Автор: Коваль Нина Ильинична
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №20
Населённый пункт: город Армавир
Наименование материала: статья
Тема: "Ознакомление детей дошкольного возраста с историей русского народа"
Раздел: дошкольное образование
Ознакомление детей дошкольного возраста с историей русского народа.
История России, русского народа обширна и многогранна. В дошкольном
возрасте дети еще не обладают тем запасом знаний, чтобы знакомиться с
историей в полном объеме, но небольшие рассказы о быте наших предков
помогут вызвать интерес к истории русского народа в будущем.
Беседа «Русская печь».
- Ребята, помните, мы читали русскую народную сказку «По щучьему
веленью»? В этой сказке Емеля поехал к царю на печи. А в другой русской
народной сказке «Сивка – бурка» Иванушка лежал на печи, а в сказке «Гуси –
лебеди» девочка пекла в печи пирожки и пряталась в ней с братом от погони.
Что же это за печь, в которой можно готовить и на которой можно лежать? Я
вам сейчас расскажу.
У каждого народа свой очаг, отражающий уклад жизни, традиции,
особенности приготовления пищи. Однако ни один из них не идет ни в какое
сравнение с духовой, или, как ее чаще называют, русской, печью – этим
славянским шедевром.
Каково же было устройство русской печи? Выложить хорошую печь всегда
считалось делом не простым. Вначале делалось опечье с подпечьем –
основание печи. В подпечье хранились кочерга, ухваты, цапальник для
сковородок. Затем из кирпича выкладывали подошву печи – под. Над подом
сооружали свод, а перед ним шесток с загнеткой. Над шестком располагалась
дымовая труба. За печкой делали низкий выступ, называемый лежанкой.
Печь занимала довольно значительное место в доме, она была важным
декоративным элементом в интерьере жилища. Размеры печи, ее отделка
являлись своеобразной визитной карточкой ее хозяев. В небогатых домах
печь просто белили и украшали незатейливыми рисунками. Печи богатых
горожан и купечества украшались цветными изразцами с изображением
бытовых сценок. Часто на изразцах были написаны народные пословицы:
«Чай пить – не дрова рубить», «Сижу у печи – да слушаю чужие речи»,
«Корми деда на печи и сама будешь там»… .
Русская печь в доме выполняла множество функций: обогревала жилище, в
ней пекли хлеб, готовили еду, варили квас, сушили одежду, продукты, грели
воду, на ней и спали. А еще, русская печь довольно успешно выполняла роль
бани.
Однако главным назначением русской печи было приготовление пищи.
Горшок с пищей ставили на шесток, поддевали его ухватом и отправляли в
печь. Чтобы «горячий дух» не выходил из печки, ее устье прикрывали
загнеткой. На шестке оставляли горшки с кашей или щами, чтобы пища
упревала, так же шесток использовали для жарки продуктов.
Вкус и аромат кушаний, приготовленных в русской печке просто
превосходный. Весь «секрет» в том, что жар в печи распределяется очень
равномерно, а температура остается постоянной в течение довольно
длительного времени. Кроме того, русская печь устроена так, что посуда с
пищей в ней не имеет прямого контакта с огнем, нагреваясь исключительно
тем «духом», который в ней образуется.
Посуда, использовавшаяся для приготовления пищи в русской печи отвечала
особенностям очага. Керамические горшки и металлические чугуны были
выпуклые и округлые именно потому, что нагрев в печи осуществлялся с
боков, а дно горшка нагревалось очень слабо, поэтому его делали небольших
размеров, да и ухватом поддевать горшок с таким дном гораздо легче.
Конечно, наша жизнь сегодня такова, что русской печке не место в
современном жилище, особенно в городской квартире. Но как же хочется
ощутить ту теплоту и задушевность, которые исходят от русской печи!
Беседа: «Истории о хлебе».
