Напоминание

Организация проектной деятельности младших школьников


Автор: Большакова Валентина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Пушкинский пролицей 78"
Населённый пункт: город Набережные Челны Республика Татарстан
Наименование материала: статья
Тема: Организация проектной деятельности младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад





Организация проектной деятельности младших школьников
Большакова Валентина Александровна учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ «Пушкинский пролицей №78» г. Набережные Челны Первоклассники, впервые переступающие порог нашего лицея, готовы постигать неиз - веданные тайны окружающего мира, радоваться новым открытиям, делиться своими впечатле - ниями обо всем увиденном. Чтобы поддержать в них огонёк пытливости и любознательности, учителю начальных классов необходимо создать благоприятные условия для формирования обогащённой образовательной среды на основе современного высокого уровня качества зна - ний и лучших образцов общечеловеческой культуры. На протяжении нескольких лет Пуш- кинский лицей является координационным центром Национальной образовательной програм- мы "Интеллектуально - творческий потенциал России" Малой академии наук "Интеллект бу - дущего" (г. Обнинск) и мы с ребятами принимаем активное участие в Федеральной образова - тельной программе по научно - исследовательской деятельности «Одаренные дети - интеллект будущего». По традиции каждый год в конце октября – начале ноября в рамках Фестиваля науки и искусства в лицее проводится научно – практическая конференция «Эврика». Её цель: разви - тие интеллектуально-творческих способностей учащихся через исследовательскую и проект - ную деятельность. Открытие конференции проводится как «Праздник Науки» для учащихся первых классов. В номинации «Мои творческие возможности» первоклассники представляют свои первые проекты. Защита проектов происходит открыто, в актовом зале лицея, с пригла- шением родителей. В качестве экспертов выступают старшеклассники. Публичная защита сво- ей работы способствует развитию ораторского искусства, повышению общей культуры млад- ших школьников, а также стимулирует их на новые открытия. Этот год особенный. 19 октября 2015 года лицею №78 имени А. С. Пушкина исполни - лось 25 лет. Весь учебно - воспитательный процесс пронизан духом юбилея. Первые исследо - вания первоклассников неразрывно связаны с творчеством любимого поэта. Ребята читают от- рывки из сказок А. С. Пушкина, заучивают наизусть полюбившиеся строчки, рисуют иллю - страции, выполняют творческие проекты. Смирнова Ульяна вместе с мамой подготовили проектную работу «Лебедь и коршун» по мотивам «Сказки о царе Салтане…» Текст для пуб - личной защиты проекта, написанный в стихотворной форме, Ульяна читала наизусть: Я рада сегодня приветствовать Вас! Хочу о себе рассказать Вам сейчас. Ульяна Смирнова зовут меня, Учусь в первом классе «А». В городе Набережные Челны на Каме В пролицее 78 лучшем самом. В эти дни любимый наш лицей Четверть века отмечает юбилей. В честь такого знаменательного дня Представим мы проект, друзья! Наш шедевр, творенье, труд Выносим на ваш объективный суд. Делали поделку мы вместе с мамой По мотивам сказки о царе Салтане. Любим Пушкина стихи мы с детства Это величайшее для нас наследство! В нашей работе запечатлена Постоянная борьба добра и зла. Вот бьётся лебедь средь зыбей, Она добра и чистоты олицетворенье А коршун тот, что носится над ней, Он зла и коварства выраженье. Создавая, применяли материалы Пеноплекс, гофробумагу, органзу и клей. Труда и усердия ушло немало, Хотя, как видите, мы справились с задачей сей. Сделали из пеноплекса птиц основу. В технике папье–маше обклеили мы их Аппликацией покров из перьев образован, Также бирюзовых волн каскад возник. Надеюсь, по сердцу пришлось наше творенье, Спасибо всем большое за вниманье! Проектная работа и стихотворенье Послужат исполнением к празднику заданья.
Нелегко было первокласснице в переполненном актовом зале справиться с волнением, но результат превзошел все ожидания: портфолио Ульяны украсил первый Диплом юного ис - следователя. На осенних каникулах предложила своим первоклассникам присутствовать на защите проектов учащихся 2 – 4 классов. Так они постепенно привыкают к научной терминологии, наблюдают за техникой выступления, учатся задавать вопросы. С этого начинается система подготовки к участию в различных олимпиадах и конфе- ренциях. Ведущая роль при этом принадлежит мне, как учителю, как руководителю исследова- тельской деятельности учащихся. На своих уроках стараюсь использовать такие приёмы и ме - тоды работы, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, искать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. На этапе «открытия» новых знаний чаще всего зарождается тема очередного проекта: «Светлые и тём - ные пятна чёрного золота», «Чудесные превращения бабочки», «Живое электричество», «Влияние