Автор: Южанина Наталья Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ гимназия
Населённый пункт: город Вятские Поляны Кировской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Исповедальное слово В.П.Астафьева" (по рассказу "Записка" из сборника "Затеси"). - Урок построен по технологии развития критического мышления.
Раздел: среднее образование
«Исповедальное слово В.П.Астафьева» (по рассказу «Записка» из сборника
«Затеси»). - Урок построен по технологии развития критического
мышления.
Вызов – на этом этапе ученики знакомятся с названием произведения (обычно это
небольшой рассказ), с ключевыми словами, по которым они предполагают возможный сюжет
произведения.
Осмысление – на этом этапе читается произведение, ученики составляют вопросы к автору
или учителю. Возможно обсуждение по готовым вопросам.
Рефлексия – на этом этапе формулируются выводы о проблеме, поднятой в тексте, пишется
синквейн, а в тетрадях «по кругу» пишут свои мысли, ассоциации – так происходит личностное
присвоение текста.
Урок «Исповедальное слово В.П.Астафьева» (по рассказу «Записка» из сборника
«Затеси»).
Оформление доски: 1) фотография писателя на берегу Енисея
2) слова «исповедь» и «затесь»
1) исповедь (по Ожегову) - откровенное признание, рассказ о своих сокровенных мыслях;
2)
затесь (в предисловии к сборнику «Затеси») - стёс, сделанный на дереве топором или
другим острым предметом, делали его таёжники, чтобы не потерять дорогу. Затесь - отметина,
зарубка в сердце писателя, сделанная самой жизнью.
Работа ведётся в 3-х группах по 8 человек. Перед каждым учеником распечатанный текст
рассказа В.Астафьева «Записка».
1. Слово учителя.
…каждый человек есть отдельный мир, плохой ли, хороший ли, преступный, больной
ли, но мир, и процесс самопознания есть процесс постижения смысла жизни “через себя”.
В.П. Астафьев.
– Определите ключевые слова высказывания.
– В чем пытается убедить нас Астафьев?
– Какова его задача как писателя?
(Главная задача Астафьева – помочь каждому из нас постичь смысл жизни, познать себя и через
это познание, возможно, измениться и найти свое место в жизни.)
Человеку всегда хочется рассказать в доверительной беседе о том, что видел, слышал, что
поразило воображение, интересные факты из жизни, явлений природы, просто поделиться
интересной мыслью.
Жажда исповеди томит и писателей, заставляет их искать новые пути к читателю. В суетный
наш
век
люди
читают
мало,
и
писатели
стали
обращаться
к
жанру
коротких
рассказов-
миниатюр, например, »Мгновения» Ю.Бондарева, «Зёрна» В.Крупина, «Камешки на ладони»
В.Солоухина, «Крохотки» А.Солженицына. «Таким образом скорее можно «настичь» бегущего,
вечно занятого работой, «затурканного» бытом современного читателя», - пишет В.П.Астафьев
в предисловии к сборнику «Затеси». Писатель хочет донести до нас
сокровенные мысли,
которые не дают ему покоя, мучают его. Ему хочется поделиться с нами и найти отклик на них.
Вот поэтому мы так часто обращаемся к его книге “Затеси”, которая стала настольной, так как
учит не только думать, размышлять, но и владеть словом, творить во имя добра.
Вспомним, что писал В.П.Астафьев: «…Все течет, все изменяется. Так было. Так есть. Так
будет.
Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем?
1
…Есть желание запомнить и рассказать доверительно в узком кругу увиденное,
поразившее воображение… Собеседник нужен всякому здравомыслящему человеку, иначе
его задавит одиночество, и если его нет, собеседника, тогда человек склоняется к беседе с
самим собой, доходит до бездонных глубин бытия, его одолевает вечная дума о смысле
жизни».
Из таких бесед с самим собой у писателя и родилась эта замечательная книга. Затесь –
это стес, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом. Это особая мета,
по которой люди искали в тайге тропы, дороги. Это место, которое врезалось в память писателя,
и при мысли о нем «сердце начинает работать с перебоями, биться судорожно…».
Вы писали кому-нибудь записки? Как часто вы получаете, и пишите записки? Современные
записки? – SMS.
2. Работа в группах начинается с вызова - осмысления названия рассказа.
Вопросы для размышления: 1) что обычно пишут в записке,
2) кому и когда пишут записку?
