Напоминание

"Все мы родом из детства"


Автор: Храпова Ольга Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Старо-Волжская ООШ"
Населённый пункт: п.Старо-Волжский Икрянинский район Астраханская область
Наименование материала: проект
Тема: "Все мы родом из детства"
Раздел: среднее образование





Назад




Все мы родом из детства (детский фольклор)

Автор – Донцова Наталья, ученица 6 класса

Научный руководитель – Храпова Ольга Витальевна, учитель русского языка и

литературы

МБОУ «Старо-Волжская основная общеобразовательная школа»

Скажите, есть такой человек, который бы в детстве не играл в ладушки, чи-

чи сороку, не слушал «баю-баюшки-баю, не ложися на краю», не кричал

дразнилки? Конечно, нет. Всем нам в детстве пели колыбельные песни,

рассказывали потешки. А став взрослее, мы сами разговаривали с божьей

коровкой, дождиком, кричали заклички, считалки. «Все мы родом из детства»

- так называется моя работа. Я хотела исследовать эту тему, потому что мне

было интересно побольше узнать именно о детском фольклоре нашего края-

одном из самых живых и богатых явлений современной жизни. Мне

показалось удивительным, что сосуществуют и старинные произведения, и

только что рожденные, которые постоянно обновляются.

Актуальность

Детский фольклор – своеобразная область устного народного творчества.

Собиранием детского фольклора начали заниматься еще в 19 веке. Первый

исследователь,

который

предпринял

попытку

классифицировать

детский

фольклор,

это

Виноградов.

С

30х

годов

20

века

произошёл

спад

в

собирательно-исследовательской работе над детским фольклором. Только в

1957

году

выходит

работа

Аникина

«Русские

народные

пословицы,

поговорки, загадки и детский фольклор». Первая обобщающая работа по

детскому фольклору принадлежит Мельникову «Русский детский фольклор».

Детский фольклор Астраханского края не так хорошо изучен, поэтому я

решила уделить этой проблеме внимание, потому что фольклор актуален

всегда, так как это бесконечный источник идей, сил, мыслей и вдохновения!

Основополагающий вопрос

Жив ли детский фольклор в современном мире?

Проблемный вопрос

Действительно ли детский фольклор является одним из способов общения в

детском сообществе?

Рабочий план реализации проекта

1.Поиск нужной информации в интернете

2.Собирание детского фольклора

3.Анкетирование учащихся 5и 6 класса

4.Подведение итогов работы над проектом

Планируемый результат

Создание презентации и выпуск альбома «Детский фольклор Астраханского

края»

Гипотеза исследования

Хотя термин «фольклор» кажутся относящимися к глубокой древности,

на самом деле большинство из нас постоянно слышат, используют, а иногда

сочиняют фольклорные произведения.

Результаты

Результатом нашей работы стала классификация детского фольклора.

В первую группу, обращенную для самых маленьких, мы отнесли

колыбельные песни, пестушки, потешки и прибаутки. Колыбельные песни –

произведения, назначение которых успокоить, убаюкать ребенка, имеют

своеобразное начало – баю-баюшки-баю.(Баю-баюшки-баю, колотушек

надаю…)

В потешках – первых играх взрослых с маленькими детьми , поэтические

произведения соединяются с драматическим сюжетом, в котором персонажам

и становятся пальчики,ручки, ножки младенца, руки того, кто его забавляет ("

Ладушки", "Коза рогатая", "Чи-чи-сорока) (Чи-чи,- сорока, где была- далеко,

кашку варила, деток кормила)

Прибаутки – песенки или приговоры более сложного содержания, которыми

взрослые забавляли детей. От потешек они отличаются тем, что не связаны с

игровым действием, а привлекают внимание ребенка исключительно

поэтическими средствами. Одна из разновидностей прибауток – небылицы-

перевертыши. (Ехала деревня мимо мужика, а из-под собаки лают ворота…).

Сюда можно отнести докучные сказки – сказки с повторяющимся сюжетом

(Дело было вечером, делать было нечего, варили картошку, побили

Антошку…)

Ко второму разделу относятся считалки, дразнилки, игры. В игровом

фольклоре выделяются так называемые прелюдии – жеребьевки-считалки. В

этом жанре особенно проявилась фантазия детей. Все мы помним такие

считалки: « Эники-бэники ели вареники», «На златом крыльце сидели…» А

кто из нас, играя в куличики, не подсказывал, что нужно делать, чтобы его не

застукали: «Топор, топор, сиди, как вор» или «Пила, пила, лети, как стрела».

