Автор: Ржевская Светлана Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ДС № 9 " Малахитовая шкатулка"
Населённый пункт: г. Нижневартовск
Наименование материала: Проектно - исследовательская деятельность
Тема: "Живая старина"
Раздел: дошкольное образование
Проектно - исследовательская деятельность
«Живая старина»
Аннотация
Актуальностью
проекта
является
приобщение
ребёнка
к
народной
культуре через изготовление традиционной народной куклы.
В
каждой
семье
из
поколения
в
поколение
дети
играют
в
кукол.
Тряпичная
кукла
-
это
наша
история,
традиции,
культура,
она
имела
несколько назначений и была неотъемлемой частью быта людей.
Играя с куклами, сделанными своими руками, дети не только осваивают
ролевые
игры,
но
и
знакомятся
с
основами
рукоделия.
Они
дают
представление о традиционной русской семье, учат ребенка определенным
хозяйственным навыкам. Народная тряпичная кукла наделялась магической
силой
плодородия,
благополучия
семьи.
Кукла
сопровождала
русского
человека во все периоды его жизни, заменяла мать, мудрую наставницу.
Народная кукла экологична, проста по форме, в меру нарядна. В неё вложено
тепло
рук.
Каждая кукла
несет
в
себе
черты
индивидуальности
своего
творца.
В
культуре
большинства
народов
мира
в
куклу,
изготовленную
своими руками, вкладывается глубокий социальный смысл.
Поэтому в настоящее время тема работы является актуальной.
Программа дошкольного образования «Приобщение детей к истокам
русской народной культуры» (авт. О.Л. Князева, М.Д. Маханева) содержит
раздел
«Введение
в
русскую
традиционную
культуру»,
предполагающий
привитие детям интереса и любви к своему народу. Перед нами, педагогами
стоит задача – помочь дошколятам найти пути возвращения традиций и
обычаев. Одним из приемлемых путей является традиционная игрушка.
Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем
образе
самобытность
и
характерные
черты
создающего
его
народа.
Знакомство с традиционными русскими куклами позволит познакомиться с
некоторыми
сторонами
русского
народа,
а
сами
куклы
составят
оригинальную коллекцию или станут необычным подарком для друзей.
1
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Название проекта: «Живая старина»
Образовательные области: « Художественно – эстетическое развитие»
«Познавательное развитие».
Цель: Формировать у детей старшего дошкольного возраста интерес к
истории
и
культуре
русского
народа
через
образ
традиционной
русской
куклы.
Задачи:
1.
Дать понятие детям о различных видах русской народной тряпичной
куклы, истории их возникновения, традициях создания и применения,
о месте в современном мире
2.
Научить детей старшего дошкольного возраста изготавливать
различные виды традиционных народных тряпичных кукол под
руководством педагога и самостоятельно на занятиях по
художественному труду.
3.
Изучить технологию изготовления традиционной народной
тряпичной куклы.
4.
Воспитывать уважение к семье, традициям и культуре русского
народа.
Срок реализации: 1 год.
Конечный результат:
1.
Знают
различные
виды
русской
тряпичной
куклы,
историю
возникновения, о традициях создания и применения.
2.
Умеют
изготавливать
различные
виды
традиционных
народных
тряпичных кукол методом сворачивания, скручивания, завязывания,
пеленания.
3.
Умеют изготавливать куклу по традиционной народной технологии.
4.
Дети научились разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные
ситуации соответствующие традиционным обрядам.
2
План работы
I этап: Подготовительный
Определение
направлений
работы,
изучение
и
оценка
различных
видов
источников информации для проекта.
II этап: Взаимодействие руководителя проекта с родителями и детьми
беседы с детьми о происхождении некоторых видов тканей; просмотр
фильма: «Лён – ленок – голубой цветок»;
экспериментирование с тканями;
организация экскурсии в музей «Русского быта", рассказы об истории
русского народного костюма и предметах старинной утвари;
чтение сказок и былин о русской народной кукле;
познавательные
беседы:
«Русская
народная
игрушка
и
русская
народная текстильная кукла», «Какова она, древнерусская красавица»;
сюжетно-ролевые
игры:
«Магазин
ткани»,
«Дом
моды»,
«Куклы
бабушкиного сундука»;
рисование
по
темам:
«Старинный
женский
костюм»,
«В
гостях
у
русской народной сказки»;
консультации для родителей по темам: «Нравственное и эстетическое
воспитание детей дошкольного возраста», «Удивительный мир кукол»,
«Куклы бабушкиного сундука»;
помощь в подборе наглядного материала;
участие мастер - классе по изготовлению текстильной куклы;
рассказы бабушек о куклах, в которых они играли в детстве;
изготовление кукол родителями вместе с детьми.