(Ответы: в
записке пишут коротко, точно самую суть сообщения; это сообщение обычно
адресовано друзьям, родным)
Замечательно, значит, записки бывают разные: бытовые - частные, полуофициальные. Но все
записки пишутся, поэтому отнести тих можно к эпистолярному жанру. Да, но ведь мы ходим
в храм, пишем о здравии и об упокоении.
Церковная записка, подаваемая "О здравии" или "О упокоении", - это сравнительно недавнее
явление. В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия,
имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и
которая подается во время богослужения для поминовения.
Мы живем, пока о нас помнят. Род – наша душа. Есть традиции.
3 ) о чём может быть рассказ с таким названием?. Рассказ с таким названием, наверное,
содержит загадочную записку, с которой начнутся невероятные события).
(приём прогнозирование)
Далее
читается
начало
рассказа: «На
прокорм
легка,
хотя
и
объесть
может.
Но
не
зловредна».
3. Каждая группа, посовещавшись, выдвигает свою версию, кто бы мог написать эту записку,
кому. (Возможные ответы:
1) уезжая в отпуск, человек оставляет другу, соседу свою кошку, собаку, чтоб присмотрели;
2) судя по записке, речь идёт о существе женского рода;
3) слово «прокорм» обычно относится к животному - это значит нужно иметь много еды).
4. После этого читаем весь текст рассказа «Записка».
«На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна».
Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.
В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привёз в
город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и «забыл» её на вокзале.
В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую
записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.
Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я
сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было
слышно.
2
Как видно, рассказ совсем небольшой по объёму, но не оставляет равнодушным никого.
Сразу после прочтения у учеников на лицах недоумение. Как же так: мы ожидали, что будут
интересные события, а тут – грустные… В своих выступлениях
представители групп
говорят об этом.
5. Далее осмысление проблемы, поднятой в рассказе: сын бросил мать на вокзале. У учеников
это
вызывает
растерянность
-
так
нельзя
обращаться
с
матерью!
Какое-то
небрежное,
нечеловеческое отношение, подлое, бездушное, безразличное, как к вещи. Неродное отношение
»родного сынка». Так не бывает!
Каждая группа получает вопросы, обсуждает, совещается, готовится выступать.
1. Ваше отношение к поступку сына: можно ли его понять, оправдать, осудить?
2. Что будет с матерью?
3. Самое страшное слово в рассказе?
4. Авторская позиция. Согласны с ней? Как она выражается в тексте?
Выступления групп:
1) оценка поступка сына: ученики пытаются понять, что же натолкнуло его на такой шаг, можно
ли его оправдать или такие поступки невозможно ни понять, ни оправдать;
2) сочувственное отношение к матери; представим, что будет с матерью дальше, найдутся ли
добрые сердца, которые не пройдут мимо неё, откликнутся на её беду; почему такое могло
случиться в жизни матери?
Звучат разные версии-объяснения. Самое страшное слово в рассказе – «забыл» мать.
Почему тогда привёз ее? Стесняется своей матери, её вида? Или он очень занятый человек, и
ему мать(!) будет мешать?
6. Следующий этап работы - в тетрадях записываются ключевые слова текста. Что говорится о
матери, что - о сыне?
Мать Родной сынок
- неграмотная - привёз в город
- изношенная в работе - вложил записку
- выходная плюшевая - «забыл» на вокзале
жакетка - рекомендательное
- из старой русской письмо
деревни
Выступления групп - делается вывод по этим словам. «Изношенная» - так обычно говорят об
одежде, а здесь - о матери. Плюшевая жакетка сохранилась на выход, - всё та же, на всю жизнь
одна, не износилась, а мать в деревенской работе «износила» себя, истратила всю, вырастила
«родного
сынка».
Удивительно,
но
в
описании
матери
автор
использовал
только
полные
прилагательные, они определяют её человеческие качества, но не употребил ни одного глагола,
что выражало бы её трудолюбие, и только причастие »изношенная» от глагола »износить»
выражает суть её деревенской жизни.
Говоря о сыне, писатель использовал только глаголы - они обозначают действия, по ним
видно, что сын деловой, расчётливый. Сынок не знает и не ценит своей матери, его отношение
к
ней
отличается
от
отношения
автора.
В
записке
о
матери
«сынок»
пишет
краткие
прилагательные «легка» и «не зловредна». От этих слов веет холодом, отчуждением!
