Автор: Кольцова Ольга Николаевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа №2"
Населённый пункт: г.Балахна, Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Олимпиада "Программная музыка в творчестве русских композиторов"
Раздел: дополнительное образование
Школьная олимпиада
по музыкальной литературе
«Программная музыка в творчестве
русских композиторов»
Приветствуем
участников олимпиады!
Задание 1. Переставьте на нижнюю полку только нужные ноты.
_____________________________________________________________________________
Задание 2. Допиши цитату
«Камаринская» М. Глинки
может служить прекрасным
подтверждением его слов в беседе с композитором Серовым:
«Создаёт музыку ______________________________________
______________________________________________________
Замысел «Камаринской» относится к 1848 году.
Глинка, автор двух великолепных опер, жил тогда в Варшаве.
Первоначально это произведение называлось «Свадебная и плясовая».
Разгадай кроссворд:
1.
Видоизменение музыкальной темы.
2.
Симфоническая … «Камаринская»
3.
Прием развития музыки : подголосочная …
4.
Кто из композиторов сказал: «Русская симфоническая школа вся
в «Камаринской», подобно тому, как___________________________ »
(продолжи фразу)
5.
Приём пиццикато у струнных М. Глинка использует как подражание
звучанию народного инструмента …
_________________________________
5
4
1
2
3
к
м
р
н
к
я
Задание 3. Заполните пропуски в тексте
«
Картинки с выставки» - широко
известная______________ из 10 пьес, созданная
Мусоргским в память о друге
_____________________. В Феврале 1874 года
в_г.___________ открылась посмертная выставка его
работ, на которой были представлены:
_____________________________________________________________________________
_______________.
В день её открытия среди посетителей заметно выделялся мужчина богатырского роста с
пышной бородой, энергичным лицом и смелым взглядом.
Это был известный русский____________________
_____________________________. Выставка была организована по его инициативе.
Вместе с ним выставку осматривал М. Мусоргский. Не спеша переходили они от одного
экспоната к другому. В комментарии к пьесе ____________ он пишет: «В интермедии
моя физиономия видна».
Задание 4. ВИКТОРИНА
1___________________________________________________________
2___________________________________________________________
3___________________________________________________________
4____________________________________________________________
5____________________________________________________________
6____________________________________________________________
7____________________________________________________________
Задание 5.
Соберите информацию об этих людях.
1.
Француз
2.
Русский композитор
3.
Музыкальный и художественный критик
4.
Архитектор
5.
Модест
6.
Архивист
7.
Петрович
_________________ 8. Морис
9. Владимир
10.
Композитор-импрессионист
11.
Стасов
12.
Гартман
13.
Дирижер
__________________
14.
Входил в состав «Могучей кучки»
15.
Портрет И. Репина
16.
Общественный деятель
17.
Историк искусств
18.
Художник
19.
Реформатор музыки ХХ века
20.
Мусоргский
21.
Равель
___________________
22.
Виктор
___________________ Внимание: Из правого столбца выберите нужное
определение и только цифру подпиши по портретом
Задание 6.
Выберите правильный ответ
1.
Как называлась I часть сюиты по замыслу композитора?
а\ «Шахриар и Шехеразада»
б\ «Море и Синдбадов корабль»
в\ «Море и Синдбадов корабль, разбивающийся о скалы»
2.
Кому Н. Римкий-Корсаков посвятил свою сюиту «Шехеразада»?
а\ М. Мусоргскому
б\ В.Стасову
в\ М. Балакиреву
3.
Согласны ли вы с тем, что первое исполнение «Шехеразады» состоялось
22 октября 1888 года в первом из русских концертов в Дворянском собрании
под управлением автора?
а\ Да
б\ Нет
4.
Кого вдохновила музыка Н. Римского-Корсакова на создание балета
«Шехеразада»?
а\ И. Стравинского
б\ К. Лядова
в\ С. Дягилева и М. Фокина
Задание 7.
