Напоминание

"Внедрение информационно-коммуникационных технологий на теоретических укроках физической культуры"


Автор: Грязнов Юрий Анатольевич
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Лицей села Хлевное"
Населённый пункт: село Хлевное Липецкой области
Наименование материала: выступление на педагогической конференции
Тема: "Внедрение информационно-коммуникационных технологий на теоретических укроках физической культуры"
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЛИЦЕЙ СЕЛА ХЛЕВНОЕ

ХЛЕВЕНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ

ЛИЦЕЙСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ – КРУПИЦЫ ТВОРЧЕСТВА»

Выступление на тему:

«ВНЕДРЕНИЕ

ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

НА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ УРОКАХ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

учителя физической культуры

ГРЯЗНОВ ЮРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ

Хлевное

март 2017

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации.

Увеличивающиеся

информационные

потоки

требуют

нового

уровня

в

обработке и осмыслении информации, быстрого и эффективного усвоения

новых

приемов

ее

представления.

Происходит

повсеместное

внедрение

компьютерных технологий. При этом под

информатизацией современного

общества подразумевается и информатизация образования.

Одним из приоритетных направлений работы школы является

повышение качества образования и через использование информационно-

коммуникационных технологий на уроках и внеклассных занятиях.

Повышение информационной грамотности и максимальное использование

информационных

технологий

во

время

уроков

заставляет

учителя

вести

постоянный

поиск

новых

форм

обучения

и

педагогических

новаций.

ИКТ

способствует формированию творческой личности учащихся, делает урок более

многогранным, интересным и ярким.

Использование компьютерных технологий стало необходимостью и на

уроках физической культуры. Это помогает в решении главной задачи - разбудить

заинтересованность школьников в формировании здорового образа жизни.

С использованием ИКТ на уроках физической культуры выигрывают все:

школьники, родители, учителя, так как эти технологии осуществляют одно из

наиболее перспективных направлений, позволяющих повысить эффективность

культурно-оздоровительной деятельности, личной заинтересованности каждого

обучающегося в укреплении своего здоровья.

На сегодняшний день требования к уроку физической культуры возросли. На

основании Федерального закона

от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации», приказа МОиН РФ №1089 от 05.03.2004г. теперь это не

только

обучения

ряду

физических

упражнений.

Многие

объяснения

техники

выполнения

разучиваемых

движений,

техники

безопасности

при

выполнении

разного

видов

упражнений,

что

немало

важно

при

проведении

урока

физкультуры,

исторические

документы

и

события,

биография

спортсменов,

освещение

теоретических

вопросов

и

все

это

требуют

различных

видов

наглядностей. Применение компьютерных технологий дает богатые возможности

для

работы

в

данном

направлении.

Применение

мультимедийных

форм

представления информации в сочетании со звуком, графическими иллюстрациями

дает хороший учебный эффект: формируются навыки заботы о своем здоровье,

навыки самоконтроля, вырабатывается адекватная самооценка.

В ходе всего курса физической культуры в средней школе можно выделить

несколько

этапов

освоения

учениками

спортивно-компьютерных

умений

и

навыков.

I этап – визуальный (5–7-й классы) – предусматривает просмотр школьниками

техники

двигательных

действий

великих

спортсменов,

собирание

пазла

целостного двигательного действия из элементов. Эти упражнения способствуют

развитию абстрактного, образного мышления. Ученики получают возможность

составлять целостные двигательные действия из отдельных элементов, успешно

переносить теоретические знания по выполнению упражнений на практику.

II

этап – технический (8–9-й классы) – предполагает использование

видеоаппаратуры

(камер,

фотоаппаратов,

сотовых

телефонов)

для

съемки

двигательного

действия,

а

затем

его

изучение

и

обработку

в

программе

«Покадровое

движение».

У

школьников

развиваются

навыки

работы

с

видеоаппаратурой и ПК, аналитическое мышление, ребята получают возможность

детально изучить технику двигательного действия, а работая в парах, во время

выполнения того или иного упражнения снимать на сотовые телефоны действия

своего

партнера,

затем

совместно

с

учителем

проводить

анализ

действий

и

исправление ошибок.

III этап – аналитический (10–11-й классы) – старшеклассникам предлагается

учиться

принимать

решения

на

основе

анализа

данных,

перестраивать

двигательное действие в зависимости от условий (урок, соревнование, рельеф

местности, активность сопротивления), формировать адекватную самооценку.

Хотелось бы отметить, что если ИКТ используются очень редко, то каждое их

применение

превращается

в

чрезвычайное

событие

и

создает

у

учащихся

повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию и усвоению

учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ИКТ в течение

многих уроков подряд приводит к потере интереса к ним.

