Автор: Юшина Татьяна Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ ДСКВ №40 "Капелька"
Населённый пункт: город Подольск
Наименование материала: проект
Тема: Экспериментально-исследовательский проект "Вода"
Раздел: дошкольное образование
Экспериментально-исследовательский проект «Вода»
Автор : Юшина Татьяна Сергеевна
МДОУ ДСКВ №40 «Капельк».
Город Подольск
Длительность: среднесрочный (февраль-апрель )
Актуальность: Современные дети не так часто имеют возможность близкого
знакомства
с
природой.
А
ведь
общение
с
природой
-
это
основа
экологического и эстетического воспитания, которое в наши дни практически
но всем мире признано интегрированной основой дошкольного образования.
Но даже если взрослые и «выводят» или «вывозят» детей на природу, они не
всегда
могут
правильно
организовать
детскую
деятельность,
поддержать
естественный
познавательный
интерес,
пробудить
эмоции.
А
как
важно
показать хрупкость и красоту первого цветка и листика, помочь испытать
восторг
при
созерцании
переливающейся
на
листке
капельки
росы
и
жемчужной паутины, поддержать восхищение волшебным миром растений в
инее, тумане, сумерках...
Психологи доказали, что даже самые замечательные картины, видеофильмы и
фотографии
не
могут
дать
ребенку
полное
представление
о
природе,
поскольку ему важно воспринимать ее с помощью всех органов чувств:
вдыхать запах луга, слышать пение птиц и шум дождя, трогать шершавые
листики и упругий мох... Вот почему так важно объединить наблюдения в
природе, экспериментирование, изобразительную, речевую, литературную,
театрализованную и музыкальную деятельность.
В качестве основного вида ориентировочно-поисковой деятельности детей
Н.Н. Поддьяков выделил деятельность ЭКСПЕРИМЕНТИРОВНИЯ –истинно
детскую
деятельность,
которая
ведёт
ребёнка
на
протяжении
всего
дошкольного возраст, начиная с младенчества.
Цель: разъяснить важность и ценность воды как природному ресурсу.
Задачи: формировать устойчивый интерес к объектам неживой природы и
навыков проведения наблюдений за ними; формировать устойчивый интерес
к объектам неживой природы и навыков проведения наблюдений за ними:
научить воспринимать и понимать роль животных, растений в поддержании
чистоты водоёмов и необходимости их охраны.
Реализация проекта
1 ЧАСТЬ
Тема «Какой бывает вода»
(февраль-март)
Задачи:
Познакомить детей с некоторыми свойствами воды.
Материалы и оборудование:
стаканчики с водой, молоко, ложечки, соломинки для коктейля, песок,
сахарный песок, соль, камешки, горячая вода, зеркало, акварельные краски.
Экспериментирование
Опыт 1
Рассматривание льда
Вывод: вода не имеет формы, а
принимает форму того сосуда, в
который её наливают.
Опыт 2
Определение запаха
чистой воды
Вывод: у воды нет запаха.
Опыт 3
Определение степени
растворимости веществ в
оде (песок, сахарный
песок, соль, мелкие
камешки)
Вывод: одни вещества растворяются
в воде, а другие нет.
Опыт 4
Растворение акварельных
красок в воде.
Вывод: «аква»-вода, значит
акварельные краски легко
растворяются в воде.
Опыт 5
Образование пара (пар-
это тоже вода)
Вывод: пар-это вода, но в другом
состоянии.
Опыт 6
Определение
впитываемости воды в
материалы
Вывод : губка и салфетка могут
впитывать воду.
Опыт 7
Влияние воды на почву.
Вывод: земля может впитывать воду.
Опыт 8
Какие материалы могут
плавать на поверхности
воды?
Вывод: плавают и не намокают
только деревянные, пластиковые
предметы.
Опыт 9
Определение уровня
прозрачности воды
( определяем опустив
ложечку в стакан с чистой
водой и в стакан с
молоком)
Вывод: вода прозрачная, а молоко
нет.
Наблюдения
1
Рассматривание аквариумного песка.
2
Как растворяется сахар в чае?
3
Разница в цвете воды из аквариума и из -под крана
4
Растворение краски в воде
5
Звуки воды при кипении
6
Как бежит вода в реке, фонтане.
7
Звук дождя
8
Как изображают воду на картинах
9
Как описывают воду в стихах
Чтение литературы
Б. Заходер « О сахаре»
Стихи о речках, морях, кораблях.
Беседы
1
Что было бы, если бы речная вода была непрозрачной?
2
Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а
сахарный песок?
3
Как очищают воду.
4
Мусор и водоёмы
5
Когда можно купаться?
Художественное творчество:
«Вода зимой»
«Парусник»
Привлечение родителей:
Домашний эксперимент по образованию пара и льда.
Совместная творческая работа (рисунки ) « Вода зимой»
Привлечение педагогов дополнительного образования:
оформление стенда «Вода-волшебница»
2 ЧАСТЬ
Тема : « Такая разная вода»
(февраль-март –апрель)
Задачи: познакомить детей с некоторыми природными явлениями, с
различными состояниями воды в природе, научить видеть красоту воды.
СНЕГ и ЛЁД
Беседы
1
Что такое снег?
2
Много ли у нас выпадает снега?
3
Откуда взялась вода? Ведь был снег!
Наблюдения
1
Какого цвета снег.
2
Когда снег лучше всего лепится.
3
В какую погоду снег хрустит под ногами?
Чтение литературы:
Загадки В. Шипуновой о зиме и зимних явлениях в природе.
Художественное творчество:
Лепка снеговиков
Рисование снежинок
Снежинки из бумаги и салфеток
Привлечение родителей:
Домашнее экспериментирование «Таяние снега и льда в тепле»
Снеговик из подручных материалов.
ДОЖДЬ
Игровая деятельность
1
«Идёт дождь»
2
«Чего не бывает»
Наблюдения и экспериментирования
1
Как капли падают на землю (Н)
2
Весёлый дождь или грустный? (Н)
3
Как рождается дождь? (Э)
4
Дождемер (Э)
Музыкальная деятельность:
Прослушивание произведений, где музыка напоминает дождь.
Чтение литературы:
Юрий Кушак «Дождь»
Рената муха «Дождь»
Вадим Левин «Гром стреляет…»
Наталья Хрущёва « Тучи»
Художественное творчество:
Выставка рисунком «Летний дождь»
Привлечение родителей:
Выставка рисунков «Летний дождь»
Привлечение специалистов:
Постановка танца «Капельки»