. «Стоковая

теория», предложенная Екатериной II была ошибочна, но благодаря ей появились такие каналы,

как Екатерининский и Обводный.

Проект французского инженера Пьера-Доминика Базена,

середина XIX века

П.-Д. Базен, служивший русскому двору, впервые после катастрофы 1824 года впервые правильно

определил главное направление угрозы. Найдя основную причину опасности, а именно движение

высокой воды со стороны Финского залива к дельте реки Невы, он предложил верный, но

радикальный способ защиты – построить на пути движения воды заградительную дамбу через

Финский залив.

Базен хотел изолировать Невскую губу, построив в Финском заливе по линии Лисий Нос - о.

Котлин – Ораниенбаум 5 дамб с одним устройством для пропуска судов и одним - для пропуска

воды. Общая длина барьера определялась в 23,8 км, а высота плотин над уровнем моря - 8,5 м.

Для

проводки

судов

Базен

предлагал

оставить

проход

между

заведенными

друг

за

друга

плотинами.

В

проходе

по

одному

из

вариантов

устраивался

камерный

шлюз.

Ядро

плотин

составляли старинные ряжи и шпунтовые ряды, тело - каменная отсыпка. Для улучшения условий

судоходства в отделенной части акватории залива намечалось поддерживать уровень воды на 3–4

фута (1,2 м) выше ординара.

Проект

долго

обсуждался

и

подвергся

справедливой

критике.

Отмечались

его

негативные

стороны:

неизбежность

подъема

грунтовых

вод,

сложность

строительства

и

эксплуатации

разборного водопропуска длиной 1,5 км, затрудненность проводки судов через морской шлюз.

Однако величие заслуги П.-Д. Базена, несомненно, и состоит в том, что вокруг выдвинутых им

идей будет в дальнейшем вращаться вся научная и инженерная мысль XIX–XX веков по созданию

защиты Петербурга от наводнений. Впервые был предложен единственно верный и комплексный

способ

защиты

от

наводнений.

Строительство

дамбы

было

задумано

как

сложное

гидротехническое сооружение.

Прошло

почти

200

лет,

и

мы

становимся

свидетелями

реализации

замечательных

идей.

Построенный Комплекс защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений проходит там,

где предлагал Базен, и в основном воплощает его замысел.

Советское время

Наводнение 1924 года впервые после революции заставило власти серьезно задуматься о мерах по

защите Ленинграда от стихии и начать предпринимать конкретные шаги в этом направлении.

Проектные работы остановила начавшаяся Великая отечественная война.

После окончания войны и четвертого по рейтингу (293 см) наводнения 1955 года работа над

проектом защиты города от стихии больше не затихала, вплоть до принятия решения о начале

строительства защитных сооружений, и велась целенаправленно и интенсивно. За основу были

взяты

лучшие

идеи

и

научные

изыскания

предшественников.

Значительно

способствовало

продвижению проекта утверждение в 1966 году основных положений нового Генерального плана

развития Ленинграда, предусматривающего и создание защиты от наводнений.

Основные научно-инженерные изыскания поручили вести генеральной проектной организации –

Ленинградскому

отделению

Всесоюзного

института

«Гидропроект»

им.

С.Я.

Жука

(ныне

«Ленгидропроект»). Возглавил работу С.С. Агалаков. Всего в разработке проекта приняли участие

свыше 50 проектных и научных организаций. Уже к 1971 году институт «Ленгидропроект»

завершил

разработку

технико-экономического

обоснования

проекта.

В

нём

были

обобщены

существующие на тот период предложения по защите от наводнений и рекомендован «западный»

вариант – по трассе от п. Горская через о. Котлин до п. Бронка.

Интересный факт

Одним из первых наводнений, когда высокий подъём воды был предсказан синоптиками,

считается наводнение, произошедшее 15 октября 1955 года. Тогда Гидрометеослужба Северо-

Запада за 7 часов до начала наводнения провела расчёты и определила высоту

подъёма воды с точностью до 30 см. В то время наука сделала огромный шаг вперёд, после чего

стало возможным прогнозировать наводнения!

2 августа1979

2

августа

1979

года

ЦК

КПСС

и

Совет

министров

СССР

приняли

Постановление

«О

строительстве сооружений защиты г. Ленинграда от наводнений», давшее старт грандиозной

стройке.

