Напоминание

"Развитие словесно-логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи".


Автор: Чернова Елена Олеговна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ №7 "Сказочная полянка"
Населённый пункт: Алтайский край, г. Заринск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие словесно-логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи".
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие словесно-логического мышления

у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Дошкольники с ОНР – это особая группа детей. Дети с нормальным слухом и первично

сохранным интеллектом, при котором нарушается формирование всех компонентов речевой

системы: словарного запаса, грамматического строя, связной речи, звукопроизношения,

слоговой структуры слов, фонематического слуха и восприятия. Нарушение речи не может не

отразиться на словесно-логическом мышлении, которое в свою очередь имеет особое

значение при поступлении ребенка в школу и непосредственно влияет на успешность

учебной деятельности.

Отставание в развитии словесно-логического мышления проявляется в виде

недостаточности понимания детьми лексико-грамматических конструкций, замедленности

усвоения причинно-следственных закономерностей, временных и пространственных

взаимоотношений, низкого уровня сформированности мыслительных операций: анализа,

синтеза, сравнения, обобщения, затруднений при определении и формулировании логической

последовательности.

При формировании когнитивных функций у детей с ОНР, в частности развитии словесно-

логического мышления, необходимо выделить основные этапы и цели коррекционно-

педагогического воздействия, осуществляя плавный переход от практического действенного

усвоения языка и речи к внутренним аналитико-синтетическим интеллектуальным

действиям, раскрывающим связи и закономерности языковых и речевых явлений.

Основная цель первого этапа коррекционно-педагогического воздействия – создание

психолого-педагогических условий активизации наглядно-действенного мышления детей при

непосредственном их включении в предметно-практическую деятельность. Здесь необходимо

поощрять каждое инициативное действие детей, стимулировать любопытство, стремление

действовать с разнообразными предметами. В процессе совместной деятельности

необходимо помогать детям осуществлять мыслительные операции сравнения, установления

внутренних связей и взаимоотношений, сходства и различия, обобщения на конкретном

материале, стимулировать умение выполнять замещающие действия и применять предметы-

заместители.

На данном этапе комплексное преодоление нарушений интеллектуальной и речевой

деятельности осуществляется посредством создания проблемных ситуаций вокруг

интересных предметов и игрушек для активизации речевой и познавательной мотивации

детей. Ведется работа по обогащению и развитию словаря, обучению составления простых и

сравнительных описательных рассказов о предметах и игрушках, формированию

диалогической и элементарной ситуативной и монологической связной речи.

Второй этап ориентирован на совершенствование наглядно-образного мышления детей с

опорой на образы и наглядные представления о предметах и отношениях на основе

собственного опыта предметно-практической деятельности. На этом этапе в целях

формирования когнитивных компонентов речевой системы используются различные приёмы

стимуляции познавательной и речевой деятельности – наводящие, подсказывающие вопросы,

дробное предъявление и повторение задачи, разъяснение условий, подсказка отдельных

приёмов и логики действия. Логопедическое воздействие на данном этапе направлено на

количественное накопление номинативного, предикативного и адъективного словаря детей

через тематическое ознакомление с окружающим миром, совершенствование качественных

характеристик лексических и грамматических компонентов языка, формирование

коммуникативной функции речи посредством развития диалогической и монологической

форм связной речи на основе постепенного перехода от ситуативной формы к контекстной.

Основная цель третьего этапа – формирование у детей с системными речевыми

нарушениями словесно-логического мышления с опорой на отвлеченные понятия и

рассуждения о предметах и явлениях. Её достижение основано на развитии у дошкольников

практических умений рационального использования знаковых элементов, навыков

мысленного расчленения объектов на составляющие части, анализа и выделения ведущих

признаков, их группировку и обобщение.

Широкое использование на занятиях и в совместной деятельности абстрактных

замещающих символов, знаков, условных обозначений, наглядных схем и моделей языковых

и речевых явлений способствуют формированию у дошкольников с общим недоразвитием

речи знаковой функции сознания, определяя тем самым некоторые психологические

компоненты их готовности к усвоению грамоты на основе функционирования второй

сигнальной системы.

