Автор: Храпова Ольга Витальевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Старо-Волжская ООШ"
Населённый пункт: п.Старо-Волжский Икрянинский район Астраханская область
Наименование материала: проект
Тема: "Все мы родом из детства"
Раздел: среднее образование
Все мы родом из детства (детский фольклор)
Автор – Донцова Наталья, ученица 6 класса
Научный руководитель – Храпова Ольга Витальевна, учитель русского языка и
литературы
МБОУ «Старо-Волжская основная общеобразовательная школа»
Скажите, есть такой человек, который бы в детстве не играл в ладушки, чи-
чи сороку, не слушал «баю-баюшки-баю, не ложися на краю», не кричал
дразнилки? Конечно, нет. Всем нам в детстве пели колыбельные песни,
рассказывали потешки. А став взрослее, мы сами разговаривали с божьей
коровкой, дождиком, кричали заклички, считалки. «Все мы родом из детства»
- так называется моя работа. Я хотела исследовать эту тему, потому что мне
было интересно побольше узнать именно о детском фольклоре нашего края-
одном из самых живых и богатых явлений современной жизни. Мне
показалось удивительным, что сосуществуют и старинные произведения, и
только что рожденные, которые постоянно обновляются.
Актуальность
Детский фольклор – своеобразная область устного народного творчества.
Собиранием детского фольклора начали заниматься еще в 19 веке. Первый
исследователь,
который
предпринял
попытку
классифицировать
детский
фольклор,
–
это
Виноградов.
С
30х
годов
20
века
произошёл
спад
в
собирательно-исследовательской работе над детским фольклором. Только в
1957
году
выходит
работа
Аникина
«Русские
народные
пословицы,
поговорки, загадки и детский фольклор». Первая обобщающая работа по
детскому фольклору принадлежит Мельникову «Русский детский фольклор».
Детский фольклор Астраханского края не так хорошо изучен, поэтому я
решила уделить этой проблеме внимание, потому что фольклор актуален
всегда, так как это бесконечный источник идей, сил, мыслей и вдохновения!
Основополагающий вопрос
Жив ли детский фольклор в современном мире?
Проблемный вопрос
Действительно ли детский фольклор является одним из способов общения в
детском сообществе?
Рабочий план реализации проекта
1.Поиск нужной информации в интернете
2.Собирание детского фольклора
3.Анкетирование учащихся 5и 6 класса
4.Подведение итогов работы над проектом
Планируемый результат
Создание презентации и выпуск альбома «Детский фольклор Астраханского
края»
Гипотеза исследования
Хотя термин «фольклор» кажутся относящимися к глубокой древности,
на самом деле большинство из нас постоянно слышат, используют, а иногда
сочиняют фольклорные произведения.
Результаты
Результатом нашей работы стала классификация детского фольклора.
В первую группу, обращенную для самых маленьких, мы отнесли
колыбельные песни, пестушки, потешки и прибаутки. Колыбельные песни –
произведения, назначение которых успокоить, убаюкать ребенка, имеют
своеобразное начало – баю-баюшки-баю.(Баю-баюшки-баю, колотушек
надаю…)
В потешках – первых играх взрослых с маленькими детьми , поэтические
произведения соединяются с драматическим сюжетом, в котором персонажам
и становятся пальчики,ручки, ножки младенца, руки того, кто его забавляет ("
Ладушки", "Коза рогатая", "Чи-чи-сорока) (Чи-чи,- сорока, где была- далеко,
кашку варила, деток кормила)
Прибаутки – песенки или приговоры более сложного содержания, которыми
взрослые забавляли детей. От потешек они отличаются тем, что не связаны с
игровым действием, а привлекают внимание ребенка исключительно
поэтическими средствами. Одна из разновидностей прибауток – небылицы-
перевертыши. (Ехала деревня мимо мужика, а из-под собаки лают ворота…).
Сюда можно отнести докучные сказки – сказки с повторяющимся сюжетом
(Дело было вечером, делать было нечего, варили картошку, побили
Антошку…)
Ко второму разделу относятся считалки, дразнилки, игры. В игровом
фольклоре выделяются так называемые прелюдии – жеребьевки-считалки. В
этом жанре особенно проявилась фантазия детей. Все мы помним такие
считалки: « Эники-бэники ели вареники», «На златом крыльце сидели…» А
кто из нас, играя в куличики, не подсказывал, что нужно делать, чтобы его не
застукали: «Топор, топор, сиди, как вор» или «Пила, пила, лети, как стрела».