III этап: Презентация проекта.
3
Описание работы
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их
жизни
должна
занимать
игра.
В
дошкольном
возрасте
у
ребёнка
есть
потребность к игре, и её нужно удовлетворить не потому, что делу время,
потехе час, а потому что, играя, ребёнок учится познавать жизнь.
Одной из самых любимых игрушек детей всегда была кукла. Она имеет свою
славную историю и богатые традиции. Ещё в XIX веке на Руси игрушки
никогда не оставляли в избе как попало – их хранили в лубяных коробах,
чтобы не валялись где попало. Они переходили от одной девочки к другой,
ведь крестьянские семьи в ту пору были очень многочисленны, в семьях
было по 11-15 детей. Чтобы стать хорошей матерью, полагали, что нужно
играть в куклы.
Чем же хороши куклы? Смешные и трогательные, только что сшитые, своим
появлением
они
доставляют
детям
огромное
удовольствие.
Ребёнок
прижимает
её
к
груди,
испытывает
нежные
чувства,
становится
добрее.
Постижения всего опыта, накопленного человечеством веками, происходит
через
любимую
игру.
Делая
куклу,
ребенок
учится
многому:
у
него
развивается практические навыки лепки, кройки и шитья, вязания, умения
гармонично подбирать цвета и оттенки для платья куклы, навыки работы с
любым материалом, стремление максимально точно передать детали одежды
или черты куклы, он стремится к поиску материала по истории быта и
костюма.
●Работа
над
проектом
участниками
исследования
началась
с
изучения
соответствующей
литературы,
теоретического
анализа
источников.
Участники
проекта
читали
энциклопедии,
рассматривали
иллюстрации
с
изображением различных видов текстильных кукол, расспрашивали своих
бабушек об игрушках их детства.
● В результате чего, руководителем проекта был разработан план работы с
детьми
и
с
родителями
воспитанников.
Работу
над
проектом
«Живая
старина» мы решили начать с изучения истории происхождении некоторых
4
видов тканей. С помощью электронного микроскопа и интерактивной доски
изучили
из
чего
и
как
изготавливают
шерстяные,
шёлковые,
льняные
и
хлопковые ткани. В ходе экспериментирования узнали об их свойствах.
Творческая
работа
сопровождается
чувством
эмоционального
подъема
и
приливом физических сил, что является защитной для здоровья ребёнка
реакцией.
●Посмотрели
фильм
«Лён
–
ленок
-
голубой
цветок».
Узнали,
как
выращивают
лён,
как
его
обрабатывают
и
вычёсывают,
ткут
красивые
полотна тканей, шьют одежду.
●Дети заинтересовались, и мы начали собирать материал о разливных видах
текстильной
куклы.
Во
время
экскурсии
в
библиотеку
узнали,
что
традиционно куклы делятся на три группы: игровые, обрядовые и обереги.
Так к обрядовым относится «Масленица», «Параскева-Пятница»; к оберегам
– «Любава»; а среди игровых самая популярная – кукла «Пеленашка». С
одной куклой можно играть, другая имеет магическое значение, участвует в
народном обряде. А третья используется как средство общения, постижения
ребёнком опыта накопленного поколениями.
●Изготовлением куклы своими руками начали с куклы «Пеленашка», так
как
она
самая
простая
в
изготовлении
и
не
требует
особых
усилий.
Прочитали,
что шилась
она
непосредственно
перед
рождением
ребенка. Куклу
мастерили
из
куска
ношенной
домотканой
одежды,
вобравшей в себя тепло изготовивших ее рук, подкладывали младенцу в
колыбель, где она находилась до крещения ребенка, чтобы сбить злых духов с
толку.
●Детям очень понравилась эта незатейливая кукла. Они с удовольствием
стали играть с ней в свободное от занятий время. Во время изготовления
куклы включали песни фольклорных ансамблей, чтобы создать атмосферу
настоящих посиделок.
●Сходили на экскурсию в музей и познакомились с экспозицией «русский
народный костюм и предметы быта». Узнали много интересного об истории
костюмов различных уголков нашей страны, познакомились с предметами
старины: прялка, ткатский станок, веретено и др.