Краткая характеристика логических приёмов

Сравнение – один из основных приёмов логического мышления – заключается в

установлении сходства и различия предметов и явлений действительности, рассматривается

в педагогике как один из эффективнейших дидактических приемов в обучении детей.

Необходимость последовательных и постоянных логических упражнений на сравнение

вызывается частыми ошибками, присущими детям при использовании приёма сравнения, и

затруднениями какие они при этом испытывают. Вот наиболее типичные ошибки. При

сравнении предметов дети подменяют сравнение простым перечислением признаков каждого

предмета в отдельности, не связывая предметы между собой. Вместо сравнения дети

рассказывают о каждом предмете всё, что знают о нём, независимо от восприятия самого

предмета или его изображения в данный момент.

Многие дети испытывают затруднения в выделении в отдельных сравниваемых предметах

как сходных так и отличительных признаков, ограничиваясь чаще всего общими фразами:

«похожи», «непохожи», «одинаковы», «больше», «меньше», и т.д. и относят сравниваемые

предметы к той или иной группе без анализа из признаков. Одни дети, сравнивая предметы,

выделяют или сходные или отличительные признаки, другие выделяют слишком мало

признаков в сравниваемых предметах. Обычная ошибка при сравнении предметов детьми –

это бессистемность в перечислении признаков, характеризующих свойства предметов и

смешение их с функциональными признаками. Очень часто при сравнении предметов, дети

указывают несущественные и малохарактерные признаки, совершенно не отмечая главных,

существенных признаков. При проведении упражнений на сравнение необходимо учесть и

предупредить все эти ошибки.

Требования и условия, которые необходимо соблюдать при проведении логических

упражнений на сравнение.

1.

Следует сравнивать только соотносительные предметы и явления объективной

действительности, связанные между собой. Нельзя сравнивать, например, предметы, не

имеющие между собой ничего общего, как одежда и посуда, мебель и машины.

2.

Сравнение должно быть целенаправленным, Подбирая упражнения на сравнение

предметов, обязательно ставить пред собой определённые задачи: конкретизировать,

проверять истинность представлений детей о предметах и явлениях, научить их выделять

существенные признаки, подвести детей к пониманию связей и взаимоотношений

предметов, выработать них навык обобщения.

3.

При сравнении необходимо сопоставлять два или более предмета, выделяя при этом

многообразие их признаков.

4.

Сравнения нужно проводить по характерным существенным признакам. Существенные

признаки это наиболее устойчивые, постоянные, характерные признаки, т.е. те, которые

делают предмет тем, что он есть. Так, например, у стола существенные признаки –

наличие крышки и ножек, у ножа – наличие лезвия и ручки.

5.

При сравнении устанавливаются как признаки сходства, так и признаки различия

сравниваемых предметов

6.

Сравнение должно подвести детей к правильности вывода об изучаемом предмете или

явлении, т.е. в результате сравнения дети должны научиться строить и обосновывать свои

суждения.

Обобщение – подведение менее общих понятий под более общие.

Со старшими дошкольниками целесообразно ограничиться тремя видами логических

упражнений на обобщение:

* перечисление предметов одного вида с последующим обобщением их. Упражнение

состоит в том, что дети выделяют в единичных предметах и явлениях общие признаки,

позволяющие обобщить, объединить их в одну группу и мотивируют общность этих

предметов.

* упражнение, состоящее в мотивированном исключении одного или двух предметов

одного рода, попавших в группу предметов другого рода. Например, продемонстрировать

детям несколько карточек с изображением игрушек, дети называют эту группу предметов

одним словом, объясняют, что их объединяет. Затем к ним можно присоединить карточки,

изображающие предметы других родовых групп, скажем, инструментов, и просить детей

мотивировать, почему инструменты не могут быть объединены с игрушками в одну

группу, что их разобщает.

* у упражнения в непосредственном обобщении без обоснования, т.е. предложить детям

несколько карточек одного вида и попросить их обобщить, подвести под одно общее

родовое понятие эти предметы.

