Напоминание

"Исповедальное слово В.П.Астафьева" (по рассказу "Записка" из сборника "Затеси"). - Урок построен по технологии развития критического мышления.


Автор: Южанина Наталья Николаевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МКОУ гимназия
Населённый пункт: город Вятские Поляны Кировской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Исповедальное слово В.П.Астафьева" (по рассказу "Записка" из сборника "Затеси"). - Урок построен по технологии развития критического мышления.
Раздел: среднее образование





Назад




«Исповедальное слово В.П.Астафьева» (по рассказу «Записка» из сборника

«Затеси»). - Урок построен по технологии развития критического

мышления.

Вызов – на этом этапе ученики знакомятся с названием произведения (обычно это

небольшой рассказ), с ключевыми словами, по которым они предполагают возможный сюжет

произведения.

Осмысление – на этом этапе читается произведение, ученики составляют вопросы к автору

или учителю. Возможно обсуждение по готовым вопросам.

Рефлексия – на этом этапе формулируются выводы о проблеме, поднятой в тексте, пишется

синквейн, а в тетрадях «по кругу» пишут свои мысли, ассоциации – так происходит личностное

присвоение текста.

Урок «Исповедальное слово В.П.Астафьева» (по рассказу «Записка» из сборника

«Затеси»).

Оформление доски: 1) фотография писателя на берегу Енисея

2) слова «исповедь» и «затесь»

1) исповедь (по Ожегову) - откровенное признание, рассказ о своих сокровенных мыслях;

2)

затесь (в предисловии к сборнику «Затеси») - стёс, сделанный на дереве топором или

другим острым предметом, делали его таёжники, чтобы не потерять дорогу. Затесь - отметина,

зарубка в сердце писателя, сделанная самой жизнью.

Работа ведётся в 3-х группах по 8 человек. Перед каждым учеником распечатанный текст

рассказа В.Астафьева «Записка».

1. Слово учителя.

…каждый человек есть отдельный мир, плохой ли, хороший ли, преступный, больной

ли, но мир, и процесс самопознания есть процесс постижения смысла жизни “через себя”.

В.П. Астафьев.

– Определите ключевые слова высказывания.

– В чем пытается убедить нас Астафьев?

– Какова его задача как писателя?

(Главная задача Астафьева – помочь каждому из нас постичь смысл жизни, познать себя и через

это познание, возможно, измениться и найти свое место в жизни.)

Человеку всегда хочется рассказать в доверительной беседе о том, что видел, слышал, что

поразило воображение, интересные факты из жизни, явлений природы, просто поделиться

интересной мыслью.

Жажда исповеди томит и писателей, заставляет их искать новые пути к читателю. В суетный

наш

век

люди

читают

мало,

и

писатели

стали

обращаться

к

жанру

коротких

рассказов-

миниатюр, например, »Мгновения» Ю.Бондарева, «Зёрна» В.Крупина, «Камешки на ладони»

В.Солоухина, «Крохотки» А.Солженицына. «Таким образом скорее можно «настичь» бегущего,

вечно занятого работой, «затурканного» бытом современного читателя», - пишет В.П.Астафьев

в предисловии к сборнику «Затеси». Писатель хочет донести до нас

сокровенные мысли,

которые не дают ему покоя, мучают его. Ему хочется поделиться с нами и найти отклик на них.

Вот поэтому мы так часто обращаемся к его книге “Затеси”, которая стала настольной, так как

учит не только думать, размышлять, но и владеть словом, творить во имя добра.

Вспомним, что писал В.П.Астафьев: «…Все течет, все изменяется. Так было. Так есть. Так

будет.

Так что же я ищу? Отчего мучаюсь? Почему? Зачем?

1

…Есть желание запомнить и рассказать доверительно в узком кругу увиденное,

поразившее воображение… Собеседник нужен всякому здравомыслящему человеку, иначе

его задавит одиночество, и если его нет, собеседника, тогда человек склоняется к беседе с

самим собой, доходит до бездонных глубин бытия, его одолевает вечная дума о смысле

жизни».

Из таких бесед с самим собой у писателя и родилась эта замечательная книга. Затесь –

это стес, сделанный на дереве топором или другим каким острым предметом. Это особая мета,

по которой люди искали в тайге тропы, дороги. Это место, которое врезалось в память писателя,

и при мысли о нем «сердце начинает работать с перебоями, биться судорожно…».

Вы писали кому-нибудь записки? Как часто вы получаете, и пишите записки? Современные

записки? – SMS.

2. Работа в группах начинается с вызова - осмысления названия рассказа.

