Автор: Шуваева Наталья Алексеевна
Должность: педагог дополнительного образования
Учебное заведение: МОУ ДО ЦТ
Населённый пункт: РС САХА (Якутия) п. Светлый
Наименование материала: статья
Тема: "Использование нетрадиционных методов обучения на занятиях в учебной – познавательной деятельности обучающихся из опыта работы педагога"
Раздел: дополнительное образование
Статья «Использование нетрадиционных методов обучения на занятиях в учебной – познавательной
деятельности обучающихся из опыта работы педагога»
Педагог Шуваева Наталья Алексеевна. МОУ ДО ЦТ п. Светлый РС (Якутия) Мирнинский район
«Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания.
Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он не удобнее для учеников. Только тот образ
преподавания верен, которым довольны ученики»
Актуальность: Использование нетрадиционных методов обучения на моих занятиях студии «Бусинка» в
учебной – познавательной деятельности обучающихся способствует развитию личности, более полной
реализации воспитательного ,образовательного и развивающего потенциала, в таком виде рукоделия, как
бисероплетение, и выявлению индивидуальности каждого обучающего.
Педагогикой и наукой накоплен большой арсенал методов, которые специально направлены на
формирование положительных мотивов учения, стимулирующих познавательную активность, одновременно
содействуя обогащению обучающихся учебной информацией. Функция стимулирования в этом случае как
бы выходит на первый план, содействуя осуществлению образовательной функции всех других методов.
Но деятельность не может протекать успешно, если при этом в комплексе не используются методы
активизации познавательной деятельности такие как: стимулирование, контроля, самоконтроля и
самооценки. Особенность методов обучения заключается прежде всего в формировании знаний, умений и
навыков учебно-познавательной деятельности учащихся
При выборе и сочетание методов обучения я руководствуюсь следующими критериями
1.соответствие методов принципам обучения;
2. соответствие целям и задачам обучения;
3. соответствие содержанию данной темы;
4. соответствие учебным возможностям обучающихся: возрастным(физическим, психическим); уровню
подготовленности(Образованности, воспитанности и развития );
5.Соответствие имеющихся условий и отведённое время для обучения;
6. .Соответствие возможностям педагога (опыт, теоретическая и практическая подготовленность. Личные
качества педагога и прочее)
Занятие – гибкая форма организации обучения. Оно включает разнообразное содержание, в соответствии с
которым используются необходимые методы и приёмы обучения.
На моих занятиях в основном практикуется коллективная и индивидуальная формы работы. Различные
формы проведения занятия не только разнообразят учебный процесс, но и вызывает у обучающихся
удовлетворение от самого процесса труда.
Нетрадиционн0е занятие – одна из таких форм организации обучения и воспитания обучающихся.
Эффективность нетрадиционных форм обучения и развития хорошо известна. Такие занятия приближают к
жизни, реальной действительности. Дети охотно включаются в такие занятия, ибо нужно проявить не только
свои знания, но и смекалку, творчество.
Я ищу разные способы «оживления» занятия, привлечения обучающих к активной работе,
разнообразию форм объяснения нового материала. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от
традиционного занятия, как основной формы обучения и воспитания детей .Но придать занятию не
стандартные, оригинальные приёмы необходимо для активизации мыслительной деятельности
обучающихся.
К традиционным занятиям принадлежит, как известно, изучение нового материала, закрипление знаний,
умений и навыков, проверки и учёта приобретённых знаний, умений и навыков, проверки и учёта
приобретённых знаний, анализа работ, повторение темы или раздела. Наряду с этими формами обучения я на
своих занятиях использую и нетрадиционные или нестандартные формы проведения занятий. Это в
частности, занятия – конкурсы, занятия – экскурсии, занятия – путешествия, занятия – исследования,
игровые занятия, открытые занятия. Благодаря которым дети быстрее и лучше усваивают программный
материал.
Введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, направлено на развитие
памяти обучающихся, внимания, пространство воображения и ряда других важных психических функций,
это является одной из важнейших моих задач.
