Напоминание

Урок "ОРКСЭ" (модуль "Основы светской этики") в 4 классе. "Милосердие"


Автор: Аверьянова Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №77"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок "ОРКСЭ" (модуль "Основы светской этики") в 4 классе. "Милосердие"
Раздел: начальное образование





Назад




Урок «ОРКСЭ» (модуль «Основы светской этики») в 4 классе

Тема: «МИЛОСЕРДИЕ»

Цель урока: осмысление понятие «милосердие» как основополагающего нрав-

ственного постулата.

Задачи урока:

- познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»;

- познакомить с особенностями обучения милосердию через православие, как со-

страдания и помощи людям;

- показать необходимость милосердия в общественной жизни:

- развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими

человеческими ценностями;

- развивать навыки сотрудничества со сверстниками;

- воспитывать у учащихся чувство милосердия, эмоционально-нравственной от-

зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- совершенствовать умения в области работы с источниками информации.

Образовательные:

познавательные УУД:

-осуществлять поиск необходимой учебной информации;

-умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известно-

го с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, ис-

пользуя учебник, информацию, полученную на уроке;

-формировать умение рассуждать на тему морали с привлечением личного опыта.

Воспитательные:

коммуникативные УУД:

-строить речевые высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

-договариваться и приходить к общему решению при работе в парах (группе);

- слушать и понимать речь других;

-использовать речевые средства для представления результата деятельности.

личностные УУД:

-сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное от-

ношение к уроку;

-проявлять интерес к изучению темы;

-формировать положительное отношение к нравственным поступкам;

-формировать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уваже-

ния к другому Человеку, адекватной самооценки;

-формировать умение высказывать свою точку зрения.

Развивающие:

регулятивные УУД:

-определять и формулировать цель урока с помощью учителя;

-принимать и сохранять учебную задачу, удерживать цель до получения её ре-

зультата;

-планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами;

-осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;

-выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;

-адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.

Оборудование: словари В.И. Даля, Сергея Ожегова, словарь учебника, буквы для

составления слова, слово «милосердие» и овалы для составления схемы, воздуш-

ный шарик в виде сердечка.

Ход урока:

1.

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята!

-Ребята, посмотрите в окошко, как ярко светит солнышко. Пусть оно своим

лучиком коснется вас и передаст вам весеннее настроение, чтобы у вас на сердце

стало тепло и весело. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и поделитесь

своим хорошим настроением. Пусть это настроение у вас останется на весь день.

-Мы сегодня с вами опять будем открывать новые знания. А для того, чтобы

нам их легко было открывать, нам нужно:

- хорошее настроение

- знания и умения

- верные друзья

- ответы полные давайте

- и на уроке не зевайте.

2. Актуализация знаний (формулирование темы урока)

-Ребята, на партах вы видите буквы, из которых я предлагаю составить

слово. Работать будем в парах.

(На партах буквы: МОСРИДЕЛИЕ)

Дети составляют слово «Милосердие»

-Давайте сделаем вывод, какая тема нашего сегодняшнего урока.

Дети: Тема нашего урока: Милосердие.

-Исходя из темы урока поставим задачу.

Дети: Задача: познакомиться с понятием данного слова и необходимостью каче-

ства «милосердие» для человека.

-Ребята, предлагаю вам прослушать одну притчу:

Если ты такой милосердный, то забирай даром

Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Прода-

ются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные мину-

ты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене

котят. – От 30 до 50 рублей, – ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в кар-

ман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. – У меня только 2 рубля сей-

час, – грустно сказал он. – Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с

надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого

короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Толь-

ко один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал зад-

нюю лапку. – Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик. Продавец отве-

тил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. – Это на всю жизнь, так сказал

ветеринар, – добавил мужчина. Тогда мальчик почему-то очень заволновался. –

Вот его-то я и хотел бы приобрести. – Да ты что, мальчик, смеешься? Это же не-

полноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный,

то забирай даром, я тебе его и так отдам, – сказал продавец. Тут, к удивлению про-

давца, лицо мальчика вытянулось. – Нет, я не хочу брать его даром, – напряжен-

ным голосом произнес ребенок. – Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и

другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил

он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. – Сынок, ты просто

не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать,

как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей ле-

вой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искрив-

лена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца.

– Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы

понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес

мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза...

Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. – Сынок, я буду молиться, что-

бы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.

- О чём эта притча?

-Как назвал продавец мальчика?

- Каким качеством обладал мальчик?

Жизнь нуждается в милосердии.

Милосердием мы бедны,

Кто-то злобствует, кто-то сердится,

Кто-то снова в тисках беды.

3.

Сообщение нового материала.

1.Исследовательская работа через создание проблемной ситуации.

- Объясните, как вы понимаете слово «милосердие»?

(- выслушиваются по возможности все ответы детей)

-Где мы можем найти значение данного слова?

- Давайте обратимся за помощью к словарям.

(работа со словарями идёт в парах на партах,

после чего учащиеся зачитывают значение слова «милосердие»)

-Обратимся к словарю В.И. Даля:

«Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро

всякому, милостливость, мягкосердость».

-А в словаре Сергея Ожегова можно прочитать следующее определение слову:

«Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь из со-

страдания, человеколюбие».

-Обратимся к словарю в учебнике стр.146:

«Милосердие – прояваление сочувствия и любви к ближнему, готовность делать

добро всякому человеку независимо от того, кто он и какой он».

- Энциклопедия «Кругосвет»:

«Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отно-

шение к другому человеку».

-Толковый словарь русского языка Ушакова:

«Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нужда-

ется».

- Какое из определений вам ближе? Почему?

-А вы бываете милосердны? Часто? Объясните свою позицию милосердного или

немилосердного поведения.

(учащиеся спокойно и уважительно выслушивать разные мнения одноклассников,

не выказывая несогласия, поддерживая позицию искренности)

- Какие общие однокоренные слова есть во всех определениях понятия «милосер-

дие»? Обратите внимание на приставку СО. Кто знает, что она обозначает? (учи-

тель объясняет, если дети не дают ответ). Со – значит «вместе». Сострадать, зна-

чит страдать вместе с этим человеком. Милосердие обязательно по отношению к

кому-то.

- Давайте выделим корни в слове «милосердие» (-мил-, -серд-)

(работа выполняется учащимися на доске)

- Как вы считаете, кого можно назвать милосердием?

(выслушиваются ответы детей)

2.Работа по учебнику – стр. 116-117

- Прочитайте рассказ «Нищий» И. С. Тургенева по ролям

-Кто главные герои этого рассказа?

- Как вы считаете, в чём заключалось милосердие героя прочитанного вами

рассказа?

(выслушиваются ответы детей)

- Подумайте, почему автор считает, что нищий тоже проявил милосердие к нему?

(выслушиваются ответы детей)

-Одно из дел милосердия - это подаяние или милостыня. Милостыня - это добро-

вольная раздача (пожертвование) своих денег, продуктов питания, одежды, различ-

ных бытовых предметов и других ценностей, а также иная помощь другим людям,

как правило, нуждающимся (нищим или бедным). Как правило, акт подаяния со-

вершается по моральным причинам

3.Составление схемы «Милосердие- это…»

(работа в группах и составление схемы на доске)

-Ребята, сейчас мы будем работать в группах и попробуем коллективно, сообща

составить схему «Милосердие – это…» Вы должны проанализировать, обсудить и

выбрать 6 тех качеств человека, которые в свою очередь лежат в основе милосер-

дия»

(составление схемы в группах, а затем на доске)

-Скажите, а где мы учимся милосердию?

(выслушиваются ответы детей)

-Это в первую очередь происходит дома, затем в д/садах, школах, в кругу друзей.

4.Физкультминутка

Прилетели ангелочки-

Становились на носочки!

Вверх руками потянулись

И друг другу улыбнулись.

Крылышки расправили-

В стороны направили,

Наклонились до земли,

Словно тяжести несли.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Поскакали в высоту,

Чтобы там поймать звезду.

Глубоко вздохнули,

Плечи развернули,

Повели руками

Чуть над головами.