Вопросы для размышления: 1) что обычно пишут в записке,

2) кому и когда пишут записку?

(Ответы: в

записке пишут коротко, точно самую суть сообщения; это сообщение обычно

адресовано друзьям, родным)

Замечательно, значит, записки бывают разные: бытовые - частные, полуофициальные. Но все

записки пишутся, поэтому отнести тих можно к эпистолярному жанру. Да, но ведь мы ходим

в храм, пишем о здравии и об упокоении.

Церковная записка, подаваемая "О здравии" или "О упокоении", - это сравнительно недавнее

явление. В тех семьях, где с уважением относятся к традициям православного благочестия,

имеется помянник, особая книжечка, в которую записывают имена живых и умерших и

которая подается во время богослужения для поминовения.

Мы живем, пока о нас помнят. Род – наша душа. Есть традиции.

3 ) о чём может быть рассказ с таким названием?. Рассказ с таким названием, наверное,

содержит загадочную записку, с которой начнутся невероятные события).

(приём прогнозирование)

Далее

читается

начало

рассказа: «На

прокорм

легка,

хотя

и

объесть

может.

Но

не

зловредна».

3. Каждая группа, посовещавшись, выдвигает свою версию, кто бы мог написать эту записку,

кому. (Возможные ответы:

1) уезжая в отпуск, человек оставляет другу, соседу свою кошку, собаку, чтоб присмотрели;

2) судя по записке, речь идёт о существе женского рода;

3) слово «прокорм» обычно относится к животному - это значит нужно иметь много еды).

4. После этого читаем весь текст рассказа «Записка».

«На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна».

Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.

В наши дни, в век, так сказать, энтээра, из старой русской деревни родной сынок привёз в

город собственную мать, неграмотную, изношенную в работе, и «забыл» её на вокзале.

В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую

записку как рекомендательное письмо в няньки, сторожихи, домработницы.

Всё же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я

сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови, до визга, чтоб далеко и всем было

слышно.

2

Как видно, рассказ совсем небольшой по объёму, но не оставляет равнодушным никого.

Сразу после прочтения у учеников на лицах недоумение. Как же так: мы ожидали, что будут

интересные события, а тут – грустные… В своих выступлениях

представители групп

говорят об этом.

5. Далее осмысление проблемы, поднятой в рассказе: сын бросил мать на вокзале. У учеников

это

вызывает

растерянность

-

так

нельзя

обращаться

с

матерью!

Какое-то

небрежное,

нечеловеческое отношение, подлое, бездушное, безразличное, как к вещи. Неродное отношение

»родного сынка». Так не бывает!

Каждая группа получает вопросы, обсуждает, совещается, готовится выступать.

1. Ваше отношение к поступку сына: можно ли его понять, оправдать, осудить?

2. Что будет с матерью?

3. Самое страшное слово в рассказе?

4. Авторская позиция. Согласны с ней? Как она выражается в тексте?

Выступления групп:

1) оценка поступка сына: ученики пытаются понять, что же натолкнуло его на такой шаг, можно

ли его оправдать или такие поступки невозможно ни понять, ни оправдать;

2) сочувственное отношение к матери; представим, что будет с матерью дальше, найдутся ли

добрые сердца, которые не пройдут мимо неё, откликнутся на её беду; почему такое могло

случиться в жизни матери?

Звучат разные версии-объяснения. Самое страшное слово в рассказе – «забыл» мать.

Почему тогда привёз ее? Стесняется своей матери, её вида? Или он очень занятый человек, и

ему мать(!) будет мешать?

6. Следующий этап работы - в тетрадях записываются ключевые слова текста. Что говорится о

матери, что - о сыне?

Мать Родной сынок

- неграмотная - привёз в город

- изношенная в работе - вложил записку

- выходная плюшевая - «забыл» на вокзале

жакетка - рекомендательное

- из старой русской письмо

деревни

Выступления групп - делается вывод по этим словам. «Изношенная» - так обычно говорят об

одежде, а здесь - о матери. Плюшевая жакетка сохранилась на выход, - всё та же, на всю жизнь

одна, не износилась, а мать в деревенской работе «износила» себя, истратила всю, вырастила

«родного

сынка».

Удивительно,

но

в

описании

матери

автор

использовал

только

полные

прилагательные, они определяют её человеческие качества, но не употребил ни одного глагола,

что выражало бы её трудолюбие, и только причастие »изношенная» от глагола »износить»

выражает суть её деревенской жизни.

