Автор: Аверьянова Светлана Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №77"
Населённый пункт: город Кемерово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок "ОРКСЭ" (модуль "Основы светской этики") в 4 классе. "Милосердие"
Раздел: начальное образование
Урок «ОРКСЭ» (модуль «Основы светской этики») в 4 классе
Тема: «МИЛОСЕРДИЕ»
Цель урока: осмысление понятие «милосердие» как основополагающего нрав-
ственного постулата.
Задачи урока:
- познакомить с этимологией и смыслом слова «милосердие»;
- познакомить с особенностями обучения милосердию через православие, как со-
страдания и помощи людям;
- показать необходимость милосердия в общественной жизни:
- развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими
человеческими ценностями;
- развивать навыки сотрудничества со сверстниками;
- воспитывать у учащихся чувство милосердия, эмоционально-нравственной от-
зывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- совершенствовать умения в области работы с источниками информации.
Образовательные:
познавательные УУД:
-осуществлять поиск необходимой учебной информации;
-умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известно-
го с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, ис-
пользуя учебник, информацию, полученную на уроке;
-формировать умение рассуждать на тему морали с привлечением личного опыта.
Воспитательные:
коммуникативные УУД:
-строить речевые высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;
-договариваться и приходить к общему решению при работе в парах (группе);
- слушать и понимать речь других;
-использовать речевые средства для представления результата деятельности.
личностные УУД:
-сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное от-
ношение к уроку;
-проявлять интерес к изучению темы;
-формировать положительное отношение к нравственным поступкам;
-формировать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уваже-
ния к другому Человеку, адекватной самооценки;
-формировать умение высказывать свою точку зрения.
Развивающие:
регулятивные УУД:
-определять и формулировать цель урока с помощью учителя;
-принимать и сохранять учебную задачу, удерживать цель до получения её ре-
зультата;
-планировать свои действия в соответствии с поставленными задачами;
-осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую помощь;
-выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;
-адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей.
Оборудование: словари В.И. Даля, Сергея Ожегова, словарь учебника, буквы для
составления слова, слово «милосердие» и овалы для составления схемы, воздуш-
ный шарик в виде сердечка.
Ход урока:
1.
Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята!
-Ребята, посмотрите в окошко, как ярко светит солнышко. Пусть оно своим
лучиком коснется вас и передаст вам весеннее настроение, чтобы у вас на сердце
стало тепло и весело. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и поделитесь
своим хорошим настроением. Пусть это настроение у вас останется на весь день.
-Мы сегодня с вами опять будем открывать новые знания. А для того, чтобы
нам их легко было открывать, нам нужно:
- хорошее настроение
- знания и умения
- верные друзья
- ответы полные давайте
- и на уроке не зевайте.
2. Актуализация знаний (формулирование темы урока)
-Ребята, на партах вы видите буквы, из которых я предлагаю составить
слово. Работать будем в парах.
(На партах буквы: МОСРИДЕЛИЕ)
Дети составляют слово «Милосердие»
-Давайте сделаем вывод, какая тема нашего сегодняшнего урока.
Дети: Тема нашего урока: Милосердие.
-Исходя из темы урока поставим задачу.
Дети: Задача: познакомиться с понятием данного слова и необходимостью каче-
ства «милосердие» для человека.
-Ребята, предлагаю вам прослушать одну притчу:
Если ты такой милосердный, то забирай даром
Продавец одного небольшого магазинчика прикрепил у входа объявление «Прода-
ются котята». Эта надпись привлекла внимание детишек, и через считанные мину-
ты в магазин вошел мальчик. Поприветствовав продавца, он робко спросил о цене
котят. – От 30 до 50 рублей, – ответил продавец. Вздохнув, ребенок полез в кар-
ман, достал кошелек и стал пересчитывать мелочь. – У меня только 2 рубля сей-
час, – грустно сказал он. – Пожалуйста, можно мне хотя бы взглянуть на них, – с
надеждой попросил он продавца. Продавец улыбнулся и вынул котят из большого
короба. Оказавшись на воле, котята довольно замяукали и бросились бежать. Толь-
ко один из них, почему-то явно от всех отставал. И как-то странно подтягивал зад-
нюю лапку. – Скажите, а что с этим котенком? – спросил мальчик. Продавец отве-
тил, что у этого котенка врожденный дефект лапки. – Это на всю жизнь, так сказал
ветеринар, – добавил мужчина. Тогда мальчик почему-то очень заволновался. –
Вот его-то я и хотел бы приобрести. – Да ты что, мальчик, смеешься? Это же не-
полноценное животное. Зачем оно тебе? Впрочем, если ты такой милосердный,
то забирай даром, я тебе его и так отдам, – сказал продавец. Тут, к удивлению про-
давца, лицо мальчика вытянулось. – Нет, я не хочу брать его даром, – напряжен-
ным голосом произнес ребенок. – Этот котенок стоит ровно столько же, сколько и
другие. И я готов заплатить полную цену. Я принесу вам деньги, – твердо добавил
он. Изумленно глядя на ребенка, сердце продавца дрогнуло. – Сынок, ты просто
не понимаешь всего. Этот бедняжка никогда не сможет бегать, играть и прыгать,
как другие котята. При этих словах мальчик стал заворачивать штанину своей ле-
вой ноги. И тут пораженный продавец увидел, что нога мальчика ужасно искрив-
лена и поддерживается металлическими обручами. Ребенок взглянул на продавца.