Упражнения на обобщение будут способствовать формированию понятийного

мышления детей, научат их осознанно выделять существенные признаки предметов,

обосновывать свои суждения и обогатят словарь словами-понятиями.

Классификация. Под классификацией понимают распределение предметов на классы

согласно сходству и различию между ними, причём с таким расчётом, что каждый класс

относительно других классов занимает определённое, точно фиксированное место.

Упражнения на обобщение подведут детей к упражнениям на классификацию предметов

и явлений. Путём упражнений на классификацию у детей важно отработать осознание

таких родовых понятий как птицы, рыбы, звери, насекомые, травы, кусты, чтобы в

дальнейшем можно было подвести их к более сложной классификации, к пониманию

таких понятий, как животные, растения, вещи.

При всей кажущейся элементарности в несложности упражнений на классификацию

со старшими дошкольниками, они являются необходимым этапом в формировании

системы знаний детей о действительности.

Временная последовательность. При обучении детей очень важно подвести их к

пониманию взаимосвязанности, взаимозависимости явлений и предметов в

действительности, к пониманию закономерности процессов развития как природных

явлений, так и явлений общественной жизни. Старших дошкольников можно уже,

опираясь на личный опыт, на имеющиеся у них непосредственные наблюдения, убедить

в строгой последовательности смены определённых явлений во времени, подвести к

пониманию, что за одним явлением неизбежно следует другое, что одно явление

подготавливает собой возникновение другого, что ни одно звено в системе явлений не

может возникнуть ранее, чем завершится предыдущее.

Для логических упражнений на установление временной последовательности

необходимо иметь тематические комплекты рисунков, изображающих последовательный

ход развития явлений, наблюдаемых в природе и в общественной жизни. Перемешивая

карточки в этих комплектах, можно просить детей расположить данные рисунки в

строгой временной последовательности и предложить обосновать, почему они их так

расположили. После многократных наблюдений и соответствующих упражнений дети

убеждаются в закономерности следования одного явления за другим.

Понимание временной последовательности в дальнейшем поможет детям выполнять

упражнения на установление причинно-следственной связи между явлениями. Кроме

того, упражнения на установление временной последовательности в развитии явлений

будут способствовать накоплению у детей интеллектуальных навыков и умений в

построении связного, последовательного изложения своих мыслей.

Все указанные упражнения – упражнения на сравнение, классификацию,

установление временной последовательности – необходимо сочетать друг с другом, а

после отработки каждого из видов логических упражнений проводить комплексные

логические упражнения.

Игры и упражнения для формирования словесно-логического мышления

РАЗВИТИЕ ПОНЯТИЙНОГО АППАРАТА

Анализ и синтез

«Угадайте, что я загадал»

Детям раздают карточки, затем выбирается водящий загадывает один из предметов.

Дети должны задавать ему наводящие вопросы, чтобы угадать, какой предмет он загадал:

какого цвета предмет, можно ли им играть, может ли он ходить, большой это предмет или

маленький, круглый или квадратный и т. д. Но нельзя спрашивать напрямую название

предмета.

При

затруднениях

детей

взрослый

может

помочь.

Важно

следить,

чтобы

вопросы не были однотипными.

«Да - нет»

Ребёнок загадывает какое-либо существительное, другие игроки задают ему вопросы, на

которые он отвечает «да» или «нет». Вопрос, на который ведущий не может ответить

однозначно не засчитывается. Цель игры – отгадать задуманное слово, задав как можно

меньше вопросов.

Анализ, синтез, сравнение

«Что общего и чем отличаются?»

Дети

сравнивают

предметы/явления,

перечисляя

их

общие

и

различные

детали/признаки

со

зрительной

опорой

(предметы,

картинки)

или

без

неё.

Сравните:

1. Яблоку и грушу, банан и лимон, помидор и огурец, мухомор и подосиновик, берёзу и

ель, собаку и кошку, собаку и волка, белку и лису, автомобиль и самолёт, велосипед и

мотоцикл. 2. Зиму и лето, осень и весну, раннюю и позднюю весну, раннюю и позднюю

осень.

Обобщение

«Назовите одним словом»

Назовите одним словом (в некоторых случаях необходимо использовать два слова).

