Напоминание

Подвижные игрыкак средство и метод физического воспитания младших школьников


Автор: Князев Виталий Егорович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МОУ СШ № 75 Красноармейского района Волгограда
Населённый пункт: г. Волгоград
Наименование материала: статья
Тема: Подвижные игрыкак средство и метод физического воспитания младших школьников
Раздел: начальное образование





Назад




В.Е. Князев,

Учитель физической культуры муниципального общеобразовательного

учреждения «Средняя школа № 75 Касноармейского района Волгограда»,

Г.Волгоград

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО И МЕТОД ФИЗИЧЕСКОГО

ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Физическое

воспитание

подрастающего

поколения

составляет

неотъемлемую часть физической подготовки.

Основными

задачами

физического

воспитания

в

школе

являются

укрепление здоровья, содействие правильному развитию, обучение учащихся

жизненно

необходимым

двигательным

навыкам,

воспитание

физических,

волевых и моральных качеств. Решению этих задач активно содействует игра,

выступая

как

средство

и

метод

физического

воспитания.

Она

является

спутником детства, где человек открывает для себя вечно обновляющийся

мир. Понять природу игры – значит познать природу детства. Младший и

средний школьный возраст – наиболее благоприятное время для включения

подвижных игр в процессе воспитания.

Играя,

дети

и

подростки

развиваются

физически

и

умственно,

закаляются

в

волевом

отношении,

лучше

узнают

друг

друга.

Этому

способствуют те черты игровой деятельности, которые сближают её с трудом.

Ведь в игре, как и в труде, имеется цель, которую желательно достигнуть.

Поэтому подвижные игры широко используются как средство физического

воспитания. Собственно подвижные игры представляют собой сознательную

инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели,

добровольно установленной

самими играющими. Двигательные действия

устанавливаются правилами игры, выполнение которых требует от играющих

соответствующего

инициативного

поведения

в

пределах

установленных

правил. Правила определяют характер препятствий трудностей в игре на пути

достижения

цели.

От

сложности

и

количества

правил

зависит

и

сама

сложность игры.

Один лишь перечень игр, включенных, к примеру, в школьную программу,

говорит о разнообразии сюжетов и соответствующих двигательных действий,

что привлекает детей как участников, а учителю дает возможность выбора в

управлении развитием нужных качеств и навыков.

Организация действий участников в подвижных играх представляет им

творческую

инициативу

в

выборе

способов

достижения

цели.

Игра

привлекает детей ещё и тем, что как объект информации она не представляет

для них неопределенности. Процесс игры связан с приятными для детей

физическими и двигательными действиями, в игре всегда заложен элемент

нового, неопознанного. Ведь одна и та же, даже периодически повторяемая,

не похожа на предыдущие варианты, действия её участников неидентичные.

Часто говорят об игровом методе проведения физических упражнений.

Это значит, что методические особенности игры используются педагогом в

занятиях гимнастикой, различными видами спорта, туризмом, Использование

методических

приемов,

характерных

для

игры

образность,

элемент

соревнования, естественность движений и др. – может проявиться в занятиях

ярче

или

слабее,

более

или

менее

плотно.

Это

зависит

от

различных

требований к использованию физических упражнений и условий, в которых

они проводятся.

Нередко ребятам дается задание: кто сделает больше передач мяча под

собой, кто лучше выполнит упражнение с завязанными глазами, кто в прыжке

достанет мяч и т.п. Такие игровые упражнения, имеющие эмоциональную

окраску очень полезны. С помощью игрового метода учитель может быстро

создать радостную атмосферу общения, пробудить у детей желание поскорее

включиться

в

предложенную

деятельность.

В

подвижной

игре,

особенно

коллективной

или

групповой,

всегда

подразумевается

выполнение

долга.

Чувство

чести, межличностные отношения выступают в игре наиболее

темпераментно и ярко.

Подвижные

игры

подразумевают

различный

п р и н ц и п

взаимоотношений

участников

и

связанную

с

этим

структуру.

Их

можно

условно подразделить на группы, каждая из которых имеет свои особенности

и назначение.

К первой группе можно отнести игры, где участники вступают

в

активное единоборство. В процессе таких игр имеет место непосредственный

контакт

с

соперником.

Этот

вид

игр

наиболее

сложный

по

характеру

выражения двигательных действий («Охотники и утки», различные виды

салок, «Караси и щуки», «Борьба за мяч» и др.). Такие игры имеют, как

правило, определенное сюжетное выражение.

Ко второй группе можно отнести игры без вступления участников в

соприкосновение с командой противника, когда участники каждой команды

действуют

согласованно

между

собой,

нередко

применяют

различные

варианты

тактики,

но

не

могут

оказывать

непосредственного

(прямого)

влияния на действия игроков другой команды, например, игры на площадке,

разделенной средней линией или сеткой: «Пионербол», «Перестрелка».