Оптимальная частота и длительность применения традиционных ИКТ в

учебном процессе определяются возрастом учащихся и целесообразностью их

использования

в

познавательной

деятельности

школьников.

Правильнее

использовать ИКТ в начале изучения каждого раздела программы по физической

культуре для становления зрительного образа изучаемых двигательных действий

и закрепления ассоциативного мышления.

Эффективность применения ИКТ зависит также от этапа урока. В начале

изучения ИКТ применяются в подготовительной части урока, при закреплении

или проверке знаний – в заключительной части урока. Использование ИКТ не

должно длиться на уроке более 15 мин. подряд: ученики устают, к тому же

экспериментально

проверено,

что

15

мин.

достаточно

для

усвоения

техники

двигательного действия. По мере необходимости лучше скорректировать технику

при практическом освоении на следующих занятиях.

Компьютерная поддержка позволяет вывести современный урок на

качественно новый уровень, повысить статус учителя, использовать различные

виды деятельности на уроке, эффективно организовать контроль и учет знаний

учащихся. Использование информационных технологий на уроках физической

культуры

позволяет

реализовать

сразу

несколько

функций:

мотивационную,

информационно-обучающую и контролирующую.

Эффективность современного урока оценивается по его конечному

результату.

Поэтому

содержание

учебного

материала

и

организация

форм

деятельности учеников на уроке должны быть хорошо продуманы. Они должны

способствовать

успешности

формирования

двигательных

умений

и

навыков,

вызывать

положительные

эмоции,

поддерживать

высокую

работоспособность

учащихся. Использование информационных технологий позволяет решать данные

задачи

и

добиваться

высокого

дидактического

качества

урока,

контроля

полученных знаний.

Хочу поделиться опытом в применении ИКТ на своих уроках. Сначала это

были

в

основном

текстовые

документы

-

заявки,

отчеты,

положения

о

соревнованиях.

Время заставило овладеть различными компьютерными программами:

например, Microsoft Power Point. Это позволило включать в уроки с ИКТ материал

по

усвоению

теоретических

основ

на

уроках

физической

культуры,

помогло

сделать урок более интересным, наглядным и динамичным.

Большой популярностью пользуются тестирующих программ.

Компьютерные тесты могут содержать неограниченное количество разделов и

вопросов,

что

позволяет

варьировать

тесты

под

непосредственные

нужды

конкретных

участников

тестирования.

Тесты

использую

на

любом

этапе

обучения. Тесты могут быть как с подсказкой ответов, так и без них, на каждый

вопрос

дается

4

варианты

ответа.

При

подготовке

к

теоретической

части

олимпиады по физической культуре использование тестов позволяет субъективно

оценить теоретические знания учащихся (показ презентации «Своя игра»)

В основной школе закладываются основы техники двигательных действий

(бросок баскетбольного мяча, низкий старт в легкой атлетике и т.д.) которые

востребованы на всем протяжении обучения в школе. Главное на этом этапе

овладение базовой техникой изучаемых двигательных действий. Чтобы создать

правильное

представление

обучающихся

о

технике

двигательных

действий,

учитель должен быть хорошо подготовлен профессионально. Но в любой момент

может

произойти

форс-мажорная

ситуации,

тогда

на

помощь

приходит

подготовленный

«эталонный»

видеоматериал (показ презентации «Элементы

игры в баскетбол»).

Применение интерактивной доски позволяет мне облегчить

процесс обучения технически сложных видов спорта (волейбола, баскетбола).

Работая с доской, я имею возможность, разбив технический прием на слайды,

показывать

их

с

такой

скоростью,

с

какой

это

необходимо

для

детального

изучения

и

понимания

в

данном

классе (показ

презентации

к

уроку).

С

помощью

маркера

на

доске

во

время

показов

слайдов

рисую

стрелками

направления

движения

ног,

рук,

туловища.

Разбираю

с

ребятами

ошибки:

стрелками обозначаю полет мяча при неправильной работе рук и ног. Такой метод

обучения

техническим

действиям

и

приемам

очень

эффективен,

нагляден

и

нравится учащимся.

Компьютерные технологии все шире входят в нашу жизнь, хотя они не могут

заменить

непосредственное

общение

ученика

с

живым

человеком,

учителем.

Однако использование этих технологий в качестве дополнительного инструмента

для

качественного

обучения

своих

подопечных

-

необходимая

потребность

своевременного и будущего времени.

Таким образом, исходя из своего опыта работы,

считаю, что при

организации и проведении современного урока физической культуры необходимо

использование ИКТ. Это позволяет успешно совмещать не только физическую, но

и умственную работу, развивать интеллектуальные и творческие способности

школьника, расширять общий кругозор.



В раздел образования