Волк, заяц, лиса; Ромашка, клевер, мак. Утро, день, вечер.

Корова, лошадь, свинья. Клюква, малина, клубника. Вилка, тарелка, кастрюля.

Исключение

«Четвёртый лишний»

Даны четыре слова. Три из них чем-то похожи, у них есть что-то общее, их можно

назвать одним словом, а четвёртое – от них отличается, оно лишнее. Угадайте какое слово

лишнее? Почему? Кресло, диван, кастрюля, стол. Волк, медведь, корова, белка.

Лошадь, заяц, кошка, собака. Бабочка, стрекоза, муха, воробей. Окунь, лягушка, карась,

щука. Клён, дуб, роза, берёза. Апельсин, банан, капуста, груша. Утро, лето, зима, осень.

Классификация

«Тематическое лото»

Детям необходимо собрать по шесть картинок какой-либо тематической группы. Для

удобства можно раздать игрокам карточки (листы картона с шестью пустыми клеточками),

на которые в ходе игры они будут накладывать свои картинки. Показывайте по одной

картинке, спрашивая, например: «Кому дуб?» По окончании игры сложите все картинки в

стопку и предложите детям вспомнить, каких зверей, какие цветы и т. п. они собрали.

Отношения понятий

Род-вид

«Я знаю …»

Даны родовые понятия. Ребёнку необходимо назвать видовые понятия (для детей пяти

лет – 3, для шести-семи лет – 5). Можно проводить игру с мячом. Ребёнок бьёт мяч о

землю рукой, на каждый удар произнося: «Я знаю пять … (цветов, деревьев и т. д. )», - и

перечисляя названное.

«Хитрые вопросы»

Чего больше в огороде: овощей или огурцов? 2. Чего больше в саду: яблок или фруктов?

3. Чего больше в квартире: мебели или диванов? 4. Чего у тебя меньше: одежды или

костюмов? 5. Что стоит дешевле: ручка или школьные принадлежности? 6. Что стоит

дороже: помидор или овощи? 7. Чего меньше в реке: рыбы или щук? 9. Чего меньше

растёт на улице тополей или деревьев? 11. Чего в вашем городе больше: транспорта или

автобусов? 12. Чего меньше: воробьёв или птиц?

Вид – вид

«Продолжите!»

Красный … (жёлтый, зелёный), сапоги … (тапочки, ботинки), диван…, кепка…, ложка...

Части - целое

« Продолжите!»

Окно, крыша, … Перья, клюв, … Ствол, корень, … Голова, руки, … Педали, руль, …

Лапы, усики, … Жабры, плавник, … Рукава, карманы, … Крылья, кабина, …

«Назови части, которые составляют целое»

У стула есть… (спинка, сиденье, ножки). У гриба есть… У книги… У рубахи… У

человека У лошади… У петуха…

«Укажите целое, частью которого являются…»

Страница (книга), шляпка, рот, колесо, пуговица, карман, дверца, крышка, ножка, крыло,

перо, хвост, клюв, чешуя, жабры, ствол, каблук, подошва, лапа, усы, рога, грива, хвост.

Противоположность

«Скажи наоборот»

1) Продолжите фразу:

Сахар – сладкий, а соль - … Перец – горький, а конфета – … Зимой – холодно, а летом -

… Медведь - сильный, а мышонок - … Лев – смелый, а заяц - … Пёрышко –

лёгкое, а камень – … Внук - молодой, а бабушка - … Мачеха - злая, а Золушка - …

2) Назовите противоположные по значению слова (антонимы).

Большой (маленький), хороший, бедный, быстрый, весёлый, высокий, длинный, узкий,

больной, горький, горячий, густой, дикий, добрый, крупный, сытый, младший, мокрый,

острый, пустой и т. д.

Последовательность

«Называй по порядку»

Времена года; названия месяцев; дни недели; части суток; буквы алфавита; числа от 1

до 10 (20); порядковые числительные (первый, …); цвета радуги.

«Что пропущено?»

