Автор: Кудрякова Елена Федоровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №1 "Рябинка"
Населённый пункт: г. Нефтеюганск ХМАО Тюменская обл.
Наименование материала: конспект активного занятия с родителями
Тема: "Имя моего ребёнка"
Раздел: дошкольное образование
Активное занятие с родителями
второй младшей группы №1.
Ресурсный круг «Имя моего ребёнка».
Задачи:
1.Познакомить родителей с программой «Истоки» и «воспитание на
социокультурном опыте» для дошкольного образования. Представить
комплект книг для развития детей 3-4 лет («Доброе слово», «добрый мир»,
«Добрая книга»).
2Научить родителей работать с этой книгой дома с детьми.
3.Создать условия для развития мотивации на взаимодействие взрослых и
детей. Развивать мотивацию у родителей к взаимодействию в группе.
4. Формировать традиции душеполезного семейного чтения.
5. Включить в процесс общения в ресурсном кругу родителей.
6. Присоединение родителей к отечественным традициям имянаречения.
7.Актализировать опыт родителей по сохранению и передаче традиций имянаречения.
Развитие единого контекста в группе. Прочувствовать значимость выбора имени
ребёнка в семье.
Примерный план:
1. Подготовительный этап.
Знакомство с книгой "Доброе слово".
Чтение родителями "Слова к родителям"книги для развития детей3- лет
"Доброе слово" (стр.3), знакомство с содержанием книги.
Рассказ воспитателя об отечественных традициях имянаречения.
2.Основной этап.
Работа в круге. Беседа с родителями о семейных традициях имянаречения.
-Работа с книгой"Доброе слово".
-Работа с пословицами.
-Беседа с родителями о семейных традициях имя наречения.
3.Заключительныйэтап. Рефлексия.
Материал для занятия: презентация "Имя моего ребёнка", мягкий мяч
небольшого размера ; книга для развития детей 3-4 лет "Доброе слово",
1.Подготовительный этап.
Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас
оспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас
на нашей встрече, посвящённой теме " Имя моего ребёнка"
Наш детский сад работает по программе "Истоки". Одна из главных задач
программы – организовать взаимодействие между родителями и детьми.
Программа «Истоки» направлена на присоединение детей к базовым
духовным , нравственным и социокультурным ценностям России.
Для освоения программы «Истоки» разработано комплект книг: состоит из
17 книг. Из них три книги для развития детей 3-4лет: «Доброе слово»,
«Добрый мир», «Добрая книга».
Книга «Доброе слово» является первой из комплекта, работа по данной
книге поможет взрослым и детям освоить и осмыслить социокультурную
категорию «Слово». Книга «Доброе слово» направлена на приучение
ребёнка к добру и укрепление его в добре, которое происходит через доброе
слово и доброе дело.
В первую часть «Доброе слово» помещён литературный материал для
проведения занятия с детьми на тему «Любимое имя» (стр.16-18). В
песенках, потешках и хороводных играх проговаривается имена детей,
употребляемые в ласкательной форме. Рекомендуется разучить их с детьми
для использования в совместной и самостоятельной деятельности (на
занятиях, в играх, праздниках и развлечениях, а также в кругу семьи ).
Сообщение на тему: «Отечественные традиции имянаречения».
Красоту имён, как и всякую красоту, люди воспринимают по-разному,
недаром на этот счёт сложены поговорки. Тут играют роль разнообразные
обстоятельства: возраст выбирающего имя; (как правило, у людей разных
поколений вкусы не совпадают), место жительства, начитанность,
эстетическое воспитание и т. д. Говоря о красоте имён нельзя не вспомнить о
так называемой моде на имена. С модой на одни имена неизбежно
отвергается другие.
В России у проваславных существовал целый ряд традиций, связанных с
имянаречением. Имя выбирали по святцам : или в какой день родится дитя ,
или в какой крестится, или в промежутки, или дня в три по крещении.
Считалось, что в этом случае дело будет без всяких человеческих
соображений, а как Бог даст: ибо дни рождения в руках Божьих. Таким
образом, чаще всего ребёнка называли в честь определённого святого,
которого избирали заранее и молились ему ещё до появления чада. Тогда
именины отмечались в день памяти этого угодника Божия , а если память
праздновалась несколько раз в году – то в день, ближайший ко дню
рождения.
Т.о. , человек получал имя от Церкви , при Крещении, и выбиралось оно не
произвольно . а по одному из нескольких правил.
Святые , имена которых носят люди, принято называть их ангелами, а день
именин - днём ангела. Имена святых указывают на обязанность чтить и
любить их, просить их молитв и подражать примеру их жизни. Знание жизни
и подвигов святых помогают в выборе имени. Поэтому родители
новорождённого через жития молитвенного обращения к ним ближе
знакомятся с теми, в честь кого предполагают назвать своего ребёнка,-тогда
имя им подсказывает сердце.
Обряд имя наречения очень важен у мусульман. В исламе
имя просто так не
даётся - учитывается и его звучание, и значение, а также религиозные
традиции мусульман. Чаще всего мальчиков называют эпитетами Аллаха, а
девочек - имеющимися в Коране именами. Важно , чтобы они были звучны и
нежны . В исламе мальчик получает своё имя в процессе ритуала
"обрезания", сценарий которого неизменён, тогда как девочка- в день чтения
Торы, то есть следующей за днём появления её на свет.
2. Основной этап.
Воспитатели и родители сидят в круге.
Воспитатель:- У каждого из вас есть своё имя. С какой традицией
имянаречения оно связано? Первым говорит родитель , сидящий слева от
воспитателя , затем слово передаётся дальше по кругу.
-Почему именно это имя выбрали для своего ребёнка?
Родители высказываются.
Воспитатель: Спасибо за ваши ответы.
3. Рефлексия.
Какие мысли чувства возникли у вас в ходе нашего разговора в круге?
Вы теперь будете думать больше при выборе имени следующему ребёнку?
Чем вам показалось полезным наше сегодняшнее занятие?
Ресурсный круг позволяет родителям прочувствовать значимость
ответственного отношения к выбору имени ребёнка.
-Большое спасибо всем вам.
3. Заключительный этап .
* Как книга поможет вам воспитать у детей уважительное отношение к
имени?
Вашему ребёнку чуть более трёх лет ... Помните ,
как с появлением новорождённого ваша жизнь
приобрела сразу новый и глубокий смысл? С этого
момента вы взяли на себя великую ответственность за
воспитание и развитие Человека. Вы радовались всем
сердцем, когда ваш ребёнок начал произносить
первые слова. Постепенно слово стало соединяться с
действием и делом. Через слово ребёнок начал
открывать и постигать удивительный мир Добра и
Света. Первое слово , которое на всю жизнь вы
подарили вашему ребёнку - его имя. Имя - это как
свет от образа человека. В российской традиции
именем , отечеством и фамилией продолжается род
семьи. При крещении младенец на всю жизнь
получает ангела-хранителя - невидимого покровителя
и заступника. В народе этот день называют имени-
нами. Это большой праздник для всей семьи.