Говоря о сыне, писатель использовал только глаголы - они обозначают действия, по ним

видно, что сын деловой, расчётливый. Сынок не знает и не ценит своей матери, его отношение

к

ней

отличается

от

отношения

автора.

В

записке

о

матери

«сынок»

пишет

краткие

прилагательные «легка» и «не зловредна». От этих слов веет холодом, отчуждением!

7. Рефлексия. На этом этапе ученики говорят о проблеме, поднятой в тексте, об

авторской

позиции.

Группы

анализируют

проблемную

ситуацию:

сын

отказался

от

старой

матери.

Какова авторская позиция? То, что предлагает писатель – «пороть», - это от безысходности.

Взрослого сына таким образом невозможно наказать. Что же делать? Завершая работу, ученики

3

пишут в тетрадях своё мнение (пишут в тетрадях товарищей по группе – «по кругу»). Эти

записи подводят итог обсуждения, затем будут оценены учителем.

Рефлексия заканчивается выступлением групп:

1) первая группа выполняет задание: по словарю Ожегова найти слово «долг», выписать из

этой словарной статьи фразеологизмы и объяснить их. Автор

предлагает пороть публично

таких людей, в которых заглохло чувство милосердия. Сынок, «забыв» мать на вокзале, не

вспомнил и народную мудрость об отношении детей к родителям.

Фразеологизмы:

- сыновний долг

- быть в неоплатном долгу перед матерью

- отдать последний долг

В этих фразеологизмах обобщение опыта жизни многих поколений, они напоминают о

долге взрослых детей перед постаревшими родителями. Отказавшись от своей матери, сын

потерял всё: он остался один. Придёт ли время, когда он осознает это?

2)

вторая

группа

отвечает

на

вопрос: что

будет

с

матерью?

Без

денег,

одна,

робкая,

стеснительная, старая, неуклюжая - стоит и ищет глазами сына, где же он. Кругом люди,

торопятся по своим делам. Хочется верить, что найдутся среди них милосердные, которые не

пройдут мимо, приютят или помогут ей уехать в деревню.

3)

третья

группа

отвечает

на

вопрос: какую

зарубку

в

сердце

оставил

рассказ?

В.П.Астафьев напомнил, что есть такие поступки в жизни, совершать которые мы не имеем

права, несмотря ни на какие оправдания!

Вернёмся к теме урока. О наболевшем, как на исповеди, откровенно сказал писатель в

рассказе-миниатюре и не оставил читателя равнодушным. Читаешь его бытовую зарисовку под

названием “Записка” и диву даешься, как очерствели люди.

Записка, найденная “в кармане выходной плюшевой жакетки матери”, для Астафьева

становится настоящим обвинительным актом жестокости, человеческой неблагодарности.

Заслуга писателя в том, что на основе мрачных зарисовок автор пытается пробудить в наших

душах чувство сострадания и милосердия к самым близким и родным.

На

заключительном

этапе пишется

синквейн

(состоит

из

5

строк:

1-ключевое

слово,

определяет содержание синквейна; 2-два прилагательных, характеризуют данный предмет; 3-три

глагола, показывают действие предмета; 4-короткое предложение, в котором высказывается

отношение к проблеме; 5-обычно одно существительное, выражающее чувство.)

Синквейн Сынок.

Синквейн Мать.

Старая, брошенная.

Ждёт, оглядывается, плачет.

Сердце ноет от жалости.

Горе.

В конце урока прослушали песню Тимура СПБ «Брошенная мать» ,которая прозвучала как

выражение общего настроения: задумаемся, что происходит порой в жизни…

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Вопросы для обсуждения в группах.

1. Ваше отношение к поступку сына: можно ли его понять, оправдать, осудить?

2. Что будет с матерью?

3. Авторская позиция. Согласны с ней? Как она выражается в тексте?

4

4. Самое страшное слово в рассказе?

Жил на свете Годори, и был у него старый отец. Совсем запилила Годори жена –

дескать, сколько будет старик есть наш хлеб, пора от него избавиться.

Разрывается бедный Годори на части, не знает, как ему быть. Смотрел на это отец,

смотрел и в один прекрасный день сказал сыну:

- Не хочу мешать твоему семейному счастью, уйду в горы. Но вот беда: нет сил туда

добраться самому, ты уж отнеси меня.

Взял Годори корзину, усадил в нее старика и забрался на самую вершину горы. Снял с

плеч корзину и хотел уже возвращаться назад, но тут его окликнул отец:

- Сынок, захвати корзину, она еще пригодится твоему сыну.

Стыдно стало Годори за свой поступок, вернулся он вместе с отцом в дом, а злую жену

прогнал.

5



В раздел образования