Есть в русском языке слово, которому трудно найти аналоги в языках
других народов. Слово это – хлебосольство. Его произносят обычно, когда
хотят подчеркнуть гостеприимство, радушие при угощении. Хлебосольство
всегда было присуще русскому народу, с ним связаны многие обряды и
поверья, пословицы и поговорки, легенды и сказки. Русские люди верили, что
обласканный в доме гость не сделает хозяевам плохого.
В старину о хлебосольном хозяине говорили: «Дом как чаша полная – хлеб
– соль со стола не сходит». В знак благодарности за сердечное угощение
часто говорили: «Хлебом – солью довольны – глаза не глядят».
Хлеб и соль сопровождали все радостные и горестные события, которые
происходили в жизни русских людей. Хлебом и солью встречали самых
именитых людей и молодых в день свадьбы, хлебом потчевали роженицу, им
в первую очередь запасались, когда отправлялись в дольнюю дорогу. По
умению испечь хлеб определяли домовитость хозяйки. Наши предки верили в
святость хлеба. Они, например, считали, что человек, уронивший кусок
хлеба, должен, подняв его, обязательно поцеловать. Согласно другому
поверью, все куски и крошки хлеба, которые человек выбрасывает, за ним
подбирает черт.
Хлеб всегда считался богатством Руси. В стародавние времена хлебом на
Руси называли не только печеный хлеб, но и зерно. Хлебные злаки славяне
употребляли в пищу либо в виде размоченных и поджаренных зерен, либо в
виде муки, из которой на воде или молоке варили кашу, либо в виде
собственно хлеба, который выпекался на раскаленных камнях, а позднее в
печи.
Основными зерновыми культурами на Руси издавна считаются пшеница,
рожь, ячмень, просо, овес. Рожь русские узнали гораздо позже, чем пшеницу,
но со временем, в повседневной жизни ели в основном ржаной хлеб.
Процедура выпечки хлеба была трудная и довольно сложная, поэтому
пекли его один или два раза в неделю. Равномерный жар в русской печи
способствовал хорошему пропеканию хлеба. Для того, чтобы определить,
готов ли хлеб, булку вынимали из печи и, взяв в левую руку, постукивали
снизу. Хорошо пропеченный хлеб должен был звенеть, как бубен.
Женщина, которая пекла хлеб, пользовалось в семье особым уважением, а
хозяйка, которая пекла хлеб лучше других, считалась самой домовитой.
В городах были пекарни, в которых выпекались различные виды хлебов. К
труду пекарей относились с почтением и уважением.
Процесс хлебопечения постоянно совершенствовался, расширялся и
ассортимент различных видов печеных хлебов. Разнообразны были и
хлебобулочные изделия: калачи, бублики, баранки, крендели и пряники.
Особой любовью на Руси всегда пользовались калачи. Появились они очень
давно и уже в древнерусском быту играли немаловажную роль. Калач был к
месту на будничном столе рядового горожанина и на пышных пиршествах
царей. Царь, например, посылал калачи особам, имевшим высокое духовное
звание в знак особого расположения. Калачами одаривали простых людей по
большим праздникам. Для простых людей калачи были только лакомством в
праздничные дни. От этого и поговорка «Калачом не заманишь», то есть
самым редким куском.
Изделия из теста играли важную роль и в качестве ритуальной еды. Так,
блины сопровождали русскую масленицу – проводы зимы.
Непременным кушаньем пасхального стола был кулич, или, как его раньше
называли, хлеб пасочен.
Прилет первых птиц ранней весной праздновали тем, что пекли мучных
жаворонков. Глаза у птичек делали из изюминок. При этом каждая хозяйка
выпекала птичек по собственному рисунку. Очень нравились такие булочки
детям.
В крещенские праздники пекли кресты из кислого теста.
Русские ритуальные кушанья немыслимы бес пирогов. Особенно это
касается семейных праздников.
В дохристианские времена пекли ритуальный хлеб – каравай. Каравай
символизировал плодородие и жизнь и служил, в частности, важным
элементом свадебного стола.
