Автор: Ващенко Ирина Ильинична
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №87"
Населённый пункт: город Северск, Томской области
Наименование материала: статья
Тема: "Творческая самореализация учащихся как условие развития познавательного интереса к предмету".
Раздел: среднее образование
Творческая самореализация учащихся как условие развития познавательного интереса к
предмету.
В последние годы все большую остроту приобретают проблемы создания эффективных
средств
повышения
уровня
интеллектуального
развития
учащихся
и
формирования
их
творческих способностей.
Психологами
убедительно
доказано,
что
для
решения
этих
проблем
необходимо
включить
учащихся
в
такую
учебную
деятельность,
которая
требует
акцентуации
этих
способностей. Таким образом, для развития потенций учащихся необходимо включить их в
творческую
учебно-
познавательную
деятельность.
Но
эффективность
какой-либо
деятельности
определяется
ее
результатами
–
это
напрямую
следует
из
определения
эффективности
и
эффекта.
Эффект
(лат. effectus
–
исполнение,
действие)
–
результат,
следствие
каких-либо
причин,
действий.
Эффективный
(лат.
effectivus)
–
достигающий
определенного
эффекта,
нужного
результата.
А
результатом
учебно-
воспитательной
деятельности является человек.
Встает вопрос: «Каким должен быть выпускник школы?»
Выделим качества и характеристики идеального выпускника:
�
быть
творческим,
по-новому
смотрящим
на
привычные
вещи
и
ценящим
инновационность;
�
уметь самоопределяться, беря на себя ответственность за свое образование;
�
уметь решать проблемы, выбирая и используя различные способы и стратегии их
решения;
�
быть уверенным в своих возможностях и иметь высокую самооценку;
�
быть толерантным, приязненно относиться к многообразию жизни.
Основой для формирования всех перечисленных черт желаемого образа выпускника
является познавательный интерес учащихся.
Познавательный интерес – это одно из личностных свойств школьника, черта его
характера,
проявляющаяся
в
виде
пытливости,
любознательности,
активности,
интерес
проявляется
в
виде
избирательного
отношения
ученика
к
тому
или
иному
учебному
предмету.
Познавательный интерес представляет собою совокупность важнейших для развития
личности
психических
процессов.
В
интеллектуальной
деятельности,
протекающей
под
влиянием познавательного интереса, проявляется:
-- активный поиск;
-- логика;
-- исследовательский подход;
Ващенко Северск
Ирина Ильинична Томской области
1
-- готовность к решению задач.
Эмоциональные проявления, вплетенные в познавательный интерес:
-- эмоции удивления;
-- чувство ожидания нового;
-- чувство интеллектуальной радости;
-- чувство успеха.
Итак, в процессе обучения и воспитания школьника познавательный интерес выступает
в многозначной роли:
-- как средство живого, увлекающего ученика обучения;
-- как сильный мотив отдельных учебных действий школьника и учения в целом,
побуждающий к интенсивному и длительному протеканию познавательной деятельности;
-- как устойчивая черта личности школьника, в конечном итоге способствующая ее
направленности.
Важным
стимулом
познавательного
интереса,
связанным
с
содержанием
обучения,
является выполнение учениками творческих заданий по изучаемому материалу.
Изучение
математики,
несомненно,
способствует
развитию
творческого
мышления.
Творчество делает суровую необходимость труда – радостью, оно возвышает человека в
собственных глазах, и оно помогает человеку идти вперед.
Готовность
выдвигать
оригинальные
идеи
и
использовать
нестандартные
способы
деятельности
предполагает
высокий
уровень
сформированности
всех
компонентов
ментального опыта. Содействие проявлению детских предпочтений, убеждений, догадок
является одним из действенных приемов интеллектуального воспитания учащихся в плане
развития их творческих возможностей.
Обязательный минимум усилий, которые может и должен приложить учитель для
интеллектуального воспитания учащихся в плане развития у них творческих качеств - это
сделать
процесс
обучения
для
каждого
ребенка
психологически
комфортным,
а
также
постараться
снять
старые
и
по
возможности
не
формировать
у
них
познавательные
стереотипы.
После прохождения какого-нибудь правила я стараюсь дать задание своим ученикам, в
котором
они
должны
проявить
творчество.
Работая
по
учебникам
МПИ,
это
сделать
нетрудно, задания в учебниках помогают. Например, после изучения деления обыкновенных
дробей, ученики получили задание.
Контрольная работа в трех вариантах, но задания внезапно исчезли.
Остались только сведения о том, что:
I вариант проверял умение делить любые рациональные числа;
Ващенко Северск
Ирина Ильинична Томской области
2
II вариант содержал необычные задания на деление рациональных чисел;
III вариант включал трудные примеры и задачи на деление.
Восстановите хотя бы один из вариантов и решите его.
Это
домашнее
задание
было
задано
на
несколько
дней.
Ребята
выбирали
разные
варианты.
Для I
варианта были придуманы такие задания:
Тарасун Н. – задача: Девочка купила в магазине
7
8
кг конфет, что составило 28 рублей.
Сколько стоит 1кг конфет?
Пример:
22
1:
35
��
-
��
��
.
Бочков Д. – Сравните частные от деления:
13
2:2
24
и
13
3:3
24
.
Для II варианта:
Поляк С. – Найдите значение: 1)
311
:
172
-- М; 2)
213
:
7010
-- И; 3)
10838
:1
2090
-- А;
4)
3
9:
19
-
-- З
Расположите результаты в порядке возрастания и прочтите слово.
Для III варианта:
Поляк С. – Выполните действия:
193
78:((19):7,7):
45
--
.
