Автор: Наумова Наталья Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: ЦРР- Медведевский д/с №6 "Колокольчик" Населённый пункт: РМЭ Медведевский район пгт.Медведево Наименование материала: статья Тема: Проектная деятельность в развитии ребенка. Раздел: дошкольное образование
Проектная деятельность в развитии ребенка.
Как научить ребенка в современном мире инновационных технологий,
компьютеризации и огромного количества телепередач и литературы найти
нужную информацию. В связи с этим возникает необходимость выбирать
более эффективные методы воспитания и обучения, дающие детям ключ к
познанию действительности, а не исчерпывающую сумму знаний. В
дошкольном возрасте основным структурным компонентом познавательного
развития становится проблемность, которая обеспечивает постоянную
открытость ребенка новому, выражается в поиске несоответствий и
противоречий.
Опыт моей педагогической деятельности подтверждает, когда дети увлечены
происходящими событиями, когда у них есть определенный запас знаний,
впечатлений о данном явлении, они могут сами ставить новые задачи,
придумывать игровые действия и способы их выполнения. Поэтому обучение
и воспитание я начинаю не с передачи « готовых» знаний и навыков, а с
постановки проблемных задач, в процессе решения которых развивается
познавательная активность, формируются творческие способности.
Считаю, что если использовать проектную деятельность как средство
познавательного развития, то это будет способствовать формированию
специфических умений, навыков учебного и коммуникативного характера;
разовьет творческую активность детей в процессе игровой и познавательной
деятельности; активизирует желание и умение создавать новые образы и
проекты; придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха;
откроет большие возможности педагогу для активации мыслительной
деятельности и развития личности дошкольников.
Метод проектной деятельности, основывается на личностно-
ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает интерес,
любознательность, формирует навыки сотрудничества и практические
умения.
При использовании метода проектов придерживаюсь требований:
Наличие значимой проблемы в исследовательском творческом плане.
Практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность детей.
Структурирование проекта (поэтапные результаты).
Использование исследовательских методов:
- определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотез их решения;
-обсуждение методов исследования;
-обсуждение способов формирования конечных результатов (презентация,
защита, творческие отчеты, просмотры);
- сбор, систематизация, анализ полученных данных;
- подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
- выводы, выдвижение новых проблем.
В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые
социальные навыки – они становятся внимательнее друг к другу, начинают
руководствоваться не только собственными мотивами, сколько
установленными нормами.
Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей
– она становится более разнообразной, сложно структурированной, а сами
дошкольники становятся интересны друг другу .Ребенку дается возможность
проявить инициативу, самостоятельность и творчество.
Работу проектной деятельности начинаю со второй младшей группы. Для
детей младшего возраста проекты длятся от 1дня до недели. В старших
группах проекты долгосрочные.
В заключение хочу отметить, что метод проектов актуален и очень
эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать,
синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и
коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к
изменившейся ситуации дошкольного обучения.
Литература.
1. Веракса Н.Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.
Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Мозаика-Синтез,
2008.- 112 с.
2. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для
воспитателей. - М. Айрис-пресс, 2008. - 208 с. - (Дошкольное воспитание и
развитие) .
3. Штанько И. В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного
возраста. // Управление ДОУ. 2004. - № 4. С. 99-101