Применение нетрадиционных форм занятий, в частности занятия – игры, занятия – экскурсии - это стимул в
обучении, это разнообразная и сильная мотивация. Посредством таких занятий гораздо активнее и быстрее
происходит возбуждение познавательного интереса, отчасти потому, что человеку по своей природе нравится
играть, другой причиной является то, что мотивов в игре гораздо больше, чем у обычной учебной
деятельности.
На нетрадиционных занятиях активизируется психические процессы обучающихся: внимание,
запоминание ,интерес, восприятия, мышление.
Нетрадиционные же формы занятий эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую
информацию оживить и сделать яркой, запоминающей. На таких занятиях возможно вовлечение каждого в
активную работу, эти занятия противостоят пассивному слушанию или чтению. В процессе НФЗ ,
интеллектуально – пассивный ребёнок способен выполнять такой объём работы, какой ему совершенно
недоступен в обычной учебной ситуации. В частности, в научно – педагогических исследований об игре
даже появился термин «эмоциональный ускоритель» обучения.
Для обучения важно, что при организации НФЗ, ограничено, заложена познавательная задача, где ребёнок
может осуществлять самостоятельный поиск знаний.
Сегодня всё большее внимание уделяется человеку как личности - его сознанию, духовности, культуре,
нравственности, а также высокоразвитому интеллекту и интеллектуальному потенциалу.
Я провожу постоянный поиск. Цель которого – найти новые формы и приёмы, позволяющие слить в единый
процесс работу по образованию ,развитию и воспитанию обучающихся на всех этапах обучения .В
формировании личности каждого обучаемого - с учетом его индивидуальных способностей и
возможностей. Мою студию наряду с обычными детьми посещают и дети с ограниченными возможностями.
Занятия – игры с такими детьми дают положительный результат.
На моих занятиях существует несколько разновидностей нетрадиционных форм занятий, каждая из которых
решает свои образовательные, развивающие, воспитательные задачи. Однако все они преследуют общую
цель: поднять интерес обучающихся к обучению, и труду и тем самым, повысить эффективность обучения.
Немаловажно, что все участники нетрадиционного занятия имеют равные права и возможности принять в
нём самое активное участие, проявить собственную инициативу.
Для обучающихся нетрадиционное занятие это – переход в иное психологическое состояние, это другой
стиль общения, положительные эмоции ,такое занятие - это возможность развивать свои творческие
способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, и совсем
другое отношение к своему труду.
Для меня нетрадиционные занятия:
- возможность лучше узнать и понять обучающихся (сплочение коллектива, доверительные отношения
между педагогом и детьми, дети – дети, родители – дети педагог);
- оценить их индивидуальные особенности;
- реализовать себя, как педагога;
- находить творческий подход к работе;
- осуществить собственные педагогические идеи.
Литература
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Просвещение, 1989. – 388 с.
2. Брайтерман М.Д., Соколов А.С., Архипов В.В. Коллективный способ обучения. – СПб.: Нева, 1991. – 264
с.
3. Герасимова Т.С. Психолого-педагогический минимум для внештатных преподавателей // Методист. - 2007
год - №2 . - С.38-43.
4. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. - М.: Профиздат, 1991. – 198 с.
5. Кларин М.В. Педагогические технологии в учебном процессе. - М.: Просвещение, 1989. – 402 с.
6. Корнющенко Д.И. Интегральная диалогика: Интенсивная технология гуманитарного образования. М.:
Академия, 2005. – 368 с.
7. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. М.: просвещение, 1999. – 368 с.
8. Милованова Н.Г. Использование нетрадиционных педагогических технологий для реализации
дифференцированного обучения. Автореферат диссертации на соискание ст. к.пед.н. - Тюмень, 1997. – 32 с.
9. Михелькевич В.Н., Нестеренко В.М., Кравцов П.Г. Инновационные педагогические технологии. - Самара,
2001. – 254 с.
10. Мухина С.А., Соловьева А.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении. М.: Феникс,
2004. – 384 с.