Напоминание

"Реферат по недоразвитию речи"


Автор: Власова Алла Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ Нововоронежский детский сад №7
Населённый пункт: город Нововоронеж Воронежская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Реферат по недоразвитию речи"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Реферат по недоразвитию речи

Общее

недоразвитие

речи

системное

нарушение,

которое

характеризуется

нарушениями

звукопроизношения,

фонематического

восприятия, слоговой структуры, звуконаполняемости слов, грамматического

строя речи. У детей этой группы плохо развит словарный запас, страдает

связная

речь;

наблюдаются

отклонения

в

общей

и

артикуляционной

моторики.

Речевой дефект отрицательно влияет на развитие нервно-психической и

познавательной деятельности, поэтому часто у детей с нарушением речи

наблюдается

задержка

темпа

психического

развития,

что

проявляется

в

незрелости высших психических функций.

Вряд ли найдётся педагог с более или менее продолжительным стажем,

которому не приходилось бы иметь дело с детьми, страдающими теми или

иными дефектами речи. Наш детский сад, в том числе и я, не можем пройти

безучастно мимо этого явления. Это наша обязанность воспитать у детей

здоровую, фонетически правильную, благозвучную речь.

У детей с нарушением речи травмируется психика, постоянное чувство

огорчения.

Чем

раньше

начать

исправление

речи,

тем

быстрее

будет

достигнут успех и тем он будет прочнее, так как чем моложе организм, тем

легче нервные пути могут быть переключены. Поэтому в борьбе с дефектами

речи

должны

быть

обязательно

мобилизованы

дошкольные

работники,

логопедические

специалисты,

максимальная

помощь

родителей

и

воспитателя.

Дошкольные учреждения и группы для детей с нарушениями речи

являются первой ступенью непрерывного образования и входят как составная

часть

в

систему

общественного

дошкольного

воспитания.

Специальным

детским садам для детей с нарушениями речи принадлежит ведущая роль в

воспитании и развития таких детей, в коррекции и компенсации их дефекта, в

подготовке к школе.

Коррекционная работа по воспитанию и обучению дошкольников с

недостатками

речи

включает

ежедневное

проведение

фронтальных

и

индивидуальных

занятий,

осуществление

преемственности

в

работе

логопеда, воспитателя и музыкального руководителя.

Компенсация речевого недоразвития ребёнка, его социальная адаптация

и подготовка к дальнейшему обучению в школе диктуют необходимость

овладения

теми

же

видами

деятельности,

которые

предусмотрены

программой массового детского сада.

Я, как воспитатель, обращаю особое внимание на развитие восприятия

и мотивацию доступных форм словесно-логического мышления.

Особое внимание уделяю развитию познавательных интересов детей.

При

этом

учитывается

своеобразное

отставание

в

формировании

познавательной

активности,

которое

складывается

у

детей

под

влиянием

речевого

дефекта,

суждения

контактов

с

окружающими,

неправильных

приёмов семейного воспитания и других причин.

1

В

задачу

воспитателя

входит

также

создание

доброжелательной

обстановки в детском коллективе, укрепление веры детей в собственные

возможности, сглаживание отрицательных переживаний, связанных с речевой

неполноценностью,

формирование

интереса

к

занятиям.

Реализация

указанных

задач

возможна

на

основе

хороших

знаний

возрастных

и

индивидуальных психофизиологических особенностей детей.

Стараюсь разбираться в различных негативных проявлениях поведения

ребёнка,

вовремя

замечать

признаки

повышенной

нервозно сти,

конфликтности, или, напротив, повышенной утомляемости, истощаемости,

пассивности и вялости. Правильно организованное психолого-педагогическое

воздействие

воспитателя

в

значительном

большинстве

случаев

предупреждает появление стойких нежелательных отклонений в поведении,

формирует в группе коллективные, социально приемлемые отношения.

Моя работа, как воспитателя по развитию речи во многих случаях

предшествует

логопедическим

занятиям,

обеспечивая

необходимую

познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений.

В

других

случаях

я

сосредотачиваю

своё

внимание

на

закреплении

результатов, достигнутых на логопедических занятиях.

