Напоминание

Олимпиада "Программная музыка в творчестве русских композиторов"


Автор: Кольцова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа №2"
Населённый пункт: г.Балахна, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Олимпиада "Программная музыка в творчестве русских композиторов"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Школьная олимпиада

по музыкальной литературе

«Программная музыка в творчестве

русских композиторов»

Приветствуем

участников олимпиады!

Задание 1. Переставьте на нижнюю полку только нужные ноты.

_____________________________________________________________________________

Задание 2. Допиши цитату

«Камаринская» М. Глинки

может служить прекрасным

подтверждением его слов в беседе с композитором Серовым:

«Создаёт музыку ______________________________________

______________________________________________________

Замысел «Камаринской» относится к 1848 году.

Глинка, автор двух великолепных опер, жил тогда в Варшаве.

Первоначально это произведение называлось «Свадебная и плясовая».

Разгадай кроссворд:

1.

Видоизменение музыкальной темы.

2.

Симфоническая … «Камаринская»

3.

Прием развития музыки : подголосочная …

4.

Кто из композиторов сказал: «Русская симфоническая школа вся

в «Камаринской», подобно тому, как___________________________ »

(продолжи фразу)

5.

Приём пиццикато у струнных М. Глинка использует как подражание

звучанию народного инструмента …

_________________________________

5

4

1

2

3

к

м

р

н

к

я

Задание 3. Заполните пропуски в тексте

«

Картинки с выставки» - широко

известная______________ из 10 пьес, созданная

Мусоргским в память о друге

_____________________. В Феврале 1874 года

в_г.___________ открылась посмертная выставка его

работ, на которой были представлены:

_____________________________________________________________________________

_______________.

В день её открытия среди посетителей заметно выделялся мужчина богатырского роста с

пышной бородой, энергичным лицом и смелым взглядом.

Это был известный русский____________________

_____________________________. Выставка была организована по его инициативе.

Вместе с ним выставку осматривал М. Мусоргский. Не спеша переходили они от одного

экспоната к другому. В комментарии к пьесе ____________ он пишет: «В интермедии

моя физиономия видна».

Задание 4. ВИКТОРИНА

1___________________________________________________________

2___________________________________________________________

3___________________________________________________________

4____________________________________________________________

5____________________________________________________________

6____________________________________________________________

7____________________________________________________________

Задание 5.

Соберите информацию об этих людях.

1.

Француз

2.

Русский композитор

3.

Музыкальный и художественный критик

4.

Архитектор

5.

Модест

6.

Архивист

7.

Петрович

_________________ 8. Морис

9. Владимир

10.

Композитор-импрессионист

11.

Стасов

12.

Гартман

13.

Дирижер

__________________

14.

Входил в состав «Могучей кучки»

15.

Портрет И. Репина

16.

Общественный деятель

17.

Историк искусств

18.

Художник

19.

Реформатор музыки ХХ века

20.

Мусоргский

21.

Равель

___________________

22.

Виктор

___________________ Внимание: Из правого столбца выберите нужное

определение и только цифру подпиши по портретом

Задание 6.

Выберите правильный ответ

1.

Как называлась I часть сюиты по замыслу композитора?

а\ «Шахриар и Шехеразада»

б\ «Море и Синдбадов корабль»

в\ «Море и Синдбадов корабль, разбивающийся о скалы»

2.

Кому Н. Римкий-Корсаков посвятил свою сюиту «Шехеразада»?

а\ М. Мусоргскому

б\ В.Стасову

в\ М. Балакиреву

3.

Согласны ли вы с тем, что первое исполнение «Шехеразады» состоялось

22 октября 1888 года в первом из русских концертов в Дворянском собрании

под управлением автора?

а\ Да

б\ Нет

4.

Кого вдохновила музыка Н. Римского-Корсакова на создание балета

«Шехеразада»?

а\ И. Стравинского

б\ К. Лядова

в\ С. Дягилева и М. Фокина

Задание 7.