ВИКТОРИНА
1.______________________________________________________________
2.______________________________________________________________
3.______________________________________________________________
4.______________________________________________________________
Задание 8. Узнайте музыкальное произведение, укажите
автора, название, часть, тему.
1.
_____________________________________________________________________
2.
______________________________________________________________________
3.
_______________________________________________________________________
4.
________________________________________________________________________
5.
________________________________________________________________________
Спасибо за
участие в олимпиаде!
Методические комментарии
1.
Цели и задачи олимпиады:
- развитие творческих способностей учащихся
- умение применять полученные знания в нетрадиционных формах работы
- повышение профессионального уровня преподавателей
- мотивация интереса учащихся к изучению музыкально-теоретических предметов
- обмен педагогическим опытом
2.
Олимпиада предназначена для учащихся старших классов детской музыкальной
школы или детской школы искусств
Олимпиада может проводиться внутри класса одного преподавателя, а также как
школьная олимпиада для учащихся нескольких преподавателей.
3.
На методическом заседании преподавателей теоретических дисциплин
утверждается ПОЛОЖЕНИЕ по условиям организации и проведению олимпиады.
4.
Олимпиада «Программная музыка в творчестве русских композиторов» состоит из
8 заданий:
1 задание. Ответ: К.Лидов «Кикимора», П.Чайковский «Новая кукла», Г.Свиридов
«Звонили звоны», М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», С.Прокофьев «Сказки
старой бабушки», Р.Шуман «Веселый крестьянин», А.Вивальди «Времена года»,
М.Равель «Разговор красавицы и чудовища», Э.Григ «В пещере горного короля»
2 задание. Ответ: 1.Вариация 2.Фантазия 3. Полифония 4. Чайковский
5.Балалайка
3 задание. Ответ: Сюита. Виктор Гартман. Город Петербург. Эскизы, макеты,
рисунки. Композитор Модест Петрович Мусоргский. «Прогулка»
4 задание. ВИКТОРИНА. Для прослушивания предлагаются музыкальные
фрагменты ( по желанию преподавателя) - «Камаринская» М.Глинки и «Картинки
с выставки» М.Мусоргского
5 задание. Ответы:
№1 – 2, 5, 7 14, 20
№2 – 3, 6, 9, 11, 16, 17
№3 – 4, 12, 18, 22
№4 - 1, 8, 10, 13, 19, 21
6 задание. Ответы:
№1 - в\
№2 – б\
№3 – да
№4 – в\
7 задание. ВИКТОРИНА. Н.А.Римский-Корсаков «Шехеразада»
8 задание. Ответы:
1.
Н.Римский-Корсаков. Сюита «Шехеразада» IIч. Тема царевича Календера
2.
М.Глинка. Симфоническая фантазия «Камаринская» Тема «Свадебная»
3.
Н.Римский-Корсаков. Сюита «Шехеразада» Вступление. Тема султана
Шахриара
4.
Н.Римский-Корсаков. Сюита «Шехеразада IIIч. Тема Царевича
5.
Н.Римский-Корсаков. Сюита «Шехеразада IIIч. Тема Царевны
Используемая литература
1.
Н.П.Козлова. Русская музыкальная литература. 3 год обучения «Музыка»
Москва 2002г.
2.
М.Шорникова. Музыкальная литература «Русская музыкальная классика» 3 год
обучения. «Феникс" Ростов-на-Дону 2003 г.
3.
Н.В.Панова. Русская музыкальная литература. Рабочая тетрадь для 6-7 классов
Москва «Престо» 1ч. 2005 г.
4.
Г.Ф.Калинина Пособие по музыкальной литературе. Тесты по русской
музыкальной литературе. Вып.3 Москва «Престо» 1998г.
5.
Л.Ю.Акимова Музыкальная литература Вып. 2 Дидактические материалы.
Москва «Росмен» 2002 г.
6.
Н.Б.Мордвинцева «Михаил Иванович Глинка. Жизнь и творчество» «Белый
город» 2010 г.