В

задачу

воспитателя

также

входит

повседневное

наблюдение

за

состоянием речевой деятельности детей в каждом периоде коррекционного

процесса, контроль за речевой активностью, за правильным использованием

поставленных

или

исправленных

звуков,

отработанных

грамматических

форм и т.п.

Воспитание у детей интереса к занятиям по развитию речи имеет

особое значение.

Собственно речевым навыкам предшествуют практические действия с

предметами,

самостоятельное

учение

в

различных

видах

деятельности,

активное наблюдение за жизненными явлениями. Поэтому каждая новая тема

начинается

с

экскурсии,

рассматривание,

беседы

по

картинке

и

т.п.

Необходимым

элементом

при

изучении

каждой

новой

темы

являются

упражнения на развитие логического мышления, внимания, памяти. Широко

используются

сравнение

предметов,

выделение

ведущих

признаков,

группировка по ситуации, по назначению, по признакам и т.д., выполнение

заданий

по

классификации

предметов,

действий,

признаков

помощью

картинок).

Формирование

лексического

запаса

и

грамматического

строя

на

занятиях осуществляю поэтапно:

а) дети знакомятся непосредственно с изучаемым явлением;

б)

с

помощью

правильного

образца

речи

воспитателя

они

учатся

понимать словесные обозначения этих явлений;

в) воспитатель организует речевую практику детей в процессе которой

закрепляются эти словесные обозначения словесной речи.

2

Первоначально ведущими являются такие виды, как рассказывание и

чтение

воспитателя,

рассматривание

картин

и

беседы

по

вопросам,

повторение

рассказов-описаний,

составленных

воспитателями,

виды

дидактических игр. Особое внимание уделяется обучению детей умению

точно отвечать на поставленный вопрос (одним словом или полным ответом).

При изучении каждой темы намечается совместно с логопедом тот

словарный минимум (предметный, глагольный, словарь признаков), который

дети должны усвоить в импрессивной и экспрессивной речи, должен быть

значительно шире, чем для активного использования в речи. Необходимо

также уточнить с логопедом, какие типы предложений должны преобладать в

речи детей в соответствующий период обучения.

Дети нарушениями речи часто ослаблены, физически невыносливы,

быстро утомляются. Многие с трудом выдерживают длительные пребывания

в коллективе. Для детей с дизартричечкими нарушениями речи характерны

скованность, плохая переключаемость различных действий. Отрицательно

сказывается на здоровье детей и то, что немало времени они проводят в

сидячем положении. В связи с этим уделяю серьёзное внимание тем видам

работы, которые помогли бы детям закрепить моторные навыки, догнать

своих

сверстников

по

физическому

развитию.

Лучшее

средство

от

гиподинамии - подвижная игра.

Подвижные игры, которые являются составной частью физкультурных,

музыкальных занятий, могут быть проведены на праздничных утренниках, в

часы развлечений, на прогулке.

Игры с движениями сочетаю с другими видами деятельности детей.

Подвижная игра с её выраженным эмоциональным характером – одно из

самых любимых занятий воспитанников. Подбор игры осуществляю с учётом

возможности ребёнка (как физических так и речевых).

Характер

подвижной

игры

и

её

содержания

должны

быть

разнообразны. Это может быть сюжетная игра типа «Поезд», «Самолёт»,

может

проходить

по

типу

игр-

инсценировок

(

«Теремок»).

Возможно

проведение подвижных бессюжетных игр, упражнений, игр с предметами (с

мячом,

бубном,

прыгалками).

Эти

игры

дают

возможность

отработать

с

ребёнком наиболее простые движения (ходьба, бег, прыжки на двух ногах,

ребёнок

учится

целенаправленно

катать

мяч,

ловить,

бросать

сначала

большой мяч, потом маленький и т.п.), и постепенно подготовить его к

овладению более сложными комбинированными движениями. Подвижные

игры.

Нормализуя

моторную

функцию

ребёнка,

помогают

решить

и

ряд

других

коррекционно

-

воспитательных

задач:

повышают

активность,

развивают подражательность, формируют игровые навыки, совершенствуют

компоненты речи, поощряют творческую активность детей.

В подготовительных группах для детей с общем недоразвитием речи

(второй год обучения), как правило, находятся дети, успешно усвоившие

программу старшей группы, но имеющие ещё определённое отставание как в

3

развитии языковых средств так и в их использовании в повседневном речевом

общении.

