Напоминание

"Работа над слогом в 1 классе"


Автор: Вострикова Ирина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Лицей
Населённый пункт: г.Балашов, Саратовская область
Наименование материала: мастер класс
Тема: "Работа над слогом в 1 классе"
Раздел: начальное образование





Назад




Вострикова И.Н.

учитель начальных классов

МОУ Лицей г.Балашова

Мастер класс на тему: «Работа над слогом в 1 классе

по УМК «Нач.шк.21 века»

1.

Вводное слово

В образовательной системе «Начальная школа 21 века» в курсе

Обучение грамоте и Русский язык, наряду со звуком, большое

внимание уделяется работе над слогом. Понятие «слог» вводится,

буквально, с первых дней учебы в букварный период и в течение всего

года ведется работа над слогом. В дальнейшем эта важная тема

перетекает в не менее важную: « Перенос слова с одной строки на

другую».

2.

Введение понятия «Слог»

Хочу вам продемонстрировать как вводится понятие «Слог».

а) На доске 2 ряда букв: а л я н о м и

л м н с

- Прочтите первый ряд букв. Почему буквы разного цвета?

(к этому времени дети уже знают гласные и согласные)

- Назовите буквы второго ряда, что вы о них можете сказать?

Задание: составьте из букв первого ряда слова.

Составьте из букв второго ряда слова.

(эту работу детям можно дать в парах или в группах)

б) Проверяем: из букв 1 ряда дети составили слова: Нина, Мила, Оля,

лимон, лом…

из букв 2 ряда дети не смогли составить ни одного слова. Почему?

(возникает проблемная ситуация). В ходе разрешения этой проблемной

ситуации ребята приходят к выводу: из букв 2 ряда составить слова

нельзя, т.к. нет гласных, значит, гласные играют важную роль в

образовании слов.

в) Возвращаемся к составленным словам из букв 1 ряда. Можно

использовать игровую ситуацию. Первые три слова-имена

собственные- это девочки, которые отстали от коллектива во время

экскурсии.

- Давайте позовем их! ( демонстрируем: Ни на, Ми ла, О ля.)

-Что происходит со словами, когда мы их позвали? (Слова разорвались

на части)

Здесь вводится понятие « Слог»

Часть слова- это звук или несколько звуков, произнесенных одним

выдыхательным толчком- это СЛОГ.

-Какие буквы вы заметили в каждом слоге? ( гласные)

Из этого вытекает следующее правило: сколько в слове гласных,

столько и слогов.

г) Далее следует работа над делением слов на слоги, определение

количества слогов в словах, вводятся слоговые схемы. Со слоговыми

схемами предлагаются разнообразные задания:

- составить слоговые схемы к данным слова;

- соотнести слова и схемы;

- ударные и безударные слоги… и т.д.

Такой работе в русском языке уделяется большое внимание. Из этой

темы вытекает еще одна не менее важная тема- это: « Перенос слов с

одной строки на другую». Хорошо отработав тему «деление слов на

слоги», с переносом слов у детей проблем не возникает.

3.

Итог

Своим выступлением я хотела подчеркнуть, как хорошо в данной

программе построен курс Обучения грамоте и курс Русского языка.

Каждая тема взаимосвязана, плавно перетекает из одной в другую, не

нарушая последовательности, осуществляется принцип: от простого к

сложному.



В раздел образования