– Я тоже никогда не смогу бегать и прыгать. И этому котенку нужен кто-то, кто бы
понимал, как ему тяжело, и кто бы его поддержал, - дрожащим голосом произнес
мальчик. Мужчина за прилавком стал кусать губы. Слезы переполнили его глаза...
Немного помолчав, он заставил себя улыбнуться. – Сынок, я буду молиться, что-
бы у всех котят были бы такие прекрасные сердечные хозяева, как ты.
- О чём эта притча?
-Как назвал продавец мальчика?
- Каким качеством обладал мальчик?
Жизнь нуждается в милосердии.
Милосердием мы бедны,
Кто-то злобствует, кто-то сердится,
Кто-то снова в тисках беды.
3.
Сообщение нового материала.
1.Исследовательская работа через создание проблемной ситуации.
- Объясните, как вы понимаете слово «милосердие»?
(- выслушиваются по возможности все ответы детей)
-Где мы можем найти значение данного слова?
- Давайте обратимся за помощью к словарям.
(работа со словарями идёт в парах на партах,
после чего учащиеся зачитывают значение слова «милосердие»)
-Обратимся к словарю В.И. Даля:
«Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро
всякому, милостливость, мягкосердость».
-А в словаре Сергея Ожегова можно прочитать следующее определение слову:
«Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь из со-
страдания, человеколюбие».
-Обратимся к словарю в учебнике стр.146:
«Милосердие – прояваление сочувствия и любви к ближнему, готовность делать
добро всякому человеку независимо от того, кто он и какой он».
- Энциклопедия «Кругосвет»:
«Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отно-
шение к другому человеку».
-Толковый словарь русского языка Ушакова:
«Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нужда-
ется».
- Какое из определений вам ближе? Почему?
-А вы бываете милосердны? Часто? Объясните свою позицию милосердного или
немилосердного поведения.
(учащиеся спокойно и уважительно выслушивать разные мнения одноклассников,
не выказывая несогласия, поддерживая позицию искренности)
- Какие общие однокоренные слова есть во всех определениях понятия «милосер-
дие»? Обратите внимание на приставку СО. Кто знает, что она обозначает? (учи-
тель объясняет, если дети не дают ответ). Со – значит «вместе». Сострадать, зна-
чит страдать вместе с этим человеком. Милосердие обязательно по отношению к
кому-то.
- Давайте выделим корни в слове «милосердие» (-мил-, -серд-)
(работа выполняется учащимися на доске)
- Как вы считаете, кого можно назвать милосердием?
(выслушиваются ответы детей)
2.Работа по учебнику – стр. 116-117
- Прочитайте рассказ «Нищий» И. С. Тургенева по ролям
-Кто главные герои этого рассказа?
- Как вы считаете, в чём заключалось милосердие героя прочитанного вами
рассказа?
(выслушиваются ответы детей)
- Подумайте, почему автор считает, что нищий тоже проявил милосердие к нему?
(выслушиваются ответы детей)
-Одно из дел милосердия - это подаяние или милостыня. Милостыня - это добро-
вольная раздача (пожертвование) своих денег, продуктов питания, одежды, различ-
ных бытовых предметов и других ценностей, а также иная помощь другим людям,
как правило, нуждающимся (нищим или бедным). Как правило, акт подаяния со-
вершается по моральным причинам
3.Составление схемы «Милосердие- это…»
(работа в группах и составление схемы на доске)
-Ребята, сейчас мы будем работать в группах и попробуем коллективно, сообща
составить схему «Милосердие – это…» Вы должны проанализировать, обсудить и
выбрать 6 тех качеств человека, которые в свою очередь лежат в основе милосер-
дия»
(составление схемы в группах, а затем на доске)
-Скажите, а где мы учимся милосердию?
