Автор: Маскалёва Светлана Дмитриевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Кочёвская СОШ"
Населённый пункт: с.Кочёво
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Эти года будут помнить всегда
Раздел: начальное образование
МБОУ «Кочёвская средняя общеобразовательная школа»
Классный час
«Эти года будут помнить всегда »
Выполнила:
Маскалёва Светлана Дмитриевна
учитель начальных классов
2017
Классный час
Тема: «Эти года будут помнить всегда»
Метапредметная тема: «Простое и сложное».
Цели: формировать знания детей о Великой Победе;
Воспитывать любовь к родной земле и гордость за дела своих предков;
Развивать
познавательный
интерес
детей,
стимулировать
их
к
изучению
истории своей родины, истории своей семьи.
Задачи:
1. Вызвать интерес к изучаемой теме.
2.
Провести
сравнительную
характеристику
понятий
–
фронт,
трудовой
фронт.
3. Дать знания о вкладе тружеников тыла в дело защиты Родины.
4.
Организовать
самостоятельную
работу
детей
в
парах
и
группах
по
изучению истории в годы Великой Отечественной войны.
1. Организационный момент.
2. Сообщение метапредметной темы.
- Одна из тем нашего урока – «Простое и сложное».(слайд 1)
Как вы сами можете объяснить эти понятия? (просто – значит легко, сложно
– трудно). На уроке мы узнаем и другое значение этих понятий.
3. Первичное закрепление.
- А теперь приготовьте ладошки и ножки. Если моё утверждение верное,
хлопайте в ладоши, если нет, топайте ногами.
Вы – ученики 3-его класса,
Вы – ученики 4а класса,
Вы – серьёзные взрослые люди,
Победить в олимпийских играх просто
Считать до 100 для вас сложно,
Решать задачи вам легко, просто,
Вы – жители Америки,
Вы – граждане России,
Вы любите Пермский край и нашу страну – великую Россию.
4. Актуализация знаний.
- А знаете, дети, если бы 72 года назад не произошло одно великое событие,
то мы с вами могли бы и не встретиться. Может быть, не было бы этой
школы, не было нашего замечательного села, не было счастья, не было
радости, не было бы нас… Что это за событие?
-Что произошло 9 мая 1945 года? (слайд 2- 9 мая 2015 гг. –72 года Победе
Советского народа в Великой Отечественной войне).
Память об ужасах этой войны, о её героях, о нашей Победе живёт в людских
сердцах и должна жить вечно. Я уверена, что вы многое знаете об этой войне.
Давайте проверим?!
- Когда началась В.О.в.? (встаньте те, кто тоже это знал).
- Кто напал на нашу страну? (фашистская Германия)
- Сколько продолжалась война? (4 года)
- Кто победил в этой войне? (Советский Союз, Россия)
- Когда это произошло? (9 мая 1945 года)
- Легко ли далась победа нашему народу? Просто ли было победить?
- Как вы думаете, жители нашей родной
земли сделали что-нибудь для
Победы?
Определите тему нашего урока!
Ещё одна тема нашего урока: «Эти года будут помнить всегда ». (слайд 3)
-Как вы думаете, о каких годах пойдёт речь?
5. Работа над новой темой.
1. 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на нашу страну (слайд 4
– Гитлер, немецкие солдаты). Представляете, ребята, какой приказ был дан
фашистским солдатам?!
«…Убивай всякого русского. Не останавливайся, если перед тобой старик или
женщина, девочка или мальчик, - убивай, этим ты спасёшь от гибели себя,
обеспечишь будущее своей семьи и прославишься на века.» (слайд 5)
Весь народ поднялся на борьбу с завоевателями.
С нашего Кочёвского
района все мужчины и молодые мальчишки , которые только окончили школу
по 17-20 лет с оружием в руках ушли защищать свою родину. Били врага на
земле, на море и в воздухе (слайд 6 – картины боя). Ожесточённые бои шли
на всех фронтах. А что такое «фронт»? (слайд 7 – «фронт-это территория, на
которой ведутся боевые действия»). На войне сражались не только мужчины,
но и женщины. Они были медсестрами, санитарками, связистками, врачами,
разведчицами. Многих солдат спасли от смерти добрые женские руки.
Солдаты делали своё дело… Они воевали.
- А кто же им помогал?
- Что нужно солдату на войне?
-Кто всё это делал для воинов?
Всё это делали мирные жители там,
куда не докатилась война, или на
освобождённой
от
врагов
территории
–
жители
тыла
(слайд 8–
«Тыл
–
территория позади фронта»).
Тысячи людей самоотверженно трудились на заводах и колхозных полях,
обеспечивая
защитников
вооружением
и
продуктами.
К
станкам
и
машинам
встали
женщины,
старики
и
подростки.
Учёные
создавали
образцы вооружения и боевой техники, которая превосходила технику
врага.(слайд 9)
(на доску вывешиваются карточки со словами – фронт, тыл).
2. -Как вы думаете, ребята, где было легче – проще, а где сложнее? Отметьте
картинками - гиря, пёрышко. Перышко нужно поместить туда, где было легче
по-вашему, проще. Какое слово заменит гиря? (дети отмечают, объясняют).
6.Групповая работа.
1.-
А
давайте
сравним.
Только
как?
По
каким
критериям
мы
будем
сравнивать?
Открываю критерии для сравнения. (на доске запись: участники, герои,
потери, оружие)
Обсуждение в группах (детям сравнительные таблицы)
7. Проверка
. Итак, участники (слова на карточках на доске).
