Организация проектной деятельности младших школьников
Автор: Большакова Валентина Александровна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МБОУ "Пушкинский пролицей 78" Населённый пункт: город Набережные Челны Республика Татарстан Наименование материала: статья Тема: Организация проектной деятельности младших школьников Раздел: начальное образование
Организация проектной деятельности младших школьников
Большакова Валентина Александровна
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МБОУ «Пушкинский пролицей №78» г. Набережные Челны
Первоклассники, впервые переступающие порог нашего лицея, готовы постигать неиз -
веданные тайны окружающего мира, радоваться новым открытиям, делиться своими впечатле -
ниями обо всем увиденном. Чтобы поддержать в них огонёк пытливости и любознательности,
учителю начальных классов необходимо создать благоприятные условия для формирования
обогащённой образовательной среды на основе современного высокого уровня качества зна -
ний и лучших образцов общечеловеческой культуры. На протяжении нескольких лет Пуш-
кинский лицей является координационным центром Национальной образовательной програм-
мы "Интеллектуально - творческий потенциал России" Малой академии наук "Интеллект бу -
дущего" (г. Обнинск) и мы с ребятами принимаем активное участие в Федеральной образова -
тельной программе по научно - исследовательской деятельности «Одаренные дети - интеллект
будущего».
По традиции каждый год в конце октября – начале ноября в рамках Фестиваля науки и
искусства в лицее проводится научно – практическая конференция «Эврика». Её цель: разви -
тие интеллектуально-творческих способностей учащихся через исследовательскую и проект -
ную деятельность. Открытие конференции проводится как «Праздник Науки» для учащихся
первых классов. В номинации «Мои творческие возможности» первоклассники представляют
свои первые проекты. Защита проектов происходит открыто, в актовом зале лицея, с пригла-
шением родителей. В качестве экспертов выступают старшеклассники. Публичная защита сво-
ей работы способствует развитию ораторского искусства, повышению общей культуры млад-
ших школьников, а также стимулирует их на новые открытия.
Этот год особенный. 19 октября 2015 года лицею №78 имени А. С. Пушкина исполни -
лось 25 лет. Весь учебно - воспитательный процесс пронизан духом юбилея. Первые исследо -
вания первоклассников неразрывно связаны с творчеством любимого поэта. Ребята читают от-
рывки из сказок А. С. Пушкина, заучивают наизусть полюбившиеся строчки, рисуют иллю -
страции, выполняют творческие проекты. Смирнова Ульяна вместе с мамой подготовили
проектную работу «Лебедь и коршун» по мотивам «Сказки о царе Салтане…» Текст для пуб -
личной защиты проекта, написанный в стихотворной форме, Ульяна читала наизусть:
Я рада сегодня приветствовать Вас!
Хочу о себе рассказать Вам сейчас.
Ульяна Смирнова зовут меня,
Учусь в первом классе «А».
В городе Набережные Челны
на Каме
В пролицее 78 лучшем самом.
В эти дни любимый наш лицей
Четверть века отмечает юбилей.
В честь такого знаменательного дня
Представим мы проект, друзья!
Наш шедевр, творенье, труд
Выносим на ваш объективный суд.
Делали поделку мы вместе с мамой
По мотивам сказки о царе Салтане.
Любим Пушкина стихи мы с детства
Это величайшее для нас наследство!
В нашей работе запечатлена
Постоянная борьба добра и зла.
Вот бьётся лебедь средь зыбей,
Она добра и чистоты олицетворенье
А коршун тот, что носится над ней,
Он зла и коварства выраженье.
Создавая, применяли материалы
Пеноплекс, гофробумагу,
органзу и клей.
Труда и усердия ушло немало,
Хотя, как видите, мы справились
с задачей сей.
Сделали из пеноплекса птиц основу.
В технике папье–маше
обклеили мы их
Аппликацией покров из перьев
образован,
Также бирюзовых волн каскад
возник.
Надеюсь, по сердцу пришлось
наше творенье,
Спасибо всем большое за вниманье!
Проектная работа и стихотворенье
Послужат исполнением к празднику
заданья.
Нелегко было первокласснице в переполненном актовом зале справиться с волнением,
но результат превзошел все ожидания: портфолио Ульяны украсил первый Диплом юного ис -
следователя.
На осенних каникулах предложила своим первоклассникам присутствовать на защите
проектов учащихся 2 – 4 классов. Так они постепенно привыкают к научной терминологии,
наблюдают за техникой выступления, учатся задавать вопросы.