Август 2011

В августе 2011 года состоялось торжественное открытие Комплекса защитных сооружений. Город

обрёл надёжную защиту от злой силы природы. И уже спустя 3 месяца водная стихия грозно

напомнила о себе. 28 ноября в Санкт-Петербурге было остановлено наводнение, которое могло бы

стать 309-ым по счёту.

Интересный факт

В 2011 году блистательному Петербургу, детищу Петра Великого, исполнилось 308 лет. По

удивительному совпадению печальная летопись наводнений на невских берегах к

лету этого же года запечатлела так же 308 эпизодов высокой воды.

СЦЕНАРИЙ

ВСТУПЛЕНИЕ:

Алена и Маша: Здравствуйте ребята! Как настроение?

Маша: Сегодня мы проведем у вас урок, и как вы думаете, на какую тему?

Правильно/ А вот и нет)!

Алена: Мы расскажем вам про наводнения в нашем городе. И не просто, а даже и поиграем…

Маша: правильно, мы же хотим поиграть? ОБЪЯСНИТЬ ПРАВИЛА!

-По правилам ОБЖ запрещено: -друг друга перебивать

- с места кричать

Активным и вежливым отдаем свои сердца - и это ваши баллы. Грубиянам и нарушителям отдаем

черные кресты – и это ваши штрафы. А что вы хотели… ОБЖ)))

ЧАСТЬ 1

Алена: Итак, для начала проведем небольшую разминку

«Три вопроса по правилам трех (ОБЖ)»

–Дай ответ за три секунды.

Вопрос 1. Продолжите фразу… Наводнение – это….

Маша: Алена, а какое определение дает нам урок ОБЖ?

Алена : Наводнение – это…. Затопление значительной части местности водой.

Маша: Задание 2. Дай ответ из трех слов.

Алена: Назовите три любых типа наводнения.

Ответ: Затор, Зажор, Паводок, Половодье.

Маша: Задание 3: Выбери из трех слов:

Алена: Наводнение, вызванные сильным ветром со стороны моря, залива, называются:

- зажорные

-нагонные

- половодья

ЧАСТЬ 2.

Маша:

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ

Кстати, именно ветровой нагон являются основной причиной всех наводнений в СПб.

С Атлантики начинает западный ветер, который нагоняет огромную волну из-за сужения русла

Финского залива и Невы.

Алена: Ох, и много было в нашем городе.

Самые разрушительные произошли в 1777, 1824 и 1924 гг.

Маша: Значит, мы найдем множество следов и отметок этих наводнений.

Алена: Значит, пришло время объявить первый тур нашей игры. Мы вместе с вами найдем эти

отметки на карте, ваша задача – запомнить место их расположения.

Маша: Действительно, отметок очень много. Конечно, в первую очередь мы найдем отметки

рядом с Невой…

Алена: что имеешь в виду? … набережные?

Маша : Именно… Знаменитая отметка на набережной реки Мойки. Кстати, какой там мост?

Алена:

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:

Великолепием

гранитных

набережных

Петербург

обязан

наводнению

1777

года.

После

стихийного бедствия, чтобы впредь избежать разлива береговой линии на городских реках и

каналах были завершены работы защите набережных гранитом.

Стихия

полностью

уничтожила

Петергофскую

дорогу,

шедшую

низом

от

Стрельны

до

Ораниенбаума. После наводнения была обустроена верхняя дорога, служащая нам и поныне.

Маша: Где же еще можно найти отметки … ? Подумайте, что еще в первую очередь страдало от

наводнений в нашем городе?

Алена: Острова (показ отметок на карте)

Маша….

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:

Впервые задумался об угрозе Петербургу со стороны водной стихии его основатель Петр I. Уже в

первые

годы

существования

города

он

предпринимает

ряд

мер

для

защиты

от

грозящей

опасности. Было подмечено, что шведами и финнами, населявшими невские берега до прихода

сюда русских войск, были искусственно подняты и укреплены небольшие участки земли для

своих поселений, там, например, где сейчас Адмиралтейство и стрелка Васильевского острова.

Это привело царя Петра к идее о подсыпке территорий Васильевского острова и Петербургской

стороны для подъема их поверхности на 10,5 фута выше среднего уровня Невы, то есть до

отметки 3,2 м в привычных нам единицах измерения. Несомненно, это стало одним из первых

правильных решений на пути к защите города от наводнений.

