Автор: Романович Анна Андриановна
Должность: тренер-преподаватель по волейболу
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Майкопская районная детско-юношеская спортивная школа "Олимп"
Населённый пункт: Республика Адыгея, Майкопский район, п.Тульский
Наименование материала: статья
Тема: Подвижные игры для детей начальных класов
Раздел: дополнительное образование
Подвижные игры
Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством
решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего
школьника,
развития
его
разнообразных
двигательных
способностей
и
совершенствования умений. В этом возрасте они направлены на развитие
творчества,
воображения,
внимания,
воспитание
инициативности,
самостоятельности
действий,
выработку
умения
выполнять
правила
общественного порядка. Достижение этих задач в большей мере зависит от
умелой организации и соблюдения методических требований к проведению,
нежели к собственному содержанию игр.
Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр,
оказывает комплексное воздействие на совершенствование координационных
и кондиционных способностей (способностей к реакции, ориентированию в
пространстве
и
во
времени,
перестроению
двигательных
действий,
скоростных и скоростно-силовых способностей и др.).
В
этом
возрасте
закладываются
основы
игровой
деятельности,
направленные на совершенствование, прежде всего, естественных движений
(ходьба, бег, прыжки, метания), элементарных игровых умений (ловля мяча,
передачи, броски, удары по мячу) и технико-тактические взаимодействия
(выбор
места,
взаимодействие
с
партнером,
командой
и
соперником),
необходимые при дальнейшем овладении спортивными играми в средних и
старших классах.
В результате обучения ученик должны познакомиться со многими играми,
что
позволит
воспитать
интерес
к
игровой
деятельности,
умение
самостоятельно подбирать и проводить их с товарищами в свободное время.
Программный
материал
по
подвижным
играм
сгруппирован
по
преимущественному
воздействию
их
на
соответствующие
двигательные
способности
и
умения.
После
освоения
базового
варианта
игры
рекомендуется
варьировать
условия
проведения,
число
участников,
инвентарь, время проведения игры и другое.
Обязательными условиями построения занятий по подвижным играм (в
особенности с мячами) являются четкая организация и разумная дисциплина,
основанная
на
точном
соблюдении
команд,
указаний
и
распоряжений
учителя; обеспечение преемственности при освоении новых упражнений;
строгое соблюдение дидактических принципов.
Система
упражнений
с
большими
и
малыми
мячами
составляет
своеобразную
школу
мяча.
Очень
важно,
чтобы
этой
«школой»
овладел
каждый
ученик
начальных
классов.
Движения
с
мячом
рекомендуется
выполнять примерно в равном соотношении для обеих рук и ног.
Соревнования по подвижным играм, эстафетам и подготовительным играм
преимущественно проводятся в учебных группах, но для детей 11-12 лет
также рекомендуется проводить соревнования и в масштабе ДЮСШ, района
и
города.
В
районных
и
городских
соревнованиях
участвуют
команды,
организованные из числа лучших спортсменов коллектива.
Для соревнований подбираются подвижные игры и эстафеты с бегом,
прыжками,
метаниями,
игры,
в
которых
проявляется
быстрота
реакции,
быстрота ответных действий, быстрота перемещения и особенно ловкость.
Игры должны быть преимущественно командные, например, «Катающаяся
мишень», «Охотники утки», «Вызов», «День и ночь» (исходные положения
различные: сидя, лежа и т.п.), «Пионербол», «Борьба за мяч» и др.
Примерные эстафеты: обычный бег, передвижение приставными шагами
правым и левым боком вперед, передвижение прыжками на одной и обеих
ногах,
переноса
набивных
мячей,
повороты
на
360
градусов
во
время
передвижения, преодоление препятствий, выполнение заданий (кувырки и
т.п.).
В соревнованиях вводятся и подготовительные игры: «Мяч в воздухе» (в
круге, в круге с водящим в центре, в колонне, водящий напротив колонны на
расстоянии 3-4 м, и т.п.), «Два мяча через сетку».
Основными видами соревнований для детей 11-12 лет будут соревнования
по физической и технической подготовке, подвижным и подготовительным
играм. В соревнованиях по волейболу дети 11-12 лет не участвуют.
Для волейболистов 13-14 лет организуются официальные соревнования на
первенство района и города. Кроме того, юные волейболисты участвуют в
соревнованиях
по
физической
и
технической
подготовке.
Система
определения
победителей
должна
быть
так
разработана,
чтобы
наряду
с
результатами игр по волейболу учитывались и результаты соревнований по
физической и технической подготовке. Это позволяет более полно судить об
уровне подготовленности юных волейболистов, объективно оценивать работу
тренера и в известной мере предотвращать «натаскивание».
Соревнования с комплексным зачетом целесообразно проводить в три
этапа:
первый
–
соревнования
по
физической
подготовке
(конец
подготовительного периода); второй – соревнования по технике игры (начало
соревновательного периода); третий – соревнования по волейболу.