Очень интересны детские игры. Взрослые вспоминают старинную игру «У

печки», которая сопровождалась диалогом : «Где стоишь?-У печки.-Что

продаешь?-Свечки.-Почем пара?-Пятак.-Ну ищи на затак.».А еще, как

взрослые играли с маленькими детьми в игру «Рог-рожки» («Рог-рог-рожки,

пере-переборушки, и махоточки, и грохоточки. Дуб или кочан?Лодка или

весло?» И в зависимости от ответа тянули ушко ребенка до губ, до

подбородка, или начинали сначала.

Молчанка – небольшое стихотворное произведение для проведения игры.

Один из детей начинает читать текст комического содержания. Обычно во

время игры старался рассмешить или задеть участников, чтобы кто-то

засмеялся и заговорил (Море волнуется раз, море волнуется два, море

волнуется три на месте фигура замри!) Конечно, же вы вспомнили эту игру.

Дразнилки – короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное

качество или просто привязанное к имени ребёнка. Полагают, что они

пришли из взрослой среды и выросли из прозвищ и кличек. Позднее к

прозвищам добавлялись рифмованные строки и формировались дразнилки.

Они высмеивают трусость, лень, жадность, заносчивость, пьянство (для

взрослых), но есть и беспричинные. (Ябеда-корябеда, соленый огурец, на

полу валяется, никто его не ест). В то же время среди детей высоко ценилась

дружба и желание помириться. Вы, конечно тоже вспомнили, как , взявшись

мизинцами, нужно было произнести магические слова: «Мирись, мирись,

мирись, и больше не дерись…»

Третий раздел – скороговорки, загадки, затейливые вопросы. Они

направлены на развитие умственных способностей детей, сообразительности.

Например: «А и Б купили дом, но недолго жили в нем. А уехал за границу, Б

простыл, И лег в больницу. Кто остался в доме том?» Или «Гришка, Мишка,

Потаскай, катались на лодке. Гришка, Мишка утонули. Кто остался в лодке?»

К активно бытующим жанрам детского календарного фольклора края мы с

полным основанием относим заклички различным явлениям природы:

дождю, радуге, солнцу — с просьбой полить, обогреть, осветить.

Весна-красна,приходи сама.

Нам зима надоела, весь хлеб у нас поела.

Близко к закличкам примыкает еще один жанр календарного фольклора —

приговорки насекомым, птицам, животным, растениям. Например, широко

бытуют в среде сельских детей приговорки божьей коровке с пожеланием

«полететь на небо», («Божья коровка, полети на небо, там твои детки кушают

конфетки»), мышке — с просьбой заменить выпавший зуб новым и крепким

и другие.незатейливые приговорки, обращенные к дождю, чтобы он перестал

лить или ещё «пуще» лил:

Дождик, дождик, пуще!

Дам тебе я гущи

Многие заклички связаны с христианской религией:

Дождик, дождик перестань,

Я поеду в Иордань

Богу молиться, Христу поклониться

Существовал ритуал выхода из воды после купания:

Троица -Богородица, чистая водица, дай мне три раза окунуться

Современные жанры детского фольклора сформировались в середине 20

века под влиянием комплекса социальных факторов. Одна из причин -это то,

что большинство детей стало городскими жителей, а в их развитии осталась

неизменная потребность пройти через этап ярких переживаний

необъяснимого и чудесного, которое вызывает чувство страха и потребность

его преодолеть. Кругозор современных детей формируют городской быт и

СМИ. Так появляется страшилка. Страшилки – это словесные игры детей 6-7

лет с элементами мистики и фантастики. В них используются мотивы смерти,

покойники, приведений.( В черной-черной комнате…). Хотя в последнее

время это не является столь актуальным, по крайней мере, в сельской школе

практически не наблюдается.

В процессе работы над проектом было опрошено 13 учащихся 5-6 классов.

Постоянно используют фольклорные жанры - 9 учащихся. Изредка - 4

учащихся. Совсем не используют – 0. В результате мы приходим к выводу,

что детский фольклор – одно из важных средств общения детей.

Неспроста у наших детей

фольклор

ассоциируется

с

праздником

,

радостью

и

домом

. Это особенное отношение

формируется ещё тогда, когда родители поют ребенку колыбельные и читают

сказки на ночь. А спустя какое-то время ребенок уже и сам начинает читать

народные сказки, в которых столько доброты и мудрости, отточенной веками.

Народная

мудрость

для

юных

сердец

-

так

называют

детский

фольклор

.

И

зучая традиции прошлого, дети впитывают бесценный

жизненный опыт своих предков. И для формирующихся юных умов эти

полезные советы способны сыграть весьма важную роль в их жизни и в

общении друг с другом.

Литература

1.Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., Просвещение, 1987 г.

2.Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Иркутск: 1-я гостиполит., 1922



В раздел образования