●Из познавательных бесед: «Русская народная игрушка и русская народная
текстильная
кукла»,
«Какова
она,
древнерусская
красавица»
(по
русским
народным
сказкам
«Василиса
Прекрасная»)
дети
узнали,
что
народные
игрушки во все времена были востребованы и любимы. Что много лет назад в
эти игрушки с удовольствием играли наши бабушки и прабабушки.
5
●Родители были ознакомлены с проектной деятельностью детей. И пришли к
выводу,
что,
занимаясь
проектной
деятельностью
у
детей
развивается
уверенность
в
своих
силах,
снижается
тревожность
при
столкновении
с
различными проблемами, создаётся привычка самостоятельно искать пути
решения.
Были
проведены
консультации
по
темам: «Нравственное
и
эстетическое воспитание детей дошкольного возраста», «Удивительный мир
кукол», «Куклы бабушкиного сундука». Родители оказали помощь в подборе
наглядного материала и информации об истории возникновения текстильной
куклы.
● Многие родители нашей группы нашли время принять участие мастер -
классе по изготовлению
куклы- оберега, который подготовила и провела
руководитель проекта.
●Мамы и папы активно помогали детям мастерить кукол, некоторые сделали
по несколько кукол.
Конечный результат
В
результате
реализации
проекта
дети
узнали,
во
что
и
как
играли
их
бабушки
и
прабабушки
и
убедились
в
том,
что
играть
с
куклами,
изготовленными своими руками очень интересно.
Изучив
технологию
изготовления
некоторых
текстильных
кукол,
ребята
решили
сделать
их
вместе
с
родителями,
которые
с
удовольствием
им
помогли.
По окончанию работы над проектом дети сделали вывод, что куклы наших
предков ничуть не хуже наших современных игрушек, играя в них, наши
бабушки выросли хорошими, добрыми и трудолюбивыми людьми.
Результаты:
Знают различные виды русской тряпичной куклы, историю
возникновения, о традициях создания и применения.
Умеют изготавливать различные виды традиционных народных
тряпичных кукол методом сворачивания, скручивания, завязывания,
пеленания.
Умеют изготавливать куклу по традиционной народной технологии.
Дети научились разыгрывать с помощью тряпичных кукол различные
ситуации соответствующие традиционным обрядам.
● Создано пособие для изучения различных видов тканей.
6
● Собрана картотека народных игр;
●Создан альбом рисунков русского народного костюма;
● Выставка «Кукла - оберег» в группе;
Перспектива:
●Презентация выставки «Кукла - оберег» для всех групп детского сада;
● Показ кукольного спектакля для малышей
● Изучить какие были куклы у коренных народов севера.
Список литературы:
1.
А.К Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
2.
Р.Кашапов
«Практическая
психология
для
родителей
или
педагогическое взаимодействие». М. «АСТ-ПРЕССКНИГА» 2003г.
3.
С.В. Титов «Добро пожаловать, игра!» «Сфера» М. 2004г.
4.
Артамонова
Е.В.
«Куклы».
–
М.:
Изд-во
ЭКСМО
–
Пресс,
Изд-во
ЭКСМО – МАРКЕТ, 2000г.
5.
Гибсон
Р.
С.
«Наши
руки
не
для
скуки»
-
поделки
(папье-маше,
бумажные цветы). Перевод с английского Л.Я. Гальперштена. – М.:
Изд-во РОСМЕН, 1997г.
6.
Горичева В.С. Куклы. – Ярославль: “Академия развития”, “Академия,
К
о
”, 1999г.
7.
Грей И. Мягкие игрушки, куклы и марионетки. – М.: Просвещение,
1979г.
8.
Энциклопедия в 2 т. Т. 2 «Подари себе праздник». – М.: Сталкер, 1997г.
9.
Князева Е. И «Мир кукол», Санкт-Петербург 2002г.
10.
Ковычева Е.В. «Кукла в диалоге культур», Ижевск 2003г.
11.
Народное творчество Ж. № 1, 2007г.
7
12.
Народное творчество № 5, 2005г.
13.
«Российский этнографический музей детям» «Детство- пресс»
Санкт-Петербург 2001г.
14.
«Приобщение
детей
к
истокам
русской
народной
культуры»
«Детство- пресс» Санкт-Петербург 2006г.
15.
Л.А. Лялина «Народные игры в детском саду» творческий центр
«Сфера» М. 2008г.
8