ВИКТОРИНА

1.______________________________________________________________

2.______________________________________________________________

3.______________________________________________________________

4.______________________________________________________________

Задание 8. Узнайте музыкальное произведение, укажите

автора, название, часть, тему.

1.

_____________________________________________________________________

2.

______________________________________________________________________

3.

_______________________________________________________________________

4.

________________________________________________________________________

5.

________________________________________________________________________

Спасибо за

участие в олимпиаде!

Методические комментарии

1.

Цели и задачи олимпиады:

- развитие творческих способностей учащихся

- умение применять полученные знания в нетрадиционных формах работы

- повышение профессионального уровня преподавателей

- мотивация интереса учащихся к изучению музыкально-теоретических предметов

- обмен педагогическим опытом

2.

Олимпиада предназначена для учащихся старших классов детской музыкальной

школы или детской школы искусств

Олимпиада может проводиться внутри класса одного преподавателя, а также как

школьная олимпиада для учащихся нескольких преподавателей.

3.

На методическом заседании преподавателей теоретических дисциплин

утверждается ПОЛОЖЕНИЕ по условиям организации и проведению олимпиады.

4.

Олимпиада «Программная музыка в творчестве русских композиторов» состоит из

8 заданий:

1 задание. Ответ: К.Лидов «Кикимора», П.Чайковский «Новая кукла», Г.Свиридов

«Звонили звоны», М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», С.Прокофьев «Сказки

старой бабушки», Р.Шуман «Веселый крестьянин», А.Вивальди «Времена года»,

М.Равель «Разговор красавицы и чудовища», Э.Григ «В пещере горного короля»

2 задание. Ответ: 1.Вариация 2.Фантазия 3. Полифония 4. Чайковский

5.Балалайка

3 задание. Ответ: Сюита. Виктор Гартман. Город Петербург. Эскизы, макеты,

рисунки. Композитор Модест Петрович Мусоргский. «Прогулка»

4 задание. ВИКТОРИНА. Для прослушивания предлагаются музыкальные

фрагменты ( по желанию преподавателя) - «Камаринская» М.Глинки и «Картинки

с выставки» М.Мусоргского

5 задание. Ответы:

№1 – 2, 5, 7 14, 20

№2 – 3, 6, 9, 11, 16, 17

№3 – 4, 12, 18, 22

№4 - 1, 8, 10, 13, 19, 21

6 задание. Ответы:

№1 - в\

№2 – б\

№3 – да

№4 – в\

7 задание. ВИКТОРИНА. Н.А.Римский-Корсаков «Шехеразада»

8 задание. Ответы:

1.

Н.Римский-Корсаков. Сюита «Шехеразада» IIч. Тема царевича Календера

2.

М.Глинка. Симфоническая фантазия «Камаринская» Тема «Свадебная»

3.

Н.Римский-Корсаков. Сюита «Шехеразада» Вступление. Тема султана

Шахриара

4.

Н.Римский-Корсаков. Сюита «Шехеразада IIIч. Тема Царевича

5.

Н.Римский-Корсаков. Сюита «Шехеразада IIIч. Тема Царевны

Используемая литература

1.

Н.П.Козлова. Русская музыкальная литература. 3 год обучения «Музыка»

Москва 2002г.

2.

М.Шорникова. Музыкальная литература «Русская музыкальная классика» 3 год

обучения. «Феникс" Ростов-на-Дону 2003 г.

3.

Н.В.Панова. Русская музыкальная литература. Рабочая тетрадь для 6-7 классов

Москва «Престо» 1ч. 2005 г.

4.

Г.Ф.Калинина Пособие по музыкальной литературе. Тесты по русской

музыкальной литературе. Вып.3 Москва «Престо» 1998г.

5.

Л.Ю.Акимова Музыкальная литература Вып. 2 Дидактические материалы.

Москва «Росмен» 2002 г.

6.

Н.Б.Мордвинцева «Михаил Иванович Глинка. Жизнь и творчество» «Белый

город» 2010 г.



В раздел образования