С этого начинается система подготовки к участию в различных олимпиадах и конфе-
ренциях. Ведущая роль при этом принадлежит мне, как учителю, как руководителю исследова-
тельской деятельности учащихся. На своих уроках стараюсь использовать такие приёмы и ме -
тоды работы, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, искать
необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. На этапе
«открытия» новых знаний чаще всего зарождается тема очередного проекта: «Светлые и тём -
ные
пятна
чёрного
золота»,
«Чудесные
превращения
бабочки»,
«Живое
электричество»,
«Влияние вулканов на окружающую среду», «Настоящий мёд… какой он?», «Шахтёрская сла-
ва моего дедушки», «Энергия ветра», «Водяная мельница», «Кто же ты - утконос?». Это лишь
некоторые темы проектных работ, с которыми мои учащиеся неоднократно становились побе-
дителями
и
призёрами
Республиканского
конкурса
исследовательских
работ
и
проектов
школьников «Дебют в науке», Региональной научно – практической экологической конферен-
ции младших школьников «Юннат», Республиканского конкурса исследовательских и творче-
ских работ учащихся 1 – 4 классов «Я познаю мир», городской научно – практической конфе -
ренции младших школьников «Малая академия наук: младшие школьники в научном поиске».
Любая проектная работа предполагает добровольное участие ребёнка. Только личная
увлеченность, интерес ребенка к этому виду деятельности помогут достичь желаемого ре -
зультата. Желание выполнять проектную работу зачастую приходит к ребёнку неожиданно.
Так подготовка к городской олимпиаде по окружающему миру привела моего ученика Суббо-
тина Егора в 3 классе к созданию им собственного журнала «GEО – мир», а в 4 классе нагляд-
но – дидактического пособия «Наша родина – Татарстан». Успешность проекта во многом за -
висит от его организации. Все этапы работы над проектом должны быть соблюдены. Перед
ребёнком возникла проблема: обобщить свои знания по родному краю к олимпиаде по окружа-
ющему миру. Егор решил упорядочить свои знания, создавая электронный образовательный
ресурс. Актуальность темы налицо. Идея создания альбома о Татарстане была мной поддержа-
на. Моя роль как руководителя данной проектной работы сводилась к следующему: оказывать
помощь в выборе источников информации и координировать весь творческий процесс.
Для на-
чала определили цель работы, выдвинули гипотезу: создать на основе собранного материала
альбом «Наша Родина – Татарстан», использование которого на уроках окружающего мира
позволит пробудить интерес всех учащихся к изучению своей малой Родины.
Затем выдвинули задачи, составили план своих действий:
- знакомство с историей Татарстана;
- анализ литературных источников;
- изучение природных богатств родного края;
- посещение отдельных городов, чтобы познакомиться с культурными,
историческими памятниками и достопримечательностями Татарстана;
- определение роли промышленных предприятий для республики.
Детальное изучение объекта своего исследования потребовало много сил, терпения и времени.
В процессе анализа и отбора материала мы делились своими идеями, совместно искали пути
их реализации. Постепенно определились с основными разделами будущего альбома:
1. Географические сведения
2. Из истории Республики Татарстан
3. Казань – столица Татарстана
4. Государственные символы
5. Природные сокровища Татарстана
6. Крупные города и промышленные предприятия РТ
Начался трудоёмкий процесс компоновки материала на страницах альбома. Для каждого
раздела отбиралась самая важная и доступная для младшего школьного возраста информация,
подбирались
необходимые
фотографии,
создавались
слайды.
Вся
работа
выполнялась
на
компьютере, с использованием программ Word, PoverPoint. Достаточно хороший уровень вла-
дения информационными технологиями позволил ученику успешно справиться с компьютер-
ной версткой альбома, с моей стороны потребовалась лишь небольшая корректировка матери -
ала. Полученный в процессе работы опыт помог Егору правильно оценить результат своего
исследования. Он убедился, что Татарстан по праву занимает ведущее место среди регионов
России и ряда мировых стран. А главное, в ходе своей работы ребёнок осознал, как много ин -
тересного о своём родном крае ему еще предстоит узнать, сколько новых открытий для себя
предстоит сделать.
Итогом работы стало не только блестящее выступление на научно – практической кон -
ференции «Эврика», где Субботин Егор получил Диплом Гран – при за презентацию своего
альбома «Наша родина – Татарстан», но и его очередная победа на городской олимпиаде по
окружающему миру. Созданный альбом широко используется учителями в процессе учебной и
внеурочной деятельности, что дает возможность убедиться в целесообразности проделанной
работы.
С каждым годом растет количество детей, желающих принять участие в исследователь -
ской работе. Проектная деятельность учащихся является для нас неотъемлемой частью об -
разовательного процесса. Участие детей в работе над проектом содействует формированию
умения выдвигать гипотезы, обосновывать их, работать с информацией (отбор и анализ специ -
альной, справочной литературы), использовать современные информационные технологии,
проводить наблюдения и эксперименты, систематизировать и обобщать полученную информа-
цию, аргументировать свои выводы. Под руководством учителя – научного руководителя заин-
тересованные учащиеся, независимо от степени их одаренности и успешности в учебе, полу -
чают возможность приобщиться к основам исследовательской деятельности.