Лето, осень, весна; 1, 2, 4, 5; а, б, г, д, е; январь, февраль, апрель; понедельник, вторник,

четверг; первый, второй, третий, пятый;

«Что находится между…?»

4 и 6; а и в; летом и зимой; январём и мартом; субботой и понедельник; и.т.д

«Запомни цепочку слов»

Назовите детям цепочку слов. Обратите их внимание, что слова связаны по смыслу, из

них можно составить рассказ. Попросите вспомнить последовательность слов. При

необходимости объясните связь между словами.

1. Осень, сад, огород, урожай, собирать, заготавливать. 2. Зима, снег, дети, горка, кататься,

санки, весело. 3. Весна, прилетать, ласточки, гнёзда, птенцы, кормить, насекомые.

«Кем был?»

Кем (чем) был… (заяц, лиса, волк, медведь, лошадь, собака, кошка, свинья, бабочка,

рыба, лягушка, яблоня, подсолнух и т. д.)?

«Кем будет?»

Кем (чем) будет …(пока – ученик, подмастерье, яйцо, утёнок, мальчик, козлёнок,

икринка, девочка, телёнок, птенец, гусеница, головастик, луковица, щенок, и т. д.)?

«Сложи сказку (составь рассказ)»

Даны иллюстрации к сказкам (серии сюжетных картинок). Дети должны расположить

картинки в таком порядке, в каком развивается сюжет, и составить сказку (рассказ).

Причинно-следственные отношения

«Назовите причину (следствие) события»

1)Назовите вероятные причины следующих событий: плохая отметка (причина –

невыученный урок), авария, расстройство желудка, замерзание воды, пожар, засуха,

опоздание, болезнь, наводнение, поломка, поражение.

2) Назовите возможные следствия событий: отличная отметка (похвала), плохая отметка,

авария, пожар, засуха, опоздание, наводнение, поломка, выигрыш, поражение.

Ассоциации (связи)

«Что напоминает вам это слово?»

Назовите все знакомые вам слова, связанные с данными понятиями. (Родителям, по

возможности,

нужно

постараться

посетить

все

названные

места

вместе

с

детьми).

Море (отпуск, вода, волны, шторм, рыбы,

медузы, берег, песок, ракушки, плавать,

нырять,

загорать…)

дом,

детский

сад,

школа,

улица,

магазин,

аптека,

больница,

библиотека, рынок, столовая, кафе, парикмахерская, театр, зоопарк, цирк, вокзал и т.д.

«Лесенка (дорожка)»

Взрослый выкладывает лесенку или дорожку из предметных картинок, затем предлагает

ребёнку, поднимаясь вверх по лесенке (проходя по дорожке), подобрать слова-ассоциации

к каждому изображению, при этом они не должны повторяться. Затем картинки

необходимо перевернуть и назвать ребёнку подобранные им слова, по которым нужно

припомнить картинки, чтобы спуститься по лесенке или вернуться по дорожке.

Предметные картинки: 1. Грач 2. Одуванчик 4. Берёза 5. Дождь.

Слова-ассоциации:

- существительные: 1. Птица 2. Лужок 3. Цветок 4. Роща 5. Осадки.

– прилагательные: 1. Чёрный 2. Шелковистая 3. Жёлтый 4. Стройная 5. Весенний.

– глаголы: 1. Летит 2. Растёт 3. Цветёт 4. Шелестит 5. Льёт.

Аналогии

«Подбери парное слово»

Два первых слова в задании находятся в определённой связи. Найдите четвёртое слово,

которое относится к третьему так же, как второе – к первому.

1. Ложка – кушать, нож - …; пила – пилить, топор - …; грабли – сгребать, лопата - …;

тетрадь – писать, книга - …; линейка – измерять, ластик - …; червяк – ползать, муха - …;

игла – шить, ножницы - …; песня – петь, танец - …; собака – лаять, кошка - …; лошадь –

ржать, корова - …; оса – жужжать, змея - …

2. Магазин – продукты, аптека - …; больница – врач, школа - …; холодильник – металл,

книга - …; платье – шёлк, стакан - …; соловей – сад, щука - …; лес – охотник, река - …;

апельсин – фрукт, огурец - …; рыба – чешуя, птица - …; сирень – кустарник, берёза - …;

человек – рот, птица - …; огурец – огород, яблоко - …

Отгадывание по существенным признакам

«Догадайтесь!»