7. Рефлексия. На этом этапе ученики говорят о проблеме, поднятой в тексте, об
авторской
позиции.
Группы
анализируют
проблемную
ситуацию:
сын
отказался
от
старой
матери.
Какова авторская позиция? То, что предлагает писатель – «пороть», - это от безысходности.
Взрослого сына таким образом невозможно наказать. Что же делать? Завершая работу, ученики
3
пишут в тетрадях своё мнение (пишут в тетрадях товарищей по группе – «по кругу»). Эти
записи подводят итог обсуждения, затем будут оценены учителем.
Рефлексия заканчивается выступлением групп:
1) первая группа выполняет задание: по словарю Ожегова найти слово «долг», выписать из
этой словарной статьи фразеологизмы и объяснить их. Автор
предлагает пороть публично
таких людей, в которых заглохло чувство милосердия. Сынок, «забыв» мать на вокзале, не
вспомнил и народную мудрость об отношении детей к родителям.
Фразеологизмы:
- сыновний долг
- быть в неоплатном долгу перед матерью
- отдать последний долг
В этих фразеологизмах обобщение опыта жизни многих поколений, они напоминают о
долге взрослых детей перед постаревшими родителями. Отказавшись от своей матери, сын
потерял всё: он остался один. Придёт ли время, когда он осознает это?
2)
вторая
группа
отвечает
на
вопрос: что
будет
с
матерью?
Без
денег,
одна,
робкая,
стеснительная, старая, неуклюжая - стоит и ищет глазами сына, где же он. Кругом люди,
торопятся по своим делам. Хочется верить, что найдутся среди них милосердные, которые не
пройдут мимо, приютят или помогут ей уехать в деревню.
3)
третья
группа
отвечает
на
вопрос: какую
зарубку
в
сердце
оставил
рассказ?
В.П.Астафьев напомнил, что есть такие поступки в жизни, совершать которые мы не имеем
права, несмотря ни на какие оправдания!
Вернёмся к теме урока. О наболевшем, как на исповеди, откровенно сказал писатель в
рассказе-миниатюре и не оставил читателя равнодушным. Читаешь его бытовую зарисовку под
названием “Записка” и диву даешься, как очерствели люди.
Записка, найденная “в кармане выходной плюшевой жакетки матери”, для Астафьева
становится настоящим обвинительным актом жестокости, человеческой неблагодарности.
Заслуга писателя в том, что на основе мрачных зарисовок автор пытается пробудить в наших
душах чувство сострадания и милосердия к самым близким и родным.
На
заключительном
этапе пишется
синквейн
(состоит
из
5
строк:
1-ключевое
слово,
определяет содержание синквейна; 2-два прилагательных, характеризуют данный предмет; 3-три
глагола, показывают действие предмета; 4-короткое предложение, в котором высказывается
отношение к проблеме; 5-обычно одно существительное, выражающее чувство.)
Синквейн Сынок.
Синквейн Мать.
Старая, брошенная.
Ждёт, оглядывается, плачет.
Сердце ноет от жалости.
Горе.
В конце урока прослушали песню Тимура СПБ «Брошенная мать» ,которая прозвучала как
выражение общего настроения: задумаемся, что происходит порой в жизни…
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Вопросы для обсуждения в группах.
1. Ваше отношение к поступку сына: можно ли его понять, оправдать, осудить?
2. Что будет с матерью?
3. Авторская позиция. Согласны с ней? Как она выражается в тексте?
4
4. Самое страшное слово в рассказе?
Жил на свете Годори, и был у него старый отец. Совсем запилила Годори жена –
дескать, сколько будет старик есть наш хлеб, пора от него избавиться.
Разрывается бедный Годори на части, не знает, как ему быть. Смотрел на это отец,
смотрел и в один прекрасный день сказал сыну:
- Не хочу мешать твоему семейному счастью, уйду в горы. Но вот беда: нет сил туда
добраться самому, ты уж отнеси меня.
Взял Годори корзину, усадил в нее старика и забрался на самую вершину горы. Снял с
плеч корзину и хотел уже возвращаться назад, но тут его окликнул отец:
- Сынок, захвати корзину, она еще пригодится твоему сыну.
Стыдно стало Годори за свой поступок, вернулся он вместе с отцом в дом, а злую жену
прогнал.
5