Автор: Романович Анна Андриановна
Должность: тренер-преподаватель по волейболу
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Майкопская районная детско-юношеская спортивная школа "Олимп"
Населённый пункт: Республика Адыгея, Майкопский район, п.Тульский
Наименование материала: статья
Тема: "Обучение технике нападающего удара детей 11-12 лет".
Раздел: дополнительное образование
Обучение технике нападающего удара детей 11-12 лет.
На начальном этапе работы задача состоит в том, чтобы дети овладели
основами техники прямого нападающего удара («по ходу»). С самого начала
обучения
нападающим
ударам
необходимо
стремиться
к
воспитанию
«равноруких» нападающих. Надо систематически развивать слабейшую руку.
Все упражнения занимающиеся должны выполнять и правой и левой рукой.
Однако
преимущество
во
времени,
отводимом
на
упражнения,
все
же
остается за сильнейшей рукой. Вначале способ удара изучается сильнейшей,
затем слабейшей рукой.
При выполнении прямого нападающего удара в последнем шаге разбега
правая нога выносится вперед с опорой на пятку, одновременно с этим руки
отводятся для замаха назад. Затем игрок приставляет левую ногу к правой и,
делая маховое движение руками, производит отталкивание. При замахе игрок
прогибается в пояснице, рука, согнутая в локте, отводится назад за голову,
после чего туловище выпрямляется, а рука приближается к мячу. Предплечье
и
кисть
при
этом
отстают.
В
момент
удара
рука
выпрямляется,
кисть
сгибается максимально быстро, игрок прогибается в пояснице. После удара
рука продолжает движение вниз, и игрок приземляется на площадку.
Самое сложное в этом техническом приеме состоит в том, что игрок должен
очень
точно
рассчитать
свои
действия
в
соответствии
с
высотой
и
направлением
полета
мяча
и
произвести
удар
по
мячу
в
высшей
точке
прыжка. Большинство ошибок при изучении нападающего удара происходит
от
неумения
занимающихся
своевременно
выйти
на
мяч,
игрок
прыгает
слишком
рано
или
запаздывает
с
прыжком,
в
результате
неточно
рассчитанного
прыжка
для
удара
мяч
оказывается
сзади
игрока,
далеко
впереди или в стороне от него. Такие недостатки затрудняют
овладение
правильным движением при ударе по мячу и надолго затягивают процесс
формирования
двигательного
навыка.
Вот
почему
при
обучении
нападающему
удару
так
велика
роль
специальных
упражнений
(подготовительных и подводящих).
Большое
значение
имеют
упражнения
для
развития
прыгучести.
Непосредственно перед изучением нападающего удара и в самом процессе
изучения техники применяются следующие подготовительные упражнения.
1.Бросок набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками в прыжке (в
парах), с места и с разбега в 2-3 шага.
2.Бросок набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками через сетку
(высота 1,80 – 1,90 м) в прыжке, разбег, как для нападающего удара.
3.Метание
теннисного
(или
хоккейного)
мяча
через
сетку
в
прыжке.
Упражнение сначала выполняется с места, затем с разбега. Техника разбега,
как при нападающем ударе. Метать мяч надо и правой и левой рукой. Тренеру
необходимо следить за тем, чтобы дети при метании разгибали руку вверх и
направляли мяч по ходу разбега, слегка поворачивая кисть вправо. Надо
устранять также частую при этом ошибку – метание согнутой рукой влево.
4.Подбрасывание
теннисного
мяча
перед
собой
вверх,
удар
по
мячу
(выполняется в прыжке).
Подводящие упражнения для нападающего удара можно разделить на две
группы.
Одни
из
них
помогают
учащимся
овладеть
основной
фазой
–
ударным
движением,
другие
направлены
на
то,
чтобы
дети
научились
согласовывать прыжок с направлением и высотой полета мяча.
Особое место занимают упражнения с держателями мяча и с мячом,
укрепленным на амортизаторах. Держатели мяча дают возможность создавать
условия для правильного выполнения удара по мячу, и тем самым с первых
же
попыток
у
занимающихся
создается
правильное
представление
о
характере движения и устраняются условия для появления ошибок, о которых
говорилось ранее.
1.Подбрасывание теннисного мяча вверх и нападающий удар через сетку в
прыжке (высота сетки 1,80 – 1,90 м).
2.Прямой нападающий удар по мячу, установленному в держателе. Вначале
выполняется
на
пониженной
сетке.
Надо
следить
за
тем,
чтобы
дети
правильно производили разбег, не прыгали вперед, не касались сетки и чтобы
при ударе мяч летел в направлении разбега нападающего.
3.Прямой нападающий удар по мячу, который партнер подбрасывает руками
или посылает передачей с собственного подбрасывания.
4.Нападающие
удары
с
места
и
с
разбега
по
мячу,
укрепленному
на
амортизаторах.
Упражнение
ценно
тем,
что
оно
позволяет
одновременно
совершенствовать технику нападающего улара и развивает прыгучесть.
5.Нападающие удары у стены, футбольной сетки, стоя на месте и в прыжке.
К
тому
времени,
как
выполнять
приводимые
ниже
упражнения,
занимающиеся должны овладеть точной второй передачей из зоны 3 в зоны 4
и 2 и из зоны 2 в зону 3. Основная задача упражнений по технике в возрасте
11 – 12 лет состоит в том, чтобы дети овладели основами техники прямого
нападающего удара и все движения, которые они усвоили при выполнении
подготовительных и подводящих упражнений, могли объединять в целостное
движение прямого нападающего удара через сетку с передачи.
1.Занимающиеся располагаются в колонне по одному в зоне 4. Из зоны 4 мяч
передается в зону 3, из зоны 3 – в зону 4, откуда нападающим ударом мяч
направляется через сетку в правую половину площадки.
2.То
же,
но
нападающий
удар
из
зоны
2
в
левую
половину
площадки,
передача в зону 3 выполняется из зоны 2.
3.Занимающиеся стоят в колонне по одному в зоне 3, один занимающийся – в
зоне 2. Первая передача в зону 2, из зоны 2 для удара в зону 3, нападающий
удар в правую половину площадки (в зоны 6, 5, 4).