Гурбанова Д. --
51
2:1
102
151
:3
302
Санникова С. – задача:
Забыла Баба-Яга, как Ивана величают. Помоги ей, реши
примеры, результаты расположи в порядке возрастания:
33
:
78
И
-
31
:16
42
Е
-
3
:4,18
8
В
-
33
:6
48
А
-
37
:
816
Р
-
7
28:
8
Ч
-
3:12
Ц
-
.
Каждый учитель думает над тем, какие задания, какие формы организации учебной
деятельности
в
наибольшей
степени
способствуют
умственному
развитию
каждого
конкретного ученика. Составление задач, придумывание задач развивают мышление ученика.
Ващенко Северск
Ирина Ильинична Томской области
3
После изучения книги «Рациональные числа» я предложила своим ученикам придумать
задачу. Было условие, что задача о животных или сказочных персонажей и использовать
рациональные числа. Задача оформлялась на рисунке.
Тарасун
Н.
–
Борода
Карабаса-Барабаса
обернулась
вокруг
дерева
на
3
оборота.
Карабасу,
чтобы
распутать
пол
оборота
понадобилось
3
4
часа.
Сколько
времени
понадобиться чтобы, распутать всю бороду?
Брик О. – У деда Мазая было всего 100 зайцев. Из них 60 маленьких, а остальные –
большие.
1
4
маленьких и
1
2
больших зайцев дед Мазай отправил в зоопарк. Сколько всего
зайцев осталось у деда Мазая?
Действительно, у педагога-математика имеется множество возможностей сделать свой
предмет интересным, увлекательным, доставляющим радость. Учитель должен научиться
использовать
специфику
математики
для
возбуждения
интереса,
для
утверждения
веры
учащихся в их силах и способностях.
Интерес
играет
существенную
роль
в
развитии
знаний,
навыков
и
интеллекта.
Отношение между интересом и развитием познавательных функций было хорошо описано
А.К.Марковой:
«Интерес
является
необходимым
фактором
не
только
для
нормального
течения
процесса
восприятия,
но
и
для
поддержания
состояния
бодрствования.
Действительно, бессонница может возникнуть не только при беспокоящем отрицательном
аффекте, но и при устойчивом интенсивном возбуждении. Без интереса развитие мышления
и
концептуального
аппарата
было
бы
серьезно
нарушено.
Взаимоотношения
между
интересом и функциями мышления и памяти так обширны, что отсутствие аффективной
поддержки со стороны интереса угрожает развитию интеллекта не в меньшей мере, чем
разрушение ткани мозга. Чтобы думать, нужно переживать, быть возбужденным, постоянно
получать подкрепление. Нет ни одного навыка, которым можно было бы овладеть без
устойчивого интереса».
Большие возможности для развития интереса учащихся к математике, мотивации их
учебной деятельности, развитию любопытства, созданию комфортного режима умственного
труда имеют учебные тексты.
Учебный
текст
может
служить
средством
самообразования
ученика,
сценарием
организации учебной деятельности для учителя. Занимаясь по первой книге проекта МПИ
Ващенко Северск
Ирина Ильинична Томской области
4
«Десятичные дроби », мои ученики сдружились с Муми-Троллем и его компанией. Они
придумывают для них задачи, игры, кроссворды и стараются творчески относится к делу.
Движущей
силой
творческого
процесса
в
математике
является
интуиция
–
особая
способность мышления к неосознанным как бы свернутым умозаключениям. Мы не можем
алгоритмизировать ее, прежде всего потому, что она полностью скрыта в подсознании, и мы
осознаем только ее результаты. Роль интуиции в математическом творчестве очевидна. Без
ее участия невозможно ни одно хоть сколько-нибудь крупное математическое открытие.
Вообще решение любой задачи, выходящей за рамки тавтологии, непременно содержит в
себе интуитивный элемент.
При изучении операций на множестве целых чисел в учебнике «Положительные и
отрицательные
числа»
первая
сцена
(задание)
построена
так,
что
ученики
изучая
ее,
интуитивно выходят на правило.
Содержание
математических
задач
может
стать
основой
для
самоизучения
интеллектуальных способностей и свойств характера ученика, его особенностей. Именно
понимание
особенностей
учащихся
дает
возможность
мотивировать
деятельность
конкретного ученика, учесть его познавательный стиль. Поэтому большую роль следует
отвести «открытым» заданиям, где ученик может проявить свой познавательный стиль,
интуицию. Приведем пример одного из таких заданий
Игра в телезнакомство
Вы – телекорресподент и должны познакомить зрителей с мистером Одночленом.
Представьте редактору (учителю) свои вопросы и иллюстрации к передаче.
Даша Р. – Вопросы для Мистера одночлена:
1. Мистер Одночлен, кто Вас придумал ? 2. Как давно вы существуете ?
3. Существуют ли подобные Вам одночлены ?
4. Как выглядит Ваш стандартный вид ?
5. Как Вы приводите себя в стандартный вид ?
6. Правда ли, что Ваш коэффициент существует только тогда, когда Вы в стандартном виде ?
7. Можно ли найти Ваше числовое значение ?
8. Встретимся ли мы с Вами в дальнейшем ?
Ващенко Северск
Ирина Ильинична Томской области
5
Творчество
является
основой
развития
культуры
и
общества.
Понятно
стремление
нашего общества к эффективному образованию. Основная цель преподавания, математики в
частности, состоит не в том, чтобы дать ученику как можно больше конкретных знаний,
новых понятий, теорем. Качество знаний учеников зависит от того, насколько заинтересован
учащийся в большом объеме активной самостоятельной работы по творческому изучению
нового материала.
Ващенко Северск
Ирина Ильинична Томской области
6