Вниматель-

ность

Забота

Взаимопомощь

Милосердие

А теперь им всем пора

Делать добрые дела.

5. Исследовательская работа через создание проблемной ситуации.

- Любая профессия требует от человека особых знаний и умений, которые приоб-

ретаются в учебных заведениях. Но любви к людям, милосердию, отзывчивости

нигде не учат, нет таких дисциплин в учебных планах ни одного учебного заведе-

ния.

- Каждый поступок, ребята, для кого-то предназначен, он совершается, творится

во благо. А значит, как можно назвать поступки, которые совершают мило-

сердные люди?

- А как вы понимаете слово «благотворительность»?

(выслушиваются ответы детей)

-Давайте обратимся за помощью к словарям.

(работа со словарями идёт в парах на партах,

после чего учащиеся зачитывают значение слова «милосердие»)

- Давайте обратимся к словарю учебника стр.114.

«Благотворительность – нравственное качество человека, стремление делать до-

бро, быть честным, верным, справедливым, самоотверженным. В старину ещё од-

ним значением этого слоава было указание на «знатное» происхождение челове-

ка».

-

Гуманитарный словарь:

«Благотворительность — помощь, оказываемая имущими неимущим. Забота о

лицах, лишенных вследствие каких-либо причин средств к существованию и не-

способных добывать их своими силами».

- Словарь Ушакова:

«Благотворительность - Оказание материальной помощи бедным (устар.)»

- Материал из Википедии — свободной энциклопедии:

«Благотворительность — оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных

условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительно-

сти является свободный и непринуждённый выбор вида, времени и места, а также

содержания помощи.»

- Выделим корни в этом слове. (-благ-, -твор-)

(работа выполняется учащимися у доски)

- Что же подразумевается под БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬЮ?

6. Работа по учебнику – стр. 118-119

-Прочитайте самостоятельно текс учебника на стр.118-119.

-В чём проявляется благотворительность в этике ислама?

-Какой обычай с давних пор существует в иудаизме? Что такое копилка для «цда-

ки»? Прочитайте мысль одного мудреца о важности «цдаки». Как вы её понимае-

те?

-На чём основана благотворительность в христианской этике?

-В чём заключена благотворительность у буддистов?

- Участвовали ли вы в какой-нибудь благотворительной деятельности?

(выслушиваются ответы детей)

-В России женщин, ухаживающих за больными и ранеными, называли сестрами

милосердия. Орден сестер милосердия основала великая княгиня Елизавета Федо-

ровна Романова, родная сестра русской императрицы Александры Федоровны.

Когда началась Первая мировая война, Елизавета Федоровна помогала фронту,

русским воинам. Трудилась день и ночь: создавала детские приюты, больницы, си-

дела с умирающими и молилась. Елизавета Федоровна возглавила Марфо-Мари-

инскую обитель милосердия.

В годы Первой мировой войны (1914-1918) помощь раненым оказывали и пред-

ставительницы царского дома Романовых, жена и дочери Николая II. Александра

Федоровна вместе с дочерьми ухаживала за ранеными в Царскосельском лазарете.

Девушки перевязывали больных, присутствовали на операциях, подбадривали ра-

неных солдат и офицеров.

Царская семья участвовала в благотворительных ярмарках и базарах для сбора

средств на помощь нуждающимся.

Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои

дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь.

7.Знакомство с существующими благотворительными акциями и их назначе-

нием.

- О какой благотворительной акции можно каждый день сейчас слышать с экранов

телевизора?

(выслушиваются ответы детей)

-К счастью сегодня, традиции благотворительности возрождаются. Вновь откры-

лась Мрфо-Мариинская обитель, основанная Елизаветой Федоровной, существу-

ют благотворительные фонды – фонд «Подари жизнь» актрисы Чулпан Хамато-

вой; организация заботится о детях, страдающих раком. А также фонд «Обнажен-

ные сердца» Натальи Водяновой. Одним из основных направлений работы являет-

ся создание сети центров поддержки семьи для детей с нарушениями развития и

их родителей. Цель таких центров - оказание комплексной психолого-педагогиче-

ской, социальной, правовой, терапевтической и другой квалифицированной помо-

щи. Благотворительные акции проводятся и на телевидение. Отправляя слово «До-

бро» смс сообщением вы можете помочь тяжелобольным детям. В 2013 году пер-

вый канал провел также и благотворительный марафон «Всем миром» по сбору

денежных средств для жителей Дальнего Востока пострадавшим от наводнения.