- Кто воевал на фронте? (солдаты, офицеры )
- Кто работал в тылу? (женщины, дети, старики, учёные, конструкторы…)
- Герои… На фронте много героев. На экране вы видите наших земляков –
героев Алексей Сергеевич Вавилин, Калинин. Знакомы вам эти фамилии?
(улицы, названные в их честь). Кто – нибудь из вас живёт на этих улицах?
(слайд 10)
- В тылу так же множество людей, награждённых «За доблестный труд в годы
В.О.войны».
- Много потерь было у нашего народа. От чего были потери на фронте?
(враг)
- А отчего были потери в тылу? (бомбёжки, голод, болезни, вражеский
десант)
- Чем воевали на фронте? (автоматы, пулемёты, танки, самолёты, пушки…)
Причём, наши конструкторы и учёные думали над созданием более мощного,
более сложного оружия. (Начинали воевать однозарядными ружьями, потом
появились автоматы, «Катюши»- артиллерийские установки).
Но были и такие моменты, когда патроны кончались, снарядов не было. Шли
солдаты на врага с голыми руками. Попался камень под руки – простой, и он
становился оружием…
- А чем работали в тылу? (топоры, лопаты, швейные иглы, спицы…) Труд.
Тяжёлый труд. Труд – главное оружие жителей тыла.
8. Итог первого этапа.
- Где же легче?
Вывод: тяжело, сложно было всем.
«Здесь не было войны, что б жгли дома и хаты.
Здесь не было войны, что б падали солдаты.
Но здесь была война – великая и правая.
Но здесь была война – не легче той, кровавой…
Но здесь была война, где женщины косили.
Но здесь была война, где громко голосили.
Но здесь была война, где пацаны пахали.
Но здесь была война, где тоже умирали…»
Почему же тыл называли вторым фронтом?
9. Физ. пауза.
А
сейчас
давайте
представим
себя
детьми
той
тяжёлой
военной
поры.
Послушаем и покажем движениями то, о чём говорится…
Простыми солдатами
В пешем строю
Папа и брат мой
Ушли на войну (ходьба на месте).
Долго мы с мамой
Смотрели им вслед.
Скоро ль вернутся они
Или нет? (ладонь к глазам, встать на носочки, повороты туловища)
Гадать понапрасну мы больше не стали.
Вновь в поле вернулись,
Где хлеб убирали. (наклоны вперёд)
Может быть, хлеб
Из вот этих колосьев
Папе и брату
Достанутся после! (поднимать плечи, разводить руками)
Потрудиться чтоб успешно,
Нужно сильным быть, конечно.
Буду руки укреплять
1-2-3-4-5.
Про наклоны не забуду
В поле всех быстрей я буду.
Чтоб телят собрать всех в стадо,
Очень быстро бегать надо.
На заводе, в поле – всюду
Помогать я фронту буду.
10. Вклад жителей тыла в общее дело Победы.
- Много заводов, фабрик, хозяйств было на территории
нашей страны и
нашего Пермского края до войны. Все они выпускали мирную продукцию –
удобную
обувь,
красивую
одежду,
мебель,
продукты…
Но
в
их
жизнь
ворвалась беда. «Всё для фронта, всё для Победы!». Эти слова стали девизом.
Страна превратилась в единый грозный военный лагерь. (слайд 11)
Как вы думайте, что стали производить заводы и фабрики в военное время?
11. Не только
орудием и продуктами обеспечивал тыл фронт. Собирали
посылки. Писали душевные письма, солдаты и офицеры читали эти письма в
минуты затишья между боями. Такие весточки из дома поднимали боевой дух
воинов.(слайд 12)
1. Как могучие реки начинаются с маленьких ручейков, так Большая Победа
складывалась
по
крупинке,
каждая
из
которых
–
огромный
труд
ваших
родных, живших в то время. Мы живы благодаря им.… Помните об этом,
дети. Будьте благодарны тем, кто сражался на фронте и в тылу. Тем, кто
просто жил в это трудное время…
В годы войны погибло свыше 25миллионов человек. Это значит, каждый
восьмой житель нашей страны пал смертью храбрых.
В память о погибших в Великой Отечественной войне языками пламени
Вечного огня поднимается откуда-то из-под земли. Живы ещё воспоминания
о трагических событиях истории, имевших такое огромное значение для
нашей страны (слайд 13)
В честь всех погибших в годы Второй мировой войны объявляется минута
молчания.
-Будьте благодарны тем, кто сражался на фронте и в тылу. Тем, кто просто
жил в это трудное время… Если можно ещё, дарите им свою любовь и заботу,
согревайте их своим теплом.
Этого праздника люди ждали 1418 дней. Столько дней продолжалась Великая
Отечественная
война.
Советские
воины
прошагали
тысячи
километров,
освободили нашу страну и страны Европы от фашистов. (Слайд 14)
Левитан произнёс по радио о капитуляции ,послушайте.
И вот, наконец, 9 мая 1945 года наступила долгожданная Победа! (слайд15)
Итог урока
-Что вы чувствуете сейчас?
Что бы вы хотели сказать людям, благодаря которым мы живём и радуемся?
У вас на партах цветы. Напишите на них. (Звучит музыка «День Победы»)
(Дети пишут, и каждый приклеивает на приготовленный ватман с вазой свой
цветок: получается букет с пожеланиями и словами благодарности ветеранам.
Эту композицию дети дарят ветеранам на митинге)
-Что вы можете сказать о войне, словами нашей темы: простое и сложное?