(выслушиваются ответы детей)
-Это в первую очередь происходит дома, затем в д/садах, школах, в кругу друзей.
4.Физкультминутка
Прилетели ангелочки-
Становились на носочки!
Вверх руками потянулись
И друг другу улыбнулись.
Крылышки расправили-
В стороны направили,
Наклонились до земли,
Словно тяжести несли.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Поскакали в высоту,
Чтобы там поймать звезду.
Глубоко вздохнули,
Плечи развернули,
Повели руками
Чуть над головами.
Вниматель-
ность
Забота
Взаимопомощь
Милосердие
А теперь им всем пора
Делать добрые дела.
5. Исследовательская работа через создание проблемной ситуации.
- Любая профессия требует от человека особых знаний и умений, которые приоб-
ретаются в учебных заведениях. Но любви к людям, милосердию, отзывчивости
нигде не учат, нет таких дисциплин в учебных планах ни одного учебного заведе-
ния.
- Каждый поступок, ребята, для кого-то предназначен, он совершается, творится
во благо. А значит, как можно назвать поступки, которые совершают мило-
сердные люди?
- А как вы понимаете слово «благотворительность»?
(выслушиваются ответы детей)
-Давайте обратимся за помощью к словарям.
(работа со словарями идёт в парах на партах,
после чего учащиеся зачитывают значение слова «милосердие»)
- Давайте обратимся к словарю учебника стр.114.
«Благотворительность – нравственное качество человека, стремление делать до-
бро, быть честным, верным, справедливым, самоотверженным. В старину ещё од-
ним значением этого слоава было указание на «знатное» происхождение челове-
ка».
-
Гуманитарный словарь:
«Благотворительность — помощь, оказываемая имущими неимущим. Забота о
лицах, лишенных вследствие каких-либо причин средств к существованию и не-
способных добывать их своими силами».
- Словарь Ушакова:
«Благотворительность - Оказание материальной помощи бедным (устар.)»
- Материал из Википедии — свободной энциклопедии:
«Благотворительность — оказание бескорыстной (безвозмездной или на льготных
условиях) помощи тем, кто в этом нуждается. Основной чертой благотворительно-
сти является свободный и непринуждённый выбор вида, времени и места, а также
содержания помощи.»
- Выделим корни в этом слове. (-благ-, -твор-)
(работа выполняется учащимися у доски)
- Что же подразумевается под БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬЮ?
6. Работа по учебнику – стр. 118-119
-Прочитайте самостоятельно текс учебника на стр.118-119.
-В чём проявляется благотворительность в этике ислама?
-Какой обычай с давних пор существует в иудаизме? Что такое копилка для «цда-
ки»? Прочитайте мысль одного мудреца о важности «цдаки». Как вы её понимае-
те?
-На чём основана благотворительность в христианской этике?
-В чём заключена благотворительность у буддистов?
- Участвовали ли вы в какой-нибудь благотворительной деятельности?
(выслушиваются ответы детей)
-В России женщин, ухаживающих за больными и ранеными, называли сестрами
милосердия. Орден сестер милосердия основала великая княгиня Елизавета Федо-
ровна Романова, родная сестра русской императрицы Александры Федоровны.
Когда началась Первая мировая война, Елизавета Федоровна помогала фронту,
русским воинам. Трудилась день и ночь: создавала детские приюты, больницы, си-
дела с умирающими и молилась. Елизавета Федоровна возглавила Марфо-Мари-
инскую обитель милосердия.
В годы Первой мировой войны (1914-1918) помощь раненым оказывали и пред-
ставительницы царского дома Романовых, жена и дочери Николая II. Александра
Федоровна вместе с дочерьми ухаживала за ранеными в Царскосельском лазарете.
Девушки перевязывали больных, присутствовали на операциях, подбадривали ра-
неных солдат и офицеров.
Царская семья участвовала в благотворительных ярмарках и базарах для сбора
средств на помощь нуждающимся.
Милосердие означает, что при встрече с чужой бедой и горем надо отложить свои
дела, забыть обо всем, кроме того, что сейчас ты должен помочь.
7.Знакомство с существующими благотворительными акциями и их назначе-
нием.
- О какой благотворительной акции можно каждый день сейчас слышать с экранов
телевизора?