Существуют и благотворительные фонды помощи бездомным животным. Леонид

Михайлович Рошаль – российский педиатр и хирург, Президент международного

Благотворительного Фонда помощи детям при катастрофах и войнах. Целью этого

фонда является оказание специализированной хирургической помощи детям в

чрезвычайных ситуациях (катастрофах, войны, террористические акты и т.д.)

Несомненно, что люди, которые работают в этих фондах, милосердны.

-Рассмотрите эмблемы благотворительных организаций на стр. 120. Как вы може-

те расшифровать что на них изображено?

(выслушиваются версии учащихся)

4.

Закрепление изученного.

1.Игра «Лучики добра»

- А сейчас ребята мы с вами поиграем. Игра называется - «Лучики добра» (переда-

вая сердечко, друг другу, называем добрые дела, которые совершали).

2. Восстановление определения «милосердие».

- Ребята, посмотрите на доску, как много как много мы видим слов.

- Давайте уберем те значения, которые не соответствуют милосердию.

Слова исчезают по щелчку на них. Убираем слова «месть, злорадство, обида, рав-

нодушие, жадность».

-Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо

и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости.

Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добра другим,

тем больше получаем его.

3.Объяснение смысла пословиц.

Объясни, о чём сказано в поговорке:

Живи добрее, будешь всем милее.

Худо тому, кто добра не творит не кому.

4.Составление синквейнов

1. Заголовок.

2. Составьте 2 прилагательных.

3. Три глагола.

4. Фраза, несущая определенный смысл.

5. Вывод (1–2 слова), обычно существительное. Синоним слова.

-Составьте синквейн со словами: сострадание и милосердие (2 группы).

Возможные синквейны учащихся:

1.Сострадание.

2.Любящий, отзывчивый.

3.Сочувствовать, переживать, помогать.

4.Мы должны проявлять сострадание.

5. Необходимо.

1.Милосердие.

2. Добрый переживающий.

3. Проявлять, поддерживать, любить.

4. Помогать нуждающимся в помощи.

5. Забота.

5.Рефлексия учащихся.

- Над чем заставил задуматься этот урок каждого из нас?

-Как вы думаете для чего нам дана эта тема для изучения?

-Все ли наши поступки и действия носят сострадательный и милосердный харак-

тер к другим людям?

-На доске висит чаша. Оцените себя и свою работу на уроке и наполните ее цвет-

ными кружками:

Красный – отлично, все понравилось

Желтый – хорошо, но не все было понятно и интересно

Зеленый – плохо, мне ничего не понравилось!

-У нас состоялся очень серьезный разговор, наверняка он затронул ваши души,

возможно, вы измените свое отношение к своим поступкам. Мне хотелось бы,

чтобы вы поняли, что надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Но по-

мощь должна быть незаметной, бескорыстной. Если делаешь доброе дело дей-

ствительно для людей, ты не должен кричать о том, какой ты благородный, не дол-

жен афишировать свою помощь. Настоящее благородство негромкое, оно остается

в тени.

Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нуж-

ную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами,

радуйте других, будьте искренны и естественны. Когда отдаешь, частичку доброго

сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно.

Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными. И хочу

подарить вам «Памятки жизненных правил»

ПАМЯТКА ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ.

1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей

2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их.

3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.

4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.

5. Не стесняйтесь проявлять своё сочувствие, сопереживание окружающим.

6. Старайтесь придти на помощь в нужный момент.

7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких

-Ребята, вы сегодня замечательно работали, я вами очень довольна. Вы у меня мо-

лодцы!

6.Домашнее задание.

-Вместе с родителями поразмышляйте на тему «Они нуждаются в милосердии»

-По желанию составьте мини-рассказ «Милосердие в моей жизни».



В раздел образования