Третья группа игр – игровые эстафеты, в которых действия каждого

участника имеют одинаковую направленность, связаны с перемещением на

площадке и выполнением определенных заданий. Действия производятся в

порядке

очередности

и

по

возможности

с

наибольшим

мастерством

(точностью и быстротой). В игровых эстафетах также нет непосредственного

контакта

с

соперником,

однако

борьба,

как

правило,

бывает

острой

и

упорной.

Все

перечисленные

выше

типы

подвижных

игр

имеют

много

общего,

несмотря

на

различную

структуру.

Они

регламентированы

правилами, действия играющих направлены на достижение условной цели,

победа достигается ценой коллективных усилий. Дети 7-9 лет (учащиеся 1-3-

х

классов)

владеют

всеми

видами

естественных

движений

(ходьба,

бег,

прыжки,

метания)

ещё

недостаточно

совершенного,

поэтому

подвижные

игры,

связанные

с

естественными

движениями,

должны

занимать

у

них

большое место.

Надо помнить, что овладение навыками и умениями в этом возрасте

более

эффективно

проходит

на

уровне

непроизвольного

запоминания

частности, в игре), чем произвольного.

Первые два года обучения в школе в связи с образным мышлением у

детей

большое

место

занимают

игры

сюжетные,

которые

способствуют

удовлетворению творческого воображения детей, их выдумке и творчества.

Надо

учесть,

что

дети

этого

возраста

уже

умеют

читать

и

писать,

что

значительно расширяет их умственный кругозор. Примером сюжетных игр

могут

быть

«Совушка»,

«Гуси-лебеди»,

а

также

игры

с

современной

тематикой: «В войну», «В космонавтов» и др., проводимые главным образом

во

внеклассное

время.

Характерны

для

детей

этого

возраста

и

игры

с

элементами

таинственности,

неожиданности

(«Жмурки»,

«Отгадай,

чей

голосок»), игры с прятаньем и угадыванием («Прятки»).

В

1-м

классе

сначала

учебного

года

не

рекомендуется

проводить

командные игры. С приобретением двигательного опыта и с повышением у

детей интереса к коллективной деятельности можно включать в урок игры с

элементами соревнования в парах ( в беге, прыгающим через скакалку, в

катании мяча).

Для проведения большинства игр в 1-3-х классах нужны пособия и

инвентарь. У детей зрительный рецептор развит слабо, внимание рассеяно,

поэтому им нужен красочный инвентарь.

Дети 1-3-х классов очень активны. Они все хотят быть водящими, не

учитывая

своих

возможностей.

Поэтому

в

этих

классах

надо

назначать

водящих в соответствии с их способностями или выбирать путем расчета до

условного числа.

Водящим можно назначать игрока, победившего в предыдущей игре,

поощряя его этим за то, что он остался не пойманным, выполняя задание

лучше других, принял самую красивую позу в игре и т.п. Выбор водящего

должен способствовать развитию у детей способности правильно оценивать

свои силы и силы товарищей.

Желательно

сменять

водящего

почаще,

чтобы

удовлетворить

потребность

детей

в

активности,

воспитывать

у

них

ответственность

за

порученное.

Для

воспитания

тормозных

функций

большое

значение

имеют

подаваемые

сигналы в игре. Учащимся – 1-3-х классов рекомендуется в

основном

давать

словесные

сигналы,

способствующие

развитию

второй

сигнальной системы, ещё очень несовершенной в этом возрасте. Быстрый

сигнал

свистком

иногда

вызывает

у

детей

торможение,

и

реакция

на

соответствующее действие по ходу игры замедляется. Сигналы свистком,

короткой командой, взмахом и т.п. начинают использоваться постепенно с

развитием у детей быстрой реакцией. Учитывая большую подвижность детей

и их ранимость, не рекомендуется выводить детей из игры за ошибки. Если

же по содержанию игра требует временного вывода проигравших, то надо

определить место для выбывших и удалять их очень не надолго.

Процесс

становления

и

развития

личности

есть

процесс

усвоения

человеком

социального

опыта.

Воспитание,

носящее

преднамеренный

и

целенаправленный характер, приобретает важнейшее значение в процессе

развития

детей.

Поэтому

игра

это

свободное

проявление

творческой

активности импровизационного характера. Правильное понимание теории

происхождения игры и её развития способствует правильной организации

педагогического процесса.

Литература:

1.

«Подвижные игры» Л.В. Былеева, И.М. Коротков 1982г.

2.

«

Физическая

культура

и

спорт

в

общеобразовательной

школе»

М.Д.Рина 1985г.

3.

«Подвижные игры» В.М. Качашкин 1983г.

4.

«Подвижные игры в школе» И.М. Коротков 1979г.



В раздел образования