Автор: Вострикова Ирина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ Лицей
Населённый пункт: г.Балашов, Саратовская область
Наименование материала: мастер класс
Тема: "Работа над слогом в 1 классе"
Раздел: начальное образование
Вострикова И.Н.
учитель начальных классов
МОУ Лицей г.Балашова
Мастер класс на тему: «Работа над слогом в 1 классе
по УМК «Нач.шк.21 века»
1.
Вводное слово
В образовательной системе «Начальная школа 21 века» в курсе
Обучение грамоте и Русский язык, наряду со звуком, большое
внимание уделяется работе над слогом. Понятие «слог» вводится,
буквально, с первых дней учебы в букварный период и в течение всего
года ведется работа над слогом. В дальнейшем эта важная тема
перетекает в не менее важную: « Перенос слова с одной строки на
другую».
2.
Введение понятия «Слог»
Хочу вам продемонстрировать как вводится понятие «Слог».
а) На доске 2 ряда букв: а л я н о м и
л м н с
- Прочтите первый ряд букв. Почему буквы разного цвета?
(к этому времени дети уже знают гласные и согласные)
- Назовите буквы второго ряда, что вы о них можете сказать?
Задание: составьте из букв первого ряда слова.
Составьте из букв второго ряда слова.
(эту работу детям можно дать в парах или в группах)
б) Проверяем: из букв 1 ряда дети составили слова: Нина, Мила, Оля,
лимон, лом…
из букв 2 ряда дети не смогли составить ни одного слова. Почему?
(возникает проблемная ситуация). В ходе разрешения этой проблемной
ситуации ребята приходят к выводу: из букв 2 ряда составить слова
нельзя, т.к. нет гласных, значит, гласные играют важную роль в
образовании слов.
в) Возвращаемся к составленным словам из букв 1 ряда. Можно
использовать игровую ситуацию. Первые три слова-имена
собственные- это девочки, которые отстали от коллектива во время
экскурсии.
- Давайте позовем их! ( демонстрируем: Ни на, Ми ла, О ля.)
-Что происходит со словами, когда мы их позвали? (Слова разорвались
на части)
Здесь вводится понятие « Слог»
Часть слова- это звук или несколько звуков, произнесенных одним
выдыхательным толчком- это СЛОГ.
-Какие буквы вы заметили в каждом слоге? ( гласные)
Из этого вытекает следующее правило: сколько в слове гласных,
столько и слогов.
г) Далее следует работа над делением слов на слоги, определение
количества слогов в словах, вводятся слоговые схемы. Со слоговыми
схемами предлагаются разнообразные задания:
- составить слоговые схемы к данным слова;
- соотнести слова и схемы;
- ударные и безударные слоги… и т.д.
Такой работе в русском языке уделяется большое внимание. Из этой
темы вытекает еще одна не менее важная тема- это: « Перенос слов с
одной строки на другую». Хорошо отработав тему «деление слов на
слоги», с переносом слов у детей проблем не возникает.
3.
Итог
Своим выступлением я хотела подчеркнуть, как хорошо в данной
программе построен курс Обучения грамоте и курс Русского языка.
Каждая тема взаимосвязана, плавно перетекает из одной в другую, не
нарушая последовательности, осуществляется принцип: от простого к
сложному.