У детей 7 года жизни отмечается в целом возросший уровень навыков.

Однако их речь в полном объёме ещё не соответствует норме. Они адекватно

отвечают на вопросы, могут сами составить несложный рассказ по картине,

пересказать

простой

текст,

рассказать

о

хорошо

известных

интересных

событиях, т.е. построить все высказывание в пределах близкой им темы.

Анализ их речевой продукции позволяет говорить о том, что объём

обиходного словаря приближается к невысокой норме. Отмечается тенденция

роста количества слов, появление однородных членов, входящих в структуру

распространённого предложения. Стремление детей пользоваться разными

типами предложений является показателем возросшей речевой активности, а

также желанием в своих высказываниях отразить более сложные связи и

отношения объективной деятельности.

Однако,

при

изменении

условий

коммуникации,

расширение,

самостоятельности

речевого

общения

возникает

ряд

специфических

трудностей. Это говорит о том, что дети не достигли того уровня, который

свойственен их сверстникам с нормальной речью.

На

фоне

развёрнутой

речи

отмечаются

отдельные

отклонения

в

развитии

каждого

из

компонентов

речевой

системы.

В

речи

детей

присутствуют

элементы

ситуативности,

затруднения

в

использовании

вариантов

сложных

предложений,

особенно

заметные

при

составлении

рассказов по картине и в спонтанных высказываниях. Простые предложения

в самостоятельных рассказах этих детей не редко состоят из подлежащего,

сказуемого, дополнения, что связано с недостаточностью в их лексическом

запасе прилагательных, числительных, наречий, причастий, деепричастий.

Зачастую у них наблюдаются однообразие и нечётность в управлении слов

содержащих обобщения, оттенки значений, названия явлений природы, а

также абстрактные понятия.

Ограниченность

речевых

средств

наиболее

ярко

проявляется

при

выполнении заданий, связанных со словоизменением и словообразованием.

Анализ речевой деятельности детей позволяет считать, что словарный запас

недостаточно

точен

по

способу

употребления.

В

нём

наблюдаются,

в

основном, слова, обозначающие конкретные предметы и действия, мало слов,

обозначающих отвлечённые и обобщённые понятия. Это приводит к тому, что

лексический

запас

характеризовался

стереотипностью,

частым

употреблением одних и тех же слов. Большие трудности дети испытывают

при подборе синонимов, однокоренных слов. Метафоры и сравнения, слова с

переносным значением часто совсем недоступны для их понимания.

В активной речи правильно употребляются лишь простые и хорошо

отработанные

ранее

предлоги

(в,

на,

под).

Ограниченность

речевого

общения,

в

отставании

в

развитии

познавательной

деятельности

не

позволили детям самостоятельно овладеть более сложными предлогами (из-

4

под, из-за, между, над). Отсюда появляются ошибки на замену и смешение

предлогов. Например: Мячик выкатился из шкафа. Лампа висит на столе.

Данные

обследования

свидетельствуют,

что

дети

в

простых

сочетаниях

правильно согласуют прилагательные с существительными.

Работая

над

развитием

речи

детей,

я

пользуюсь

имеющимися

в

дошкольной

методической

литературе

рекомендациями,

в

то

же

время

постоянно

учитываю

особенности

речевого

развития

и

психической

деятельности детей.

Коррекционное

обучение

предусматривает

при

определении

цели

занятия, указать какую именно речевую работу предполагаю провести на

данном занятии. Это может быть уточнение, обогащение или активизация

словаря, формирование грамматического строя речи (особенно работа над

предложением), развитие связной речи.

В

нашей

логопедической

группе

основное

внимание

уделяю

коррекционным вопросам. Но полноценное формирование личности ребёнка

не может состояться без всестороннего развития. Педагогический коллектив

совместно

с

родителями,

руководитель

учреждения,

врач,

воспитатели,

логопеды,

психолог

и

методист,

инструктор

по

физической

культуре,

музыкальный руководитель и преподаватель живописи работают как единая

команда.

Это

позволяет

посмотреть

на

ребёнка

с

разных

сторон,

лучше

оценить его возможности и выявить проблемы.

5



В раздел образования