Назовите: 1. Крупное домашнее животное, которое даёт молоко. 2. Дерево, на котором

растут яблоки. 3. Учреждение, где готовят и хранят лекарства. 4. Время года, когда

поспевают ягоды. 5. Время суток, когда восходит солнце. 6. Инструмент, с помощью

которого откручивают и закручивают шурупы. 7. Электрический прибор для освещения

помещения и т. д.

Отгадайте загадки: 1. Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьёт, песенки поёт. 2. С

хозяином дружит, дом сторожит, живёт под крылечком, а хвост колечком. 3. Не портной, а

всю жизнь с иголками ходит. 4. Зимой спит, летом ульи ворошит и др.

Определение понятий

«Что это такое? Кто это такой?»

Чтобы сформулировать понятие, необходимо уметь выделить существенные признаки.

Вначале даётся родовое понятие, а затем определяются видовые отличия.

Например: транспорт (родовое понятие) – средства, служащие для перевозки людей и

грузов; велосипед (видовое отличие) – вид транспорта, колёса которого приводятся в

действие ногами с помощью педалей.

Детям предлагается дать определения понятий: 1) корова – это домашнее животное,

которое…, курица, собака, кошка, берёза, лопата, пила, диван… 2) герой, трус, ябеда,

лентяй, жадина, лгун, хвастун, тихоня, 3) дружба, честность, доброта, нежность…

СУЖДЕНИЯ

«Верно или неверно?»

1.Некоторые птицы не летают. 2. Петух снёс яйцо. 3. Зайцы живут в лесу. 4. У белки –

шесть лап. 5. Осенью воробьи улетают в тёплые края. 6. На деревьях растут овощи. 7. У

коровы есть рога. 8. Грибы и ягоды растут в лесу. 9. Кошки и мышки – большие друзья. 10.

Подснежники распускаются в январе.

«Небылицы»

Объясните детям смысл понятия «небылица», затем прочитайте текст и предложите

запомнить назвать все явления, признаки предметов, которые не встречаются в реальной

жизни.

Например: Наступило лето. Дети надели шубы и пошли гулять на полянку. Там они

увидели берёзу, на которой росли синие апельсины. На берёзе сидел заяц и жалобно

мяукал. Ребята угостили зайца котлетой. Вдруг с неба посыпался виноград, все сразу

побежали домой.

УМОЗАКЛЮЧЕНИЯ

«Сделай вывод»

1.Бумага горит в огне. Тетрадь сделана из бумаги. Сгорит ли тетрадь в огне? Почему? 2.

Дерево не тонет в воде. Утонет ли игрушка в воде, если она сделана из дерева? 3. Магнит

притягивает железные предметы. Гвоздь сделан из железа. Притянет ли магнит гвоздь?

Почему? 3. У всех кошек есть усы. Мурка – кошка. Есть ли у Мурки усы? Почему? 4. Все

коровы – домашние животные. Бурёнка – корова. Является ли Бурёнка диким животным?

5. Зайцы живут в лесу. Волки живут в лесу. Медведи живут в лесу. Волки, зайцы, медведи

– дикие животные. Какой можно сделать вывод?

«Умные (логические) задачки»

Предварительно отрабатываем с детьми такие понятия как больше - меньше, выше -

ниже, старше - младше, ближе - дальше, раньше - позже и т. п. (Что выше дерево или

трава? Кто старше кошка или котёнок? У кого больше лап – у собаки или у щенка? Что

короче месяц или неделя?...)

Задачки:

1. Назови имя самого высокого мальчика, если известно, что Саша выше Коли, а Коля с

Денисом одного роста.

2. Ира старше Оли, но младше Тани. Как зовут самую старшую девочку? (Таня).

3. Два брата сделали для мамы открытки: одна с цветами, а вторая с котёнком. Какую

открытку подарил маме Миша, если Саша не дарил открытку с цветами? (С цветами).



В раздел образования