«Хлеб да соль!» - говорили в старину, желая приятного аппетита.
Жаль, что мы не можем попробовать хлеб, такой же, как сто лет назад.
Беседа «Из истории каши».
На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в питании народа,
являясь одним из основных блюд как бедных, так и богатых людей. Отсюда и
русская пословица «Каша – мать наша».
Каша как самое распространенное блюдо использовалось в качестве
обрядового кушанья. Ее, например, варили на свадьбах и кормили ею
молодых.
Кашу варили и при заключении мирного договора между враждующими
сторонами. В знак союза и дружбы бывшие противники садились за один
стол и ели эту кашу. Если же сторонам не удавалось достигнуть соглашения о
мире, говорили «С ним каши не сваришь».
Без каши на Руси не обходились также рождественские праздники, родины,
крестины, похороны и многие другие события в жизни народа.
На васильев день, перед Новым годом, во многих русских губерниях
готовили кашу с соблюдением определенного ритуала. Происходило это
примерно так. Варили кашу «до света». Крупу из амбара ночью приносила
старшая в доме женщина, а воду из реки или колодца – старший из мужчин.
И воду и крупу ставили на стол, и упаси бог кому – либо до них дотронуться,
пока не истопится печь. Но вот печь истоплена, все семейство садится за
стол, и старшая женщина начинает размешивать крупу, приговаривая: «Сеяли
, растили гречу во все лето; уродилась наша греча и крупна и румяна; звали -
позывали гречу в Царьград со князьями, с боярами, с честным овсом,
золотым ячменем; ждали гречу, дожидали у каменных врат; встречали гречу
князья и бояре, сажали гречу за дубовый стол пировать; приехала греча к нам
гостевать». Вероятно, если каша варилась из другой крупы, ей тоже
воздавалась хвала. Но гречиха всегда пользовалась у русского народа особым
уважением. Не случайно ее называли княгиней.
После этого причитания все встают из – за стола, и хозяйка с поклоном
ставит горшок с кашей в печь. Затем семейство снова садится за стол и ждет,
когда каша сварится.
Наконец она готова, и здесь наступает ответственный момент. Со словами
«Милости просим к нам во двор со своим добром» женщина вынимает кашу
из печи и перво – наперво осматривает горшок, в котором она варилась. Нет
большего несчастья для семьи, чем если каша вылезет из горшка, или того
хуже, горшок окажется с трещиной. Тогда открывай ворота для грядущих бед.
Но, если каша получилась красная, хорошо разваренная – быть семье
счастливой в новом году, с хорошим урожаем.
Существовало великое множество способов гадания на каше. Чаще всего
объектом гадания был будущий урожай.
Каша занимала почетное место на столе и на празднествах по случаю
окончания жатвы.
Любая коллективная работа: будь то жатва или строительство дома не
обходилось без артельной каши. Иногда и саму артель называли «кашей».
Говорили: «Мы с ним из одной каши».
В сказке А. С. Пушкина «Сказка о попе и о работнике его Балде» поп
кормил Балду вареной полбой. Что же это такое? Полбой на Руси называли
колосовое растение, нечто среднее между пшеницей и ячменем. Каша из
полбы считалась грубой, но питательной, поэтому предназначалась главным
образом для беднейших слоёв населения.
Существует множество различных круп, из которых варят кашу, но самой
почитаемой считается гречка. Каша из гречки очень полезна, так как
содержит много белка, который хорошо усваивается организмом, углеводы,
минеральные вещества, витамины. По питательности гречке не уступают
пшено, толокно, овсяная крупа.
Каша заряжает наш организм энергией, поэтому на завтрак лучше есть
кашу.
Пословицы и поговорки о каше:
- Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.
- Овсяная каша хвалилась, что с коровьим маслом родилась.
- В родной семье и каша гуще.
- Хороша кашка, да мала чашка.
- Не наша еда орехи, а наша – каша.