(выслушиваются ответы детей)
-К счастью сегодня, традиции благотворительности возрождаются. Вновь откры-
лась Мрфо-Мариинская обитель, основанная Елизаветой Федоровной, существу-
ют благотворительные фонды – фонд «Подари жизнь» актрисы Чулпан Хамато-
вой; организация заботится о детях, страдающих раком. А также фонд «Обнажен-
ные сердца» Натальи Водяновой. Одним из основных направлений работы являет-
ся создание сети центров поддержки семьи для детей с нарушениями развития и
их родителей. Цель таких центров - оказание комплексной психолого-педагогиче-
ской, социальной, правовой, терапевтической и другой квалифицированной помо-
щи. Благотворительные акции проводятся и на телевидение. Отправляя слово «До-
бро» смс сообщением вы можете помочь тяжелобольным детям. В 2013 году пер-
вый канал провел также и благотворительный марафон «Всем миром» по сбору
денежных средств для жителей Дальнего Востока пострадавшим от наводнения.
Существуют и благотворительные фонды помощи бездомным животным. Леонид
Михайлович Рошаль – российский педиатр и хирург, Президент международного
Благотворительного Фонда помощи детям при катастрофах и войнах. Целью этого
фонда является оказание специализированной хирургической помощи детям в
чрезвычайных ситуациях (катастрофах, войны, террористические акты и т.д.)
Несомненно, что люди, которые работают в этих фондах, милосердны.
-Рассмотрите эмблемы благотворительных организаций на стр. 120. Как вы може-
те расшифровать что на них изображено?
(выслушиваются версии учащихся)
4.
Закрепление изученного.
1.Игра «Лучики добра»
- А сейчас ребята мы с вами поиграем. Игра называется - «Лучики добра» (переда-
вая сердечко, друг другу, называем добрые дела, которые совершали).
2. Восстановление определения «милосердие».
- Ребята, посмотрите на доску, как много как много мы видим слов.
- Давайте уберем те значения, которые не соответствуют милосердию.
Слова исчезают по щелчку на них. Убираем слова «месть, злорадство, обида, рав-
нодушие, жадность».
-Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо
и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости.
Помните удивительное свойство души: чем больше мы отдаем добра другим,
тем больше получаем его.
3.Объяснение смысла пословиц.
Объясни, о чём сказано в поговорке:
Живи добрее, будешь всем милее.
Худо тому, кто добра не творит не кому.
4.Составление синквейнов
1. Заголовок.
2. Составьте 2 прилагательных.
3. Три глагола.
4. Фраза, несущая определенный смысл.
5. Вывод (1–2 слова), обычно существительное. Синоним слова.
-Составьте синквейн со словами: сострадание и милосердие (2 группы).
Возможные синквейны учащихся:
1.Сострадание.
2.Любящий, отзывчивый.
3.Сочувствовать, переживать, помогать.
4.Мы должны проявлять сострадание.
5. Необходимо.
1.Милосердие.
2. Добрый переживающий.
3. Проявлять, поддерживать, любить.
4. Помогать нуждающимся в помощи.
5. Забота.
5.Рефлексия учащихся.
- Над чем заставил задуматься этот урок каждого из нас?
-Как вы думаете для чего нам дана эта тема для изучения?
-Все ли наши поступки и действия носят сострадательный и милосердный харак-
тер к другим людям?
-На доске висит чаша. Оцените себя и свою работу на уроке и наполните ее цвет-
ными кружками:
Красный – отлично, все понравилось
Желтый – хорошо, но не все было понятно и интересно
Зеленый – плохо, мне ничего не понравилось!
-У нас состоялся очень серьезный разговор, наверняка он затронул ваши души,
возможно, вы измените свое отношение к своим поступкам. Мне хотелось бы,
чтобы вы поняли, что надо оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Но по-
мощь должна быть незаметной, бескорыстной. Если делаешь доброе дело дей-
ствительно для людей, ты не должен кричать о том, какой ты благородный, не дол-
жен афишировать свою помощь. Настоящее благородство негромкое, оно остается
в тени.
Я хочу вам пожелать: будьте внимательнее к людям, старайтесь их понять, в нуж-
ную минуту окажите посильную помощь, но не гордитесь этим, радуйтесь сами,
радуйте других, будьте искренны и естественны. Когда отдаешь, частичку доброго
сердца, проявляешь милосердие к людям, то становишься богаче духовно.
Я желаю вам всем жить среди милосердных людей и быть милосердными. И хочу
подарить вам «Памятки жизненных правил»
ПАМЯТКА ЖИЗНЕННЫХ ПРАВИЛ.
1. Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей
2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их.
3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.
4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
5. Не стесняйтесь проявлять своё сочувствие, сопереживание окружающим.
6. Старайтесь придти на помощь в нужный момент.
7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких
-Ребята, вы сегодня замечательно работали, я вами очень довольна. Вы у меня мо-
лодцы!
6.Домашнее задание.
-Вместе с родителями поразмышляйте на тему «Они нуждаются в милосердии»
-По желанию составьте мини-рассказ «Милосердие в моей жизни».