Очень интересны детские игры. Взрослые вспоминают старинную игру «У
печки», которая сопровождалась диалогом : «Где стоишь?-У печки.-Что
продаешь?-Свечки.-Почем пара?-Пятак.-Ну ищи на затак.».А еще, как
взрослые играли с маленькими детьми в игру «Рог-рожки» («Рог-рог-рожки,
пере-переборушки, и махоточки, и грохоточки. Дуб или кочан?Лодка или
весло?» И в зависимости от ответа тянули ушко ребенка до губ, до
подбородка, или начинали сначала.
Молчанка – небольшое стихотворное произведение для проведения игры.
Один из детей начинает читать текст комического содержания. Обычно во
время игры старался рассмешить или задеть участников, чтобы кто-то
засмеялся и заговорил (Море волнуется раз, море волнуется два, море
волнуется три на месте фигура замри!) Конечно, же вы вспомнили эту игру.
Дразнилки – короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное
качество или просто привязанное к имени ребёнка. Полагают, что они
пришли из взрослой среды и выросли из прозвищ и кличек. Позднее к
прозвищам добавлялись рифмованные строки и формировались дразнилки.
Они высмеивают трусость, лень, жадность, заносчивость, пьянство (для
взрослых), но есть и беспричинные. (Ябеда-корябеда, соленый огурец, на
полу валяется, никто его не ест). В то же время среди детей высоко ценилась
дружба и желание помириться. Вы, конечно тоже вспомнили, как , взявшись
мизинцами, нужно было произнести магические слова: «Мирись, мирись,
мирись, и больше не дерись…»
Третий раздел – скороговорки, загадки, затейливые вопросы. Они
направлены на развитие умственных способностей детей, сообразительности.
Например: «А и Б купили дом, но недолго жили в нем. А уехал за границу, Б
простыл, И лег в больницу. Кто остался в доме том?» Или «Гришка, Мишка,
Потаскай, катались на лодке. Гришка, Мишка утонули. Кто остался в лодке?»
К активно бытующим жанрам детского календарного фольклора края мы с
полным основанием относим заклички различным явлениям природы:
дождю, радуге, солнцу — с просьбой полить, обогреть, осветить.
Весна-красна,приходи сама.
Нам зима надоела, весь хлеб у нас поела.
Близко к закличкам примыкает еще один жанр календарного фольклора —
приговорки насекомым, птицам, животным, растениям. Например, широко
бытуют в среде сельских детей приговорки божьей коровке с пожеланием
«полететь на небо», («Божья коровка, полети на небо, там твои детки кушают
конфетки»), мышке — с просьбой заменить выпавший зуб новым и крепким
и другие.незатейливые приговорки, обращенные к дождю, чтобы он перестал
лить или ещё «пуще» лил:
Дождик, дождик, пуще!
Дам тебе я гущи
Многие заклички связаны с христианской религией:
Дождик, дождик перестань,
Я поеду в Иордань
Богу молиться, Христу поклониться
Существовал ритуал выхода из воды после купания:
Троица -Богородица, чистая водица, дай мне три раза окунуться
Современные жанры детского фольклора сформировались в середине 20
века под влиянием комплекса социальных факторов. Одна из причин -это то,
что большинство детей стало городскими жителей, а в их развитии осталась
неизменная потребность пройти через этап ярких переживаний
необъяснимого и чудесного, которое вызывает чувство страха и потребность
его преодолеть. Кругозор современных детей формируют городской быт и
СМИ. Так появляется страшилка. Страшилки – это словесные игры детей 6-7
лет с элементами мистики и фантастики. В них используются мотивы смерти,
покойники, приведений.( В черной-черной комнате…). Хотя в последнее
время это не является столь актуальным, по крайней мере, в сельской школе
практически не наблюдается.
В процессе работы над проектом было опрошено 13 учащихся 5-6 классов.
Постоянно используют фольклорные жанры - 9 учащихся. Изредка - 4
учащихся. Совсем не используют – 0. В результате мы приходим к выводу,
что детский фольклор – одно из важных средств общения детей.
Неспроста у наших детей
фольклор
ассоциируется
с
праздником
,
радостью
и
домом
. Это особенное отношение
формируется ещё тогда, когда родители поют ребенку колыбельные и читают
сказки на ночь. А спустя какое-то время ребенок уже и сам начинает читать
народные сказки, в которых столько доброты и мудрости, отточенной веками.
Народная
мудрость
для
юных
сердец
-
так
называют
детский
фольклор
.
И
зучая традиции прошлого, дети впитывают бесценный
жизненный опыт своих предков. И для формирующихся юных умов эти
полезные советы способны сыграть весьма важную роль в их жизни и в
общении друг с другом.
Литература
1.Мельников М.Н. Русский детский фольклор. М., Просвещение, 1987 г.
2.Виноградов Г.С. Русский детский фольклор. Иркутск: 1-я гостиполит., 1922