Замысел Петра Великого подхватил и воплотил в первом известном нам проекте защиты от

наводнений Бурхард Кристоф Миних. В 1727 году он написал «Пройакт, коим образом Санкт-

Питер-Бурх противо разливания вод укрыть возможно». В этом документе Миних предложил

обвалование островов дельты и низких территорий города защитными дамбами и высокими

набережными, высотою до 13 футов (около 4 м) над ординаром дельты Невы. С тех пор подъём

береговой линии на долгое время стал основным способом ограждения города от наводнений, но

полностью защитить Петербург не удалось.

Алена: а как же улицы, неужели не найдем ни одной?

Маша: Конечно, найдем … Одну улицу мы с вами уже отметили (на Петроградском острове), но

и на, казалось бы не островной Адмиралтейской стороне, мы тоже найдем много отметок (показ

отметок на карте)

Алена:

ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ:

Во

времена

Елизаветы

и

Екатерины

II

бытовали

ошибочные

представления

как

о

природе

наводнений, так и о мерах защиты от них. Главной виновницей всех бед считалась Нева, и выход

видели в отводе ее вод. Этому должны были служить многочисленные каналы. Особенно большое

внимание их строительству стало уделяться после ужасного наводнения 1777 года. «Стоковая

теория», предложенная Екатериной II была ошибочна, но благодаря ей появились такие каналы,

как Екатерининский и Обводный.

Маша: Ох, ну и беда с этими наводнениями… Во время нагонных подъёмов уровня воды до 2 м

затоплению

подвержена

вся

дельта

Невы

и

ее

острова,

а

значит,

вся

историческая

часть

Петербурга

с

бесценными

сокровищами

музеев,

памятниками

архитектуры,

ценнейшими

парками.

Алена: А найдем ли мы отметки на исторических памятниках.

Маша: Конечно, самый знаменитый, наверное, Петропавловская крепость

Алена: Но надо знать, что Петропавловка не единственный памятник, отмеченный наводнением…

Так, на Летнем дворце Петра I мы тоже найдем памятную табличку.

Маша…

Интересный Факт:

В 2011 году блистательному Петербургу, детищу Петра Великого, исполнилось 308 лет. По

удивительному

совпадению

печальная

летопись

наводнений

на

невских

берегах

к

лету этого же года запечатлела так же 308 эпизодов высокой воды.

Алена… И что же спасает наш город сегодня от наводнений?

Интересный факт:

Пьер Доминик Базеа, служивший русскому двору, впервые после катастрофы 1824 года впервые

правильно определил главное направление угрозы. Найдя основную причину опасности, а именно

движение высокой воды со стороны Финского залива к дельте реки Невы, он предложил верный,

но радикальный способ защиты – построить на пути движения воды заградительную дамбу через

Финский залив.

Маша:

Значительно

способствовало

продвижению

проекта

утверждение

в

1966

году

основных

положений нового Генерального плана развития Ленинграда, предусматривающего и создание

защиты от наводнений. Всего в разработке проекта приняли участие свыше 50 проектных и

научных организаций. Уже к 1971 году институт «Ленгидропроект» завершил разработку технико-

экономического обоснования проекта. В нём были обобщены существующие на тот период

предложения по защите от наводнений и рекомендован «западный» вариант – по трассе от п.

Горская через о. Котлин до п. Бронка. Так что наш город сегодня спасается от наводнений.

Маша: Ну что ж, все, то мы знали, мы вам рассказали

Алена: Пришла пора посмотреть, как ребята все запомнили?

Маша: А значит пришло тура II.

Алена: Итак, переверните ваши карты и пробуйте ответить на вопросы?

Маша : Помним, что у вас три минуты?

ВОПРОСЫ

1.

Наводнение – это …

2.

Назовите три острова нашего города, отмеченные памятными табличками о наводнениях?

3.

В чем заключался смысл проекта Петра I по защите нашего города от Наводнений?

ВОПРОСЫ

1.

Назовите три любых типа наводнения

2.

Как называется переулок-рекордсмен по памятным табличкам?

3.

В чем заключался смысл проекта Екатерины II по защите нашего города от Наводнений?

ВОПРОСЫ

1.

Что является причиной наводнений в Санкт-Петербурге?

2.

Какой исторический памятник помимо Петропавловской крепости отмечен памятной

табличкой о наводнениях?

3.

Кто первым предложил идею о защите нашего города от Наводнений с помощью дамбы? в

каком веке жил и работал этот инженер?

ФОТООТЧЕТ

22.02.2017 Г.

ГБОУ СОШ № 504 - ОБЪЕКТОВАЯ ТРЕНИРОВКА В « ДЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ



В раздел образования