вулканов на окружающую среду», «Настоящий мёд… какой он?», «Шахтёрская сла- ва моего дедушки», «Энергия ветра», «Водяная мельница», «Кто же ты - утконос?». Это лишь некоторые темы проектных работ, с которыми мои учащиеся неоднократно становились побе- дителями и призёрами Республиканского конкурса исследовательских работ и проектов школьников «Дебют в науке», Региональной научно – практической экологической конферен- ции младших школьников «Юннат», Республиканского конкурса исследовательских и творче- ских работ учащихся 1 – 4 классов «Я познаю мир», городской научно – практической конфе - ренции младших школьников «Малая академия наук: младшие школьники в научном поиске». Любая проектная работа предполагает добровольное участие ребёнка. Только личная увлеченность, интерес ребенка к этому виду деятельности помогут достичь желаемого ре - зультата. Желание выполнять проектную работу зачастую приходит к ребёнку неожиданно. Так подготовка к городской олимпиаде по окружающему миру привела моего ученика Суббо- тина Егора в 3 классе к созданию им собственного журнала «GEО – мир», а в 4 классе нагляд- но – дидактического пособия «Наша родина – Татарстан». Успешность проекта во многом за - висит от его организации. Все этапы работы над проектом должны быть соблюдены. Перед ребёнком возникла проблема: обобщить свои знания по родному краю к олимпиаде по окружа- ющему миру. Егор решил упорядочить свои знания, создавая электронный образовательный ресурс. Актуальность темы налицо. Идея создания альбома о Татарстане была мной поддержа- на. Моя роль как руководителя данной проектной работы сводилась к следующему: оказывать помощь в выборе источников информации и координировать весь творческий процесс. Для на- чала определили цель работы, выдвинули гипотезу: создать на основе собранного материала альбом «Наша Родина – Татарстан», использование которого на уроках окружающего мира позволит пробудить интерес всех учащихся к изучению своей малой Родины. Затем выдвинули задачи, составили план своих действий: - знакомство с историей Татарстана; - анализ литературных источников; - изучение природных богатств родного края; - посещение отдельных городов, чтобы познакомиться с культурными, историческими памятниками и достопримечательностями Татарстана; - определение роли промышленных предприятий для республики. Детальное изучение объекта своего исследования потребовало много сил, терпения и времени. В процессе анализа и отбора материала мы делились своими идеями, совместно искали пути их реализации. Постепенно определились с основными разделами будущего альбома: 1. Географические сведения 2. Из истории Республики Татарстан 3. Казань – столица Татарстана 4. Государственные символы 5. Природные сокровища Татарстана 6. Крупные города и промышленные предприятия РТ Начался трудоёмкий процесс компоновки материала на страницах альбома. Для каждого раздела отбиралась самая важная и доступная для младшего школьного возраста информация, подбирались необходимые фотографии, создавались слайды. Вся работа выполнялась на компьютере, с использованием программ Word, PoverPoint. Достаточно хороший уровень вла- дения информационными технологиями позволил ученику успешно справиться с компьютер-
ной версткой альбома, с моей стороны потребовалась лишь небольшая корректировка матери - ала. Полученный в процессе работы опыт помог Егору правильно оценить результат своего исследования. Он убедился, что Татарстан по праву занимает ведущее место среди регионов России и ряда мировых стран. А главное, в ходе своей работы ребёнок осознал, как много ин - тересного о своём родном крае ему еще предстоит узнать, сколько новых открытий для себя предстоит сделать. Итогом работы стало не только блестящее выступление на научно – практической кон - ференции «Эврика», где Субботин Егор получил Диплом Гран – при за презентацию своего альбома «Наша родина – Татарстан», но и его очередная победа на городской олимпиаде по окружающему миру. Созданный альбом широко используется учителями в процессе учебной и внеурочной деятельности, что дает возможность убедиться в целесообразности проделанной работы. С каждым годом растет количество детей, желающих принять участие в исследователь - ской работе. Проектная деятельность учащихся является для нас неотъемлемой частью об - разовательного процесса. Участие детей в работе над проектом содействует формированию умения выдвигать гипотезы, обосновывать их, работать с информацией (отбор и анализ специ - альной, справочной литературы), использовать современные информационные технологии, проводить наблюдения и эксперименты, систематизировать и обобщать полученную информа- цию, аргументировать свои выводы. Под руководством учителя – научного руководителя заин- тересованные учащиеся, независимо от степени их одаренности и успешности в учебе, полу - чают возможность приобщиться к основам исследовательской деятельности.


В раздел образования